12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Тюнёва Светлана Александровна524
Россия, Пермский край, п. Майкор

МБОУ «Майкорская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Открытый урок чтения и развития речи

в 4 классе.

 

Учитель: Тюнёва С.А.

14.11. 2016 г.

2016

Тема урока: «Айога» .Нанайская сказка.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: содействовать осмыслению нравственной идеи нанайской сказки «Айога».

Задачи:

Коррекционно-образовательная-познакомить обучающихся с нанайской народной сказкой «Айога»; формирование представления об образе жизни нанайцев, хороших и плохих качествах,закрепление навыков правильного осознанного чтения;

Коррекционно-развивающая:развивать устную речь путем постановки и ответов на вопросы;обогащать словарный запас; развивать способность у обучающихся анализировать поступки героев,

Коррекционно- воспитательные:воспитывать любовь к матери, к труду, умение работать в коллективе, лучшие нравственные качества.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока.

Оборудование для ученика: карточки для работы в паре, снежинки,оценочные листы, смайлики, вырезанные «ладошки», «толстые и тонкие вопросы», платок.

Планируемый результат:

Определить идею произведения и выразить свою отношение к героям произведения.

Используемые технологии: ИКТ, игровая, технологии смыслового чтения, деятельностного подхода.

Методы: наглядные, практические, словесные.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Формы организации познавательной деятельности:индивидуальная,фронтальная, работа в парах .

План урока.

Эмоционально-психологический настрой «Поздороваемся ладошками!».

(Оценочный лист)

Погода.

Определение темы урока.

Целеполагание.

Речевая разминка.

Исследовательская работа-подготовленные доклады детей.

Словарная работа.

Первичное ознакомление с содержанием сказки- видео запись.

Проверка первичного восприятия: ответы на «тонкие» и толстые вопросы.

Физминутка- нанайская народная игра.

Отработка навыка правильного чтения- самостоятельное и индивидуальное чтение.

Работа над содержанием - чтение цепочкой и ответы на вопросы по содержанию.Прогнозирующее чтение.

Физминутка для глаз.

Работа в парах- «Качества Айоги и соседской девочки».

Составление синквейна.

Итог.

Оценки.

Дифференцированноедомашнее задание.

Рефлексия.


 


 

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Модули

Эмоционально-психологический настрой «Поздороваемся ладошками!».

Наблюдения за погодой.

2

1

Эмоционально-психологический настрой«Поздороваемся ладошками!».(Слайд-ладошки).

-Здравствуйте! А это значит- пожелать друг другу здоровья.Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу. Теперь соединяем пальчики со словами:

Желаю (большой)

Успеха(указательный) Большого(средний)

Во(безымянный)

всем(мизинец)

Здравствуй (всей ладонью)

- А теперь я хочу подарить вам ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.

У вас на партах листы оценивания.

-Какое время года?

-Какая погода? Какие изменения вы заметили?

Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность

Подписывают листы оценивания. Повторяют критерии оценивания

Вступают в диалог «учитель-ученик»

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Новые подходы в обучении-АМО.

Новые подходы в обучении.

Определение темы урока.

«Расшифруй произведение»

Целеполагание.

Речевая разминка.

Исследовательская работа

Пополнение и активизация словаря учащихся

Словарная работа.

Первичное ознакомление.

Проверка первичного восприятия текста.

Физпауза «игра «Ост­рый слух» – Сэхурсян.

Чтение трудных для чтения слов.

Самостоятельное и индивидуальное чтение.

Работа над содержанием.

Физминутка для глаз.

Работа в парах (карточки)

1

1

2

5

5

2

6

3

2

2

3

4

1

3

Сообщение темы урока

Зима на льдинках зашифровала тему урока.

-А какое произведение будем читать, вы узнаете, если расшифруете ребус «Заколдованные льдинки». (Слайд).

 

ааааааа

г

о

й

аА

 

 

- Произведение, с которым мы сегодня будем работать называется « Айога»- нанайская народная сказка. (Слайд).

У каждой сказки есть своя тайна.(Слайд- сундук).

