12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Полтарадняя Елена Васильевна218
Россия, Самарская обл., Самара

Тема урока: «Самарские достопримечательности: Набережная Самары».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Цель: Воспитывать у учащихся уважение и интерес к истории родного города, традициям народа, способствовать познанию уникальности культурно-исторические мест, средствами виртуальной экскурсии по достопримечательностям города - Самарской набережной.

Задачи:

П:

Расширить знания учащихся о городе Самара и уникальности Самарской Набережной.

Развивать умение использовать знакомую и осмысливать полученную информацию о Самарской Набережной.

Развивать пространственную ориентировку, умение ориентироваться в он-лайн Яндекс карте, Яндекс панораме.

Л:

Воспитывать у учащихся уважение и интерес к истории родного города, традициям и обычаям народа, способствовать познанию уникальности культурно-исторические мест.

Формировать духовно-нравственное отношение к культурному наследию города.

Формировать чувство удовлетворения, уверенности в своих возможностях.

МП:

Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы, интегрировать собственные знания с сообщёнными экскурсоводом.

Закреплять навык выполнения работы по заданному плану.

Развивать связную речь диалогической формы, через умение отвечать на поставленные вопросы.

 Развивать умение взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать друг друга. (Обмениваться впечатлениями от увиденного и услышанного.)

Ожидаемые результаты урока:

Повысить интерес учащихся к изучению родного края, города.

Формировать убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное и духовное наследие, верен своему гражданскому долгу.

Овладеть приёмом виртуальной экскурсии, самореализация.

Отдаленные результаты:

Развивать умение сбора краеведческого материала и отбора самого необходимого;

Создать презентацию «Самарские достопримечательности: Набережная Самары», для демонстрации учащимся 5-6 классов.

Совершать самостоятельные экскурсии по улицам, паркам, площадям и набережной города.

Форма проведения урока: комбинированный урок с включением виртуальной экскурсии (15-20 мин.)

Оборудование:

1. Компьютер с мультимедийной установкой, персональные ПК у учащихся.

2.Презентация:

3.Карта экскурсии. (Яндекс карта в онлайн режиме).

4. Мини-паспорта экскурсионных объектов:

Предварительная работа:

1. На предшествующем уроке проводится обзорное знакомство с Набережной Самары.

2. Выбирается объект экскурсии.

Третья очередь Набережной.

3. Намечаются объекты осмотра:

 

4. Создается карта экскурсии. (Приложение 1.)

5 . Создаются шаблоны паспортов экскурсионных объектов. (Приложение 1.)

6. Проводится работа с литературой и интернет - ресурсами.


 

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. С улыбкой пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.

Учащиеся проверяют готовность рабочего места к уроку.

II.Эпиграф к уроку.

Постановка темы урока.

Начать наш урок я хочу с Китайской народной мудрости: «Путешествие в тысячу миль начинается с одного шага.»

-Как вы понимаете эти слова?

-Посмотрите на фотографию. Как вы думаете, где может находится это живописное место, далеко за границей или у нас в России?

-Вам хотелось бы побывать там?

-На этой фотографии запечатлена река Волга в районе Самарской Луки.

Но чтобы увидеть Волгу не обязательно отправляться в Самарскую Луку?

- Как вы думаете почему?

-Значит не обязательно начинать путешествие из далека, можно и важно сначала познакомиться с тем, что находится рядом.

-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по реке Волга и совершим виртуальную экскурсию по Самарской набережной.

Помните, что нужно быть внимательными, наблюдательными и любить свой город.

Ведь наша Самара – это город с удивительно богатой природой и историей в котором множество разнообразных достопримечательностей.

-Это живописное место находится у нас в России?

- Волгу мы можем увидеть и в городе.

III. Актуализация знаний и определение темы экскурсии.

Объяснение смысла слова «достопримечательность».

- Но сначала я хочу попросить вас объяснить значение слова достопримечательность.

Достопримечательность — место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.

-Приведите примеры, что можно считать достопримечательностью.

Достопримечательность — это знаменитые или замечательные чем-либо место или объект, заслуживающие особого внимания.

Примеры:

- места исторических событий, 

-зоопарки, 

-памятники, 

-музеи,  

-галереи,

-ботанические сады,

-здания и сооружения (например, замки,библиотеки, небоскрёбы, мосты), 

-национальные парки и заповедники, леса, парки развлечений, и т.д.

Анализ фотографий с изображением достопримечательностей Самары.

-Много ли в Самаре достопримечательностей?

Давайте вспомним некоторые из них.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти фотографии. Скажите, что на них изображено.

