12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Шамсутдинова Дина Робертовна32
Россия, Ханты-Мансийский АО, Белый Яр
1

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш] в слогах, словах и предложениях»

Цель: Научить различать звуки [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные задачи:

Сформировать умение правильно дифференцировать звуки [С] и [Ш] в слогах, словах, предложениях;

Закрепить умение правильного произнесения звуков [С] и [Ш];

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

Развивать фонематический слух;

Развивать артикуляционную моторику.

Воспитательные задачи:

Формировать активность и самостоятельность на занятии;

Воспитывать усидчивость, самоанализ.

Оборудование: предметные картинки для загадок: сад, шалаш; дыхательный тренажер "Ёжик в лесу"; предметные картинки для игры "Отправь слово в свой домик": сок, сом, фасоль, автобус, носок, самолет, шишка, мышка, ромашка, шкаф, шапка, шар, машина; домики с кармашками со звуками [С] и [Ш]; предметные картинки к игре "Угадай по определению": шуба, подушка, груша, кошка, стакан, сани, сумка; предметные картинки к игре "Придумай предложение": компас, совы, сабля, насос, школа, лошадь, рубашка, шоколад.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Здравствуй! Ты любишь отгадывать загадки? Сейчас я загадаю тебе загадки, а ты должен будешь разгадать их.

Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.

Ребенок: Сад.

Логопед: Верно. Какой звук в слове "сад" стоит в начале?

Ребенок: Звук С.

Логопед: Верно. Послушай еще загадку.

Мы с ребятами гуляли,
 ветки целый день таскали.
 Мастерили домик наш,
 под названием.......

Ребенок: Шалаш.

Логопед: Какой звук в этом слове первый?

Ребенок: Звук Ш.

Логопед: Правильно. Сегодня мы с тобой будем учиться различать звуки С и Ш.

II. Основная часть

1) Характеристика звука

Логопед: Давай вспомним характеристику звука [С].

Ребенок: Звук [С] согласный, глухой, твердый.

Логопед: Правильно!

Логопед: А теперь давай вспомним характеристику звука [Ш].

Ребенок: Звук [Ш] согласный, глухой, твердый.

Логопед: Правильно! Молодец! А чем отличаются эти звуки?

Ребенок: Тем, как мы их произносим. Когда мы произносим [С] язык за нижними зубами, а когда произносим [Ш] язык за верхними зубами.

Логопед: Молодец, все верно.

2) Артикуляционная гимнастика

Логопед: А сейчас мы с тобой сделаем гимнастику для язычка (улыбочка, заборчик, лопаточка, качели, почистим зубки, лошадка, грибок, часики)

Ребенок: выполняет артикуляционную гимнастику.

3) Дыхательная гимнастика ("Ёжик в лесу")

Логопед: Посмотри на картинку. Ёжик пошел в лес за грибами. Давай поможем ёжику найти грибы под листвой, для этого дуй на листья.

Ребенок: выполняет дыхательную гимнастику.

Логопед: Молодец, ты помог ёжику найти грибы!

4) Развитие фонематического восприятия (игра "Топни - хлопни")

Логопед: Я буду произносить различные слоги, а ты хлопай в ладошки, если услышишь звук С, топни, если услышишь звук Ш.

Слоги: са, ма, шо, жо, лу, су, ды, шы, аса, ушо, азо, ос, ыш.

5) Дифференциация на уровне слова (игра «Превращай-ка» с мячом)

Логопед: Давай поиграем в игру "превращай-ка" и будем превращать одни слова в другие. Я буду бросать мяч и говорить слово, а ты должен будешь заменить С на Ш или Ш на С и вернуть мне мячик.

Усы - уши Каска - кашка

Мишка - миска Маска - Машка

Басня - башня Иришка - ириска

Ребенок: выполняет задание.

Логопед: Молодец!

6) Дифференциация на уровне слова (игра «Отправь слово в свой домик»)

Логопед: Посмотри на картинки. Называй каждую картинку и отправляй ее в свой домик. Картинку, в названии которой есть звук Ш - в красный домик, а в названии которого есть звук С - в синий домик.

Ребенок: выполняет задание.

Логопед: Молодец!

7) Физминутка

Логопед: А теперь давай немного отдохнем. Слушай стихотворение и повторяй за мной.

Скок-скок, скок-поскок,
Сел мышонок на конек,
На разминку всех зовет.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапку ставим на носок,
А потом на пятку,

На носочках скок-поскок,
А потом вприсядку.
Пляшут мышки-шалунишки,
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише, тише мышки
Не мешайте спать братишке.

8) Дифференциация на уровне словосочетания (игра "Угадай по определению")

Логопед: Перед тобой картинки, назови их.

Ребенок: выполняет задание.

Логопед: А теперь я буду называть определение, то есть, говорить какой этот предмет, а ты должен будешь угадать, о каком предмете я говорю.

Ребенок: выполняет задание.

Логопед: Молодец!

10) Дифференциация в предложениях (игра "Придумай предложение")

Логопед: Перед тобой перевернутые картинки. Переворачивай картинки по очереди и придумывай предложение с тем словом, что на картинке.

Ребенок: выполняет задание.

Логопед: А теперь скажи, сколько предложений ты придумал со словами, в которых звук С? А сколько со словами, в которых звук Ш?

Ребенок: отвечает.

III. Итог занятия

Логопед: С каким звуком мы сегодня работали? Что у тебя сегодня получилось лучше всего? А что ты можешь сделать еще лучше?

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.