Цель: раскрыть тайну сказки «Айога».(Слайд).

Айога-это нанайская девочка. Давайте попробуем рассказать о ней. Задание прочитать предложение, меняя логическое ударение.

Какая она красивая! (Слайд).

Исследовательская работа. Домашнее задание.

Готовясь к уроку мы провели исследование «Кто же такие нанайцы?»

Там, где плещет Амур.

На берегах сибирских вод

В краю, занесённом снегами

Нанайский народ живёт.(Учитель показывает на карте-слайде).

Доклады детей к слайдам (дом.зад.)

1.Нана́йцы — коренной малочисленный народ ДальнегоВостока, проживающий по берегам Амура.Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли.Смелый народ,трудолюбивый, добрый, гостеприимный. (Слайд.)

2.Живут нанайцы в суровом таежном краю. Их жилище называется чум. Он сделан из шкур животных.(Слайд.)

3.Занимаются они в основном ловлей рыбы и охотой на белку, соболя. Рыбу заготавливают летом и осенью, затем сушат на зиму для себя и для собак. Отличные охотники. (Слайд.)

4.Зимой они ездят на собачьихупряжках, поклажу возят на собаках, запряженных в нарты.(Слайд.)

5.Из искусно выделанной и раскрашенной кожи рыб и меха животных они шьют себе одежду.(Слайд.)

6.У нанайцев есть много народныхсказок, словно наполненных запахом кедровой живицы и горьковатого дыма костров. Их они рассказывают, сидя у костра. (Слайд.)

Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.

Живут нанайцы небольшими поселениями-стойбищами. (Слайд.)

В каждом чуме есть очаг.
Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.(Слайд.)

Из шкур нанайцы шьют себе тёплую одежду, и, чтобы кожа была мягкой, они разминают её на мялке.

Мялка – приспособление, чтобы мять кожу. Иногда под воздействием воды, сырого снега, одежда мнётся, коробится.

Покоробятся – искривятся, станут неровными.

Первичное слушание текста

Сказки-.Аудио прослушивание сказки «Айога»

-Какая была Айога?

-Какое настроение вызвала сказка?


 

- Почему такое настроение?

(Диалог «Учитель-ученик»)

Проверка первичного восприятия текста. Приём « Толстые и тонкие вопросы».(Вопросы выбирают по желанию).

- Чем занималась Айога?

- Какая была Айога?

-Какие отговорки придумывала Айога?

-Кто помог маме?

-В кого превратилась Айога?

- В чём разница между Айогой и соседской девочкой?

-Объясните, почему мать дала лепёшку соседней девочке?

-Как ты считаешь, почему Айога превратилась именно в гуся?

-Как ты думаешь, чему учит сказка?

Физкультминутка. (Слайд).

Развитию у молодого поколения чуткости слуха посвящалась игра «Острый слух» –Сэхурсян. Ведущий должен был по шороху или скрипу снега определить местонахождение зверя- игрока и с завязанными глазами коснуться их рукой.

Отработка чтения трудных слов(учитель, хором, поодному) Слайд.

За-гор-ди- лась - загордилась

На-чи-щен-ном- начищенном

Рас-ка-лён-ном - раскалённом

По -ко- ро - бят - ся– покоробятся

Предлагаю прочитать сказкусамостоятельно,отработать произношение каждого слова.

Работа над содержанием-чтение цепочкой и ответы на вопросы, прогнозирующее чтение.

-Как будем читать? Слайд- громко, плавно, выразительно).

-Чем занималась Айога? Что было дальше?

-О чём попросила мать Айогу? Что она ответила? Что будет дальше?

-Что предложили отец с матерью? Что произойдёт далее?

-Кто предложил помощь?Что случится?

-Что попросила Айога у матери?

-Кому отдала лепёшку мать?

-Почему шея у Айоги вытянулась?

-Как превращалась Айога в гуся?

-Какие слова выкрикивала Айога даже тогда, когда превращалась в гуся? Почему?


 


 

Падающая снежинка- проследить глазами.


 


 

Составление характеристик персонажей сказки.

