О «сумасшедшей учительнице из Глазова» ходят легенды. Она каждый год возит школьников в Лондон
Гульнара Поздеева работает в «четырке» — четырнадцатой гимназии, единственной лингвистической школе во всем Глазове. Семнадцать лет назад пришла туда юной учительницей английского, потом стала заведующей кафедрой, а теперь совмещает уроки с должностью замдиректора. Ученики по регламенту называют ее Гульнарой Рафагатовной, но летом она превращается в «просто Гульнару», натягивает ярко-розовую толстовку с надписью EF Staff, хватает своих ребят и летит с ними далеко-далеко.
Мечты и слезы
Она с детства мечтала о Лондоне. Хотела гулять по Пиккадилли, бросать камешки в Темзу, стучаться в дверь квартиры на Бейкер-стрит! Но мама была фельдшером районной больницы, папа работал водителем, а за окном вместо Темзы текла глазовская речушка Чепца.
«Я росла в самой простой семье. На улице были девяностые. Ни морей, ни Лондона, ни других стран я не видела вплоть до работы в школе», — улыбается Гульнара, и голос ее, когда мы говорим по телефону, звучит ужасно молодо, кажется, что ей не больше двадцати лет.
Школьные учителя разглядели увлечение девочки и влюбили ее в английский язык. Гульнара поступила в местный институт на германо-романскую филологию и уже на втором курсе сама устроилась в школу.
Молодой учительнице уроки давались легко, дети интересовались английским. Многие делали успехи: выучить язык можно ведь и без погружения в языковую среду. Но педагог быстро столкнулась с проблемой: поняла, что рассказывает о том, чего сама никогда не видела.
«Когда я начинала работать, интернета и красочных учебников в Глазове еще не было. А как можно рассказывать о культуре страны, если дети не знают, как там живут люди? Если я сама никогда не видела других стран?» — всплескивает руками Гульнара.
В 2004 году она накопила денег и решилась поехать на разведку: нашла английские языковые курсы для учителей, купила билеты в Лондон, подала документы на визу. А перед поездкой принесла в класс большой конверт с красивыми английскими марками: внутри лежало приглашение на курсы.
«Я достала письмо и сказала, что оно не только для меня, а для всех нас. Тогда я пообещала своим младшеклассникам, что как только им будет по четырнадцать, мы обязательно поедем в Лондон. Для них письмо стало отличной мотивацией учить язык».
Гульнара собрала чемодан и рванула в Москву за визой. Но в консульстве внезапно получила безапелляционный отказ, долгожданный самолет в тот вечер улетел в Хитроу без нее.
«Я села в поезд и рыдала все восемнадцать часов до Глазова, никак не могла успокоиться», — улыбается Гульнара. Но конверт с письмом не выбросила — стала хранить в классе.
Вторая попытка
Следующая попытка увидеть Англию случилась только через шесть лет. Гульнара, тогда уже заведующая школьной кафедрой и мать двоих детей, наткнулась на сайт компании Education First, которая отправляет взрослых и детей на зарубежные языковые курсы. Педагог, который набирал группу на курс, мог стать сопровождающим и поехать бесплатно. Долго думать не стала.
Муж и дети отпускали, а вот коллеги встретили идею с подозрением. «Это слишком большая ответственность» — что-то такое Гульнара каждый день слышала на работе. Активизировалась и мама-фельдшер: «Ну зачем тебе лететь так далеко? Кругом террористы, самолеты падают…» Но группа все равно набралась. Шесть семей дали добро, забронировали курс и начали готовиться к поездке.
Когда глазовская делегация добралась до Москвы, Гульнара вдруг поняла, как много на себя взвалила: летит в незнакомую страну с группой детей, за которую отвечает головой. Когда самолет приземлился в Лондоне, стало понятно, что дети хорошо говорят по-английски, но не умеют использовать язык: теряются, когда нужно спросить дорогу или забрать багаж.
Конечно, потом школьники потихоньку «разговорились». За три недели учебы ребята, вспоминает Гульнара, стали совсем другими: жили в английских семьях, учили язык с носителями, стали командой, завели друзей и вроде бы ни разу не скучали на уроках. Правда, так и не смогли обратиться к учительнице на «ты». Но это пока.
