Итоговая оценка ученика как среднее арифметическое или объективная оценка уровня знаний школьника?
Выставление итоговой - годовой оценки по предмету всегда вызывало у меня несогласие с тем, что обязательно её "ставим в пользу ученика, округляя по правилам из математики", поскольку считаю, что она (оценка) обязательно должна учитывать и отражать индивидуальные "образовательные" возможности и степень их реализации не только в учебном году, но и в каждой четверти, для каждого ученика.
Новая для меня информация: "В 1944 году Совет НарКомов РСФСР принял постановление "О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы" (про пятибалльную оценку уже было написано здесь). Но 6 пунктом в инструкции к этому постановлению было написано:
При определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации."
Действительно, 70 лет назад - далекое прошлое, но, заметьте, уже тогда требование объективной оценки знаний каждого ребенка было более прогрессивным, чем нынешнее. Вот и получается: говорим сегодня одно, делаем или вынуждены делать - другое.
Как некоторые (хорошо, что не все ученики) умеют пользоваться таким "математическим" подходом к итоговой оценке собственных знаний, известно многим учителям.
Коллеги, какой подход к выставлению итоговой оценки Вы считаете приоритетным в школьном образовании сегодня?
Новая для меня информация: "В 1944 году Совет НарКомов РСФСР принял постановление "О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы" (про пятибалльную оценку уже было написано здесь). Но 6 пунктом в инструкции к этому постановлению было написано:
При определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации."
Действительно, 70 лет назад - далекое прошлое, но, заметьте, уже тогда требование объективной оценки знаний каждого ребенка было более прогрессивным, чем нынешнее. Вот и получается: говорим сегодня одно, делаем или вынуждены делать - другое.
Как некоторые (хорошо, что не все ученики) умеют пользоваться таким "математическим" подходом к итоговой оценке собственных знаний, известно многим учителям.
Коллеги, какой подход к выставлению итоговой оценки Вы считаете приоритетным в школьном образовании сегодня?
Дискуссию начал(а) Спицына Любовь Ивановна15.04.2018 6398
Опубликовано в группе «СМИ о российском образовании »
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#1, 15.04.2018
Я совершено с Вами согласна. Средний балл в пользу ученика - неправильная оценка. Мы так же выставляем оценки, как и Вы, округляя. Допустим у ученика за четыре темы в первом семестре такие оценки - 4, 3, 4, 3. Семестровая - 4. В следующем семестре у него все тройки. За семестр -3. А в итоге за год - 4. Именно так от нас требуют оценивать учащихся. А на самом деле, из 8 тем на 4 было усвоено только 2. Старшеклассники эту арифметику хорошо понимают и этим пользуются. Если за первый семестр хорошая оценка, то во втором семестре они особо и не стараются работать. Тем более, что 2 за семестр им никто не поставит. Я помню те времена, когда оценка выставлялась по усмотрению учителя, при наличии одинакового числа оценок. Теперь, если выставишь на свое усмотрение, то при проверке журналов тебе напишут замечание, и попадешь в приказ. Вот и сидим с калькуляторами, выставляя завышенные оценки.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#20, 15.04.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Такая ситуация с вычислениями и округлениями оценок не только у Вас, Наталья Владимировна. За образование обидно.
И с этим требованием "оценка - в пользу ученика" приходится бороться с помощью системы дифференцированных заданий, использовать выбор экзамена для сдачи в форме ОГЭ как возможность оценки различных типов заданий, и т.д.
И с этим требованием "оценка - в пользу ученика" приходится бороться с помощью системы дифференцированных заданий, использовать выбор экзамена для сдачи в форме ОГЭ как возможность оценки различных типов заданий, и т.д.
Зигангирова Юлия Федоровна
Комментарий был удалён пользователем 15 апр 2018 в 07:13
Зигангирова Юлия Федоровна
#3, 15.04.2018
А я скучаю по возможности выставлять 2 за четверть, тогда все ученики боялись этого, работали, исправляли, старались, а сейчас говорят: "Всё равно три нарисуете".
Надежда Владимировна Кучмина(эксперт сообщества)
#4, 15.04.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Зигангирова Юлия Федоровна
Мы не "рисуем". В 3-й четверти я поставила 3 "2" в 9 классе. Хоть немного напугала недопуском к экзаменам. Теперь после уроков сами приходят дополнительно заниматься. А то ведь ещё и бегают от учителя как чёрт от ладана.