-Как вы думаете, что объединяет эти достопримечательности?

-Теперь поиграем в игру «Третий лишний» и исключим один из памятников по признаку местонахождения.

-Почему вы думаете, что он лишний?

-Мы исключили лишний объект.

Как вы думаете, где будет проходить наша экскурсия?

-Наша экскурсия будет проходить по Набережной.

Памятник Григорию Засекину.

Стела Ладья.

Монумент Славы. 

-Они находятся на берегу Волги.

-Монумент Славы находится на площади Славы. Два других памятника находятся на Набережной.

С набережной открывается великолепный вид на волжские просторы, правый берег Волги. Я думаю, многие иногородние гости нам завидуют.

Объявление задач экскурсии.

Итак, экскурсия – это прогулка, которая имеет как познавательную цель, так и развлекательную. Сегодня мы проведем совместную прогулку в которой я буду экскурсоводом, а вы, ребята, будете не наблюдателями, а активными участниками путешествия, потому, что вы самостоятельно будете работать за компьютером и находить информацию о расположенных на набережной уникальных объектах.

 

Составление плана проведения экскурсии.

-Давайте вспомним из каких этапов состоит экскурсия?

1.Подготовительный. (Мы вспомним все что знали о Набережной и определим маршрут путешествия.)

2.Знакомство с объектами экскурсии. (Совершим виртуальную экскурсию, познакомимся с памятниками и заполним паспорта экскурсионных объектов.

3.Обмен впечатлениями. (У вас будет возможность попробовать себя в роли экскурсовода, рассказав ребятам о памятнике на Набережной.)

 

IV. Подготовка к экскурсии.

1.Географическое положение.

-Итак, начнем подготовку к экскурсии.

-Что обозначает слово набережная?

Набережная – сооружение, окаймляющее береговую линию моря, реки. Набережная служит для придания берегу правильной формы, укрепления его, предохранения от размыва, для удобного прохода и проезда вдоль берега.

-Где расположена Самарская Набережная?

-Чем знаменита Самарская Набережная?

-Назовите протяжённость Набережной.

Набережная – строение, на берегу моря, реки.

-Самарская набережная расположена на левом возвышенном берегу реки Волги напротив Самарской Луки.

-Одна из самых красивых и протяжённых набережных среди волжских городов.

-Отличается широкими и удобными песчаными пляжами.

-Протяжённость Набережной более 5 км.

2. История Волжского Берега.

- Вспомним историю волжского берега с образования Самарской губернии.

-Что располагалось на берегу Волги?

Так сложилось, что лучшая по природным условиям часть города, прилегающая к Волге, превратилась в район беспорядочной застройки, по существу отрезавшей все пути населения к реке. Набережная была вся занята складами, лесопилками, конюшнями и мелкими постройками, берег никак не был связан с центром города.

Украшением старой набережной служила белокаменная часовня, во имя святителя Алексия построенная в русском стиле и жигулёвский пивоваренный завод фон Вакано в характерном немецком стиле из красного кирпича.

До конца 30-х годов XX века берег Волги оставался неблагоустроен.

-Когда же началось строительство набережной?

Строительство набережной как зоны отдыха и развлечения началось в 1935 году под руководством архитектора М.А.Труфанова.

-Самаре повезло с пологим берегом. Это замечательное место для создания пешеходной зоны. Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи.

-Одновременно невозможно было обустроить всю Набережную, поэтому строительство было разделено на этапы очередности.

-Сколько очередей Набережной предполагалось построить?

На берегу Волги располагались пристани, хлебные амбары, рынок, материальные склады, биржи строевого леса и дров.

Строительство набережной началось в 1935 году.

- Предполагалось построить 4 очереди Набережной.

3.Этапы Застройки Набережной. Первая очередь.

Первая очередь набережной располагалась от улицы Вилоновской до Некрасовской, протяженность 1350 метров).(1935-1957)

Она состояла из двух террас. Верхняя терраса набережной должна раскрываться на Волгу и озеленением связываться с нижней террасой, чтобы водное пространство и зеленые массивы как бы соединялись с городским парком культуры и отдыха имени Горького, ныне Струковским садом.

Великая Отечественная война приостановила строительство, и оно было возобновлено в 1954 году.

За два года была возведена подпорная железобетонная стена, облицованная серым уральским гранитным камнем, которая расширила набережную. Для создания соответствующего эстетического вида на набережной были высажены сотни многолетних деревьев.

В результате работы проектировщиков и строителей город получил хорошую зону отдыха, был устроен широкий песчаный пляж. Новая набережная понравилась местным жителям и гостям города, и стала одной из главных достопримечательностей города.

