Традиционный урок уйдет в прошлое тихо и незаметно
Столичные школы пробуют на себе "перевернутый класс" и учатся жить при стеклянных дверях. Классно-урочная система, разработанная Яном Коменским еще в XVII столетии, скоро уйдет. Тихо и незаметно. Это дали понять московские учителя. «Прощай, классно-урочная система! Прощай, Ян Амос Коменский!» – заявил директор школы «Покровский квартал» Илья Новокрещенов в видеоролике об основных принципах стратегии московского образования до 2025 года. Рассказ адресован школьникам, толковый и очень убедительный.
Так что же ждет школу в свете реформаторских идей? Как объясняет Илья Новокрещенов, стратегия для своего воплощения предусматривает четыре основных механизма. Первый – ПОТОК (персонифицированная образовательная траектория обучения в открытых коллективах переменного состава) – означает, что ученик теперь сам может строить траекторию обучения. И выбирать себе предметы, учителей, уровень обучения (базовый, профильный, углубленный и т.д.), скорость обучения (допустим, за год пройти программу всей старшей школы). Участие в проектной совместной социальной деятельности может проходить в будущем вместе с людьми, разделяющими точку зрения ученика. И вовсе не обязательно только с теми, кто учится с ним в одном коллективе.
Второй механизм – «Рост» – означает, что школа потеряет монополию на оценку ученика. Начнут учитывать его результаты и в других видах занятости (допустим, в спорте, искусстве и т.д.). Это означает, что в будущем исчезнет и государственная итоговая аттестация (ГИА). Каждый ученик будет иметь свою «цифровую» биографию, которая сохранит все его достижения за все годы учебы.
Третий механизм – «Урбошкола» – предполагает, что школа станет исключительно местом регистрации ученика. Этакой «точкой входа». А занятия будут идти в любых организациях, которые могут обеспечить качественный учебный процесс (музей, спортивное учреждение, библиотека, театр).
Следующий механизм – это «Новый учитель». В условиях появления живого интеллекта меняется функция учителя и, встает вопрос, кто он – ментор, лектор или просто старший помощник ученика? Вот так популярно о будущем школы рассказал всем столичный видеоролик.
Понятно, что футуристические прогнозы порой звучат уж очень нереалистично. Тогда отправимся в одну из школ и проверим, так ли уж прозаично в ней все сегодня. Возьмем самую современную, отстроенную недавно в одном из столичных спальных районов. Это школа-гигант, больше напоминающая аэродром, состоит из пяти зданий. Двери в классах здесь прозрачные, благодаря чему сразу видно, чем заняты ученики и учитель. В классах по 30 человек, но это никого не смущает. Дело в том, что здесь уже до 50% уроков в начальной школе и до 30% в основной происходят в так называемом перевернутом классе. А большое количество детей при таком подходе даже удобно. Дети ведь все равно делятся на малые группы, где попутно сами обучают друг друга. Методика «перевернутого класса» способствует развитию самостоятельности детей, рассказывает школьная администрация.
Класс в данном случае разбит на «зоны», дети не сидят в затылок друг другу и не находятся все время на одном месте. Они могут встать, поменяться заданиями с соседом, могут общаться с учителем, друг с другом. В классе может стоять продуктивный гул: все равно каждый здесь занят своим заданием. Задача только в одном – большом смысле действия, найти который педагогам помогают не только собственная подготовка и интуиция, но и такой ресурс, как Московская электронная школа (МЭШ). Лучшие уроки выкладываются здесь, а учителя просматривают коллег, заимствуя у них то, что для них интересно. Чем осмысленнее деятельность учеников, тем выше мотивация и общий результат урока, рассказывают мне. И эта модель более похожа на жизненную модель, считают учителя. Придя после выпуска куда-то работать, молодежь увидит нечто похожее. Классический школьный урок устроен наоборот. Учитель примерно 15–20 минут объясняет материал, потом немного практики, и на дом большое практическое задание. Ребенок приходит домой, и, если не знает, как сделать, спросить уже не у кого. При «перевернутом классе», объясняют мне, ребенок самостоятельно изучает новый материал, а на уроке занимается практикой. Все вопросы решаются в школе. Если же ребенок не может участвовать в практической части урока, значит, он либо не изучил тему, либо не понял. У учителя есть возможность это скорректировать или относиться к теме как к неизученной.
