12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК

Нестандартные сочинения. Обсудим?

Коллеги! Очень хочется узнать Ваше мнение о сочинении одного из выпускников. В нем затронуты серьезные проблемы. ПОЧИТАЙТЕ! Выскажите Ваши соображения о самой работе и о теме сочинения вообще. СПАСИБО!

Текст сочинения (данные выпускника не указываются намеренно) дается по ссылке.
Дискуссию начал(а) Мещеряков Андрей Геннадьевич08.08.2019 250
Дискуссия закрыта от имени пользователя 18 августа 2019 в 10:22

Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в «Магазине на «Уроке»!

Лэпбук «Насекомые»

Лэпбук «Птицы»

Лэпбук «Мир цвета»

Ответы
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#1, 08.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Тема неоднозначная, мнение автора в сочинении обосновано. Интересно, а почему возникла именно такая тема?
Мещеряков Андрей Геннадьевич
#3, 09.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #1 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Это тема итогового сочинения. А почему она возникла и в чьей голове - это вопрос, которым и я задаюсь. Но, как бы то ни было, эта тема помогла "родить" что-то интересное. В школе сочинение вызвало переполох. Педагоги разделились на резко осуждающих и приятно удивлённых. Первых было больше.
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#5, 09.08.2019
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #3 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
Резко осуждающих мнение ученика?На самом деле, вопрос о предательстве и верности, вопрос иерархических ценностей самого человека. Рассуждать, как поступишь можно долго, пока не окажешься в ситуации выбора и, к несчастью, чаще всего бывает так, остаешься верным одному становишься предателем другого. Школьник написал об этом как человек, переживший в такую ситуацию и,возможно, реабилитирующий себя. Оправдание "невыбора" спорная позиция, бесспорно для меня одно: не надо судить.
Мещеряков Андрей Геннадьевич
#6, 09.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #5 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Спасибо! Согласен, что не надо судить. Но тема сочинения принуждает судить. Именно поэтому я и характеризую ее как провокационную. Судить как раз заставляют!
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#7, 09.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #6 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
А на мой взгляд, провокационные темы по литературе это хорошо. Разговор о литературных героях, возможность рассуждать, понимать мотивы поступков персонажей помогают переносить ситуацию в жизнь, выстраивать свою линию поведения. Судить людей не надо, персонажей, почему бы нет?

Отредактировано 09-08-2019 21:15

Мещеряков Андрей Геннадьевич
#8, 09.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #7 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Согласен! А что бы Вы сказали тем учителям, которые чуть ли не позором клеймили ученика при одноклассниках? И что бы Вы сказали самому ученику, чтобы успокоить, подбодрить?
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#9, 09.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #8 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
Неужели такие бестактные учителя? И почему вдруг сочинение стало темой для обсуждения при учителях и одноклассниках? А ученику сказала бы что он молодец, что он не стесняется высказывать свои мысли, даже если они идут вразрез с стереотипным мнением окружающих. Сказала бы,что в вопросе верности и предательства, он все таки сделал выбор, высказав свои мысли остался верен себе. И напомнила бы строчку из стихотворения Н. Заболоцкого: " Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому."
Павленко Венера
#10, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:3
Ответ на сообщение #8 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
1. Учителям, которые клеймили позором - что они не учителя. И не очень умные люди. А вот разъяснить и детям и себе суть проблемы - не помешало бы. Проблема верности и предательства - не проблема взвешивания степени важности вариантов. Она лежит в совершенно другой плоскости: это выбор приоритета между достижением "личнозначимого" и "неличнозначимого" варианта. Рассмотрим на приведенных учеником примерах. Андрей Бульба - классический пример выбора между "личным" и "общественным". И классический вариант предательства. Мотивы поступка Андрея не в степени любви к "паненке" - а личном эгоизме и амбициях. Который и предопределил этот выбор. В комплекте с возлюбленной он получил и Польшу. Новый статус и реализованные амбиции (вспомним его красование перед битвой). Реализовав "личнозначимый" вариант. А вот второй пример ученика - не дилемма предательства вообще. Перед матерью поставлены варианты нравственного либо прагматичного выбора. Притом, при прагматичном варианте, "верность" спасения нивелируется "предательством" потери. Здесь невозможно достичь "личнозначимого" варианта.
2. Второй важный вывод из сочинения: у ученика имеются проблемы нравственного плана. Возможно, проблема совершенного поступка. Или проблема трусости в определенной ситуации. Или проблема владения информацией криминального плана. Ребенку (с прекрасно развитым интеллектом) необходима помощь высококлассного специалиста-психолога. А не "клеймление".

