Ректор МГУ предложил школьникам учить церковнославянский
Надеюсь, что предложение ректора МГУ Виктора Садовничего ввести в школьную программу изучение церковнославянского языка останется фактом его биографии и не обернется очередным глумлением над российской школой и миллионами ее обитателей. Но современная Россия дает столь изумительные примеры в области принятия решений, что со всякими прогнозами в отношении судьбы дивной инициативы ректора МГУ следует решительно погодить...
Идея заставить школьников учить язык, на котором в сегодняшнем мире за пределами церковной ограды не говорят ни в одной стране мира, очень давно не пишут новых книг, а те, что когда-то написаны, относятся в основном к богослужению, еще в прошлом году была выдвинута священником Александром Волковым, пресс-секретарем Гундяева. «Даже если человек никогда в жизни не переступит порог храма, то все равно, это такая важная составляющая», - заявил священник Волков. И добавил: «Это важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития молодого человека»...
На церковнославянском никогда не было написано ни одной научной книги. Просто потому что никакой науки до 18 века в России не было, а когда появилась, точнее была завезена Петром из Европы, то языком российской науки была все та же латынь: труды Императорской академии наук до 1809 года издавались на латыни, а диссертации по медицине в России печатались на латыни до 1860 года. Литература которая сегодня есть на церковнославянском, это многочисленные акафисты, минеи, а также Псалтирь, Часослов и тому подобные произведения...
Школьная программа всегда была, есть и будет полем конкурентной борьбы между представителями различных дисциплин. А если смотреть шире, то между сторонниками разных представлений о будущем страны. В нормальном светском государстве у церковнославянского языка есть вполне достойные места – за церковной оградой и на кафедрах филологических и исторических факультетов. Изучения этого давно мертвого языка в школе – путь к углублению изоляции, отсталости и дальнейшей клерикализации страны...
Идея заставить школьников учить язык, на котором в сегодняшнем мире за пределами церковной ограды не говорят ни в одной стране мира, очень давно не пишут новых книг, а те, что когда-то написаны, относятся в основном к богослужению, еще в прошлом году была выдвинута священником Александром Волковым, пресс-секретарем Гундяева. «Даже если человек никогда в жизни не переступит порог храма, то все равно, это такая важная составляющая», - заявил священник Волков. И добавил: «Это важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития молодого человека»...
На церковнославянском никогда не было написано ни одной научной книги. Просто потому что никакой науки до 18 века в России не было, а когда появилась, точнее была завезена Петром из Европы, то языком российской науки была все та же латынь: труды Императорской академии наук до 1809 года издавались на латыни, а диссертации по медицине в России печатались на латыни до 1860 года. Литература которая сегодня есть на церковнославянском, это многочисленные акафисты, минеи, а также Псалтирь, Часослов и тому подобные произведения...
Школьная программа всегда была, есть и будет полем конкурентной борьбы между представителями различных дисциплин. А если смотреть шире, то между сторонниками разных представлений о будущем страны. В нормальном светском государстве у церковнославянского языка есть вполне достойные места – за церковной оградой и на кафедрах филологических и исторических факультетов. Изучения этого давно мертвого языка в школе – путь к углублению изоляции, отсталости и дальнейшей клерикализации страны...
Полезные ссылки
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#1, 10.11.2018
Я думаю, дело ограничится предложением введения такого предмета в школах как «Православие».
Отредактировано 10-11-2018 16:31
Старшов Михаил Александрович
#2, 10.11.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Белова Светлана Сергеевна
Зря отказываемся, могли бы к выборам доложить, что мы - единственная страна, где все школьники свободно разговаривают на этом красивейшем языке, и ни одна PISA не проверит остаточные знания! И шпионы не подслушают.::smile4::
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#3, 10.11.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Старшов Михаил Александрович
Ну, если так, то срочно надо начинать изучение и освоение! Наверное, и Васильеву для этого поставили.
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#4, 10.11.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Старшов Михаил Александрович
Михаил Александрович, действительно, в этом есть какие-то плюсы. Когда я училась в 11 классе мы изучали такой предмет как «Православие».Ничего в этом плохого не вижу, но надо всегда учитывать,что дети разных вероисповеданий в одном классе могут обучаться.
Отредактировано 10-11-2018 16:53
Львова Светлана Алексеевна(эксперт сообщества)
#5, 10.11.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Лихина Елена Викторовна
Да, а ещё психологию! ::smile49::"Главный внештатный психиатр Минздрава России Зураб Кекелидзе считает необходимым преподавать психологию в школах детям с 3 по 11 класс. Об этом эксперт заявил на заседании Совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве России"
Что ещё??? ::smile46:: Дети читать в начальных классах толком не умеют,::smile7:: им английский вводят. Что уж там - давайте ещё и церковнославянский!