- Какие из этих качеств были присущи каждой из девочек?(Соединить стрелочками качества Айоги и соседской девочки.)


 

Разумная, гордая, трудолюбивая, заботливая, самовлюблённая,

ленивая,ласковая, грубая.


 

Проверка.

- Какие из этих качеств были присущи каждой из девочек?


 


 


 


 

Дети расшифровывают слово «Айога», работают у доски.

Читают хором, по одному.

Осуществляют поиск нужной информации

Объяснение лексического значения слов

Оценивают свою работу.

Аудиопрослушива

ние,

просматривают видеоролик.

Поднимают смайлики.

Диалоговая беседа

«Учитель-ученик».

Отвечают на вопросы.

Право выбора- выбирают вопрос, отвечают..

Оценочный лист- оценивание.

Разучивают игру.Выполняют движения.Оценивают работу в листе оценивания.

Отрабатывают навык правильного чтения.


 


 


 

Читают самостоятельно.


 


 


 

Следят, читают цепочкой.Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.


 

Оценивают работу в листе оценивания.

Следят глазами за снежинкой.

Диалоговая беседа ученик-ученик.

Оценивают работу в листе оценивания

Обучение критическому мышлению

Использование ИКТ в преподавании и обучении

Доклады детей.

Использование ИКТ в преподавании и обучении

Новые подходы в обучении.

(диалоговое обучение)

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Аудирование..

Новые подходы в обучении.

(диалоговое обучение)Приём «Толстые и тонкие вопросы».

.

Жужжащее чтение.

Приём смыслового чтения «Прогнозирующее чтение».

Составление синквейна

2

Составьте синквейн

Кто?

Какая? Какая?

Что делала? Что делала? Что делала?

.

 

Дети формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью

Обучение критическому мышлению

Итог

Оценки

Домашнее задание

(информация по домашнему заданию)

Рефлексия

1

1

1

1

Вернёмся к ладошкам.

-Какое качество вы спрятали бы?(Самовлюблённость). Загните этот пальчик.


 

Определение основной мысли сказки.

-Какая же тайна сказки «Айога»? (Слайд-сундук).


 

Не по виду суди, а по делам смотри.

 

Оценки, лист оценивания.

Домашнее задание в конвертах(дифференцированное) Я предлагаю домашнее задание по желанию.

-Прочитай сказку «Айога».

-Напиши письмо Айоге.

-Придумай своё продолжение сказки.

«Снежинка»- прикрепите снежинку:

большую- вам понравилось и у вас отличное настроение,

среднюю- не совсем всё понравилось и настроение у меня не очень хорошее,

маленькую- у меня всё плохо.


 

Загибают пальчик.

Выбор домашнего задания

Прикрепляют на доску снежинки.

Обучение критическому мышлению

Новые подходы в обучении.

Оценивание обучения (ОО)


Лист оценивания.


 

Ф.И. _________________________________________


 

 

Оценка

Тема- ребус

 

Речевая разминка

 

Исследование

 

Толстые и тонкие вопросы

 

Самостоятельное чтение

 

Игра «Сэхурсян»

 

Самостоятельное чтение

 

Чтение сказки

 

Работа в парах

 

Синквейн

 

Итог

 


Айога Соседская девочка

разумная

гордая

трудолюбивая

заботливая

самовлюблённая

ленивая

ласковая

грубая

 

 уважение отзывчивость доброта трудолюбие самовлюблённость


- Чем занималась Айога?

- Какая была Айога?

-Какие отговорки придумывала Айога?

-Кто помог маме?

-В кого превратилась Айога?

- В чём разница между Айогой и соседской девочкой?

-Объясните, почему мать дала лепёшку соседней девочке?

-Как ты считаешь, почему Айога превратилась именно в гуся?-Как ты думаешь, чему учит сказка?
Опубликовано

Комментарии (2)

Пестовская Елена Владимировна, 06.03.17 в 21:12 0 Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок, использование современных технологий,разнообразные методы. Спасибо за работу.
Ивлиева Наталия Алексеевна, 23.03.17 в 17:12 0 Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.