12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Елена172
Россия, Тверская обл., д. Толокново

Урок географии в 5 классе

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

Цели:

  • сформировать представление о минералах и горных породах;
  • раскрыть особенности происхождения горных пород;
  • начать формировать умение различать горные породы и минералы по внешним признакам;
  • сформировать понятие «полезные ископаемые»

Планируемые результаты:

предметные:

  • знать определения понятий «минерал», «горная порода», «полезное ископаемое»;
  • называть основные виды горных пород по происхождению, полезных ископаемых по характеру использования;
  • приводить примеры горных пород и полезных ископаемых (в том числе своей местности);
  • уметь определять, сравнивать горные породы разного происхождения;
  • объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами;
  • давать краткое описание горной породы;
  • понимать условные обозначения основных полезных ископаемых на карте;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности;
  • раскрывать значение охраны земных недр.

метапредметные:

  • давать определения понятиям;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • преобразовывать схемы (модели) для решения задач;
  • владеть устной (письменной речью), строить монологическое высказывание.

личностные:

  • формировать убеждённость в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения;
  • формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Когнитивный компонент:

  • горные породы: магматические, метаморфические, осадочные;
  • полезные ископаемые: топливные, рудные, нерудные

Деятельностный компонент:

  • понять отличие горных пород от минералов;
  • классифицировать виды горных пород;
  • описывать горные породы по внешним признакам;
  • сравнивать свойства горных пород различного происхождения

Эмоционально-ценностный компонент:

  • показать многообразие минералов и горных пород, их многостороннюю ценность для человека;
  • раскрыть значение полезных ископаемых в жизни человека, необходимость их рационального использования

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Проверка домашнего задания (Слайд 2)

  • Выбрать верные утверждения:
    • Материковая земная кора тоньше океанической.
    • Слово «мантия» в переводе на русский язык означает «покрывало, плащ».
    • Температура ядра Земли такая же, как и температура поверхности Солнца.
    • Строение литосферы везде одинаково.
  • Как происходит движение литосферных плит?
  • Назвать особенности строения земной коры под материками и океанами.
  • Раскрыть взаимосвязь внутренних и внешних сил Земли.

Изучение нового материала.

Эпиграф (Слайд 3)

"Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…, не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни…"

К. Паустовский

Беседа:

 

  • Как вы думаете, о чём говорил автор?
  • Как вы думаете, какая тема урока сегодня?
  • Нужны ли нам эти знания?
  • Что вы хотите узнать на уроке?

 

Что мы знаем о горных породах (Слайд 4, 5)

Чтение текста учебника. Беседа:

 

  • Что такое горные породы?
  • Из чего состоят горные породы?
  • Какими свойствами обладают горные породы?
  • Каково происхождение горных пород ?

 

Какие бывают горные породы (Слайд 6)

Чтение текста учебника. Беседа:

 

  • В чём причина разнообразия горных пород?
  • Как образуются горные породы разных групп?

 

Что такое полезные ископаемые (Слайд 7)

Чтение текста учебника. Беседа:

 

  • Что называют полезными ископаемыми?
  • Что такое месторождение полезных ископаемых?
  • На какие группы можно разделить полезные ископаемые?
  • Приведите примеры полезных ископаемых. Как они используются?

 

Практическая работа «Определение горных пород» (Слайд 8)

2-3 образца горных пород. Изучить свойства, записать в таблицу, обсудить результаты.

Использовать Приложения 1и 2.


 

План/Название

     

Плотность

     

Вес

     

Цвет

     

Прозрачность

     

Блеск

     

Твёрдость

     

Структура

     

Происхождение

     

Использование

     


 

Полезные ископаемые родного края (Слайд 9)

 

  • Предположите, какие полезные ископаемые могут быть в недрах нашего края

 

Обозначение полезных ископаемых на картах (Слайд 10)

 

  • Легенда карты
  • Работа с физической картой полушарий
  • Работа с картами атласа

 

Выполнение заданий по теме

Ответить на вопросы (Слайд 11)

 

  • Из чего состоит земная кора?
  • Какие горные породы вы знаете?
  • Какие вы знаете полезные ископаемые?
  • Почему необходимо рационально использовать полезные ископаемые?

 

Закончить предложения (Слайд 12)

 

  • В нашей области добывают полезные ископаемые:
  • Они используются:

 

Выбрать верные утверждения (Слайд 13)

а) Осадочные горные породы образуются на земной поверхности в результате процессов разрушения, осаждения и последующего уплотнения

б) Метаморфические горные породы возникли под воздействием высоких температур и давления

в) Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы, называются магматическими

г) Осадочные породы делятся по составу и происхождению на органические, вулканические и неорганические

д) Со временем метаморфические и магматические горные породы, оказавшиеся на поверхности, могут разрушиться

Загадки о полезных ископаемых (Слайд 14)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

(нефть)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички.

(природный газ)

Она варилась долго

В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи.

(железная руда)

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

(глина)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже.

И он в стекле расплавлен даже (песок)

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он – удобрение.

(известняк)

По доске он бегает,

Нужное дело делает.

Порешал, пописáл,

Раскрошился и пропал.

(мел)

Без неё, ребята,

Повар просто как без рук,

И становится вся каша

Несъедобной вдруг!

(поваренная соль)

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.

(мрамор)

Рефлексия (Слайд 15)

  • Что узнали на уроке?
  • Что вызвало интерес? Почему?
  • О чём хотелось бы узнать больше?
  • На каком этапе вы смогли проявить свои способности?
  • Где можно применить полученные знания?

