Религия и школа
Мне интересно, затрагиваете ли вы вопросы религии на уроке? Задаются ли вопросами на религиозную тему?
Дискуссию начал(а) Амина Ю.05.05.2016 2266
Опубликовано в группе «Урок литературы как средство воспитания нравственного поведения»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Субботина Светлана Львовна(эксперт сообщества)
#1, 05.05.2016
Только в рамках программы. Например, изучая "Житие Сергия Радонежского". Ещё веду предмет в 10 классе "Основы этики" - там тоже есть темы, в которых нельзя не затрагивать вопросы религии, даже разных религий. А вот дети сами как-то не интересуются этой темой. Во всяком случае - в нашей школе.
Амина Ю.
#3, 05.05.2016
Ответ на сообщение #1 пользователя Субботина Светлана Львовна
"Житие" в 5 классе??
Амина Ю.
#11, 06.05.2016
Ответ на сообщение #9 пользователя Субботина Светлана Львовна
У нас в 5 - 6 классе изучают, смотря какой учебник. Не подскажете как правильно подойти к этой теме. Хочу привить ученикам толерантность с детства. Дополнительный материал по этой теме не могу правильно выбрать.
Субботина Светлана Львовна(эксперт сообщества)
#15, 06.05.2016
У меня в публикациях есть урок по Сергию Радонежскому. Ещё по литературе о Святом Афоне... Конечно, это только христианское... Но Вы верно, отметили, что в разных религиях ценности одни.
Амина Ю.
#16, 07.05.2016
Ответ на сообщение #15 пользователя Субботина Светлана Львовна
Мне это очень интересно. Я жила среди христиан, да и не забываю, что все писатели тоже христиане, хотя не в религии тут дело. Я боюсь неправильных отзывов со своей стороны. Ведь зачастую ученики подхватывают, что говорит учитель, примеряют на себя. Сейчас посмотрю публикации.
Наталья Владимировна
#2, 05.05.2016
Любая религия учит лишь хорошему. На уроках истории тема религий затрагивается. Например: "Арабо-мусульманский мир".
Набор тематик внутри других гуманитарных дисциплин (история, общество, литература, МХК - там, где есть), в рамках "истории религии" должны быть отражены: история учений. Определенные элементы содержания учений (это, между прочим, и сейчас присутствует в рамках курса всеобщей истории), культурологическая сторона религии (устройство и семантика объектов культа и поклонения, обряды, праздники, календарь), обязательно должна быть тема "религия и общество".
Набор тематик внутри других гуманитарных дисциплин (история, общество, литература, МХК - там, где есть), в рамках "истории религии" должны быть отражены: история учений. Определенные элементы содержания учений (это, между прочим, и сейчас присутствует в рамках курса всеобщей истории), культурологическая сторона религии (устройство и семантика объектов культа и поклонения, обряды, праздники, календарь), обязательно должна быть тема "религия и общество".
Амина Ю.
#4, 05.05.2016
Ответ на сообщение #2 пользователя Наталья Владимировна
Согласна с Вами. А дети этим интересуются? Как реагируют?
Амина Ю.
#5, 05.05.2016
У меня недавно был случай в 6 классе. После беседы о мифах Древней Греции двое учеников стали выкрикивать, что это все ерунда, глупые выдумки. Часто приходится упоминать о религии, так как почти все ученики после школы посещают и медресе, и у них иной взгляд на литературу под воздействием религии. Особенно в старших классах " Анна Каренина" Л. Н. Толстого , романы Достоевского дети трактуют не только с человеческого аспекта, но и религиозного.
Панкова Ирина Николаевна
#18, 14.05.2016
В данном случае Вам не позавидуешь. Для детей слово, сказанное в медресе или в воскресной школе, чаще всего весомее слова учителя. Для верующих детей слово священнослужителя - истина в последней инстанции. "Анна Каренина" точно может стать яблоком раздора.
Отредактировано 14-05-2016 20:55
Амина Ю.
#19, 14.05.2016
Ответ на сообщение #18 пользователя Панкова Ирина Николаевна
Как правильно Вы заметили. Так и есть. Им сказали с жещинами-учителями не здороваться, так они и перестали здороваться.
Панкова Ирина Николаевна
#20, 14.05.2016
Я думала в исламе к учителям, женщина это или мужчина, особое отношение. Очень обидно! Ты их учишь, душу вкладываешь, а они даже не здороваются.
