12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Побережнюк Сергей Владимирович608
учитель в школе
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
5

Конструкт урока информатики по теме «Кодирование звуковой информации» в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

Побережнюк & Побережнюк, 2017

Конструкт урока информатики по теме «Кодирование звуковой информации» в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

Авторы: Побережнюк Сергей Владимирович, учитель информатики МАОУ СОШ № 178,

Побережнюк Елена Васильевна, учитель биологии и географии МАОУ СОШ № 22.

Предмет: информатика и ИКТ.

Класс: 10

Учебник (УМК): УМК по информатике автор Семакин И.Г.

Раздел: Программно-технические системы реализации информационных процессов.

Тема урока: Дискретные модели данных в компьютере. Кодирование звуковой информации.

Тип урока: открытия нового знания.

Оборудование: компьютерный класс (ПК учителя - 1, ПК учащихся - 12, мультимедийный проектор - 1, маркерная доска - 1).

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

предметные результаты – понимание вариантов представления разных видов информации в цифровой форме.

Планируемые результаты:

предметный результат: формирование представления о способах представления в памяти компьютера звуковой информации, умение анализировать последовательность собственных действий при работе над заданиями

метапредметный результат: развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления;

- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

-учение формулировать собственное мнение и позицию;

-умение строить речевое высказывание в письменной форме;

личностный результат: формирование умений управлять своей учебной деятельностью; воспитание неравнодушного гражданина страны к своей Родине, ее истории, формирование патриотизма, развитие активной жизненной позиции.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения

результатов обучения*

Предметные

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

3 уровень — усвоены наиболее существенные связи данного понятия с другими, ученик может применять данное понятие в несложных ситуациях.

Регулятивные

Определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

2 уровень — преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

Познавательные

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи

2 уровень — объясняет факты, правила, принципы; - преобразует словесный материал в выражения;

Коммуникативные

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и коллективе.

1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.

Личностные

Умение провести самооценку.

2 уровень — обучающийся анализирует существенные признаки, отличить их от несущественных;

*Согласно таксономии учебных задач Д. Толлингеровой.

ХОД УРОКА

Этап урока

Цель этапа

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

фронтальная

Внезапно слышатся Звуки, музыка должна быть легко узнаваемая (например, треки из фильмов звездные войны, терминатор и т.д., отечественная музыка: катюша, калинка и тд.). Вместе со звуком свет при этом можно выключить для большей акцентуации на звуке.

На интерактивной доске появляется изображение: скрипичный ключ, компьютер, график, фрагмент ЕГЭ, проигрыватель

Приветствие учителя

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке

Какие виды еще информации могут быть обработаны компьютером?

Хорошо, давайте продолжим - какая тема сегодняшнего урока.

Уточнение: не просто звук, а цифровой звук, компьютерный

Как мы будем изучать данную тему (цель и задачи человеческими словами)?

Да, сегодня мы слушаем и думаем, затем делаем и преобразовываем звук

Открывает следующий слайд. Переходит по ссылке в виде стрелки.

Учащиеся располагаются за учебными столами, слушают.

Фронтально: мы изучали принципы кодирования цифровой, текстовой и графической информацией.

Звук, музыка, видео

Звук, музыка

Выяснить понятие, принципы формирования, практическая работа по обработке?

- самоопределение (Л);

-смыслообразование(Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- структурирование знаний (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

Актуализация и пробное учебное действие

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

активизировали соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы

попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания.

фронтальная

http://learningapps.org/display?v=p593nwn8316

И по ссылке переходим на декодирование

http://learningapps.org/display?v=p7fdxx7w516

Продолжим просмотр презентации. Во-первых давайте поместим звук в память компьютера и затем извлечем его. Как называются эти процессы?

1-2 человека

Переход к Технологической карте работы на уроке (памятка в печатном виде каждому). Приложение 1.

Просматривают.

 

1-2 человека у доски с проговариванием составляют схему кодирования звуковой информации, основываясь на имеющихся сведениях.

Переходят по появившейся ссылке.

Составляют схему кодирования звука. Переходят по появившейся ссылке.

Составляют схему декодирования.