Отредактировано 10-08-2019 10:30

Павленко Венера
#11, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #9 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Думаю, это вопрос не только бестактности. А профессиональной некомпетенции. Учителя сами не понимают суть дилеммы верность-предательство.
Павленко Венера
Комментарий был удалён пользователем 10 авг 2019 в 10:27
Павленко Венера
#13, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #7 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Провокационные темы хороши еще и тем, что помогают детям определить свое отношение, выбрать свой "лагерь". И наглядно показывают учителю результативность его работы. Я бы вообще рассматривала их, как разновидность метода "проблемного обучения".
Павленко Венера
Комментарий был удалён пользователем 10 авг 2019 в 10:34
Павленко Венера
#15, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #3 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
Думаю, это была светлая голова.
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#16, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #10 пользователя Павленко Венера
Полностью согласна.
Мещеряков Андрей Геннадьевич
#17, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #13 пользователя Павленко Венера
Согласен. К тому же к проблеме "верность-предательство" присоединяется проблема "педагоги, вы что?!!" В 10 классе - проверка на стойкость. Хорошо, если родители адекватные, тыл обеспечат.
Мещеряков Андрей Геннадьевич
#18, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #11 пользователя Павленко Венера
Пожалуй, да. Но есть нюанс. Застрельщиками "клеймения" стали очень заслуженные учителя, отдавшие образованию не одно десятилетие, пользующиеся уважением. Правда и в том, что позднее они изменили свое отношение, "отыграли назад".
Мещеряков Андрей Геннадьевич
#19, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #10 пользователя Павленко Венера
Спасибо! Очень интересно! С психологами я бы, правда, не горячился. Человек сам себе лучший психолог. Или близкий человек (в данном случае, наверное, родители). А вот если психолог становится близким человеком, это уже... не очень...
Павленко Венера
#20, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #18 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
"Нюанс" имеет две составляющие: Со временем, конкретное содержание фундамента базовых нравственных ценностей размывается. Человек уже настолько уверен в правильности своей нравственной оценки, что не удосуживается наполнить ее фактическим содержимым и конкретными аргументами. В данном случае, учителя были искренне уверены, что ученик неправ. Отсюда и соответствующая реакция (недопустимая для педагогов). И только отреагировав, они собственно и начали проводить внутреннюю работу по аргументации своей позиции. Отсюда и "откат". Допускаю и вторую составляющую: Как то адмирал Макаров изрек: "Вот этот сундук уже 6 раз обошел со мной вокруг света - но так сундуком и остался".
Павленко Венера
#21, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #19 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
Сам себе лучший психолог - сформировавшийся человек. Не стоит судить по себе взрослому. Мало того, чем ближе по социальному статусу человек (знакомые, друзья, родственники, родители) - тем менее они посвящены в проблемы нравственного характера и внутренние противоречия индивида. Это не новая проблема. Ее суть сформировал еще Шекспир: "Весь мир театр, а люди в нем - актеры". Посему, наиболее эффективно с этой проблемой справится человек посторонний. Но, обладающий достаточными знаниями и опытом. (простой пример: вам проще оголить попу для укола перед незнакомой медсестрой, чем перед знакомой). Грамотный психолог и действует как доктор: пришел - уколол -ушел. Он может стать близким только в решении конкретной проблемы. А вот если он становится "близким" - это профессиональное фиаско, вызывающее зависимость пациента. (хотя и наполняющее карман целого сонма современных "психологов, "психотерапевтов" и прочих психоаналитиков). Я лично считаю, что психолог - он как художник. Или дано - или нет. Образование здесь необходимо - но вторично.

Отредактировано 10-08-2019 12:59

Павленко Венера
#22, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #6 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
Нет, не верно. Вас заставили не судить. А определить свою позицию. Если необходимо, расширить рамки понимания, оценить под другим ракурсом. Ученик со своей задачей (в рамках своего мировоззрения и внутренних проблем) справился на отлично. А вот учителям - неуд!

Отредактировано 10-08-2019 12:52

Мещеряков Андрей Геннадьевич
#24, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #21 пользователя Павленко Венера
Значит, психологм нужно родиться?
Мещеряков Андрей Геннадьевич
#25, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #20 пользователя Павленко Венера
Спасибо большое! Вы интересный собеседник.
Павленко Венера
#27, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #24 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
В какой то степени. Ровно в той же, как чтобы стать музыкантом - нужно родиться с музыкальным слухом. Можно конечно стать музыкантом и без слуха. Но усилий понадобится на несколько порядков больше. А результат будет далеким от гениальности.
Павленко Венера
#28, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #25 пользователя Мещеряков Андрей Геннадьевич
Просто интересная тема. Именно для дискуссии на этом ресурсе. А не "сегодня день кофе и грибного дождя"::smile10::
Мещеряков Андрей Геннадьевич
#29, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #28 пользователя Павленко Венера
Продолжу позже. Есть развитие событий.
Аникеенко Наталья Владимировна(эксперт сообщества)
#2, 08.08.2019
ОтветитьОцените ответ:4
Не по годам мудрый выпускник!
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#4, 09.08.2019
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #2 пользователя Аникеенко Наталья Владимировна
Согласна!
Павленко Венера
#23, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #2 пользователя Аникеенко Наталья Владимировна
До мудрости ему очень далеко. Как и "клеймящим" учителям. Правильнее сказать: интеллектуально развит. А вот морально нравственное развитие (как оценочная составляющая мудрости), хромает у всех участников события.
Павленко Венера
#26, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #4 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Не согласна!
Тимченко Насима Шарифяновна
#34, 11.08.2019
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #2 пользователя Аникеенко Наталья Владимировна
Согласна.Мудр тот,кто не многословен и жизнь познал не по годам.
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#30, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Как учитель литературы скажу, что сочинение написано на "зачет" по всем критериям. Также отмечу свободу и независимость мысли автора. Это замечательно, что есть такие дети! Хотя не со всеми мыслями выпускника я согласна. Спасибо за интересный вопрос, Андрей Геннадьевич!
Мещеряков Андрей Геннадьевич
#31, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #30 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
Приятно, что откликнулся литератор. Спасибо!
Тихова Татьяна Алексеевна
#32, 10.08.2019
ОтветитьОцените ответ:2
Отвечу с точки зрения обществоведа.
Конституция РФ ст.29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Конвенция о правах ребёнка ст.13
1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.На основании этих документов ученик имел право высказать своё мнение. Сочинение написано добротно, четко выражены мысли, дана аргументация. Я бы поставила "зачёт". Морально-нравственная сторона? Мне кажется, это не его мысли. В Интернете есть нечто похожее, может быть это сублимация всего того, что он прочёл в Сети? Ничего криминального в сочинении я не увидела.
Тимченко Насима Шарифяновна
#33, 11.08.2019
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #32 пользователя Тихова Татьяна Алексеевна
Согласна с точки права.