В Лондоне все было так, как Гульнара и представляла, но в то же время совсем иначе: никаких английских туманов, зато много людей, машин, шума и света. А рядом ее дети — с удивительно горящими глазами.
«В ту первую поездку я поняла, что учить английский и не иметь возможности полноценно его использовать — это все равно что получить водительские права и ни разу не сесть за руль. Я поняла, что не хочу одиннадцать лет заставлять детей учиться зря».
Немножко другие
Отвечая на вопрос о том, что стало самым удивительным открытием в той поездке, Гульнара на секунду задумывается: «Невероятное отношение к учителям. Когда кто-нибудь из англичан узнавал, что я учительница, мне сразу пожимали руку, предлагали кофе, хотели чем-нибудь угостить. В России принято считать, что на педагога идут учиться только неудачники, которые не смогли поступить куда-нибудь еще. А там эта работа почетная: чтобы стать учителем, на Западе ты проходишь очень длинный и сложный путь. Хотя и в России он не самый простой».
Англичане и американцы часто спрашивают, почему российские школьники так мало улыбаются. «Все удивляются, что мы не учим детей улыбаться с детства, и постоянно хотят их развеселить, — смеется Гульнара. — Дети все время успокаивают зарубежных учителей, говорят им, что все отлично, мол, мы просто не понимаем, зачем нам улыбаться по регламенту».
Еще одно открытие было таким: по мнению иностранцев, российские школьники бывают недостаточно respectful. В общем, временами кажутся грубоватыми.
«Наши дети часто не знают, как принято общаться со старшими на Западе. Когда учитель говорит, они могут отвернуться или начать перешептываться, а потом удивляются, почему их вызвали на разъяснительную беседу. То, на что российский педагог никогда не обидится, там считается неуважением», — поясняет Гульнара.
Как-то раз после Англии «четырка» отправилась в Америку, и несколько дней Гульнара и дети провели в Нью-Йорке. Важная задача учителя на выезде — напоминать ребятам звонить домой, но одна девочка наотрез отказывалась отвечать на звонки родителей.
«Она с первого дня поездки выглядела очень грустной, хотя остальные были в восторге от города», — вспоминает учительница. Оказалось, девочка не хочет говорить с семьей, потому что страшно на них обижена: считает, что те просто избавились от нее, отправив в Америку.
«Тогда я вдруг вспомнила свою ученицу Веру, которую знаю с первого класса. У нее был явный талант к языкам, она выигрывала конкурсы и олимпиады, очень хорошо говорила. Мечтала съездить в Англию и Америку, но ее семья не могла позволить себе поездку. Рассказала той девочке о Вере, и это помогло помириться с родителями и начать радоваться поездке».
А та самая Вера выросла и сама объездила полсвета.
Дети по-прежнему забывают звонить домой, иногда капризничают или печалятся — все так, как бывает и в родном Глазове. «Но в англоязычной среде они адаптируются очень быстро, — говорит учительница. — Если кто-нибудь грустит, то совсем недолго. А улыбается искренне».
Иностранцам нравится
С 2010 года Гульнара каждое лето возит школьников в Америку, Англию и Ирландию. К поездкам подключились ученики других глазовских школ. Сегодня учительницу поддерживают все педагоги гимназии и даже сам директор «четырки», Михаил Куртеев, который преподает местным ребятам бизнес-английский. Но поехать за рубеж могут не все глазовчане — средняя зарплата в Удмуртии составляет 25 тысяч рублей. Тогда Гульнара решила, что если не все ее дети едут в Англию, то она привезет английский язык в Глазов.
Она находит студентов из Великобритании, Индии, Африки, Гватемалы, Ганы и других стран, и с 2013 года четырнадцатая гимназия делает для ребят летние языковые лагеря.
«Сначала родители спрашивали, зачем я зову к нам не только британцев и американцев, но и тех, для кого английский язык не родной, — говорит учительница. — Но я считаю, что так даже лучше: дети учатся различать акценты и принимать людей, которые не похожи на нас и не знают ни российской, ни европейской культуры».