Что ещё??? ::smile46:: Дети читать в начальных классах толком не умеют,::smile7:: им английский вводят. Что уж там - давайте ещё и церковнославянский!
Полезные ссылки
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#6, 10.11.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Львова Светлана Алексеевна
Да выбросить все предметы к черту! Шахматы, ПДД, ППБ, психологию, церковнославянский, экономическую грамотность и хватит!
Лариса Павловна
#7, 10.11.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Белова Светлана Сергеевна
Лиха беда начало...
Старшов Михаил Александрович
#8, 10.11.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Лихина Елена Викторовна
как это, как это хватит?! а латынь, древнегрецкий и закон Божий? А иероглифы китайские, это же такая красота! Грузить так грузить! Учить жарить шашлыки, на зоне пригодится.::smile3::::smile10::::smile23::
Отредактировано 10-11-2018 17:25
Лариса Павловна
#9, 10.11.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Старшов Михаил Александрович
Вот! Ради этого стоит учить.::smile0:: А автор статьи недоумевает: зачем?
Отредактировано 10-11-2018 17:29
Лариса Павловна
#10, 10.11.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Лихина Елена Викторовна
И я того же мнения: для этого.
Лариса Павловна
#11, 10.11.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Белова Светлана Сергеевна
Зачем учитывать? Страна-то - православная, пущай дети других вероисповеданий приобщаются.::smile0::
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#12, 10.11.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Старшов Михаил Александрович
Да, Михаил Александрович, как-то я промахнулась слегка...::smile5::::smile5::::smile5::
Отредактировано 10-11-2018 17:57
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#13, 10.11.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Лариса Павловна
Ко мне один раз как к классному руководителю подошла мама ученика и в начале учебного года предупредила,что у них другое вероисповедание,хотя таких предметов как Православие у нас в школе нет.
Старшов Михаил Александрович
#14, 10.11.2018
Ответ на сообщение #12 пользователя Лихина Елена Викторовна
::smile0::::smile1::::smile2::::smile3::::smile4::
Львова Светлана Алексеевна(эксперт сообщества)
#15, 10.11.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Лихина Елена Викторовна
К этому, видимо, и идёт!::smile4::
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#33, 13.11.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Белова Светлана Сергеевна
Светлана Сергеевна! Какие плюсы? Я никаких плюсов не вижу, одни минусы.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#34, 13.11.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Львова Светлана Алексеевна
И немецкий ещё.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#35, 13.11.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Лихина Елена Викторовна
Поддерживаю, Елена Викторовна! Мне кажется, что те, которые наверху, включая господина Садовничего, вообще оторвались от реальной жизни.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#36, 13.11.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Белова Светлана Сергеевна
"Кгда я училась в 11 классе мы изучали такой предмет как «Православие». Ничего в этом плохого не вижу". А что хорошего? О православии говорится в курсе литературы, истории, обществознании. Вы считаете этого недостаточно, почему?
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#39, 13.11.2018
Ответ на сообщение #36 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Лилия Алексеевна, это лично мое мнение.Я не предлагаю вводить такой предмет в школах.Дети и так сейчас перегружены. То что я этот предмет изучала в рамках школьной программы, ничего плохого в этом не вижу.
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#41, 13.11.2018
Ответ на сообщение #33 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Все мы люди разные.Вы видите в этом минусы,а я—плюсы.))
Львова Светлана Алексеевна(эксперт сообщества)
#45, 13.11.2018
Ответ на сообщение #34 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
У нас в школе он не ведётся. наверное, поэтому и забыла упомянуть!::smile4::
Касьяненко Алла Ивановна
#16, 10.11.2018
Не знаю, к чему идёт, а у нас уже пришло.С этого учебного года курс ОРКСЭ в 4 классе получил своё логическое продолжение в виде обязательного предмета ОДНКНР(основы духовно-нравственной культуры народов России) с 5 по 9 класс с выставлением оценок в аттестат. Учебников, программ нет, но прямой курс на православие взят.
Лариса Павловна
#17, 10.11.2018
Ответ на сообщение #16 пользователя Касьяненко Алла Ивановна
На православие, невзирая на то, что дети могут быть другой веры?
Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
#18, 10.11.2018
Ответ на сообщение #17 пользователя Лариса Павловна
А кого это волнует?
Лариса Павловна
#19, 10.11.2018
Ответ на сообщение #18 пользователя Елена Сергеевна
Родителей, ученика, - судя по сообщению Светланы Сергеевны.
