"Ваш урок не по ФГОС»: почему «современные» уроки в школе превратились в шаблон"
Как в российских школах «современный» урок с «инновационными технологиями» превратился в шаблон и перестали быть интересными и эффективными, рассказал в «Учительской газете» Сергей Кочерыжко.
Полезные ссылки
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#1, 24.02.2017
Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)
#2, 24.02.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Тема для дискуссии хорошая. Интересно узнать мнение коллег.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#3, 24.02.2017
Ответ на сообщение #2 пользователя Федорова Людмила Ивановна
У нас только 1 классы перешли на ФГОС. Поэтому мне очень интересны мнения учителей, работающих по новым стандартам!
Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)
#6, 24.02.2017
Ответ на сообщение #3 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Начальные классы перешли на ФГОС, мы, учителя 5-6 классов, рабочие программы составляем тоже с ориентировкой на ФГОС.
Отредактировано 24-02-2017 22:19
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#38, 08.10.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Спасибо Вам, уважаемая, за интересную тему. Я уже пришёл сюда к Вам
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#39, 08.10.2017
Ответ на сообщение #38 пользователя Евгений Алексеевич
Замечательно!
Юлия Станиславовна
#4, 24.02.2017
До введения ФГОС уроки были авторскими.Каждый учитель старался внести в свои уроки что-то новое, не обыденное.А теперь, благодаря нововведениям, уроки должны идти по "накатанному пути", где нет места творческому подходу педагога.
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#36, 08.10.2017
Ответ на сообщение #4 пользователя Юлия Станиславовна
Позвольте с Вами, уважаемая, не согласиться!!!!!! И что значит " уроки БЫЛИ авторскими?
Отредактировано 08-10-2017 00:03
Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#5, 24.02.2017
Я полностью разделяю мнение С. Кочережко по поводу современного урока (или как модно сейчас говорить "отвечающего требованиям ФГОС"):
"... Урок следует оценивать не по перечню признаков «современного учебного занятия», а по реальному эффекту от него: содержательным он был или бессодержательным, эффективным (с точки зрения достижения цели) или бесполезным, интересным для его участников или скучным, цельным или эклектичным, эмоциональным или сухим, а главное - вызвал ли он ответную реакцию у детей, и если вызвал, то какую. Поэтому разделение уроков на «современные» и «несовременные» следует признать достаточно спорным".
(Учительская газета», №07 от 14 февраля 2017 года,"Современный урок: мифы и реальность" (Всегда ли модное и популярное оказывается эффективным?))
Там же: "... интересными представляются выводы, сделанные экспертами по итогам международного исследования качества образования PISA-2015 и опубликованные в конце 2016 г. Первой среди стратегий, дающих лучшие результаты, названо «обучение, где доминирует учитель, - учитель объясняет материал», а снижение среднего балла сопряжено с «частым использованием дискуссий и дебатов».
"... Урок следует оценивать не по перечню признаков «современного учебного занятия», а по реальному эффекту от него: содержательным он был или бессодержательным, эффективным (с точки зрения достижения цели) или бесполезным, интересным для его участников или скучным, цельным или эклектичным, эмоциональным или сухим, а главное - вызвал ли он ответную реакцию у детей, и если вызвал, то какую. Поэтому разделение уроков на «современные» и «несовременные» следует признать достаточно спорным".
(Учительская газета», №07 от 14 февраля 2017 года,"Современный урок: мифы и реальность" (Всегда ли модное и популярное оказывается эффективным?))
Там же: "... интересными представляются выводы, сделанные экспертами по итогам международного исследования качества образования PISA-2015 и опубликованные в конце 2016 г. Первой среди стратегий, дающих лучшие результаты, названо «обучение, где доминирует учитель, - учитель объясняет материал», а снижение среднего балла сопряжено с «частым использованием дискуссий и дебатов».
Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)
#7, 24.02.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
Вот именно, "главное - вызвал ли он (урок) ответную реакцию у детей, и если вызвал, то какую".Ответная реакция детей у опытного учителя всегда есть, уроки - будь современные, хоть не современные".