Амина Ю.
#21, 14.05.2016
Ответ на сообщение #20 пользователя Панкова Ирина Николаевна
Да, так и есть. Но встречаются и такие. Хороший учитель научит хорошему, а плохой учитель плохому. Не тот учитель им попался в медресе.
Игнатова Анастасия Ивановна
#6, 06.05.2016
К сожалению, данной темой не владею. В практике не использую). Хотя преподаю предмет ОРКСЭ ( Основы религиозных культур и светской этики), веду модуль Светская этика. К религии отношения не имеет.
Отредактировано 06-05-2016 00:33
Амина Ю.
#7, 06.05.2016
Ответ на сообщение #6 пользователя Игнатова Анастасия Ивановна
Жаль. Я думала эта тема в Вашем предмете.
Шакмаева Тамара Александровна(эксперт сообщества)
#8, 06.05.2016
С самого рождения надо воспитывать в ребенке будущего мужа, ответственного за свою семью, за своих детей, и будущую жену, которая знает, что такое честь женщины, и бережет ее. Надо благоразумно воспитывать в детях любовь... Россия является страной, в которой проживают последователи различных религиозных традиций. Но при всех различиях у нас существуют предпосылки и к взаимопониманию — мы живем в одном Отечестве, у нас единые морально-нравственные ценности. Кто, как не учитель, должен проповедовать на своих уроках принципы гуманизма, толерантности, нравственности, любви. И это не только на специально отведенных для этого уроках. Учитель должен проповедовать детям историческое и культурное значение традиционных религиозных нравственных ценностей, укоренённых в истории, образе жизни и менталитете народа, семейные ценности, любовь и верность;поддерживать любовь к Родине и ответственность за её будущее; воспитывать дух миролюбия, доброжелательность, готовность прийти на помощь ближним. А это наша с вами миссия, дорогие учителя, это и базовые принципы традиционных религий.
Отредактировано 06-05-2016 06:41
Субботина Светлана Львовна(эксперт сообщества)
#10, 06.05.2016
Ответ на сообщение #8 пользователя Шакмаева Тамара Александровна
Всё верно, Тамара Александровна! Об этом - весь предмет "Литература". Только в настоящее время редко выводятся все эти понятия на религию. Как сказала выше, о религиозном начале я, например, говорю на предмете "Основы этики". Мне кажется, Амину Ю. как раз и волнует, что религиозным истокам сейчас не уделено должного внимания на уроках литературы.
Амина Ю.
#12, 06.05.2016
Ответ на сообщение #8 пользователя Шакмаева Тамара Александровна
Согласна с Вами, но нашему региону в этом плане сложнее. 1998 - 1999 годы были тяжелыми и переломными в истории Дагестана. Именно в эти годы я в Дагестан и переехала, поэтому помню как это было и как есть сейчас. Те, кто уходил в "леса", были героями для детей. А сейчас и "сирийская" проблема. Дети стоят на перепутье. Многие допустили ошибку и сейчас расплачиваются за это. А литература полна такими примерами. Примерами, которые кричат не совершай ошибку, подумай! И правильно то, что нельзя в рамках одной религии проповедовать нравственные ценности. Но при этом и навязывать нельзя собственные ценности. Вспоминаю картинку, где учитель "подстригает" мысли учеников, делает их похожими на свои..
Ислам и христианство - две мировые религии... Как преподнести это тем, кто в сущности не знает ни об одной? "Связать" ценности...
Ислам и христианство - две мировые религии... Как преподнести это тем, кто в сущности не знает ни об одной? "Связать" ценности...
Амина Ю.
#13, 06.05.2016
Ответ на сообщение #10 пользователя Субботина Светлана Львовна
Именно. И не только на уроках литературы. Раздел "культура, образование и т. д. "на уроках истории у нас пропускают как ненужный...
Субботина Светлана Львовна(эксперт сообщества)
#14, 06.05.2016
А вот это действительно плохо. Мы на уроках касаемся этих вещей, а дети об этом ничего не знают. Как наверстать упущенное историками, если своё успеть дать в полном объёме сложно... А Вы подняли действительно важную проблему - связи с религией. Тем более, в Вашем регионе это такой острый вопрос. И махнуть на него рукой тоже нельзя!
Амина Ю.