Ежегодно три летние недели ученики «четырки» и других глазовских школ проводят в маленьких отрядах по 10—14 человек. В каждом отряде есть один иностранец и один учитель английского. Гульнара называет это языковой студией: в будни ребята заняты на уроках, языковых играх и мастер-классах, а по выходным собираются компанией, берут с собой иностранных друзей и водят их в кино, в кафе или даже в русскую баню (как без бани-то?).
А каждую зиму в «четырке» происходит другой проект — «Погружение в английский». Если летом приезжают зарубежные студенты, то зимой — зарубежные профессионалы. Обычно это режиссер, который ставит спектакль в театральной студии, и педагог, который ведет английский для иностранцев.
Три года подряд в Глазов ездил актер из Великобритании — ставил с учениками спектакли по Шекспиру. В один год желающих поучаствовать набралось столько, что за две недели ему пришлось поставить спектакль с тремя актерскими составами. А потом британец внезапно женился на пермячке и открыл в Перми свой ресторан. В Глазов больше не заглядывает, но в городе по нему скучают.
Каждый раз иностранцев здесь балуют всем городом и встречают с помпой, будто дипломатическую миссию. Местные газеты пишут о них заметки, а горожане борются за внимание: зовут на дачи, устраивают шашлыки, вывозят за город на рыбалку, показывают достопримечательности.
«Иногда я слышу, как наши иностранцы звонят домой по скайпу и рассказывают друзьям и родителям про Глазов. По интонациям понятно, что наш город им очень нравится», — говорит Гульнара.
Куда уходят дети
Сегодня все знают, что «“четырка” возит», а в языковую студию Глазова приезжают ребята из соседних городов, Ижевска и даже Санкт-Петербурга. В гимназии им дают возможность увидеть, что есть другой мир. Многие выпускники уезжают, чтобы начать в этом мире жить.
Глазов — зеленый, тихий, семейный город. Тут много детских садов, школ и творческих студий, есть два университета — технический и педагогический. Гульнара говорит, что тут достаточно всего, чтобы вырастить детей и занять их чем-то полезным. Но после окончания школы они все равно разъезжаются в другие города.
«Мой сын уехал учиться в Казань, старшие ребята, которые ездили с нами за границу, тоже разъехались по региональным центрам», — вздыхает учительница.
На вопрос о том, почему сама она до сих пор в Глазове, Гульнара отвечает: «Думаю, наши летние поездки помогают мне примириться с провинциальной жизнью. Без них я не смогла бы год за годом сидеть на одном месте».
Один раз учительница пропустила традиционный летний выезд: решила съездить в отпуск всей семьей и полетела в Турцию. Говорит, что море и пляж оказались не для нее. Зато следующим летом по плану Оксфорд и новая студия — звучит лучше, чем неделя на курорте.
Мечты и слезы
Она с детства мечтала о Лондоне. Хотела гулять по Пиккадилли, бросать камешки в Темзу, стучаться в дверь квартиры на Бейкер-стрит! Но мама была фельдшером районной больницы, папа работал водителем, а за окном вместо Темзы текла глазовская речушка Чепца.
«Я росла в самой простой семье. На улице были девяностые. Ни морей, ни Лондона, ни других стран я не видела вплоть до работы в школе», — улыбается Гульнара, и голос ее, когда мы говорим по телефону, звучит ужасно молодо, кажется, что ей не больше двадцати лет.
Школьные учителя разглядели увлечение девочки и влюбили ее в английский язык. Гульнара поступила в местный институт на германо-романскую филологию и уже на втором курсе сама устроилась в школу.
Молодой учительнице уроки давались легко, дети интересовались английским. Многие делали успехи: выучить язык можно ведь и без погружения в языковую среду. Но педагог быстро столкнулась с проблемой: поняла, что рассказывает о том, чего сама никогда не видела.
«Когда я начинала работать, интернета и красочных учебников в Глазове еще не было. А как можно рассказывать о культуре страны, если дети не знают, как там живут люди? Если я сама никогда не видела других стран?» — всплескивает руками Гульнара.