Зигангирова Юлия Федоровна
#7, 15.04.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Надежда Владимировна Кучмина
У нас не положено, хотя иногда так хочется. Про то, что бегают - это да, попробуй догони::smile43::
Надежда Владимировна Кучмина(эксперт сообщества)
#10, 15.04.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Зигангирова Юлия Федоровна
У нас всегда говорят: ставьте объективные отметки. Вот и ставим. Двоечники каждую четверть в школе есть.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#13, 15.04.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Зигангирова Юлия Федоровна
Юлия Федоровна, а у меня почти каждую четверть бывают неудовлетворительные четвертные, и вовсе не потому, что учитель вредный и злой, а потому, что это - реальная оценка знаний ребенка за отчетный период времени.Конечно, выставляя неуд, следует быть во всеоружии, ведь родители сейчас бегут, хорошо если в школу к директору, а некоторые - сразу в департамент. Вот тогда все работы: классные проверочные, лабораторные, контрольные становятся аргументами.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#19, 15.04.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Надежда Владимировна Кучмина
Поддерживаю, Надежда Владимировна! Рисованные тройки потом к учителям назад же и прилетают в виде претензий или от родителей, или от администрации.
Надежда Владимировна Кучмина(эксперт сообщества)
#21, 15.04.2018
Ответ на сообщение #13 пользователя Спицына Любовь Ивановна
::smile7::::smile7::::smile7::
Савельева Лариса Евгеньевна
#5, 15.04.2018
В этом учебном году, чтобы уйти от проблемы итоговой отметки,наша школа перешла на триместры. Пока такой подход устраивает. Правда, каникулы не совпадают с концом триместра, но и в этом увидели плюс: на новогодние каникулы уходим без суеты.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#14, 15.04.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Савельева Лариса Евгеньевна
Лариса Евгеньевна, хорошее, на мой взгляд, начинание. У нас в лицее триместр у пятиклассников, а у вас в каких классах?
Савельева Лариса Евгеньевна
#29, 17.04.2018
Ответ на сообщение #14 пользователя Спицына Любовь Ивановна
Мы в этом учебном году перешли на триместры во всех классах.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#30, 18.04.2018
Ответ на сообщение #29 пользователя Савельева Лариса Евгеньевна
Лариса Евгеньевна, поделитесь, как Вы считаете, триместры лучше, или пока рано подводить итоги?
Савельева Лариса Евгеньевна
#31, 18.04.2018
Ответ на сообщение #14 пользователя Спицына Любовь Ивановна
Когда-то мы уже учились по триместрам, потом отказались от этой системы: каникулы не совпадали с другими школами и учреждениями дополнительного образования. В этом учебном году каникулы в те же практически дни, что и во всех школах района. Нам кажется триместровая система удобной: дети, например, уходят на зимние каникулы без стресса, у учителей тоже хлопот меньше, а, отдохнув, ученики ещё могут улучшить своё положение с новыми силами. Но пока не хватает немного привычки, т.к. кажется странным, что в пятницу, например, завершили четверг, а в понедельник уже начался новый. Вроде бы нет финальной точки или перерыва между триместрами.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#32, 04.11.2018
Ответ на сообщение #31 пользователя Савельева Лариса Евгеньевна
Согласна, Лариса Евгеньевна. В некоторый классах , может быть, во всех параллелях, триместр - удобная система. Просто надо пробовать и совершенствовать.
Варенцова Вера Анатольевна
#8, 15.04.2018
Ещё лет десять назад для нас было требование - ставить "4", если у ученика более 70% четвёрок, а "5", если более 80% пятёрок. Сейчас эти бы ученики были круглыми отличниками и хорошистами, а тогда только троечниками. Вот так понизились требования к качеству обучения! Куда катимся...?
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#18, 15.04.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Варенцова Вера Анатольевна
Согласна, Вера Анатольевна, справедливое было требование. И мало кто в те годы высказывал претензии учителю по поводу оценки знаний ребенка.
Зато сейчас слышала не один раз от родителей: "Считаю, мой ребенок знает вашу физику на пять". В таких случаях обычно прошу родителей предъявить диплом о высшем профессиональном образовании. Вот и такие требования от родителей бывают.
Зато сейчас слышала не один раз от родителей: "Считаю, мой ребенок знает вашу физику на пять". В таких случаях обычно прошу родителей предъявить диплом о высшем профессиональном образовании. Вот и такие требования от родителей бывают.
Марина
#9, 15.04.2018
Да, истинное качество обучения желает лучшего. Ну а в цифрах все подтягивается для желаемого уровня.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#15, 15.04.2018
Вот это-то и обидно, Марина. Потом претензии со всех сторон - на учителей, будто мы такие правила выставления итоговых оценок сами придумывали!