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#8, 24.02.2017
Ответ на сообщение #7 пользователя Федорова Людмила Ивановна
Это правда!
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#9, 24.02.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
Ирина Владимировна, спасибо за ваше мнение!
Раков Александр Евгеньевич
#11, 25.02.2017
Ответ на сообщение #5 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
Полностью согласен. Устал биться с администрацией и говорить, что не должны дети тему сами называть на каждом уроке (я считаю достаточно подвести детей к названию раздела или блока тем), рефлексию делать не обязательно (опять же по разделу или блоку тем), но ктоб меня послушал... Два урока посетили за год и как всегда слышу один приговор, "дети работают хорошо, но урок не по ФГОС (или не совсем фгосовский)
Раков Александр Евгеньевич
#12, 25.02.2017
Ответ на сообщение #11 пользователя Раков Александр Евгеньевич
Наверное живет где-то в сознании у нас "дух стахановщины". Родина сказала надо и у нас сразу 20 методов и приемов на уроке, мультимедиа (с текстовыми слайдами) и т.п. И только практики могут увидить, что урок превращается не в урок, а в самую настоящую помойку...
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#14, 25.02.2017
Ответ на сообщение #11 пользователя Раков Александр Евгеньевич
Рада слышать ваше мнение, Александр Евгеньевич.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#15, 25.02.2017
Ответ на сообщение #12 пользователя Раков Александр Евгеньевич
На самом деле зачем за один урок показывать все методы и приёмы?
Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#20, 25.02.2017
Ответ на сообщение #7 пользователя Федорова Людмила Ивановна
Полностью согласна!
Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#21, 25.02.2017
Ответ на сообщение #12 пользователя Раков Александр Евгеньевич
Порой наблюдаешь, как урок превращается в "винегрет" из модных технологий, которые учитель до конца и сам не понял, попытался совместить несовместимое в одном уроке.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#22, 25.02.2017
Ответ на сообщение #21 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
"Винегрет"! ::smile1::::smile4::
Федорова Людмила Ивановна(эксперт сообщества)
#28, 25.02.2017
Ответ на сообщение #15 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Действительно, зачем?У нас на работе одна учительница начальных классов проводит прекрасные открытые уроки, тренирует детей два-три месяца, использует разные приёмы и методы, вот и получается, что она опытный педагог. А дети перешли в старшее звено, оказывается, совсем слабые в учёбе.Может, лучше меньше, да лучше? Не нравится мне, что загнали учителя в какие-то рамки.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#29, 25.02.2017
Ответ на сообщение #28 пользователя Федорова Людмила Ивановна
У нас тоже есть такие учителя начальных классов. Переходят учащиеся в средние классы и совсем другая картина по учёбе.
Туголукова Елена Николаевна
#10, 25.02.2017
По ФГОС работаю третий год в рамках пилотной площадки. Не раз на уроки приходили "гости" самого разного уровня. При этом ни разу не сделали подобного замечания. Мне кажется, что не очень важно КАК я учу, главное, ЧЕМУ я учу. И если мои ученики с удовольствием идут на мои уроки (а русский язык редко бывает любимым предметом), это уже маленькая победа. Ведь ФГОС, по идее, не содержит ничего глобально нового! По суди, это деятельностный подход в обучении.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#17, 25.02.2017
Ответ на сообщение #10 пользователя Туголукова Елена Николаевна
Спасибо, что поделились своим опытом.
Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#19, 25.02.2017
Ответ на сообщение #10 пользователя Туголукова Елена Николаевна
Хорошо, когда "гости" в теме, знающие и понимающие методику, а не гонятся за "внешней мишурой".
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#23, 25.02.2017
Ответ на сообщение #19 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
Как хорошо сказали!::smile1::::smile31::
Кушнарева Татьяна Николаевна(эксперт сообщества)
#24, 25.02.2017
Ответ на сообщение #10 пользователя Туголукова Елена Николаевна
Солидарна! Всё новое это хорошо забытое старое, я бы добавила и это!!!::smile50::
Туголукова Елена Николаевна
#25, 25.02.2017
Ответ на сообщение #17 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Да в общем-то не за что. Ничего нового, просто хорошо забытое старое...
