Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Предыдущая
Создать дискуссию
Следующая

Программа кружка

Информационная карта
программы «Я – житель планеты Земля!»
Направленность Эколого-биологическая
Вид
образовательной Общеразвивающая
деятельности
Название «Я – житель планеты Земля!»
Программы
Сведения об авторе Лисенкова Нина Ивановна, учитель биологии и химии
Аннотация к Возраст детей 14-16 лет.
программе Программа рассчитана на 1 год.
Цель программы:
формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально-
чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к
окружающей среде.
Задачи: Образовательные:

Сформировать систему эколого-биологических знаний.
Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
Развивать индивидуальные способности детей.
Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать,
синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность,
ориентироваться в задании.
Воспитательные:
Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и
деятельности человека.
Сформировать и сохранять семейные ценности и традиции;
Сформировать чувства патриотизма, гражданственности, духовности,
толерантности.
Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Ожидаемые результаты В результате обучения по программе учащиеся

приобретают определенные знания и умения.
Знать:
Понятия и термины – царства живой природы; виды растительности
родного края; классы животных (на примерах животных родного края);
топонимика; обычаи и традиции; предания и легенды, связанные с миром
природы.
Экологические законы;
Природоохранную деятельность человека.
Уметь:
Правильно употреблять экологические термины;
Наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии,
видео);
Ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека;
Применять правила безопасности труда.
По итогам работы проводится: научно-практическая конференция
Статус программы Примерная


Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой

родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Родины, дорогие сердцу места, близкие душе традиции, обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Перевозской земле.

С целью создания условий, обеспечивающих развитие и реализацию потенциальных возможностей учащихся была организована работа объединения дополнительного

образования «Земляне». Для максимального развития личности учащихся в рамках работы объединения «Земляне» разработана образовательная Программа «Я – житель планеты Земля!» (далее Программа), рассчитанная на детей 14-16 лет, со сроком

реализации 1 год. В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию внеклассной деятельности учащихся девятых - одиннадцатых классов во второй половине дня. Программа ориентирована на формирование общей культуры учащихся, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих

способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Программа по содержательной, тематической направленности является эколого-биологической; по функциональному предназначению –

общеразвивающей; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.

Всего 38 часов.

Настоящая Программа разработана на основе: -Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», -Конвенции о правах ребѐнка от 20.11.1989г., -Конституции РФ от 12.12.1993г.,

-Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения

Перевозского муниципального района Нижегородской области «Средняя школа №2г. Перевоза», -Школьной целевой образовательной программы дополнительного образования

«Учимся вместе»,
-Положения о дополнительном образовании.

В основу разработанной Программы положены следующие принципы:

Системность.
Доступность.

Научность.

Создание развивающей ситуации Занимательность. Сознательность и активность.

Наглядность

Связь теории с практикой Преемственность. Природосообразность

Важно не только обеспечить условия работы объединения дополнительного образования «Земляне», отвечающие возрастным особенностям учащихся, но и активно содействовать приспособлению детей к воздействию различных факторов, развивать и совершенствовать функциональные и психологические возможности, способности к обучению и труду, укреплять здоровье.

С этой целью учащимся и их родителям (законным представителям) было предложены 9 направленностей дополнительного образования:

№ Направленность

1 Социально-педагогическая

2 Эколого-биологическая

3 Спортивно-техническая

4 Естественнонаучная

5 Художественная

6 Военно-патриотическая

7 Научно-техническая

8 Физкультурно-спортивная

9 Туристско-краеведческая



По результатам анкетирования учащимися и их родителями (законными
представителями) была выбрана эколого-биологическая направленность:
Выбор направленностей работы объединения дополнительного образования
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
Туристско- Физкультурно- Научно-техническая Спортивно- Естественнонаучная
краеведческая спортивная техническая
Социально-педагогическая Художественная Эколого-биологическая Военно-патриотическая



Эколого-биологическая - 90 %

Данная направленность имеет свой методический аспект:
Эколого-биологическая направленность.

Эколого-биологическая направленность – развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования. В настоящее время экологическое образование становится значимым в организации системы непрерывного экологического образования и воспитания детей. Эколого - биологическая направленность включает следующие группы программ: основы и

углубленное изучение экологии и биологии родного края (общая экология, современные экологические проблемы, ботаника и др.), прикладные эколого - биологические программы охрана природы, растениеводство и др.).

Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и этно-экологическую исследования. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности обучающихся, охватывает основные направления их развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, география, краеведение, литература, история, ИЗО.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Природа – неиссякаемый источник красоты, тайн и загадок. Она удивительна, разнообразна красками и формами. Природа – настоящий храм красоты, науки, и не случайно музыканты, поэты, художники и конструкторы-изобретатели черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой, не зная прошлого, традиций своих предков. Связь между поколений, гражданственность, патриотизм -это взаимодействие становиться всѐ более актуальным в техногенном мире. Чувства и ум ребенка развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому в настоящее время в педагогике и методике преподавания многих предметов лидирующее место занимает экологическое образование и воспитание. Основа экологического образования и воспитания – изучение местного краеведческого материала и объектов окружающей среды. Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребѐнка средствами природы.

Цель программы: формирование у учащихся на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.

Задачи:

Образовательные:

 Сформировать систему эколого-биологических знаний.
 Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
 Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
 Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Развивающие:

 Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
 Развивать индивидуальные способности детей.
 Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.

 Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

 Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.

 Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.

 Сформировать и сохранять семейные ценности и традиции;

 Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.  Сформировать чувства патриотизма, гражданственности, духовности,
толерантности.
 Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.




Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с учащимися среднего и старшего звена, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования, повысить интерес к изучению родного края, осознать свою значимость в окружающем мире.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников

Программа рассчитана на обучающихся 14 - 16 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Формы и режим занятий

Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера

Формы проведения занятий:

• Экскурсия;

• Экспедиция;
• Работа в архивах;

• Конференции;

• Занятия;
• Работа с документами;

• Исследовательская деятельность.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “ малой родины” - к систематизированному знанию о прошлом и настоящем родном крае.

Ожидаемые результаты и способы их определения.

В результате обучения по программе учащиеся приобретают определенные знания и умения.

Знать:

• понятия и термины – царства живой природы; виды растительности родного

края; классы животных (на примерах животных родного края); топонимика; обычаи и традиции; предания и легенды, связанные с миром природы.
• экологические законы;

• природоохранную деятельность человека.

Уметь:

• правильно употреблять экологические термины;

• наблюдать за живыми объектами и фиксировать их (рисунки, фотографии, видео);

• ориентироваться в природоохранной деятельности каждого человека;

• применять правила безопасности труда.



Механизм реализации программы:

• организация экскурсий в школьные музейные комнаты района, Перевозский музейно-выставочный комплекс;
• пешие экскурсии по населенным пунктам района, городу Перевозу;

• посещение концертов фольклорных коллективов;

• организация этноэкологических экспедиций по населенным пунктам
Перевозского района;
• сбор этноинформации, экспонатов для музейно-выставочного комплекса;

• оформление материалов экспедиции;

• создание и оформление этноэкологического и этнографического уголка в школе;

• организация работы в архиве общественных организаций Перевозского района;

• участие в районных, областных, региональных и российских краеведческих конкурсах.

Формы подведения итогов реализации программы

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является творческих работ обучающихся. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Творческие работы представляются в виде:

• Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;

• Отчѐтов по наблюдению за природными объектами;
• Оформленных исследовательских работ;
• Экологических сказок;

• Стихотворений;
• Эссе;

• Электронных презентаций;

• Видеороликов.

Лучшие творческие, исследовательские работы ребят принимают участие в фестивалях, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

Учебный план (38 часов)

№ Наименование разделов Всего В том числе
п/п часов
теория прак экскур

тика сия

1 Введение «Этноэкология. Значение 3 1 2
этноэкологических знаний для людей»