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#11, 15.04.2018
Парадокс: требуя качества знаний, на нас давят выставленными "2" по итогам года. Мотивировать оценку не позволяют: ставьте "3" при 2,5 и всё. В итоге проблем больше, чем при честном и объективном оценивании. если учителя все время попрекать тем, что он не умеет работать( ну, раз двоечники есть, значит, не умеет!), то можно с этой колокольни не платить стимулирующих, составлять расписание так, чтобы все 7-е уроки у неблагонадежных учителей были... Авторитарный режим за "3" без обсуждения.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#16, 15.04.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Правильные акценты расставили, Татьяна Евгеньевна! Такая ситуация очень во многих школах. И куда бедному учителю деваться?!
Ради справедливости должна отметить, что наш директор последние года три говорит нам: "Будьте внимательны, не подставляйте себя, если ребенок (особенно 9 и 10 классы) не тянет или не хочет учить, ставьте оценку объективную". Наличие подтверждающих "2" документов - обязательно!
Ради справедливости должна отметить, что наш директор последние года три говорит нам: "Будьте внимательны, не подставляйте себя, если ребенок (особенно 9 и 10 классы) не тянет или не хочет учить, ставьте оценку объективную". Наличие подтверждающих "2" документов - обязательно!
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#22, 15.04.2018
Ответ на сообщение #16 пользователя Спицына Любовь Ивановна
А у нас говорят так: "Если дотянули до 9 класса, обязаны всех допустить до экзамена!" А если до 8 он еще как-то учился, а в 9-м в школу перестал ходить? Сейчас у меня именно такая ситуация. Ничего слышать не хотят, весь коллектив на нервах..
Отредактировано 15-04-2018 20:04
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#23, 15.04.2018
Ответ на сообщение #22 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Да, ситуация не из приятных, Татьяна Евгеньевна, и у нас такое бывает! Тогда все подключаются, и соцпедагог, и участковый, и до КДН доходит.От Вас пример - еще одно подтверждение тому, что оценки в любом классе должны объективно оценивать знания ребенка на данный период времени. А в следующей четверти он сможет иметь более высокую (или низкую) оценку.
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#24, 15.04.2018
Ответ на сообщение #23 пользователя Спицына Любовь Ивановна
так и должно быть! А здесь ситуация такова, что соцпедагог принимает сторону этого ученика, который связался с криминалом, жалеет родителей и его, вроде как его надо понимать, войти в положение..А он не ходит в школу, по причине болезни, все время болеет, но даже на экзамене в пятницу (у нас устное собеседование прошло) его вылавливали, потому что он собирался сбежать домой..Если бы соцпедагог отвечал головой, как мы за результаты экзаменов, вопрос бы так остро не стоял.
Отредактировано 15-04-2018 20:36
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#25, 15.04.2018
Ответ на сообщение #24 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Ситуация непростая. А вот позиция соцпедагога мне совсем не понятна. Желаю благополучного разрешения сложившейся ситуации, Татьяна Евгеньевна!
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#26, 15.04.2018
Ответ на сообщение #25 пользователя Спицына Любовь Ивановна
Спасибо за участие, Любовь Ивановна!
Старшов Михаил Александрович
#12, 15.04.2018
интересно, кто-нибудь проследил соответстве этих вот "округлённых" троек и провалов на егэ? так, за пару-тройку лет посмотреть бы.
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
#17, 15.04.2018
Ответ на сообщение #12 пользователя Старшов Михаил Александрович
Михаил Александрович, думаю, никто не будет такими исследованиями заморачиваться. Если речь идет об обязательных ЕГЭ (русский, математика), там порог успешности невысокий. И надо постараться, чтобы его не преодолеть, хотя и такое бывает.
ЕГЭ вообще какая-то не всегда предсказуемая в смысле результатов форма аттестации: сколько случаев, когда действительно стабильно ровно занимавшийся ученик занервничал и получил низкие баллы, бывает и результат выше предполагаемого для конкретного выпускника.
ЕГЭ вообще какая-то не всегда предсказуемая в смысле результатов форма аттестации: сколько случаев, когда действительно стабильно ровно занимавшийся ученик занервничал и получил низкие баллы, бывает и результат выше предполагаемого для конкретного выпускника.
Городинская Екатерина Владимировна
#28, 17.04.2018
Я не смотрю на процент в оценках. Ставлю заслуженные оценки. Пару родителей бунтует, но я не натягиваю. Если ребенок не тянет предмет, смысл "рисовать" оценки. Ему только хуже.
Похожие дискуссии:
- Дети не хотят учиться! Помогите!
- Дум Думыч информирует: правила безопасного поведения зимой
- Индивидуальный план развития и жизнеустройства
- Крашенные волосы и пирсинг в школе разрешили официально...
- Мама, включи мультик.
- Наши дети - наше будующее !
- Работы своего ребенка
- Умер Станислав Говорухин...
- Ученическое самоуправление.
- Школьные мероприятия: показуха ради хэштэга?