Туголукова Елена Николаевна
#26, 25.02.2017
Ответ на сообщение #24 пользователя Кушнарева Татьяна Николаевна
Абсолютно согласна с Вами, Татьяна Николаевна!
Туголукова Елена Николаевна
#27, 25.02.2017
Ответ на сообщение #19 пользователя Огрызко Ирина Владимировна
Это - да! К сожаления, много в нашей профессии людей случайных, особенно это касается проверяющих разных "мастей"! Где-то что-то слышали краем уха, где-то что-то читали краем глаза, потом додумали краем мозга... Вот и получается, что требуют непонятно чего! Детей-то многие из них только на картинках и видели!
Старшов Михаил Александрович
#30, 10.06.2017
Ответ на сообщение #10 пользователя Туголукова Елена Николаевна
Какие замечательные слова выстроены в этом мнении: "Мне кажется, что не очень важно КАК я учу, главное, ЧЕМУ я учу."
Пришёл от них в экстаз, но - не поверил! Русский язык, он и в Африке русский язык. У всех есть программа, учебник, выучка, только уроки разные. Почему? Может быть, урок - это одноразовый спектакль, создаваемый учителем и учениками, нет?
Вот тут и вопрос: Еленочка Николаевна, Вам удавались два урока подряд ОДИНАКОВЫХ? Только честно? У меня в этом семестре во вторник до 10 часов была лекция на биофаке, а с 10 - у геологов. Естественно, старался дать одну и ту же тему, я же лодырь. Как думаете, были похожими эти лекции? Правда, признаюсь, что ни к одной лекции за 40 лет не написал ни одного конспекта. При себе сложенный пополам листочек из обычной тетрадки, с намётками, в которые никогда не заглядываю. И всё-таки...
Пришёл от них в экстаз, но - не поверил! Русский язык, он и в Африке русский язык. У всех есть программа, учебник, выучка, только уроки разные. Почему? Может быть, урок - это одноразовый спектакль, создаваемый учителем и учениками, нет?
Вот тут и вопрос: Еленочка Николаевна, Вам удавались два урока подряд ОДИНАКОВЫХ? Только честно? У меня в этом семестре во вторник до 10 часов была лекция на биофаке, а с 10 - у геологов. Естественно, старался дать одну и ту же тему, я же лодырь. Как думаете, были похожими эти лекции? Правда, признаюсь, что ни к одной лекции за 40 лет не написал ни одного конспекта. При себе сложенный пополам листочек из обычной тетрадки, с намётками, в которые никогда не заглядываю. И всё-таки...
Туголукова Елена Николаевна
#31, 11.06.2017
Ответ на сообщение #30 пользователя Старшов Михаил Александрович
Знаете, Михаил Александрович, ведь и русскому можно учить по-разному: вдохновенно или бездарно, сухо и неинтересно. По идее, стараюсь учить не предмету "русский язык", а чувствовать родной язык во многих его проявлениях, понимать "слово", стараться донести своё мироощущение тем языком, каким ты владеешь... Вот в чем смысл моей фразы. Я тоже крайне редко пользуюсь конспектами. Урок - это спектакль, согласна с Вами. И здорово, если не одного актера... ::smile2::::smile0::
Отредактировано 11-06-2017 06:38
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#32, 11.06.2017
Ответ на сообщение #31 пользователя Туголукова Елена Николаевна
Елена Николаевна, согласна с вашими последними словами! ::smile2::::smile31::
Отредактировано 11-06-2017 08:31
Туголукова Елена Николаевна
#33, 11.06.2017
Ответ на сообщение #32 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
::smile31::::smile31::::smile31::
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#37, 08.10.2017
Ответ на сообщение #10 пользователя Туголукова Елена Николаевна
Мне кажется, что здесь перебор, Елена Николаевна!!!!!!!!!!! Как это не очень важно, как я учу? Или я что-то не так понял?
Туголукова Елена Николаевна
#40, 08.10.2017
Ответ на сообщение #37 пользователя Евгений Алексеевич
Скорее всего, именно не так поняли. Прочтите дискуссию с самого начала.
