12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Церковная Дарья Сергеевна34

Технологическая карта бинарного урока по окружающему миру и ИЗО

Предмет: окружающий мир и ИЗО

Класс: 3

Авторы учебника: . Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тема: Свойства воздуха

Цель урока: создание условий для расширения представлений учащихся о свойствах воздуха.

Тип урока: открытие нового знания (урок – исследование)

Задачи:

1. формирование представлений обучающихся о свойствах воздуха;

2. развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

3. воспитывать культуру общения, умение работать в парах и группах.

Методы обучения: интерактивный - исследование, словесный – диалог, наглядный – наблюдение.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Средства обучения (для учителя, для учащихся):

вербальные: методическое пособие по окружающему миру, 3 класс, авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А. Царева ,учебник «Окружающий мир» I часть авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, тетрадь для самостоятельной работы №1. 3 класс, авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, карточки – вопросы, лист самооценки, листы формата А4;

наглядные: мультипликационный фильм, презентация;

вспомогательные: штатив, спички, пробирки, спиртовка, газоотводная трубка, вода, весы, воздушные шары, тушь.

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД,  формирующиеся на данном этапе

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Слайд 1

На экран выведена таблица с условными обозначениями учебника «Окружающий мир»

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Можно ли по таблице определить к какому уроку я приготовилась?

- А вы, к какому уроку приготовились?

  

- Да. Вы приготовились к уроку окружающий мир.

- Тоже к уроку окружающего мира.

Личностные:  действие самоопределения.

 

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Посмотрите, пожалуйста, отрывок из мультфильма.

http://www.youtube.com/watch?v=vSh6IL13My4

-О какой невидимке шла речь?

Вспомните, что вы знаете о воздухе из курса 2 класса.

 

 

- О воздухе.

Воздух прозрачен,

бесцветен,

не имеет запаха,

плохо проводит тепло (удерживает)

Познавательные:

Логические: анализ объектов с целью выделения

 в них существенных признаков.

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему килограмм воздуха?

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока.

- Как мы можем проверить наше предположение?

- Давайте с помощью учебника проверим, верно, ли определили тему урока.

Слайд 2

- Прочитайте в учебнике на стр.103, какие вопросы заинтересовали Мишу.

-Как вы думаете, это будут те же свойства воздуха, которые мы изучали во 2 классе?

- Определим, какой у нас будет урок?

- Объясните, почему?

- Сформулируйте цель урока.

 Слайд 3

 

Предполагаемые ответы детей.

- Этот Человек шутник.

- Воздух взвесить нельзя.

- Воздух.

- Посмотреть в учебнике.

Смотрят в оглавлении или на стр.103(следующую тему урока)

-Свойства воздуха.

Читают в учебнике.

-Нет, это будут другие свойства воздуха.

- Урок открытия новых знаний.

- Мы не знаем этих свойств, поэтому для нас это будет новое знание.

- С помощью опытов и наблюдений познакомиться с новыми свойствами воздуха.

Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

- Давайте составим план работы. Что нам может в этом помочь?

 

Слайд4

 

  - Учебник.

Составляют план урока:

- будем выполнять задания из учебника;

- работать с тетрадью;

- выполнять опыт;

- работать в парах;

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Работа по учебнику стр. 104

Практическая работа. Работа в парах.

Так как у нас сегодня урок – исследование, то мы будем пользоваться оборудованием, нам нужно вспомнить « Правила поведения во время опытов».

Слайд 5

Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

Опыты проводятся поочередно каждым учеником пары или группы.

Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.

Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как экспериментатор разрешает его начать.

Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.

Выполнение опыта № 1.

Опыт1 «Воздух занимает всё свободное

пространство» (с. 104)

- Прочитайте и составьте план работы.

 

Слайд 6

Использование в жизни.

- воздушный колокол под водой,

- водолазный костюм…

Опыт 2 «Воздух сжимаем и упруг» (с 105)

Мы немного изменим опыт .

- Возьмите в руки шарик и надуйте его (не сильно), перекрутите и зажмите пальцами у основания. - Почему это необходимо сделать?

- Итак, вы знаете, что внутри шарика – воздух. Давайте попробуем слегка сжать шарик, и расслабить руку, еще раз сжать – расслабить руку.

- Можно ли сказать, что мы сжимаем находящийся в шарике воздух? Какую форму принимает шарик после расслабления руки?

-Почему?

- Это потому, что сжатый воздух обладает упругостью, так говорят про предметы, которые после прекращения сжатия принимают прежнюю форму, как пружинка

Слайд 7

в) Использование в жизни

- накачивание автомобильных шин, мячей.

- опрыскивают в саду деревья от вредителей.

- надувные игрушки, надувные круги, воздушные шары

Слайд 8

3) Опыт 3 «Воздух имеет вес» (с. 106)

Составьте план работы.

 

Слайд 9

- Первым более 300 лет назад к всеобщему изумлению взял да и взвесил воздух знаменитый ученый Галилео Галилей.

Кстати, воздух – невидимка не такой уж и легкий.

Опыт 4 «При нагревании воздух расширяется, при

охлаждении сжимается». (с.107)

 

Выполнение практической работы учителем

Опыт № 5 «Тёплый воздух легче холодного» (с. 108)

Составляют план работы

1. Стакан опустить в воду и понаблюдать.

