12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ивахно Ольга Вячеславовна318
Образование высшее СГУ "Саротовский государственный университет им.Н.Г. Чернышевского"
Россия, Саратовская обл., р.п. Сенной
Класс: 1

УМК «Школа 21 века»

Учебный предмет: Окружающий мир

Автор учебника: Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1 класс

Автор тетради: Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс

Тема урока: «Жизнь птиц»

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающим в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Планируемые результаты образования:

Предметные результаты:

научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу;

рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц;

устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

планирование: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Контроль и самоконтроль:

сравнивать свой способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

Саморегуляция:

осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач;

Познавательные результаты

Общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

осуществлять смысловое чтение;

Предметные:

знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу;

рассматривать особенности внешнего вида;

определять голоса зимующих птиц;

устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва;

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества:

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

Взаимодействия:

строить понятные для партнёра высказывания;

Личностные результаты

Самоопределение:

Осознать необходимость саморазвития;

Нравственно- этическая ориентация:

Проявлять уважительное отношение к иному мнению;

Осознать важность чувства любви к родной природе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись «Голоса леса», чучело птиц, картинки – раскраски, цветные карандаши, фото и иллюстрации птиц, книги о птицах, энциклопедии, толковой словарь, картинная мозаика.

Структура (план) урока:

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Актуализация знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Физкультминутка.

Первичная проверка понимания

Физкультминутка для глаз.

Создание новой проблемной ситуации

Изучение нового материала.

Первичное закрепление.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Итог урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов)

 

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (слайд 1)

Цель: Проверка готовности учащихся, организовать направленное внимание на начало урока.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Будем мы сейчас трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и задач урока.

- Ребята, вы любите разгадывать ребусы? Разгадайте ребусы, чтобы узнать нашу тему урока.(работа в парах на ПК)

- Сформулируйте, о чем мы будем вести сегодня разговор. (о птицах)

- Наблюдать за нашей работой будет МУДРЫЙ ВОРОН. Он будет давать жетончики за ответы, а в конце урока мы подведём итоги.

- Чего мы ещё не знаем о птицах? (слайд 2)

(звучит фрагмент сказки Н. Сладкова «Осень»)

Жители леса!- закричал раз утром мудрый Ворон. – Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?

Как эхо донеслись голоса из леса:

Готовы, готовы, готовы…

А вот мы сейчас проверим! – каркнул Ворон. – Перво-наперво осень холоду в лес напустит- что делать станете?

Мы, перелетные, в теплые края улетим!

Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

Вторым делом, - Ворон кричит,- осень листья с деревьев сдирать начнет!

Пусть сдирает!- откликнулись птицы. – Ягоды видней будут!

Третьим делом, - не унимается Ворон,- осень последних насекомых морозцем прищелкнет!

Откликнулись птицы:

-А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнем шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

(дети формулируют цели и задачи урока)

ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ. (слайд 3)

Цель: активизация знаний, опорных понятий у учащихся, необходимых для восприятия нового материала учащимися;

- Давайте, вспомним, кто же на самом деле птицы? (ответы детей, учитель вывешивает табличку «ПТИЦЫ»)

1уч-ся: Они создают красоту в природе.

2уч-ся: Они являются санитарами леса.

3уч-ся: Например, синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

4уч-ся: Сова за лето съедает около тысячи серых мышей полевок, сохраняет почти тонну хлеба.

Микроитог: Птицы – одни из самых распространенных животных на земле. Приблизительно 100 миллиардов. Они и в воздухе, и на суше, и в воде, обитают везде, в горах и даже в ледяных просторах. Одни птицы совсем крошечные, другие – большие, некоторые – быстроногие.

- Посмотрите внимательно. (чучело птиц)

- Какой признак есть у всех птиц, чего нет у других животных. (перья)

- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Цель: формирование представлений о перелётных, зимующих и оседлых птицах.

(выступление детей) (слайд 4)

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

- Как называются такие птицы? (перелётные) Учитель крепит табличку «ПЕРЕЛЁТНЫЕ» .

- Что значит перелётные птицы?