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#41, 08.10.2017
Ответ на сообщение #40 пользователя Туголукова Елена Николаевна
Для меня всегда было важно построить урок, чтоб мысль ученика работала на нужный результат. И для меня одинаково важно и как я учу , и чему я учу
Омарова Альмира Шигаповна
#13, 25.02.2017
У нас в стране любят крайности. Я думаю, что учитель, болеющий за конечный результат, правильно построит урок, подберёт нужный материал и нужные рычаги для их достижения. А так С. Кочерыжко прав, особенно открытые уроки стараются провести под этот шаблон .
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#16, 25.02.2017
Ответ на сообщение #13 пользователя Омарова Альмира Шигаповна
Учителя-практики понимают, что этот шаблон не нужен! А вот проверяющие думают иначе!
Огрызко Ирина Владимировна(эксперт сообщества)
#18, 25.02.2017
Ответ на сообщение #13 пользователя Омарова Альмира Шигаповна
Альмира Шагаповна, полностью с вами согласна.
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#42, 08.10.2017
Ответ на сообщение #16 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
По-моему, важен результат. А как его получить, думает сам учитель. У меня был хороший план анализа урока, по нему я и готовил открытые уроки и их анализировал. Ведь главное доказать на конкретном уроке, что он соответствует уровню учеников на данном этапе.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#43, 08.10.2017
Ответ на сообщение #42 пользователя Евгений Алексеевич
Ваш подход правильный! Согласна, важен результат! Только всякий раз не хочется доказывать!
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#44, 08.10.2017
Ответ на сообщение #43 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
За себя надо бороться! Просто в жизни мне приходилось постоянно доказывать администрации, что я уже вырос, что я получаю результаты даже очень неплохие.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#45, 08.10.2017
Ответ на сообщение #44 пользователя Евгений Алексеевич
Понятно.
Купрякова Любовь Александровна(эксперт сообщества)
#34, 01.10.2017
Купрякова Любовь Александровна(эксперт сообщества)
#35, 01.10.2017
Что такое ФГОС?
Это не простой вопрос.
Программы изменяем, по-новому составляем.
Новшества внедряем, задачи выполняем, об СДП не забываем.
К терминам привыкаем и дидактические принципы СДП соблюдаем.
Работать с информацией детишкам помогаем
С грамотной мотивации урок начинаем;
О типах урока не забываем
Самостоятельность, творчество приветствуем, развиваем.
УУД что ПДД
Тоже там движение.
Но главная фигура – ученик,
Его успех и достижения
Портфолио пятиклассника – накопленные результаты за год
5-6 знаковых детских работ.
ООП что НВП
Порядок тут военный.
Каждого должны мы научить,
Пусть вовсе он не гений.
Зона актуального развития – ЗАР
Уровень актуального развития – УАР
Планируемые результаты словно в планшете карты.
О стартовых работах в 1-х, 5-х, 9-х не забываем
Динамику достижений узнаем, улучшаем.
Исследовательскую, проектную работу в программу включаем.
Самоконтроль и самооценку на уроках осуществляем.
О чувстве прекрасного забыть нельзя
Живопись, музыка – наши помощники, друзья.
День начинаем по порядку.
Утром делаем зарядку,
А потом пробежка, бег
И здоровый человек.
До Патрокла и сюда,
Любая не страшна беда.
Родителей к работе приобщаем
Конкурсы, кружки возобновляем,
Нормы ГТО сдаем, стройнеем и себя не узнаем.
Походы любим – ой, ой, ой.
Забыв про отдых и покой вперед идем
Наш край чудесный, край родной
Ну, где найдешь ещё такой!
А город юбилейный наш…
«Красный вымпел», субмарина
И величие моста…
Разве где-то в Сан-Франциско
Есть такая красота!
Великие педагоги Ян Амос, Каменский, Песталоцци
Говорили о школе радости.
Пусть уроки английского
Будут детям кусочком сладости.
Нестандартные уроки, конкурсы и КВН…
Всё это поможет нам
Обучать без traffic jаm.
Включаем творчество и «недосып» порой…
Больше роста, педагоги!
И новый ФГОС нам не покажется
Ни глыбой, ни горой.