В 2004 году она накопила денег и решилась поехать на разведку: нашла английские языковые курсы для учителей, купила билеты в Лондон, подала документы на визу. А перед поездкой принесла в класс большой конверт с красивыми английскими марками: внутри лежало приглашение на курсы.
«Я достала письмо и сказала, что оно не только для меня, а для всех нас. Тогда я пообещала своим младшеклассникам, что как только им будет по четырнадцать, мы обязательно поедем в Лондон. Для них письмо стало отличной мотивацией учить язык».
Гульнара собрала чемодан и рванула в Москву за визой. Но в консульстве внезапно получила безапелляционный отказ, долгожданный самолет в тот вечер улетел в Хитроу без нее.
«Я села в поезд и рыдала все восемнадцать часов до Глазова, никак не могла успокоиться», — улыбается Гульнара. Но конверт с письмом не выбросила — стала хранить в классе.
Вторая попытка
Следующая попытка увидеть Англию случилась только через шесть лет. Гульнара, тогда уже заведующая школьной кафедрой и мать двоих детей, наткнулась на сайт компании Education First, которая отправляет взрослых и детей на зарубежные языковые курсы. Педагог, который набирал группу на курс, мог стать сопровождающим и поехать бесплатно. Долго думать не стала.
Муж и дети отпускали, а вот коллеги встретили идею с подозрением. «Это слишком большая ответственность» — что-то такое Гульнара каждый день слышала на работе. Активизировалась и мама-фельдшер: «Ну зачем тебе лететь так далеко? Кругом террористы, самолеты падают…» Но группа все равно набралась. Шесть семей дали добро, забронировали курс и начали готовиться к поездке.
Когда глазовская делегация добралась до Москвы, Гульнара вдруг поняла, как много на себя взвалила: летит в незнакомую страну с группой детей, за которую отвечает головой. Когда самолет приземлился в Лондоне, стало понятно, что дети хорошо говорят по-английски, но не умеют использовать язык: теряются, когда нужно спросить дорогу или забрать багаж.
Конечно, потом школьники потихоньку «разговорились». За три недели учебы ребята, вспоминает Гульнара, стали совсем другими: жили в английских семьях, учили язык с носителями, стали командой, завели друзей и вроде бы ни разу не скучали на уроках. Правда, так и не смогли обратиться к учительнице на «ты». Но это пока.
В Лондоне все было так, как Гульнара и представляла, но в то же время совсем иначе: никаких английских туманов, зато много людей, машин, шума и света. А рядом ее дети — с удивительно горящими глазами.
«В ту первую поездку я поняла, что учить английский и не иметь возможности полноценно его использовать — это все равно что получить водительские права и ни разу не сесть за руль. Я поняла, что не хочу одиннадцать лет заставлять детей учиться зря».
Немножко другие
Отвечая на вопрос о том, что стало самым удивительным открытием в той поездке, Гульнара на секунду задумывается: «Невероятное отношение к учителям. Когда кто-нибудь из англичан узнавал, что я учительница, мне сразу пожимали руку, предлагали кофе, хотели чем-нибудь угостить. В России принято считать, что на педагога идут учиться только неудачники, которые не смогли поступить куда-нибудь еще. А там эта работа почетная: чтобы стать учителем, на Западе ты проходишь очень длинный и сложный путь. Хотя и в России он не самый простой».
Англичане и американцы часто спрашивают, почему российские школьники так мало улыбаются. «Все удивляются, что мы не учим детей улыбаться с детства, и постоянно хотят их развеселить, — смеется Гульнара. — Дети все время успокаивают зарубежных учителей, говорят им, что все отлично, мол, мы просто не понимаем, зачем нам улыбаться по регламенту».
Еще одно открытие было таким: по мнению иностранцев, российские школьники бывают недостаточно respectful. В общем, временами кажутся грубоватыми.
«Наши дети часто не знают, как принято общаться со старшими на Западе. Когда учитель говорит, они могут отвернуться или начать перешептываться, а потом удивляются, почему их вызвали на разъяснительную беседу. То, на что российский педагог никогда не обидится, там считается неуважением», — поясняет Гульнара.