- Назовите перелётных птиц. (жаворонок, грач, скворец, кукушка, стриж, соловей, ласточка)

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

- Как называются такие птицы? (оседлые) Учитель крепит табличку «ОСЕДЛЫЕ».

Словарная работа.

«Оседлые» - постоянно живут у нас, осели в определённом месте.

- Каких вы знаете оседлых птиц? (ворона, воробей, щегол, поползень, сорока, голубь, клёст, синица, галка)

Прилетели на зимовку яркие к нам птички.

Среди них узнали мы: свиристель, синичку.

- Как называются такие птицы? (зимующие) Учитель крепит табличку «ЗИМУЮЩИЕ»

М

Птицы

икроитог: На доске появляется схема:

 

 

осёдлые

перелётные

зимующие

V. Физкультминутка.

Цель: снять статическое напряжение со спины, ног, рук.

VI. Первичная проверка понимания

Цель: обобщить информацию о перелётных и зимующих птицах, формировать способность к работе с учебником.

Тест «Перелётные птицы» (ЭОР Вентана Граф раздел «Родная природа», подраздел «Октябрь»)

- Почему же одни птицы улетают, а другие остаются зимовать?

- Могут ли они найти корм в холодное время года?

- Чем птички питаются, когда выпадает снег?

- Оседлые и зимующие птицы могут перенести сильные морозы, но от голода они часто гибнут. Им трудно добывать семена из-под снега. Вот здесь и нужна наша помощь. (фото изготовленных кормушек)

(выступление ученика)

Люди, помогайте,

Пташечкам зимой!

Им не будет страшен

Холод ледяной.

Люди, помогайте,

Вы друзьям своим!

Ведь зимой без помощи

Очень трудно им!

2. Работа по учебнику с. 9

- Каких птиц можно встретить зимой? Есть ли среди них снегири, дятлы, ласточки, лебеди?

Физкультминутка для глаз

Создание новой проблемной ситуации

Цель: активизация знаний учащихся необходимых для изучения нового материала.

Фильм по рассказу «Чей нос лучше» В.Бианки.

- Что умеет делать клюв?

Изучение нового материала.

Цель: сформировать представление о способах питания птиц в зависимости от строения клюва.

Работа по учебнику с. 10

-чтение текста «Что умеет делать клюв?»

Микроитог: У птиц клюв - это и рот, и нос. С помощью клюва они могут добывать пищу, разгрызать орехи и твердые семена, разрывать мясо. Форма клюва у птиц разная, так как зависит от той пищи, которую они едят.

Работа в тетрадях с.44 задание №1

 

Питание птиц

растительноядные

насекомоядные

хищные

 

 

Составление схемы:

Первичное закрепление знаний.

Цель: обобщить информацию о способах питания птиц в зависимости от строения клюва.

Объяснение поговорки: «Всякая птица своим клювом сыта»

Игра «Кто, чем питается»

Контроль и самопроверка знаний.

Цель: выявить уровень усвоения нового материала.

Работа по карточкам, самопроверка по слайду:

Игра «Найди ошибки Незнайки».

Игра «Узнай птицу по голосу».

Итог урока.

Цель: анализ успешности усвоенного материала и контроль за результатами деятельности учащихся.

 

- Ребята, вспомните, какие вопросы мы должны были рассмотреть?

1. Научиться называть птиц, обитающих в зимнем лесу.

2. Рассмотреть способы питания птиц.

3. Определять голоса зимующих птиц.

- Поднимите руку, кто из вас теперь знает, какие птицы нас окружают?

Домашнее задание

Цель: закрепить знания.

Дифференцированное Д\З

Тетрадь с.44 Кроссворд «Нелетающие птицы».

Раскрасить птицу.

Найти интересные сведения о птицах.

Прочитать рассказы о птицах.

Рефлексия

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

- Ребята, давайте «пригласим» птиц к нашей кормушке. (дети наклеивают птиц на кормушку у доски)

- Теперь МУДРЫЙ ВОРОН подведёт итог. (учащиеся награждаются медалями «Умник», «Умница»


Жизнь птиц. Презентация
PPTX / 10.48 Мб

Чей нос лучше? В.Бианки

Сладков. Сказка про осень.

Осень на пороге


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.