Домашнее задание (Слайд 16)

 

  • § 21; задания 2, 5, 7; 8;
  • творческое задание «Камни-талисманы» (по желанию)

 

Приложение 1. Описание горной породы

Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горный породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечных лучей; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.

Излом. Определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (для горных пород, например, гранит). Для горных пород излом может быть: зернистый, занозистый, игольчатый, землистый.

Твердость. Способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твёрдости, куда входят 10 минералов.

Шкала твёрдости (шкала Мооса)

минерал

твёрдость

тальк

1

гипс

2

кальцит

3

флюорит

4

апатит

5

ортоклаз

6

кварц

7

топаз

8

корунд

9

алмаз

10


 

Для определения твёрдости минералов можно пользоваться распространёнными предметами: твёрдостью 1 обладает графит; 2 – 2,5 – ноготь; 4 – железный гвоздь; 5 – стекло; 5,5 – 6 – стальной нож, игла; более твёрдые предметы встречаются редко.


 

Приложение 2. Определитель горных пород

Пёстрые тяжёлые породы, состоящие из плотно прилегающих друг к другу кристаллов, хорошо различимых на глаз

Чёрные или тёмно-серые плотные породы; кристаллы на глаз неразличимы

Пористые породы, состоящие из остатков организмов

Белые или очень светлые серые (розовые, голубоватые) породы, состоящие из одного минерала

Породы, состоящие из сыпучих или скреплённых между собой мелких обломков минералов

Светлая, на вид землистая порода, растирается пальцами в тонкий порошок

Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета с вкраплениями кристалликов чёрного и белого цвета – гранит

Плотная тяжёлая порода; иногда видны мелкие полости и пустоты. Твёрдая: царапает стекло – базальт

Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, так как растворяется с выделением углекислого газа, – известняк

Бесцветная прозрачная (или белая, сероватая, буроватая – из-за примесей) порода. Растворяется в воде, имеет солёный вкус – каменная соль

Сыпучая порода, состоящая из обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм, – песок

Порода легко впитывает воду и становится при этом пластичной. Если скатать смоченный водой образец в жгу (шнур), из него можно сделать кольцо – глина

Порода чаще всего сероватого или розового цвета; наблюдается чередование разноцветных прослоек разных минералов – гнейс

Лёгкая, мягкая; не царапает стекло; на матовой стороне фарфоровой пластинки оставляет чёрную или бурую полосу – уголь

Бурая или чёрная рыхлая порода, состоящая из не полностью перегнивших остатков растений, – торф

Белая или розоватая (сероватая) порода со стеклянным блеском, очень мягкая: царапается ногтём – гипс

Плотная твёрдая порода, состоящая из скрепленных («склеенных») обломков минералов размером 0,1 – 0,2 мм, – песчаник

 
     

Белая (серая, красноватая) порода, состоящая из мелких зёрнышек минералов. Если капнуть соляной кислотой, шипит, так как растворяется с выделением углекислого газа, – мрамор

   

Источники:

  • География 5-6 классы: учебн. для общеобразоват. организаций/ [А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  • География Калининской области. Учебное пособие для учащихся средних школ. /Сост. и отв. ред. А.В.Гавеман. М.: «Московский рабочий», 1972.
  • Методическое пособие по курсу «География». 6 класс. Региональный компонент/ Н.В. Болотникова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
  • Николина В.В. География. Мой тренажёр. 5-6 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций/ В.В. Николина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017
  • Николина В.В. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012.
  • http://www.unnat.ru/arcyte.htm эпиграф


 

Пояснительная записка к слайдам презентации

Смена слайдов по щелчку

№ слайда

Пояснения

1

Тема, автор

2

Проверка домашнего задания. Вопрос появляется при нажатии номера вопроса. Проверка ответа по нажатию зелёной галочки

3

Эпиграф. Постановка целей урока. Вопросы появляются при нажатии на высказывании

4

Изучение нового материала. При нажатии на выделенных словах появляются определения. При нажатии на определение горной породы появляется рисунок гранита и состав его

5

Знакомство с горными породами. Появление изображения горной породы по нажатию на название. Фото исчезает при нажатии на данном фото. Нажав на «горные породы» открываем вывод

6

Классификация горных пород по происхождению. При нажатии группы горных пород появляется краткая характеристика

7

Введение понятия «минеральные ресурсы», «полезные ископаемые», «месторождение». При нажатии на «полезные ископаемые» появляется схема классификации полезных ископаемых по происхождению

8

Выполнение практической работы. Проверить заполнение таблицы можно, если нажать на название работы (появляется заполненная таблица)

9

Знакомство с полезными ископаемыми родного края. Если нажать на заголовок, появляется список

10

Обучение работе с картами. Условные знаки, с помощью которых обозначаются полезные ископаемые на картах. Нажимаем на таблицу – появляется карта мира, затем карта России

11

Закрепление полученной информации. Вопросы появляются при нажатии на номер

12

Проверить продолжение фразы можно, нажав на начало фразы

13

Проверить правильность выполнения, нажав на заголовок. Неверные утверждения исчезнут

14

Игровой момент – загадки. Ответы появятся при нажатии на заголовок

15

Рефлексия

16

Домашнее задание


Горные породы, минералы и полезные ископаемые.
PPTX / 2.74 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (1)

Шумская Алла Владимировна, 10.03.17 в 15:36 0 Ответить Пожаловаться
"Эмоционально-ценностный компонент"-такое встречаю впервые.Не очень удачная формулировка на мой взгляд!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.