2 Перевозская земля 2 1 1

3 Топонимика: дом , поселение, окресность 5 1 4


4 Река Пьяна – уникальная капелька России 6 2 4

5 Животные и растения в мире природы 7 4 2 1

6 Животные и растения в мире человека 3 1 2

7 Основные виды хозяйственной деятельности 5 2 3
населения Перевозского района

8 Традиционные праздники, обычаи, обряды 5 2 3

9 Путешествие по экологической тропе 1 1

10 Итоговое занятие 1 1

Всего: 38 15 18 5








































Учебно-тематический план

№п/п № Наименование разделов и тем Кол-во часов
заня

тия
в
теме

Введение. Этноэкология. Значение этноэкологических знаний для людей -3 часа
1 1 Этноэкология. Значение этноэкологических знаний в жизни 1
людей
2 2 Практическая работа №1 Работа с литературой в библиотеке 1
3 3 Практическая работа №2. Выявление старожилов. Разработка 1
опросников для сбора информации у старожилов по выбранной
тематике.
Перевозская земля – 2 часа
4 1 Особенности природы Перевозского района, ее богатство и 1
разнообразие, географическое положение района.
5 2 Экскурсия: Перевозский музейно-выставочный центр 1
Река Пьяна – уникальная капелька России – 6 часов
6 1 Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза 1
водоемов. Река Пьяна, родники Перевозского района. Их
значение для жителей района
7 2 Экологические проблемы реки Пьяны 1
8 3 Практическая работа №3 Мониторинг экологического состояния 1
реки Пьяны
9 4 Практическая работа №4 Составление картосхемы расположения 1
родников на территории Перевозского района.
10 - 5 Практическая работа №5 -№6 Природоохранная акция «Единые 2
11 Действия в защиту рек»

Топонимика:дом, поселение, окрестность – 5 часов
12 1 Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, 1
географических объектов на территории Перевозского района
13 2 Практическая работа №7 Работа с топонимическими словарями 1
14 - 3 Практическая работа №8 -№10 Сбор этноинформации по 3
16 топонимике у старожилов Перевозского района (Населенные
пункты Перевозского района)
Животные и растения в мире природы — 7 часов

17 1 Растительный и животный мир лесов 1

18 2 Сведение лесов как этноэкологическая проблема 1

19 3 Уникальность лесов Перевозского муниципального района : 1
видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных
видов.
20 4 Легенды и предания о Ичалковском боре. Памятники при роды 1
района. Красная книга Перевозского района.

21 5 Практическая работа №11: Работа с определителем. 1

22 6 Практическая работа №12:. Природная и 1
природовосстановительная деятельность (посадка деревьев,
совместная работа с лесничеством, экодесант)
23 7 Экскурсия: Заказник «Ичалковский бор» 1

Животные и растения в мире человека — 3 часа


24 1 Роль животных в жизни людей 1

25 2 Практическая работа№13.Легенды и предания о растениях в 1
селах и деревнях Перевозского района.

26 3 Практическая работа №14. Легенды и предания о животных в 1
селах и деревнях Перевозского района.

Основные виды хозяйственной деятельности населения Перевозского
района - 5часов

27 1 Охотничий промысел. Значение охоты, объекты и сроки охоты. 1
Рыболовство Значение рыбного промысла, способы лова,
промысловый инвентарь
28 2 Бортничество. Ткачество. Плотничество 1

29 -31 3-5 Этноэкспедиции в с.Дубское. с.Вельдеманово, с. Ягодное по 3
изучению ремесел местного населения
Традиционные праздники, обычаи, обряды - 5часов

32 1 Престольные и традиционные праздники в Перевозском районе, 1
обычаи, обряды
33 2 Причины долголетия. Образ жизни и здоровье человека. 1
34 3 Практическая работа№15. Значение растений при рождении 1
ребенка, в свадебных обрядах, на похоронах.
35 4 Практическая работа№16. Народная медицина. 1

36 5 Практическая работа№17.Приметы и поверья сѐл Перевозского 1
района.

Путешествие по этноэкологической тропе – 1час

37 1 Структура этно-экологической тропы. 1
Практическая работа№18.Изготовление аншлагов для объектов
экологической тропы «Дорога памяти»
Итоговое занятие – 1 час

38 1 Научно-практическая конференция «Шаг в науку» 1

Содержание программы


Введение 3ч (1/2)
1.Этноэкология. Значение этноэкологических знаний в жизни людей.

Практическая работа №1: Работа с литературой в библиотеке.

Практическая работа №2:Выявление старожилов. Разработка опросников для сбора информации у старожилов по выбранной тематике.

Перевозская земля 2ч (1/1)

1.Особенности природы Перевозского района, ее богатство и разнообразие, географическое положение района.

