12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Кузнецова Ирина Александровна367
Россия, Пензенская обл., Кузнецк

Конкурс педагогического сообщества «Моё образование» «Технологическая карта урока»

Кузнецова Ирина Александровна

учитель начальных классов МБОУ гимназии №9 города Кузнецка Пензенской области

Технологическая карта урока

Предмет (направление внеурочной деятельности)

Русский язык

Класс

2

Тема

Предложение. Повторение

Цель

Систематизировать знания о предложении (выражения мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме)

Задачи образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о предложении;

-закрепить умение определять и составлять грамотный порядок предложений в тексте.

-проверить сформированность понятий: слово, предложение, текст;

- развивать умение выделять главные и второстепенные члены предложения.

развивающие:

- способствовать развитию познавательных процессов (внимание, память, мышления)

-формировать познавательные умения (умения задавать вопросы, применять знания)

- расширение кругозора и обогащение речи;

воспитательные:

- прививать интерес к предмету;

- воспитывать у учащихся чувства товарищества, уважения при работе в парах, группах

Технология построения урока (занятия)

ТРИЗ, проблемно-диалогическая технология, ИКТ – технологии

Прием (приемы) ТРИЗ-технологии

«Системный лифт», «Элемент-Имя признака -Значение признака», «Системный оператор»


 


 

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

понятие «предложение», его признаки;

Уметь:

анализировать и кратко характеризовать предложение; составлять и записывать предложения

Метапредметные

Личностные УУД:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

-ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия ;

-осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

-Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи, ориентироваться на разнообразие способов решения задачи.

-Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под

понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

-уметь слушать и слышать учителя;

-строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своих действий;

чет разных мнений и стремление к координации различных позиций в --сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию.


 


 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

Книгопечатная продукция

учебник «Русский язык» для 2 класса, авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

Оборудование: раздаточный материал, презентация


 

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ι. Организационный этап.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: 

развиваем умение взаимодействовать с учителем во время приветствия,

слушать и понимать других.

Слайд 1 Эпиграф к уроку

«Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив. певуч, выразителен, гибок, ловок, вместителен ».

А.И.Куприн

-Прикоснитесь ладошками друг к другу и давайте пожелаем себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей, взаимопонимания.

- Откройте рабочие тетради запишите сегодняшнее число. На следующей строке запишите Классная работа.

(учитель пишет на доске)

[ ч, и т в, о р т а й, а м а й, а ]

К л а с с н а я р а б о т а.

-Что странного увидели в моей записи?

-С какой целью я это сделала?

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия

Касаются ладошками друг к другу и желают себе и своим товарищам успешной работы на уроке, умных мыслей, взаимопонимания.

-Первое предложение написано транскрипцией, а второе отдельными буквами

буква

звук

-Звук на письме обозначается буквой

II.Актуализация 
знаний и фиксирование затруднения в деятельности

Регулятивные УУД:

развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы со схемами, прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

1.«Системный лифт»

2.Словарная работа(Слайд 2)

На доске написаны слоги:

ка ба со бей ро во яц за ведь мед

-Что это ?

-А для чего нужны слоги?

 -Какие слова получились?

-Записываем с комментированием

-Продолжаем подниматься по лифту

- А для чего нужны предложения в речи?

Кто догадался, какова тема урока ?

Дети составляют «Системный лифт»

-Слоги

-складывать слова

Делают запись: собака, воробей, заяц, медведь

-Связываем слова по смыслу и получаем предложение.

-Чтобы выражать мысли и чувства

-Предложение

 

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.

-Какие учебные задачи ставим на этом уроке?

слайд 3

-Какое же задание можно предложить со словарными словами?

 

- Запишем предложение и подчеркнём опасные места.

Составлять и записывать предложения

Выражать свои мысли при помощи предложений

Повторять и систематизировать знания о предложении

Составить предложение

Дети составляют предложения, записывают с комментированием ( взаимопроверка)

 

Познавательные УУД:

развиваем умения извлекать информацию из схем, выявлять сущность, особенности объектов.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.

Повторение с контролем

-Что же такое предложение?

-Какие вопросы можно задать по нашей теме?

Работа с метамоделью « Элемент-Имя признака-Значение признака»

Слайд 4

Элемент

Имя признака

Значение признака

Предложение

   
     
     
     
     
     

-Как вы думаете всё ли учли, все ли вопросы задали ,составляя метамодель?

-Тогда в путь к новым открытиям!

Работают в группах. Игра «Вертушка» ( каждая группа составляет по 2 контрольных вопроса и по принципу «вертушка» другие группы отвечают на них. Затем все проверяется и вносятся таблицу уже с ответами.(Слайд 5)

Элемент

Имя признака

Значение признака

Предло-

жение

Из чего состоит предложение?

Состоит из связанных друг с другом слов

 

Что выражает предложение?

Законченную мысль

 

Начало предложения

С заглавной буквы

 

Конец предложения

. ! ?

 

Члены предложения

Главные и второстепенные

     

-Наверное, нет.

III.Физминутка

 

-Я буду читать фразы. Если это предложение то вы, встаете, руки в стороны, если нет – сидите, руки вверх.

