12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Смирнова Елена Андреевна367
Россия, Мордовия респ., Саранск

/data/files/u1488437993.pptx (Социальные нормы и отклоняющееся поведение)

Тема: Социальные нормы и отклоняющееся поведение (Урок обществознания в 10 классе)

Цели:

Образовательная: рассмотреть понятия социальные нормы, формальные, неформальные санкции, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение.

Развивающая: привить умения сравнивать, прослеживать причинно-следственные связи, Обобщать.

Воспитательная: воспитывать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Рассмотрение нового материала

3.1 Социальные нормы.

Вопрос к классу (Сл. 2):

-Что такое «норма»? (Учитель выслушивает ответы учащихся). Кто придумывает нормы и зачем они нужны? (Ответы учащихся).

Систематизируем ответы учащихся и формулируем определение.

Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

(Сл.3)Работа со схемой в учебнике (с. 154). Вместе с классом рассматривается каждая социальная норма. Приводятся примеры.

Делается акцент на различиях правовых и моральных социальных норм. Как правило, ученики знают эти различия и дают четки ответ: «Правовые нормы закреплены в законах, обеспечиваются силой государства. Мораль несёт оценочны характер, нарушение встречает общественное осуждение».

(Сл. 4)Рассматривается классификация видов социальных норм.

--Кроме рассмотренных социальных норм существуют и другие виды социальные нормы:

- По способу регулирования различают писанные и неписаные социальные нормы. К писанным социальным нормам относят формально зафиксированные, например, в конституции, уголовном праве и других нормативно-правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством. Неписаные закреплены лишь традициями, обычаями и т.д.;

- По степени обязательности: побуждающие, запрещающие, императивные, рекомендательные.

- По масштабу: общечеловеческие, национальные, классовые, групповые;

(Сл. 5) Рассмотрение отличий социальных норм от других видов норм.

- Существуют различные нормы, например, технические или биологические. Как вы думаете, чем они отличаются от социальных? (Ответы учащихся). Т.е. это правила обращения с природными и техническими объектами. Социальные нормы регулируют отношения в самом обществе, между людьми. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает знание социальной нормы и ее осознание, мотив и само действие.

(Сл. 6) Рассмотрение способов регулирования социальных норм.

(Сл. 7-8) Выполнение заданий по теме.

3.2 Социальный контроль. Работа с текстом (с.155-157)

Работа со схемой в презентации Сл.9-10.

- Что такое социальный контроль?

- Как работает социальный контроль?

- Каким бывает социальный контроль?

- Что такое санкции?

- Приведите примеры формального и неформального социального контроля.

- Что такое самоконтроль? Что является наиболее важным в процессе самоконтроля?

Вывод: важнейшими элементами социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль.

(Сл 12-13) Выполнение заданий по теме.

3.3 (Сл. 13) Отклоняющееся (девиантное) поведение – социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе. Т.е. это поведение, которое кажется не привычным или не понятным обществу. Оно может быть положительным и отрицательным. Негативные отклонения от социальных норм проявляются в преступлениях, аморальных поступках. Позитивное, направлено на преодоление устаревших норм или стандартов и связано с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы. Это может быть героизм, серхтрудолюбие, инициатива, талант, гениальность и т.д.

(Сл. 14) Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

-инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

-ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

-ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

-бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Особенно опасны социальные отклонения как массовые явления: преступления, алкоголизм, наркомания, религиозны фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм – все это наносит урон человечеству.

(Сл. 15) Работа с текстом стр. 158-159.

- Каковы же причины девиантного поведения? (ответы учеников)

- Что лежит в основе каждой из этих причин? (ответы учеников)

- Почему по вашему биологические причины девиантного поведения были подвергнуты критике?

(Сл. 16) Рассмотрение делинквентного поведения.

Вопрос к классу:

- Рассмотрите изображения на слайде. Как вы можете их прокомментировать?(ответы учащихся)

Совокупность противоправных проступков, или преступлений (мошенничество, хищения, взятки и т.д.) называется делинквентным поведением.

3.4 Объяснение пункта «Преступность»

(Сл. 17) Выполнение задания

Подведение итогов.

Д/з: Прочитать параграф 14, выполнить задания к параграфу.

Использованные источники:

-Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под.ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014. – 335 с.

-Обществознание: Новый полны справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд.перераб. и доп. – М. : АСТ: Астрель, 2016 . – 542 с.

-Материалы с сайта ФИПИ: www.fipi.ru

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (2)

Анна Владимировна, 30.03.17 в 07:18 0 Ответить Пожаловаться
Презентация интересная.Но вы указываете,что урок для 10 класса.Учебник пишете для 11 класса
Смирнова Елена Андреевна, 04.04.17 в 11:05 0 Ответить Пожаловаться
Прошу прощения за ошибку, к сожалению не могу исправить.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.