Просматривают технологическую карту за рабочими столами.

- учебно-познавательный интерес (Л);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

Этап выявления места и причины затруднения

Организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса (причина затруднения)

фронтальная

Рассмотрите технологическую карту. Сегодня на уроке Вы выполните некоторые задания – значение, «стоимость» их указана в карте, порядок выполнения и объем вы выбираете самостоятельно. К отложенным этапам можно вернуться при наличии времени и желания. Можете ли Вы сейчас выполнить задания, без изучения теоретического материала? Что нужно для того, чтобы качественно выполнить работу?

Всего можно заработать 7 баллов. Для 5-ки надо 5. После выполнения задания внесите в КАРТУ УСПЕХА результат в виде количества баллов самооценки.

Определяют свою траекторию и выполняют работу.

- подведение под понятие (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Построение проекта выхода из затруднения

Выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

выбрали способ построения нового знания (как?) введение принципиально нового знака или способа действий);

выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

индивидуальная

1-2 задания: Просмотр презентации и ответы на вопросы

Презентация PP

И вопросы к теории (презентации)

Продолжают работу с презентацией на своём рабочем месте. Выполняют задания 1-2 и вносят результат в КАРТУ УСПЕХА.

Определяют свою траекторию и выполняют работу

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- познавательная инициатива (Р);

- самостоятельное создание способов решения проблем (П);

- познавательная инициатива (Р);

- использование знаково-символических средств (П);

- поиск необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т.д.) (П);

Реализация построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

индивидуальная

Исходя из того, что характеристики цифрового звука описываются числовыми характеристиками, мы можем решать задачи на определение объема, глубины кодирования, частоты дискретизации и времени звукового файла

Акцентирует внимание на листах с примерами решения задач

3 Задание. Решение задач. Листы с заданиями лежат на каждом компьютерном столе. Приложение 2.

Внимательно прочитайте левую часть.

Анализируют определения и формулы в левой части листа. По желанию фиксируют в тетради или вклеивают дома предложенный лист после проверки учителем или самопроверки.

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

решили несколько типовых заданий на новый способ действия;

при этом анализировали выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

индивидуальная

Внесите недостающие цифры в правую часть. Со следующей задачей сложность возрастает (растёт количество пустых клеток, требующих вписать ответ).

Лист с задачами выполнен в альбомном варианте А4 с тем, чтобы потом учащийся мог вложить (вклеить) его в тетрадь

Заполняют пропуски, вставляя цифровые значения исходя из условий задачи.

Сдают лист со вписанными ответами для проверки.

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

-использование общих приемов решения задач (П);

-самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия, достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Для этого необходимо:

организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

индивидуальная

4 Задание. Практическая работа. Документ с описанием практической работы вы найдете на рабочем столе вашего компьютера – файл «Обработка звуковой информации». Приложение 3.

Вам необходимо определить по описанию файл с которым будете работать (решить квест по вариантам).

Согласно номеру вашего компьютера, для вас зашифрована музыкальная композиция. Вам необходимо определиться с произведением и, перейдя по ссылке, скачать звуковой файл. Затем произвести над ним манипуляции, описанные в текстовом документе «Обработка звуковой информации». Не забудьте внести результат в КАРТУ УСПЕХА.

Определяют и скачивают файл.

Выполняют п/р: редактируют файлы и сохраняют в свою папку.

Проверяют правильность выполнения, сверив с эталоном (Приложение 3).

Определяют количество баллов самооценки.

- построение логической цепи рассуждений (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П);

Включение в систему знаний и повторения

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Для этого необходимо:

выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

индивидуальная

Домашнее задание (Приложение 4)

Вам на почту будет выслано домашнее задание, выполните его, зафиксируйте возможные затруднения. прикрепите на виртуальной доске к сообщению звуковой файл и напишите в 1 предложении Ваши впечатления от изученного материала.

Дома записывают стихи и накладывают на музыкальную композицию, прикрепляют стикер на виртуальной доске и пишут впечатления.

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

- поиск необходимой информации (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

Рефлексия учебной деятельности

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки.