Как-то раз после Англии «четырка» отправилась в Америку, и несколько дней Гульнара и дети провели в Нью-Йорке. Важная задача учителя на выезде — напоминать ребятам звонить домой, но одна девочка наотрез отказывалась отвечать на звонки родителей.
«Она с первого дня поездки выглядела очень грустной, хотя остальные были в восторге от города», — вспоминает учительница. Оказалось, девочка не хочет говорить с семьей, потому что страшно на них обижена: считает, что те просто избавились от нее, отправив в Америку.
«Тогда я вдруг вспомнила свою ученицу Веру, которую знаю с первого класса. У нее был явный талант к языкам, она выигрывала конкурсы и олимпиады, очень хорошо говорила. Мечтала съездить в Англию и Америку, но ее семья не могла позволить себе поездку. Рассказала той девочке о Вере, и это помогло помириться с родителями и начать радоваться поездке».
А та самая Вера выросла и сама объездила полсвета.
Дети по-прежнему забывают звонить домой, иногда капризничают или печалятся — все так, как бывает и в родном Глазове. «Но в англоязычной среде они адаптируются очень быстро, — говорит учительница. — Если кто-нибудь грустит, то совсем недолго. А улыбается искренне».
Иностранцам нравится
С 2010 года Гульнара каждое лето возит школьников в Америку, Англию и Ирландию. К поездкам подключились ученики других глазовских школ. Сегодня учительницу поддерживают все педагоги гимназии и даже сам директор «четырки», Михаил Куртеев, который преподает местным ребятам бизнес-английский. Но поехать за рубеж могут не все глазовчане — средняя зарплата в Удмуртии составляет 25 тысяч рублей. Тогда Гульнара решила, что если не все ее дети едут в Англию, то она привезет английский язык в Глазов.
Она находит студентов из Великобритании, Индии, Африки, Гватемалы, Ганы и других стран, и с 2013 года четырнадцатая гимназия делает для ребят летние языковые лагеря.
«Сначала родители спрашивали, зачем я зову к нам не только британцев и американцев, но и тех, для кого английский язык не родной, — говорит учительница. — Но я считаю, что так даже лучше: дети учатся различать акценты и принимать людей, которые не похожи на нас и не знают ни российской, ни европейской культуры».
Ежегодно три летние недели ученики «четырки» и других глазовских школ проводят в маленьких отрядах по 10—14 человек. В каждом отряде есть один иностранец и один учитель английского. Гульнара называет это языковой студией: в будни ребята заняты на уроках, языковых играх и мастер-классах, а по выходным собираются компанией, берут с собой иностранных друзей и водят их в кино, в кафе или даже в русскую баню (как без бани-то?).
А каждую зиму в «четырке» происходит другой проект — «Погружение в английский». Если летом приезжают зарубежные студенты, то зимой — зарубежные профессионалы. Обычно это режиссер, который ставит спектакль в театральной студии, и педагог, который ведет английский для иностранцев.
Три года подряд в Глазов ездил актер из Великобритании — ставил с учениками спектакли по Шекспиру. В один год желающих поучаствовать набралось столько, что за две недели ему пришлось поставить спектакль с тремя актерскими составами. А потом британец внезапно женился на пермячке и открыл в Перми свой ресторан. В Глазов больше не заглядывает, но в городе по нему скучают.
Каждый раз иностранцев здесь балуют всем городом и встречают с помпой, будто дипломатическую миссию. Местные газеты пишут о них заметки, а горожане борются за внимание: зовут на дачи, устраивают шашлыки, вывозят за город на рыбалку, показывают достопримечательности.
«Иногда я слышу, как наши иностранцы звонят домой по скайпу и рассказывают друзьям и родителям про Глазов. По интонациям понятно, что наш город им очень нравится», — говорит Гульнара.
Куда уходят дети
Сегодня все знают, что «“четырка” возит», а в языковую студию Глазова приезжают ребята из соседних городов, Ижевска и даже Санкт-Петербурга. В гимназии им дают возможность увидеть, что есть другой мир. Многие выпускники уезжают, чтобы начать в этом мире жить.