1.Экскурсия: Перевозский музейно-выставочный центр Река Пьяна – уникальная капелька России 6 ч(2\4)

1.Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза водоемов. Река Пьяна, родники Перевозского района. Их значение для жителей района.
2. Экологические проблемы реки Пьяны.
Практическая работа №3. Мониторинг экологического состояния реки Пьяны.

Практическая работа №4. Составление картосхемы расположения родников на территории Перевозского района.

Практическая работа№5-№6. Природоохранная акция «Единые Действия в защиту рек»

Топонимика: дом, поселение, окрестность 5ч (1/4)
1.Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических

объектов на территории Перевозского района
Практическая работа№7: Работа с топонимическими словарями.

Практические работы №8 - №10: Сбор этноинформации по топонимике у старожилов Перевозского района (Населенные пункты Перевозского района)

Животные и растения в мире природы 7ч (4/3)

1.Растительный и животный мир лесов.
2.Сведение лесов как этноэкологическая проблема.

3. Уникальность лесов Перевозского муниципального района : видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных видов.

4. Легенды и предания о Ичалковском боре. Памятники природы района. Красная книга Перевозского района.

Практическая работа №11: Работа с определителем.

Практическая работа №12:. Природная и природовосстановительная деятельность (посадка деревьев, совместная работа с лесничеством, экодесант)

Экскурсия: Заказник «Ичалковский бор»

Животные и растения в мире человека 3ч (1 \2)

1.Роль животных в жизни людей.

Практическая работа№13.Легенды и предания о растениях в селах и деревнях Перевозского района.

Практическая работа №14. Легенды и предания о животных в селах и деревнях Перевозского района.

Основные виды хозяйственной деятельности населения Перевозского района 5ч (2/3)
1. Охотничий промысел. Значение охоты, объекты и сроки охоты. Рыболовство

Значение рыбного промысла, способы лова, промысловый инвентарь.
2.Бортничество. Ткачество. Плотничество.

Экскурсии: Этноэкспедиции в с.Дубское. с.Вельдеманово, с. Ягодное по изучению ремесел местного населения.

Традиционные праздники, обычаи, обряды 5ч (2/3)

1.Престольные и традиционные праздники в Перевозском районе, обычаи, обряды.
2. Причины долголетия. Образ жизни и здоровье человека.

Практическая работа№15. Значение растений при рождении ребенка, в свадебных обрядах, на похоронах.
Практическая работа№16. Народная медицина.
Практическая работа№.17.Приметы и поверья сѐл Перевозского района.

Путешествие по этноэкологической тропе 1 (0 \1)

1.Структура этноэкологической тропы.

Практическая работа№18.Изготовление аншлагов для объектов экологической тропы «Дорога памяти»

Итоговое занятие

1.Научно-практическая конференция «Шаг в науку»

Курс обеспечения
Методическое обеспечение программы
Медиатека «Экология»

Зоологические экскурсии, В.Г. Шиленков;
Методы отбора проб воздуха, воды и почвы для исследования окружающей среды,
М.Ф. Савченков;

Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии, В.Н. Кузнецов;
Красная книга Нижегородской области:
Творческие работы учащихся;

Материальное обеспечение программы;
Компьютер;
Мультимедийный проектор;

Интерактивная доска;
Фотоаппарат.
Видеоматериалы:

"Способы определения загрязнения среды";
"Заказник Ичалковский бор".
Микроскопы;

Гербарные принадлежности;
Химическая посуда;
Химические реактивы.
























Методическое обеспечение Программы

№ Раздел Форма Приёмы и Методическ Техническо Форма
занятия методы ий и е оснащение подведения
организации дидактичес занятий итогов по
учебно- кий (аудио, каждому
воспитательно материал видео, разделу
-го процесса (фильм, проектор)
схемы)
1 Введение. практическая анализ, презентация Компьютер, беседа,
Этноэкология. работа, беседа объяснение проектор экскурсия в
Значение библиотеку
этноэкологии
для людей.
2 Перевозская практическая анализ, презентация, Компьютер, Работа в
земля работа, беседа объяснение, видеофильм проектор архивах
практическое