Индивидуальная и фронтальная

Проанализируйте КАРТУ УСПЕХА. Определите те части работы, которые Вам наиболее удались и те, над которыми надо ещё поработать.

Анализируют КАРТУ УСПЕХА. По желанию – высказывают вслух.

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);


 

Приложение 1

Технологическая карта работы на уроке. Тема: кодирование звуковой информации

Сегодня на уроке мы разберем принципы кодирования звуковой информации. В ходе урока Вы выполните ряд теоретических и практических работ. Не забывайте проставлять знаки (косой крест, галочка, рожица и т.д.) напротив выполненного вами задания.

Выполните следующие задания:

1. Изучите теоретические основы кодирования звуковой информации (презентация «Принципы кодирования звуковой информации» PP на диске D: вашего ПК).

2. Письменно ответьте на вопросы презентации в тетради.

3. Решите задачи в листе, который лежит на Вашем компьютерном столе

4. Выполните практическую работу по обработке звуковой информации. Файл с заданием «Обработка звуковой информации. Практическая работа» находится на рабочем столе Вашего компьютера.

КАРТА УСПЕХА

Критерий

Изучил теоретические основы кодирования звуковой информации,

max 1 балл

Правильно ответил на вопросы презентации,

max 1 балл

Правильно решил задачи,

max 2 балла

Правильно угадал мелодию,

max 1 балл

Правильно выполнил практическую работу со звуком,

max 2 балла

баллов = отметка за урок

Ученик

           

Учитель

           

Критерии оценивания:

Задания 1-2 оцениваются в 1 балл.

Задание 3 оценивается в 2 балла (все задачи).

Задание 3 оценивается в 3 балла (1 балл за угаданную мелодию, 2 балла за выполнение п/р).

Сумма баллов является отметкой за работу на уроке. Порядок выполнения заданий Вы устанавливаете самостоятельно.

Приложение 2

Приложение 3

Обработка звуковой информации. Практическая работа

Обработка цифрового звука это очень важное умение для любого грамотного человека. При необходимости использовать не весь звуковой файл, а его часть, соединить 2 файла в один, смешать файлы, часто востребованы в жизни – при разных праздничных, учебных и др. мероприятиях. Отработкой именно таких приемов мы и займемся.

Задания:

0. Сохранение. Для выполнения работы нам потребуется каталог (папка), в которую вы будете сохранять все свои файлы-задания. Такая папка уже создана в вашей личной и имеет название «цифровой звук». Все материалы сохраняйте именно там.

I. Выбор файла. Изменения Вы будете производить не с любым файлом, а только с тем, который соответствует номеру вашего ПК. По описанию определите, какой музыкальный фал вам необходимо будет обработать и скачайте его и сохраните в папку означенную выше.

ПК №№ 1, 5, 9

Марш назван в честь полка, имеющего такое же название, что и бывшее село недалеко от Москвы, на берегу реки Яузы, летней резиденции царя Алексея Михайловича

Музыка была написана для полка, созданного Петром Великим в 1691 г, второе название марша: марш Петра Великого.

Испанский король Альфонс XIII, познакомившись с маршем во время визита в Россию, попросил разрешение Николая II использовать марш для Королевского корпуса алебардеров.

После февральской революции этот марш стали ис­полнять как гимн.

Этот марш ежегодно исполняют на параде 9 мая при выносе Знамени Победы.

ПК №№ 2,6, 10

Марш написан перед первой мировой войной

Бессмертная музыка создана штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, Василием Ивановичем Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912—1913).

За рубежом является одной из самых узнаваемых музыкальных эмблем России

По существу является национальным маршем, символизирующим проводы на войну, военную службу или в дальнее путешествие.

Под музыку этого марша скорый поезд «Урал» с вокзала Свердловск отправляется в Москву

Это рабочее название фильма «72 метра»

Марш сходен с маршем «Тоска по Родине»

ПК №№ 3,7, 11

Это своеобразный гимн защиты Отечества

Создана композитором А. В. Александровым на стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача, опубликованного одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда»

С 15 октября 1941 года музыка стала ежедневно звучать по радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.

