12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание – вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Дискуссию начал(а) Наталья Владимировна05.09.2021 1530

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы
Наталья Владимировна
#1, 05.09.2021
ОтветитьОцените ответ:5
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.
Воробьева Ирина Александровна
#2, 06.09.2021
ОтветитьОцените ответ:0
Хорошие темы!Мне симпатизирует тема №4. ::smile3::
Черепанов Алексей Иванович
#3, 06.09.2021
ОтветитьОцените ответ:7
Нахлынуло... Поступая в 1971 году в РКИИГА (г.Рига) из двух потоков абитуриентов я получил единственный оценку "отлично"...

Два ролика ниже... странным образом связаны с Вашей дискуссией...

ТАНЕЦ НА ШКОЛЬНОЙ ЛИНЕЙКЕ. ИСТОРИК СПЕЦСЛУЖБ. Часть 1 - https://youtu.be/LuL75qhFDoA

Михаил Задорнов. Про выборы, Единую Россию, Путина и Медведева - https://youtu.be/wO4uyXaC5l8


Во втором ролике сконцентрированы как ни странно все 5 тем сочинений...


Буду рад, если это Вас к чему-то сподвигнет... Маленькая история из собственной жизни... Я физик-ядерщик... Но... меня странно тянула к себе медицина - мне хотелось найти механизмы онкологии в человеческом организме... Судьба сделала зигзаг и я 13 лет отработал на ниве гастроэнтерологии... Меня знают все ведущие гастроэнтерологи России... Особенно отмечу то, что каждый 3-й врач в Самаре знаком со мной и это не только гастроэнтерологи... Однажды мне пришлось читать лекцию в одной из городских поликлинник Самары... На собрание врачей пришло 3 лектора - представители зарубежных фармацевтических фирм... и я... Когда они закончили свои выступления, то настала моя очередь выступать... Врачи зашумели - "Мы устали !" Заведующая обратилась к ним с просьбой - "Давайте послушаем - человек к нам приехал из далека, из Москвы..." Я начал свой доклад... на задних рядах шум, разговоры... проходит минута, вторая, третья..., шум начал затухать..., через 5 минут в зале настала полная тишина... Мне выделяли 15 минут... Смотрю - все очень внимательно меня слушают... В итоге я говорил 20 минут... Когда я закончил в этой тишине раздается голос женщины, которая резанула - "И чего мы слушали до этого этих придурков ?! Вот кого надо было слушать !"

Для чего я это написал ? Для того, чтобы Вы досмотрели 2-й ролик до конца !
Спасибо за понимание.

Голос из прошлого, 4 мая 2019 года часть 1 - https://youtu.be/DumHWzaRHBc

Голос из прошлого, 4 мая 2019 года часть 2 - https://youtu.be/RMEX9m1zKtQ

Голос из прошлого, 5 мая 2019 года часть 3 - https://youtu.be/kCRQYymFOBI

Голос из прошлого, 5 мая 2019 года часть 4 - https://ok.ru/video/2941194210023

Голос из прошлого, 5 мая 2019 года часть 5 - https://youtu.be/7MH4m9hU4wI

Голос из прошлого, 5 мая 2019 года часть 6 - https://youtu.be/Q9ykG-v1P9E

Голос из прошлого, 5 мая 2019 года часть 7 - https://ok.ru/video/2958121700071

Голос из прошлого, 5 мая 2019 года часть 8 - https://youtu.be/s0v7KC4OlaI

История поиска захоронения моего дяди - Шелгунова Василия Николаевича , 22 июля 2021 года - https://ok.ru/video/2865028729575

Моя родная Белгаза, 21 августа 2021 года – https://cloud.mail.ru/public/cEKe/RvFoFBwhR

Моя родная Белгаза, 21 августа 2021 года – https://docs.google.com/document/d/1DGKGsiRwhR8eTxsoTuFTBzQi_LRBFp4q/edit?usp=sharing

Отредактировано 06-09-2021 15:05

Черепанов Алексей Иванович
#4, 06.09.2021
ОтветитьОцените ответ:7
Память о моем друге и нашем соотечественнике - https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/discussion/707259.html
Черепанов Алексей Иванович
#5, 06.09.2021
ОтветитьОцените ответ:7
Продолжая тему моего поступления в РКИИГА - Рижский Краснознаменный Институт Инженеров Гражданской Авиации, хочу Вам поведать следующую историю... Выпускникам школы... Я , несмотря на полученную пятерку, не прошёл по конкурсу - не хватило одного балла... Зам.декана Механического факультета пригласил меня и посоветовал мне поступать в литературный институт... Я ответил ему - "Я физику люблю..."... А по физике я получил тройку... Я вернулся в военный городок Себеж-5, где служил мой отец... Но через месяц приходит письмо и меня приглашают учиться на Радиотехническом факультете. Мой отец, мама и я едем в Ригу... Останавливаемся в гостинице и ... готовимся назавтра идти подавать документы... И вот в 10 вечера я неожиданно для родителей и для себя тоже (!?) заявлю - "Учиться не буду... Буду готовиться к поступлению в Москву..." Судьба... или кто-то развернул меня на 180 градусов... У мамы температура поднялась до 40 градусов и она слегла... Её отпоили коньяком, как она мне поведала через 45 лет... Мы вернулись в часть... А через год, подготовившись, я успешно сдал экзамены в МИФИ и получил две пятерки по устной и письменной математике, четверку по физике и по сочинению получил на этот раз четыре.


Вот два материала на эту тему -

45-летний юбилей Восьмого Творческого Объединения (МИФИ) часть 1 - https://www.youtube.com/watch?v=2aXl5u6FyVs&t=12s

Размерность Электростатической Единицы Электричества по Максвеллу, 17 июня 2021 года – https://cloud.mail.ru/public/ie1g/y5k6rwhw9

Размерность Электростатической Единицы Электричества по Максвеллу, 17 июня 2021 года – https://drive.google.com/file/d/1RjOfwyCElf5h46KJU-WiRTvnsow0iw5x/view?usp=sharing
"Не боги горшки обжигают !" - сказал мне старший брат, напутствуя меня в дорогу на Москву.
Следует пояснить... Моя статья является разоблачением Максвелла и доказывает ошибочность его "электростатики", которая существовала в физике 150 лет... А её в природе не было и нет !

Отредактировано 06-09-2021 06:13

Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#6, 06.09.2021
ОтветитьОцените ответ:0
Согласна, темы хорошие. Я бы выбрала первую тему.
Шулина Оксана Владимировна
#7, 08.09.2021
ОтветитьОцените ответ:1
Темы хорошие. Надо написать.
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#8, 09.09.2021
ОтветитьОцените ответ:1
Почему минус?????????????