Отредактировано 10-11-2018 20:37
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#22, 11.11.2018
Ответ на сообщение #16 пользователя Касьяненко Алла Ивановна
У нас школа перешла на ФГОС чуть раньше остальных, были включены в эксперимент. ОДНКНР изучается с 5 по 6 класс. Оценки в аттестат действительно идут, но после 6 класса. Никакого перегиба в сторону православия нет. В 5 классе активно изучается жизнь культурных деятелей России: ученых, художников, композиторов.В 6 классе обзорное знакомство со всеми мировыми религиями, причем на знакомство с исламом самая длинная четверть. Педагогов, ведущих данный предмет, категорически предупреждают о том,что никаких перегибов в виде агитации в сторону какой либо конфессии не было.
Отредактировано 11-11-2018 03:26
Касьяненко Алла Ивановна
#24, 11.11.2018
Ответ на сообщение #22 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Жанна Владиславовна! По какой программе идёт обучение?
Лариса Павловна
#25, 11.11.2018
Ответ на сообщение #22 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
На уроках рисования, музыки, истории - не рассказывают о "жизни культурных деятелей России: ученых, художников, композиторов"? На уроках истории не знакомят с мировыми религиями? Если - рассказывают и знакомят, то ОДНКНР - лишний предмет.
Хорошо, что у вас перегибов нет, но так не везде.
Хорошо, что у вас перегибов нет, но так не везде.
Отредактировано 11-11-2018 10:25
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#26, 11.11.2018
Ответ на сообщение #25 пользователя Лариса Павловна
Похоже Вы не в курсе нововведений ФГОС. Программа изобразительного искусства (рисования уже давно нет) сокращена на 2 года. Художников почти не проходим в связи с сокращением. Программа по музыке сокращена на год. В программе истории почти нет тем, посвященных тому духовному опыту, который несут конфессии. О религиях говорится только в контексте исторических событий.Предмет "Мировая художественная культура", изучаемый в 10-11 классах, вообще будет выброшен из примерной программы СОО с приходом ФГОС, поэтому мы рады хоть такому культурологическому предмету. А потом, все мировые религии несут представление о нравственном идеале человека.Разве знание заповедей: не убий , не укради и проч. для человека не важны?
Отредактировано 12-11-2018 00:13
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#27, 11.11.2018
Ответ на сообщение #24 пользователя Касьяненко Алла Ивановна
Программ несколько, к примеру, таких авторов, как Гогиберидзе, Виноградова, а содержание прописано в содержательном разделе Примерной программы ООО.
Лариса Павловна
#29, 12.11.2018
Ответ на сообщение #26 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Да, не в курсе всех нововведений: хватает нововведений по своему предмету. Спасибо за разъяснение.
Возникает мысль: убрали этот материал специально для того, чтобы ввести ОДНКНР. Лиха беда начало...
А у нас такого предмета (пока?) нет - ура!
А о заповедях дети могут узнать в церкви, мечети, синагоге...
Возникает мысль: убрали этот материал специально для того, чтобы ввести ОДНКНР. Лиха беда начало...
А у нас такого предмета (пока?) нет - ура!
А о заповедях дети могут узнать в церкви, мечети, синагоге...
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#31, 12.11.2018
Ответ на сообщение #29 пользователя Лариса Павловна
ОДНКНР здесь не причем. Сокращение пришло с введением второго языка.
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#37, 13.11.2018
Ответ на сообщение #16 пользователя Касьяненко Алла Ивановна
Кошмар! А как родители?
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#38, 13.11.2018
Ответ на сообщение #22 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Жанна Владиславовна! Учитывает ли программа в Вашей школе материал по другим предметам? Если учитывает, то как она с ними связана? В частности, с программой по истории? В 5-ом классе изучается история древнего мира. На чём базируется в 5 классе выбор культурных деятелей России и их произведений (их же очень много), тем более их жизнь и деятельность связана с определённым историческим периодом, которые в 5 классе не изучаются. Многие произведения искусства несут в себе религиозную составляющую, но религии изучаются только в 6 классе. Не остаётся ли в голове у ребят какая-то мешанина, мало чего им дающая? Есть ещё вопросы.
Отредактировано 13-11-2018 06:10
Лариса Павловна
#42, 13.11.2018
Ответ на сообщение #31 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Но ОДНКНР не всегда был; и без него как-то нормально жили, учили и учились.