Cовременные федеральные госстандарты предусматривают наряду с предметными областями и метапредметные вещи, такие как самостоятельность, выбор, умение проявить инициативу, умение коммуницировать.
Так что же ждет школу в свете реформаторских идей? Как объясняет Илья Новокрещенов, стратегия для своего воплощения предусматривает четыре основных механизма. Первый – ПОТОК (персонифицированная образовательная траектория обучения в открытых коллективах переменного состава) – означает, что ученик теперь сам может строить траекторию обучения. И выбирать себе предметы, учителей, уровень обучения (базовый, профильный, углубленный и т.д.), скорость обучения (допустим, за год пройти программу всей старшей школы). Участие в проектной совместной социальной деятельности может проходить в будущем вместе с людьми, разделяющими точку зрения ученика. И вовсе не обязательно только с теми, кто учится с ним в одном коллективе.
Второй механизм – «Рост» – означает, что школа потеряет монополию на оценку ученика. Начнут учитывать его результаты и в других видах занятости (допустим, в спорте, искусстве и т.д.). Это означает, что в будущем исчезнет и государственная итоговая аттестация (ГИА). Каждый ученик будет иметь свою «цифровую» биографию, которая сохранит все его достижения за все годы учебы.
Третий механизм – «Урбошкола» – предполагает, что школа станет исключительно местом регистрации ученика. Этакой «точкой входа». А занятия будут идти в любых организациях, которые могут обеспечить качественный учебный процесс (музей, спортивное учреждение, библиотека, театр).
Следующий механизм – это «Новый учитель». В условиях появления живого интеллекта меняется функция учителя и, встает вопрос, кто он – ментор, лектор или просто старший помощник ученика? Вот так популярно о будущем школы рассказал всем столичный видеоролик.
Понятно, что футуристические прогнозы порой звучат уж очень нереалистично. Тогда отправимся в одну из школ и проверим, так ли уж прозаично в ней все сегодня. Возьмем самую современную, отстроенную недавно в одном из столичных спальных районов. Это школа-гигант, больше напоминающая аэродром, состоит из пяти зданий. Двери в классах здесь прозрачные, благодаря чему сразу видно, чем заняты ученики и учитель. В классах по 30 человек, но это никого не смущает. Дело в том, что здесь уже до 50% уроков в начальной школе и до 30% в основной происходят в так называемом перевернутом классе. А большое количество детей при таком подходе даже удобно. Дети ведь все равно делятся на малые группы, где попутно сами обучают друг друга. Методика «перевернутого класса» способствует развитию самостоятельности детей, рассказывает школьная администрация.
Класс в данном случае разбит на «зоны», дети не сидят в затылок друг другу и не находятся все время на одном месте. Они могут встать, поменяться заданиями с соседом, могут общаться с учителем, друг с другом. В классе может стоять продуктивный гул: все равно каждый здесь занят своим заданием. Задача только в одном – большом смысле действия, найти который педагогам помогают не только собственная подготовка и интуиция, но и такой ресурс, как Московская электронная школа (МЭШ). Лучшие уроки выкладываются здесь, а учителя просматривают коллег, заимствуя у них то, что для них интересно. Чем осмысленнее деятельность учеников, тем выше мотивация и общий результат урока, рассказывают мне. И эта модель более похожа на жизненную модель, считают учителя. Придя после выпуска куда-то работать, молодежь увидит нечто похожее. Классический школьный урок устроен наоборот. Учитель примерно 15–20 минут объясняет материал, потом немного практики, и на дом большое практическое задание. Ребенок приходит домой, и, если не знает, как сделать, спросить уже не у кого. При «перевернутом классе», объясняют мне, ребенок самостоятельно изучает новый материал, а на уроке занимается практикой. Все вопросы решаются в школе. Если же ребенок не может участвовать в практической части урока, значит, он либо не изучил тему, либо не понял. У учителя есть возможность это скорректировать или относиться к теме как к неизученной.
Cовременные федеральные госстандарты предусматривают наряду с предметными областями и метапредметные вещи, такие как самостоятельность, выбор, умение проявить инициативу, умение коммуницировать.