22 мая 2007 года Ансамблем песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова под бурные аплодисменты песня была исполнена в штаб-квартире НАТО в Брюсселе

ПК №№ 4,8, 12

Презентация песни состоялась 7 февраля 2014 года, в день открытия Олимпиады в г. Сочи

Песня прозвучала в десятом студийном альбоме группы «Любэ», выпущенном в 2015 году.

Песня удостоилась награды Золотой граммофон.

Эта песня про страну предков (отцов) человека, имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга

Название песни связано с мемориальным комплексом в Волгограде (Сталинграде)

Звуковые файлы можно скачать здесь

Марш Преображенского полка

https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PR08wb3AxeWczNUE/view?usp=sharing

Прощание славянки

https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PYzJCcThVQ3ZBXzA/view?usp=sharing

Священная война

https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PeENSTGVuYVJkRUk/view?usp=sharing

За тебя, Родина мать

https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PQUVoLWlqdkVNWlU/view?usp=sharing

Патриотическая песня

https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PZUxScXZRTzMwQW8/view?usp=sharing

II. Запустить программу Sony Sound Forge (ярлык на рабочем столе). С помощью программы обработки цифрового звука провести следующие преобразования звуковых файлов:

1) Удалить часть файла.

Для этого: загрузить нужный файл, выделить левой клавишей мыши часть файла (который выглядит как последовательность большого количества столбиков) и нажать клавишу delete на клавиатуре.

2) Соединить 2 файла.

Для этого: загрузить 2 файла, выделить один из них, скопировать часть файла в буфер обмена, затем поставить курсор на другой (в нужное место), вставить правой клавишей мыши из буфера обмена скопированный участок.

3) «Смешать» 2 файла (т.е. наложить, например, речь на музыку).

Для этого: загрузить 2 файла (файл для смешивания можно взять в папке «музыка» на диске D:), выделить один из них, скопировать часть файла в буфер обмена, затем поставить курсор на другой (в нужное место), на панели инструментов нажать Особое (специальное) – Список областей - Вставить, поменять флажок с маркера на область (участок). Затем панели инструментов нажать Редактировать (Правка) – Особая вставка (Специальная вставка) – Микшировать (Смешать), если необходимо – отредактировать вставляемую область и нажать OK.

Самостоятельно разобраться с принципами выполнения следующих заданий:

4) Вставить в середину звукового файла тишину.

5) «Обратить» файл, т.е. заставить воспроизводиться файл задом наперед.


 

Д

При необходимости пример выполненной работы мы можете найти здесь:

Исходник1 https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PRUxRVHlUS1RHbEE/view?usp=sharing

Исходник2 https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PRjJUTUhMbF9mMUU/view?usp=sharing

Удаление части файла https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PWWZNVWo1MkVvaDA/view?usp=sharing

Обращение (воспроизведение наоборот) https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PY01PeUVWMTBULWs/view?usp=sharing

Соединение 2 исходников https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PUUstZ1d4WnRpMEU/view?usp=sharing

Смешение 2 исходников https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-POXJNX2lzOUg4VGs/view?usp=sharing

Вставка тишины https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PUDcwV2dHbVp5MHM/view?usp=sharing


 

ля получения положительной отметки: представить преподавателю все 5 выполненных заданий. Для этого в папке должны находиться файлы с названием «исходник1» и «исходник2», остальные файлы называются по заданию, например, «смешение фалов».

 

Приложение 4

Домашнее задание (будет отправлено по почте):


 

С помощью микрофона и программы звукозаписи (Пуск - Все программы – Стандартные - Звукозапись) записать стихи и наложить на музыкальную композицию М.И. Глинки «Патриотическая песня» https://drive.google.com/file/d/0B8A5YhShHY-PZUxScXZRTzMwQW8/view?usp=sharing

Текст (вариант Хора Красной Армии):

Славься, славься, родина — Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла
И сияет солнце над тобою
И судьба твоя светла.

Над старинным московским Кремлём
Вьётся знамя с двуглавым орлом
И звучат священные слова:
Славься, Русь — Отчизна моя!

Полученный фал разместить на виртуальной доске http://padlet.com/dist21/r47bzahrw3xg . Добавить комментарии.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.