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#43, 13.11.2018
Ответ на сообщение #38 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Соглашусь с тем, что программа несовершенна, особенно программа Винградовой. Но давайте посмотрим на программы других предметов. Они тоже далеки от совершенства. А есть мешанина в головах или нет во многом зависит от педагога.(Надеюсь Вы меня поняли)::smile23::
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#44, 13.11.2018
Ответ на сообщение #42 пользователя Лариса Павловна
Да, но был кодекс строителя коммунизма, написанный по тем самым древним заповедям. И было четкое представление, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Телевидение, радио формировало представление об этом. А сейчас идеал какая- нибудь Бузова, а в прайм-тайм непрестанно обсуждают с кем спал тот или иной певец и сколько у него внебрачных детей. Поэтому, если хотя бы в школе есть предмет, на котором есть возможность рассказать о выдающихся деятелях культуры, которые могли бы стать положительным примером, то я буду высказываться за существование такого предмета. А привязаны эти деятели к истории древнего мира или нет, простите, но мне кажется, что это не так важно.
Лариса Павловна
#46, 13.11.2018
Ответ на сообщение #44 пользователя Садварий Жанна Владиславовна
Помню-помню такой кодекс! Да уж, настроили строители со своими представлениями...
А телевидение, радио вещает то, что нужно власти, - каналы-то государственные.
О выдающихся деятелях культуры, науки и т.д. я и на уроках англ. языка рассказывала...
Хотелось бы, чтобы положительные примеры дети видели в современной жизни. Увы...
А телевидение, радио вещает то, что нужно власти, - каналы-то государственные.
О выдающихся деятелях культуры, науки и т.д. я и на уроках англ. языка рассказывала...
Хотелось бы, чтобы положительные примеры дети видели в современной жизни. Увы...
Отредактировано 13-11-2018 21:13
Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
#47, 14.11.2018
Ответ на сообщение #19 пользователя Лариса Павловна
И что они сделали или смогли сделать, чтобы это не просто "волновало", а что-то реально изменилось?
Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
#48, 14.11.2018
Ответ на сообщение #38 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
А учитывает ли какая-либо программа в принципе то, что проходят на других уроках. Сейчас и физика с математикой не соотносятся... Приходится объяснять действия со степенями, вектора и многое другое... Потому что по физике уже это изучается, а по математике только на будущий год...
Это в советской школе методисты писали программы для всего курса, учитывая пересечения в науках и исторических периодах. А теперь кто во что горазд
Это в советской школе методисты писали программы для всего курса, учитывая пересечения в науках и исторических периодах. А теперь кто во что горазд
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#49, 16.11.2018
Ответ на сообщение #46 пользователя Лариса Павловна
Очень поддерживаю про современность!
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#20, 10.11.2018
Коллеги, ну неужели ректору и пошутить нельзя? Юмора вы не понимаете!
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#21, 11.11.2018
Ответ на сообщение #20 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
Вера Сергеевна, а Вы уверены, что он действительно пошутил?
Садварий Жанна Владиславовна(эксперт сообщества)
#23, 11.11.2018
Ответ на сообщение #20 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
Самое грустное, Вера Сергеевна, что у нас частное мнение отдельных представителей чиновничества, приведенное в СМИ, часто выносят на обсуждение чуть ли не как окончательный вердикт. И раздувают, как фейковую новость. На мой взгляд, данная дискуссия тому яркий пример.
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#28, 11.11.2018
Ответ на сообщение #21 пользователя Лихина Елена Викторовна
Трудно поверить, что такой солидный человек может предложить подобное серьезно.
Лариса Павловна
#30, 12.11.2018
Ответ на сообщение #28 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
Может, министр подсказала? А потом и поддержит инициативу ректора...
Воропаева Лилия Алексеевна(эксперт сообщества)
#32, 13.11.2018
А господин Садовничий хорошо подумал, прежде чем вносить такое предложение?
Белова Светлана Сергеевна(эксперт сообщества)
#40, 13.11.2018
Ответ на сообщение #32 пользователя Воропаева Лилия Алексеевна
Как говорилось выше, ректор скорее всего пошутил.
Похожие дискуссии:
- "Вторая жизнь новогодней елки"
- "Нам не стыдно показывать эти цифры"
- «Что? Где? Когда? Online» Приглашаем на Чемпионат «Финансовая грамотность»
- 2 МРОТ за 18 часов!
- А вы сожалеете о распаде СССР?
- Благодарности от педагогических сайтов - в подарок
- Министр просвещения Ольга Васильева рассказала, сколько школьники должны тратить времени на домашнюю
- Новая должность в школе
- Ольга Васильева: в сельских школах могут появиться онлайн-уроки
- Подарок! Брать?.. или не брать...