2. Наклонить стакан и выпустить часть воздуха.

3. Сделать вывод и записать в тетрадь для самостоятельной работы: воздух занимает пространство


 


 


 


 

- Чтобы воздух не вышел из шарика


 

- Удалось сжать?


 

- Да, можно

- Шарик принимает прежнюю форму.

Сделать вывод и записать в тетрадь: воздух сжимаем и упруг.

Составляют план работы

1. Положить шарики на весы, проверить, одинаков ли у них вес.

2. Надуть 1 шар и положить на чашу весов.

3. Провести наблюдение. Сделать вывод.

- Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Значит, воздух можно взвесить.

Записывают вывод в тетрадь для самостоятельной работы

Наблюдают, делают вывод, записывают вывод в тетрадь.

-При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.

Рассматривают опыт в учебнике, делают вывод, записывают вывод в тетрадь. Вывод: тёплый воздух легче холодного. Он стремится вверх.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

- Ребята, как вы думаете, можно ли рисовать с помощью воздуха»

-Оказывается, действительно можно. Как мы это будем делать, узнаете позже, а сейчас отгадайте, что мы будем рисовать с помощью воздуха.

Его весной и летом 
Все видели одетым. 
А осенью с бедняжки 
Сорвали все рубашки.

- Правильно, мы будем изображать деревья с помощью воздуха.

На альбомный лист наносим немного туши и начинаем на это пятно дуть, раздувая тушь при помощи трубочки в разные стороны. Оставим работу сохнуть.

« ФИЗМИНУТКА «Просто, мы такие звёзды»


 

А теперь, давайте повесим ваши работы на доску и полюбуемся вместе на рисунки воздухом.

 Ответы: только «да» или «нет».

 

 


 

- Дерево


 


 


 


 

Получили кляксу, похожую на ствол дерева и ветки.

Познавательные:  использование различных

техник изображения

в соответствии с коммуникативными  и

познавательными задачами

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Познавательные: осознание образа дерева через кляксу.

Коммуникативные: 

умение действовать по алгоритму, строго соблюдая этапы, обозначенные учителем.

ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Групповая работа


 

- У вас на партах лежат карточки с вопросами. Прочитайте, обсудите в группе и подготовьте ответы на вопросы.


 

1 группа: - Какой мяч легче, спущенный или накаченный? Почему?


 


 

- В декабре у Миши день рождения. Ему подарили воздушные шары. Он вышел с ними на улицу. Объясни, что произойдет с шарами и почему?


 


 


 

2 группа: В пустую пластиковую бутылку положили кусочки льда и закрутили крышку. Стенки бутылки втянулись внутрь. Почему?


 

Где теплее спать в поезде: на верхней полке или на нижней?


 


 


 


 


 


 


 

- Спущенный мяч легче – в нём меньше воздуха. А в накаченном – сжатый воздух, он тяжелее.


 

При охлаждении воздух сжимается. Поэтому воздушные шары спустятся.

- При охлаждении воздух сжимается. Поэтому стенки бутылки втянулись внутрь.

Коммуникативные – умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера (оппонента)

РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Скажите, мы смогли ответить на вопросы Миши?

- Какие знания открыли?

 

-Да смогли.

 

 - Свойства воздуха.

Личностные : осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Руслан – найти материал по теме «Что такое ветер?»

Алина – «Можно ли нарисовать невидимку?», хрестоматия стр.65 – 66;

Роман – «А воздух совсем ничего не весит?», хрестоматия стр. 67 – 68;

Даша Г. – нарисовать, где человек использует воздух;

Даша Ж. – найти загадки , поговорки о воздухе;

Иван - «Колокол, который никогда не звонил», хрестоматия стр. 63-64;

Люба – найти стихотворение о ветре;

Сергей - рассказать о музыкальных инструментах, на которых играют с помощью воздуха

Записывают домашнее задание
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 

Лист самооценки

по предмету окружающий мир и ИЗО

ФИ_____________________________________________


 

Вид деятельности

Отлично

Хорошо

Не очень

Плохо

Опыт1

«Воздух занимает все свободное пространство»

       

Опыт 2

«Воздух сжимаем и упруг»

       

Опыт 3

«Воздух имеет вес»

       

Опыт 4

«При нагревании воздух расширяется, при

охлаждении сжимается»

       

Опыт № 5

«Тёплый воздух легче холодного»

       

Ответ на уроке

       

Рисование воздухом

       

Итого:

       

Карточки для групп

1 группа: - Какой мяч легче, спущенный или накаченный? Почему?

- В декабре у Миши день рождения. Ему подарили воздушные шары. Он вышел с ними на улицу. Объясни, что произойдет с шарами и почему?

2 группа: В пустую пластиковую бутылку положили кусочки льда и закрутили крышку. Стенки бутылки втянулись внутрь. Почему?

Где теплее спать в поезде: на верхней полке или на нижней?

Ссылка для презентации: https://yadi.sk/i/eK4kHndSznYf9

Список использованных материалов:

  1. Учебник «Окружающий мир» I часть авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева.

    Тетрадь для самостоятельной работы №1, 3 класс, авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева.

    Методическое пособие по окружающему миру, 3 класс, авторы О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов, Л.А. Царева .

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.