наблюдение
3 Топономика: практическая практическое Компьютер, Исследовате
дом, поселение, работа, беседа наблюдение презентация, проектор льская
окрестность видеофильм деятельность
4 Река Пьяна – практическая беседа, видеофильм Компьютер, Исследовате
уникальная работа, беседа практическое презентация, проектор льская
капелька наблюдение. деятельность
России анализ
5 практическая объяснение, фотографии, Компьютер, Исследовате
Животные и работа, беседа практическое презентация, проектор льская
растения в наблюдение, видеофильм деятельность
мире природы беседа
6 Животные и практическая беседа, анализ, презентации, Компьютер, Исследовате
растения в работа, беседа практическое видеофильм проектор льская
мире человека наблюдение деятельность
7 практическая беседа, анализ, презентации, Компьютер, Работа с
Основные виды работа, беседа практическое видеофильм проектор документам
хозяйственной наблюдение и
деятельности
населения
Перевозского
района
8 Традиционные практическая беседа, анализ, презентации, Компьютер, Исследовате
праздники, работа, беседа практическое видеофильм проектор льская
обычаи, наблюдение деятельность
обряды
9 практическая беседа, анализ, презентации, Компьютер, Экскурсия
Путешествие работа, беседа практическое видеофильм проектор
по наблюдение
экологической
тропе










Список литературы для учащихся

1. Борейко,В.Е. Использование народных традиций и поверий в охране природы / В.Е. Борейко// Неформальное экологическое образование детей . – Киев – Нижний Новгород: Просвещение , 1994. – с.85-90.



2. Добрецова, Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н.В.Добрецова, - М.: Агропромиздат, 1988. – 239 с.



3.Егоров,А.В. Основы организации учебно-исследовательской работы / А.В.Егоров // Биология в школе.- 1999. - №6.- с.36-37.

4.Козлов, Ю.Ф. Быт и нравы России. Очерки из истории государства Российского / Ю.Ф. Козлов. – Саранск: Мордов.кн.изд-во,2005.- 560 с.



5.Марголина, И.Л. Шокина О.И. Методические подходы к реализации внешкольного экологического образования / И.Л.Марголина, О.И.Шокина // География в школе. –

2006. - №6.- с.47-50.



6.Морохин, Н.В. Фольклор в традиционной региональной культуре нижегородского Поволжья / Н.В.Морохин. – Киев: Киевский эколого – культурный центр, 1997. – 224 с.



7.Семѐнова, М. Мы – славяне!.: Популярная энцклопедия/ Мария Семѐнова. – СПб.:

Азбука-классика, 2005.-560 с.



8.Экологическое обрязование школьников: (Сборник программ по экологии) /

Сост.Л.Н. шилова, И.М.Швец.- Нижний Новгород: Нижегородский институт повышения квалификации работников образования, 1993. – 198 с.



9.Этноэкология: Сборник материалов / Под ред. О.А.Захаровой. – М.: ГОУВПО МГУЛ, 2005. – 140 с.

10.Ясвин, В.А. Культурно – историческая обусловленность отношения к природе / В.А. Ясвин. – М.: «Смысл», 2000. – с.123-191.






Список литературы для руководителя объединения


1. Аголарова П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

2. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.

3. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. –

2005. - №6.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - №6, 62-76 с.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1991.-
480 с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М: Детская психология,

2001. - 362 с

7. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис д-ра пед. наук. – М., 1998.

8. Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - № 6, 35 – 39 с.

№4.

9. Захлебный Е.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. – М., 1981.

10. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: «Просвещение», 1984.

11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и средн. пед. Учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

– 176 с.

12. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое общество России, 2004.- 480 с.

13. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М., 1996.

14. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования: книга для учителя. – Екатеренбург, 1996

15. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2002.

16. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников./На основе анализа их самост. учебн. деят. – М.: «Педагогика», 1975

17. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т.-М.:Академия, 2002
18. Ушинский К,Д. О пользе педагогической литературы//Соч.:в6т.-Т.1.-с.36.

19. Экологическое образование: Концепции и методические подходы. / Отв. Ред. Мамедов Н.М. – М., 1996.
20. Ян Амос Коменский. Великая дидактика, гл10,8


Дискуссию начал(а) Нина Лисенкова07.12.2017 74
Ответы