#17, 07.05.2016
Ответ на сообщение #14 пользователя Субботина Светлана Львовна
Да, поэтому так хочу найти правильное решение по этому вопросу.
Сафонова Елена Валерьевна(эксперт сообщества)
#22, 27.05.2016
Я верующая христианка, православная, и тему эту всегда затрагиваю. Мои ученики-мусульмане (такие всегда есть) никогда не воспринимали болезненно. Сейчас поделюсь опытом.
Всегда думаю о таком уроке заранее, если предвижу религиозные вопросы.
Установка всегда одна и четкая: каждый из нас имеет право на религиозные убеждения, об этом можно говорить, но не ругаться: это резко пресекается.
Мои убеждения - это мои убеждения. Я говорю о них, если к слову приходится. Если мусульманине говорит о своей религии, мы с интересом слушаем. Еще никто ничего ни разу плохого не сказал, правда!
Писатель тоже человек, и у него тоже есть религиозные убеждения. Я не согласна с Львом Толстым категорически, но что пользы с ним спорить: он уже умер. Я говорю о его убеждениях и могу прибавить: я не согласна.
Житие Сергия Радонежского - это не вероучительная книга, да и вообще пересказ. Литература то есть. Вымысел там легко может присутствовать. Мы же читаем сказки и не кричим: враньё! Да и любое произведение - вымысел ведь!
Мифы Древней Греции - они и есть мифы. Не вранье, а литература, вымысел. "Сказка ложь, да в ней намек..."
Если что, напоминаю, что мы не вправе оскорблять чувства верующих других конфессий, ведь мы не хотим, чтобы кто-то оскорблял наши чувства!
Всегда думаю о таком уроке заранее, если предвижу религиозные вопросы.
Установка всегда одна и четкая: каждый из нас имеет право на религиозные убеждения, об этом можно говорить, но не ругаться: это резко пресекается.
Мои убеждения - это мои убеждения. Я говорю о них, если к слову приходится. Если мусульманине говорит о своей религии, мы с интересом слушаем. Еще никто ничего ни разу плохого не сказал, правда!
Писатель тоже человек, и у него тоже есть религиозные убеждения. Я не согласна с Львом Толстым категорически, но что пользы с ним спорить: он уже умер. Я говорю о его убеждениях и могу прибавить: я не согласна.
Житие Сергия Радонежского - это не вероучительная книга, да и вообще пересказ. Литература то есть. Вымысел там легко может присутствовать. Мы же читаем сказки и не кричим: враньё! Да и любое произведение - вымысел ведь!
Мифы Древней Греции - они и есть мифы. Не вранье, а литература, вымысел. "Сказка ложь, да в ней намек..."
Если что, напоминаю, что мы не вправе оскорблять чувства верующих других конфессий, ведь мы не хотим, чтобы кто-то оскорблял наши чувства!
Амина Ю.
#23, 01.06.2016
Ответ на сообщение #22 пользователя Сафонова Елена Валерьевна
Согласна с Вами. И я уважаю мнение каждого. Всегда поощряю желание учащихся высказываться, но при этом нужно и обосновывать свое мнение. Очень часто мои ученики подхватывают мои же слова за неимением своих, они не привыкли обсуждать, анализировать . Очень часто учитель просто навязывает свое мнение. Вспоминаю свои школьные годы. За ответ, отличавшийся от ожиданий учителя нас порицали. До сих пор высказываю свое мнение в коллективе с опаской. Очень понравилась Ваша установка ::smile2::
Сафонова Елена Валерьевна(эксперт сообщества)
#24, 01.06.2016
В маленьком коллективе есть свои плюсы и минусы. Мы воспринимаем друг друга как довольно близких людей, дети в большинстве своем высказываются очень непосредственно. Тут надо следить, чтобы лишнего не брякнули. Вот здесь и требуется "табу": "Я верующая, и мне неприятно слышать такое. Почему я не позволяю себе подобных высказываний о твоих взглядах, а ты - позволяешь?" Почти всегда следует "извините", если ребенок вообще приучен извинятся. В области религии обосновать что-то трудно. Главное - это дать понять: мировоззрение влияет на творчество писателя, художника и т.д. Но творчество не исчерпывается мировоззрением. Мы тут не изучаем религиозные взгляды Толстого, а только учитываем их, чтобы было понятно, почему он так написал. Это снимает напряжение. Мало ли что Толстой делал странного! Он, например, ходил босой и пахал землю.