Пусть девизом нашим будет
Самым, самым главным:
«чтоб при выходе из школы человек был славным».
Чтоб страну свою любил
И любимый город.
Школу чтоб не позабыл,
Школьный возраст дорог.
Вот и ответили
на главный наш вопрос.
Каким по-новому
Быть должен ФГОС А. Мартынова
Это не простой вопрос.
Программы изменяем, по-новому составляем.
Новшества внедряем, задачи выполняем, об СДП не забываем.
К терминам привыкаем и дидактические принципы СДП соблюдаем.
Работать с информацией детишкам помогаем
С грамотной мотивации урок начинаем;
О типах урока не забываем
Самостоятельность, творчество приветствуем, развиваем.
УУД что ПДД
Тоже там движение.
Но главная фигура – ученик,
Его успех и достижения
Портфолио пятиклассника – накопленные результаты за год
5-6 знаковых детских работ.
ООП что НВП
Порядок тут военный.
Каждого должны мы научить,
Пусть вовсе он не гений.
Зона актуального развития – ЗАР
Уровень актуального развития – УАР
Планируемые результаты словно в планшете карты.
О стартовых работах в 1-х, 5-х, 9-х не забываем
Динамику достижений узнаем, улучшаем.
Исследовательскую, проектную работу в программу включаем.
Самоконтроль и самооценку на уроках осуществляем.
О чувстве прекрасного забыть нельзя
Живопись, музыка – наши помощники, друзья.
День начинаем по порядку.
Утром делаем зарядку,
А потом пробежка, бег
И здоровый человек.
До Патрокла и сюда,
Любая не страшна беда.
Родителей к работе приобщаем
Конкурсы, кружки возобновляем,
Нормы ГТО сдаем, стройнеем и себя не узнаем.
Походы любим – ой, ой, ой.
Забыв про отдых и покой вперед идем
Наш край чудесный, край родной
Ну, где найдешь ещё такой!
А город юбилейный наш…
«Красный вымпел», субмарина
И величие моста…
Разве где-то в Сан-Франциско
Есть такая красота!
Великие педагоги Ян Амос, Каменский, Песталоцци
Говорили о школе радости.
Пусть уроки английского
Будут детям кусочком сладости.
Нестандартные уроки, конкурсы и КВН…
Всё это поможет нам
Обучать без traffic jаm.
Включаем творчество и «недосып» порой…
Больше роста, педагоги!
И новый ФГОС нам не покажется
Ни глыбой, ни горой.
Пусть девизом нашим будет
Самым, самым главным:
«чтоб при выходе из школы человек был славным».
Чтоб страну свою любил
И любимый город.
Школу чтоб не позабыл,
Школьный возраст дорог.
Вот и ответили
на главный наш вопрос.
Каким по-новому
Быть должен ФГОС А. Мартынова
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#46, 15.10.2017
Объективности ради я бы добавила, что урок " по ФГОС" не получается, если дети шли по обычной программе в начальном звене, а учитель должен разработать критерии УУД и планировать результаты, исходя из имеющихся (каких-то, еще не знает каких) умений. У нас так и было.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#47, 16.10.2017
Ответ на сообщение #46 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
А разве по ФГОС переходят не с начальной школы?
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#48, 16.10.2017
Ответ на сообщение #47 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
У нас все можно, увы..
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#49, 17.10.2017
Ответ на сообщение #48 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Понятно!
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#50, 20.10.2017
Ответ на сообщение #48 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Чудеса - да и только!
Похожие дискуссии:
- 6 советов учителям, как выжить в первый год работы (чтобы он не стал последним)
- Какие литературные произведения вы бы убрали из школьной программы?
- КЭС и КПУ в календарно-тематическом планировании
- Оценка тестовых работ. Кто как хочет или по единым критериям?
- Перспективная модель ОГЭ по английскому языку (2019)
- Программы
- Тесты по истории России к учебнику под редакцией А.В.Торкунова "История России" 6 класс.
- Требования к современному уроку с позиций системно-деятельностного подхода.
- Тренировочные работы в формате ОГЭ
- Урок по ФГОС