Глазов — зеленый, тихий, семейный город. Тут много детских садов, школ и творческих студий, есть два университета — технический и педагогический. Гульнара говорит, что тут достаточно всего, чтобы вырастить детей и занять их чем-то полезным. Но после окончания школы они все равно разъезжаются в другие города.
«Мой сын уехал учиться в Казань, старшие ребята, которые ездили с нами за границу, тоже разъехались по региональным центрам», — вздыхает учительница.
На вопрос о том, почему сама она до сих пор в Глазове, Гульнара отвечает: «Думаю, наши летние поездки помогают мне примириться с провинциальной жизнью. Без них я не смогла бы год за годом сидеть на одном месте».
Один раз учительница пропустила традиционный летний выезд: решила съездить в отпуск всей семьей и полетела в Турцию. Говорит, что море и пляж оказались не для нее. Зато следующим летом по плану Оксфорд и новая студия — звучит лучше, чем неделя на курорте.
Дискуссию начал(а) айзиля шайхутдинова04.12.2018 1170
Опубликовано в группе «СМИ о российском образовании »
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#1, 04.12.2018
«В ту первую поездку я поняла, что учить английский и не иметь возможности полноценно его использовать — это все равно что получить водительские права и ни разу не сесть за руль. Я поняла, что не хочу одиннадцать лет заставлять детей учиться зря».Просто рыдать хочется, так захлестывают эмоции... И слова в точку... учить и не использовать...
Костенко Светлана Владимировна
#2, 04.12.2018
Вижу только плюсы, такого погружения в языковую среду:
-усвоенное на практике (а практика здесь – чаще всего все окружающее) запоминается на больший срок и откладывается почти на интуитивном уровне;
- пропадает боязнь говорить – потому что говорить все равно придется!
-вы усваиваете действительно разговорный язык (при условии общения с носителем языка);
-активизируется память, внимательность, фантазия.
-усвоенное на практике (а практика здесь – чаще всего все окружающее) запоминается на больший срок и откладывается почти на интуитивном уровне;
- пропадает боязнь говорить – потому что говорить все равно придется!
-вы усваиваете действительно разговорный язык (при условии общения с носителем языка);
-активизируется память, внимательность, фантазия.
Легоцкая Вера Сергеевна(эксперт сообщества)
#3, 04.12.2018
Замечательно, что есть такие люди!
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#4, 05.12.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Легоцкая Вера Сергеевна
::smile7::::smile2::
Старшов Михаил Александрович
#5, 05.12.2018
С удовольствием пробежал текст, приятно вспомнить замечательный Глазовский пединститут, куда посчастливилось шесть лет подряд съездить на конференции по физическому эксперименту. КАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ ТАМ ЛЮДИ! и ГОРОД ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ. Поэтому не удивляюсь, что есть там и такая "сумасшедшая", желаю ей всего самого хорошего!
Болтова Елена Ильинична
#6, 05.12.2018
Спасибо, замечательная статья! Я даже сама завидую эти гимназистам! Восторгаюсь такой учительницей, ведь сама ни за что не взяла бы на себя такую ответственность. Молодец!::smile2::
Рождественская Елена
#8, 05.12.2018
Приятно читать такие статьи!
айзиля шайхутдинова
#10, 06.12.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Рождественская Елена
аналогично, ведь и у нее был момент, когда она рыдала, из-за неудачи, и следующая поездка осуществилась только через шесть лет. В то же время уметь находить силы не опускать руки, наверно это и есть делать что должно, и будь , что будет.
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#11, 06.12.2018
БРАВО!!!::smile31::::smile31::::smile31::
Похожие дискуссии:
- «На ребёнка реформаторам наплевать». Эксперт о проблемах современной школы.
- Вечер школьных друзей!
- ВПР
- Итоговое собеседование: как Вам идея?
- Как поступить в школу
- Новые должности в школах России
- Права учителей и обязанности учащихся
- Семейное обучение и карантин.
- Студентам разрешат учить школьников, а у педагогов со стажем не будут требовать наличия профильного
- Устное собеседование: плюсы и минусы...