Полезные ссылки
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#1, 24.04.2018
НЕ УЙДЁТ!!!
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#5, 24.04.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Бурых Елена Владимировна
Уход будет постепенным....
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#6, 24.04.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Беласик Людмила Николаевна
...уход в никуда?
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#8, 24.04.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Бурых Елена Владимировна
::smile7::::smile7::::smile7::
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#16, 19.11.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Позвольте с Вами, Людмила Николаевна, не согласиться... Урок был, есть и останется. Колесо уже изобретёно... Менять будут только рамы, педали, тормоза
Отредактировано 19-11-2018 15:34
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#19, 19.11.2018
Ответ на сообщение #16 пользователя Евгений Алексеевич
Евгений Алексеевич, так это веяние не я трактую, а там::smile8::::smile8::::smile8::
Шулина Оксана Владимировна
#2, 24.04.2018
Очень интересная статья! Но я своим детям всегда говорю:"Учимся на уроке!"
Старшов Михаил Александрович
#3, 24.04.2018
Интересно, аидеозапись урока похожа на живой урок?
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#4, 24.04.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Старшов Михаил Александрович
Скорее НЕТ, чем да...
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#17, 19.11.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Старшов Михаил Александрович
Ничто не заменит живое общение. Репетиторством можно заниматься по скайпу, но ученики и их родители хотят живого общения
Савельева Наталия Валерьевна(эксперт сообщества)
#7, 24.04.2018
Возможно всё! Уже страшно становится от внедрений и экспериментов. Что дальше будет?
Франк Марина Владимировна
#9, 24.04.2018
Спасибо за интересный материал. Урок не уйдёт, а изменится.... Всё новое - это забытое старое...
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#10, 24.04.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Франк Марина Владимировна
Может уйдет, а потом вернется....Все возвращается, как в моде.
Хохлова Нина Борисовна
#11, 25.04.2018
Ответ на сообщение #10 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Но обязательно трансформируется!
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#12, 25.04.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Хохлова Нина Борисовна
::smile7::::smile7::::smile7:: скорее всего произойдет трансформация....
Почебыт Татьяна Евгеньевна
#13, 25.04.2018
Уйдет, чтобы..вернуться!
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#14, 25.04.2018
Ответ на сообщение #13 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Взвесят, оценят и вернут...
Евгений Алексеевич(эксперт сообщества)
#18, 19.11.2018
Ответ на сообщение #13 пользователя Почебыт Татьяна Евгеньевна
Никуда не уйдёт... Ввели ФГОСы, а много ли изменилось в работе школы?
Старшов Михаил Александрович
#20, 19.11.2018
Ответ на сообщение #14 пользователя Беласик Людмила Николаевна
Оценит Чиновник и взвесит. Но вернуть? Никогда! Он же ошибок не делает, он же не какой-нибудь учителищка, он - ГЛАВНАЧПУПС!::smile14::
Отредактировано 19-11-2018 15:44
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#22, 19.11.2018
Ответ на сообщение #20 пользователя Старшов Михаил Александрович
Ошибки признает сильный......::smile8::не признают...
Мезенцева Ирина Ивановна(эксперт сообщества)
#15, 25.04.2018
Это западная модель обучения в колледжах... или я ошибаюсь? заимствуем? а они , приезжая к нам удивляются полноте знаний у наших детей) .... но наверно это не важно..... ((((
Старшов Михаил Александрович
#21, 19.11.2018
Ответ на сообщение #15 пользователя Мезенцева Ирина Ивановна
Вот именно!!!
Похожие дискуссии:
- "Нам не стыдно показывать эти цифры"
- «Что? Где? Когда? Online» Приглашаем на Чемпионат «Финансовая грамотность»
- 2 МРОТ за 18 часов!
- А вы сожалеете о распаде СССР?
- Благодарности от педагогических сайтов - в подарок
- Министр просвещения Ольга Васильева рассказала, сколько школьники должны тратить времени на домашнюю
- Новая должность в школе
- Ольга Васильева: в сельских школах могут появиться онлайн-уроки
- Подарок! Брать?.. или не брать...
- Президент РБА Михаил Дмитриевич Афанасьев выступил на заседании Совета по культуре и искусству