 

IV.Этап реализации построенного проекта и самостоятельная работа

Предметные:

Систематизировать знания о предложениях.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания \ незнания);

находить ответы на вопросы, используя схемы

Регулятивные:

высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Коммуникативные:

точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

-Ребята, я тоже составила предложения (Слайд 6)

Собака летает.

Сорока лает.

-Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?

Составьте свои предложения.

Что же вы сделали, чтобы предложение «ожило»?

Как можно проверить, что слова связаны между собой?

а) Поменять местами слова летает и лает б) Подобрать другие слова гавкает и порхает соединить их.

Собака громко лает. Сорока летает в поисках пищи.

Связали, соединили слова по смыслу.

Задать вопросы от одного слова к другому.

 

Коммуникативные:

умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.


 


 

Попробуйте установить связь между словами.

С каких слов нужно начать?

-Используя кластер, разберите предложение по членам

Сделайте вывод: как слова связаны в предложении?

-Что можно добавить в нашу метамодель?


 

Используя кластером, разбирают предложение

 

-Кто? собака что делает? лает как? громко

-Слова в предложении связаны по смыслу

Заполняют таблицу

Элемент

Имя признака

Значение признака

Пред

ло-

жение

Из чего состоит предложение?

Состоит

из связанных

друг с другом слов

 

Что выражает предложение?

Законченную мысль

 

Начало предложения

С заглавной буквы

 

Конец предложения

. ! ?

 

Члены предложения

Главные и второстепенные

 

По цели высказывания

Повествовательные,

побудительные,

вопросительные

 

По интонации

Восклицательные,

невосклицательные

 

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, причины неудач.


 


 


 

Коммуникативные УУД:

Оформление устной и письменной речи в форме текста. Умение работать в группе.

Закрепление

Упр.254 учебника

Работа в группах. (Каждой группе свой набор слов)

-Я захотела тоже поделиться с вами своими мыслями. Вот они. (Слайд7)

-Помогите мне, составьте и запишите предложения.

1)долгожданный, тёплый, май, наступил

2) зазеленела, на, травка, лугах. молодая

3) день, песня, слышна, зяблика, звонкая ,весь

4)загудели, пчёлы, трудолюбивые

5)душистый, ульи, цветов, они, дар ,понесут, в

6) Фёдор, пчёл, дедушка, и, ухаживает, любит, за ними.

7)за, мёдом, это, они, его, ароматным ,благодаря

-Что получилось?

-Как догадались?

Подробно о тексте поговорим на следующем уроке .- Итак, чем мы пользуемся в речи, чтобы передать друг другу свои мысли?

Выполняют упражнение с полным синтаксическим разбором предложения.

Взаимопроверка, самооценка

Работают в группах

Звучат правильно составленные предложения.

Наступил долгожданный тёплый май. На лугах зазеленела молодая травка. Весь день слышна звонкая песня зяблика. Загудели трудолюбивые пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дедушка Фёдор любит пчёл и ухаживает за ними. За это они благодарят его ароматным мёдом.

-текст

- Предложения объединены одной темой

Выражаем мысли и чувства через

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ТЕКСТ

 

Познаватель

ные УУД:

Систематизировать сведения о предложении как единице речи.

Регулятивные УУД:

Коррекция результатов

Составление «Системного оператора»

-Подведем итог. Зачем же мы проделали такую огромную работу?

-Давайте вспомним, как мы пришли к понятию «предложение»

-Какой признак предложения самый главный?

-Конечный результат: в прошлом, настоящем и будущем?

Слова, связан-

ные по смыслу

Текст

Книга

(сочинение)

Слова

Предложе-

ние

Мини-текст

Звуки, буквы

слоги

Главные слова

кто? что?

что делает?,

Небольшие предложения

Поясняют (едут на «лифте»)

Пользуясь, метамоделью «Элемент-Имя признака -Значение признака» отвечают на вопрос.

Это сначала небольшие предложения. (речь маленьких детей),затем мини-сочинения(речь школьника- подростка),рассказы, книги для широкой аудитории

 

Личностные УУД:

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения

-Вспомните эпиграф нашего урока(слайд 1)


 


 

-Чтобы русский язык был таким, нам предстоит ещё многому научиться.

«Русский язык в умелых руках и опытных устах - - красив, певуч, выразителен, гибок, ловок, вместителен ».(А.И .Куприн)

V.Этап рефлексии учебной деятельности

Личностные УУД:

Устанавливать связь между  целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

осуществ

лять самоконтроль;

давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

- Какую тему закрепляли?

- Какие цели мы перед собой ставили в начале урока(?Слайд 3)

- Всё ли удалось нам на уроке?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Я научился …

-ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Выражать свои мысли с помощью предложений

Составлять и записывать предложения.

Высказывают свои мнения

Составление лесенки-самооценки

VI.Домашнее задание

 

Возьмите приставку из слова «предвестник», корень-из слова «сложить», суффикс-из слова «умножение», окончание из слова-«яблоня. Получится слово - «предложения». А домашнее задание будет таким: составьте несколько предложений на тему: «Весна.»

Записывают домашнее задание в дневник.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.