Амина Ю.
#25, 01.06.2016
Ответ на сообщение #24 пользователя Сафонова Елена Валерьевна
Моих пока что нужно учить уважать чужое мнение. Вот что очень плохо, что в наших религиозных школах их толерантности не учат. Все идет из школы. А дома наших детей учат никому не уступать.....
Сафонова Елена Валерьевна(эксперт сообщества)
#26, 01.06.2016
Увы, да. Все идет от семьи, а не всегда идет что-нибудь хорошее. Где хамству учат, где пошлости какой-нибудь...
Амина Ю.
#27, 01.06.2016
Ответ на сообщение #26 пользователя Сафонова Елена Валерьевна
Так и есть. Как не прискорбно.
bhbyf
#28, 14.06.2016
Тему использую для проведения классных часов. Дети должны знать, что законах каждой религии много общего. В этом году(перед сдачей ОГЭ) ходили в церковь. Не знаю,что помогло, но результаты хорошие!
bhbyf
#40, 11.08.2016
В прошлом году в парке открыли памятник чернобоыльцам. На такие встречи дети ходят с удовольствием.
Дмитриева Оксана Леонидовна
#29, 01.08.2016
В этом году буквально в 9 классе рассматривали сюжет "Божественной комедии" Данте Алигьери. Я с учащимися, прочитавшими это произведение, поочередно делимся впечатлениями, рассказываем содержание.. И на протяжении всего урока я проговаривала, что так видит загробный мир Данте Алигьери.Несколько раз!!! И все равно в конце урока нашелся тот, который спросил:"Откуда Вы знаете,Оксана Леонидовна, про это?" И весь класс грохнул! Знаете, бывает и такое - нужно быть предусмотрительными, чтобы вам не приписали чужих мнений.
Амина Ю.
#32, 03.08.2016
Ответ на сообщение #29 пользователя Дмитриева Оксана Леонидовна
Видно, слушал не с начала, но раз все-таки задал вопрос, значит, его это заинтересовало. Мои ученики, пропустившие вводный урок, тяжело вовлекаются вообще в беседу. Детей у нас тоже вовлекают в огороды наравне со взрослыми.
Отредактировано 03-08-2016 21:53
Ковалева Галина Валентиновна(эксперт сообщества)
#43, 16.10.2016
Конституции РФ провозглашены: (ст.28)
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»
Мне кажется что современное общество, и ученики в том числе, давно усвоили, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе. В России именно так!
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»
Мне кажется что современное общество, и ученики в том числе, давно усвоили, что религия реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе. В России именно так!
Амина Ю.
#44, 11.12.2016
Ответ на сообщение #43 пользователя Ковалева Галина Валентиновна
Согласна с Вами!
Дмитрий Александрович Кривошей
#45, 26.11.2017
Вопрос религии в школе естественным образом затрагивается. Однако это не должно быть навязчиво!
Рогатнева Татьяна Ивановна
#46, 28.02.2021
Нам, учителям начальных классов, очень трудно в своей деятельности осуществлять этот вопрос. По многим причинам! И дети маленькие (если в семьях не культивируется данная тема, то еще сложнее!), и предмет ОРКСЭ ( Основы религиозных культур и светской этики) только в 4 классе (и очень мало часов!). Приходится (за счет классного руководства) в рамках классных часов...нельзя же совсем не касаться заповедей, говоря о любви к ближним, о доброте, об ответственности; касаемся и "Пасхи", и "Рождества"...У малышей (чаще!) есть интерес к данным вопросам. Многие дети даже задаются вопросами и ставят их перед учителем. Видно, что в семьях, если есть общение со старшим поколением- бабушкой!, то и молитву "Отче наш" знают уже до школы! Нам, учителям, не легко!
Похожие дискуссии:
- «Это всё принадлежит школе!»
- 7 вещей, за которые родителям придётся платить в школе. Хотят они этого или нет...
- Долой скучные уроки
- Как мотивировать детей на учебу весной?
- Как часто стоит посещать родительские собрания классов учителю-предметнику?
- Навстречу Дню Победы - мой фильм - Фильм о Шелгунове Василии Николаевиче
- Педагог и тату
- Проектная деятельность как средство реализации ФГОС
- Судьба русского писателя Александра Александровича Зиновьева как отражение трагедии русского народа
- Школьная газета "4етверть" (выпуск 4)