 

Вторая очередь.

Вторая очередь набережной была сооружена на участке между Студенческим переулком (бассейн ЦСК ВВС) и заводом «Кинап», протяжённостью 1400 метров. (1958—1961 г.)

Подпорная стенка строилась из сборного железобетона (изготовлялся в г.Тольятти). Гранит шёл только на изготовление лестниц, тумб и других малых архитектурных форм. Набережная представляла собой широкий бульвар с прогулочными аллеями и карманами для установки садовых диванов. А в поперечном направлении устраивались проезды и проходы в местах, отвечающих ритму жилых домов и зелёных бульваров, идущих вверх по склону в жилую застройку.

Нужно отметить, что жильё начали строить одновременно с благоустройством набережной.

-Назовите главный архитектурный объект 2 очереди набережной.

-Когда было установлено это сооружение?

- Главный архитектурный объект 2 очереди набережной-Памятник Григорию Засекин, основателю крепости «Самарский городок».

-Установлена на празднование дня города в 2014 году.

Третья очередь.

Третья очередь набережной — от улицы Некрасовской до Речного вокзала, то есть непосредственно продолжающая набережную первой очереди, была спланирована после ввода в эксплуатацию нового речного вокзала в 1973 году и сноса старого, деревянного. На этом участке подпорная стенка из известняка уже была сооружена в начале века. Потребовалось лишь создать зелёный бульвар с дорожками и небольшим числом малых архитектурных форм.

Совсем недавно, в 2012 году третья очередь набережной была реконструирована. Какой стала эта часть набережной мы увидим, совершая виртуальную экскурсию.

Сейчас набережная - неотъемлемая часть панорамы города со стороны Волги, протяженностью более пяти километров украшенная цветочными клумбами и фонтанами, каскадами лестниц и террас с площадками для отдыха. Множество прогулочных аллей вымощенных гранитом и широкий песчаный пляж делает отдых на самарской набережной просто незабываемым.

Четвёртая очередь.

Далее – Четвёртая очередь

набережной (Октябрьская набережная) была открыта в 1986 году. Она небольшая по протяжённости — от бывшего завода «Кинап» (улицы Осипенко) до Силикатного оврага. Располагается на крутом склоне и построена путем создания террас.

-Что является главной достопримечательностью 4 очереди?

-Когда была установлена «Ладья»?

-Высотой стела порядка 20 метров, выполнена из бетона. Сейчас это скульптурная эмблема Самары, один из символов города.

 

-Главной достопримечательностью является «Ладья».

- «Ладья» была установлена в 1986 году к 400-летию города Самары

Планы на строительство пятой очереди.

И немного о Планах на строительство пятой очереди. В соответствии с разработанным эскизным проектом пятая очередь набережной будет состоять из трёх ступеней: пляжной зоны, прогулочной зоны, а также парковки, связывающей участок от «Ладьи» до улицы Лейтенанта Шмидта. Это позволит создать новую зону отдыха и устранит опасность обрушения волжского склона центральной части Самары.

 
 

Еще раз обратимся к карте города и назовем этапы застройки набережной в порядке обустройства.

Называют строительные объекты, улицы, которые выходят к Набережной и этапы застройки.

4.

Совместное «открытие» знаний.

Аналитическая беседа.

Осмотр карты на интерактивной доске, определение маршрута экскурсии распределения заданий.

Выполнение учащимися работы на ПК, осмотр объектов с записью в паспорта необходимой информации.

Гости города, приезжающие в Самару по Волге начинают осмотр с Речного вокзала. И это логично, ведь образование города начиналось именно здесь. И памятник Святому покровителю Самары находится на пристани. Поэтому путешествие мы начнем с этой очереди Набережной. Условно обозначив ее 1.

-Определить маршрут путешествия нам поможет карта.

-Итак, перед нами карта Самары.

На карте мы видим часть Самарской Набережной, где будет проходить экскурсия.

В каком районе города мы сейчас находимся?

Этот район считается одним из старейших районов Самары.

-Проложим маршрут путешествия: осмотр начнем с Речного вокзала и закончится путешествие на Некрасовском спуске.

Сначала вам предстоит самостоятельно прогуляться по набережной и ознакомиться с достопримечательностями.

По пути следования вы сделаете остановки и ознакомитесь только с теми объектами, которые изображены в карточке вашего экскурсионного объекта, заполните его и при общем просмотре расскажите о нем, попробовав себя в роли экскурсовода.

Заготовки карточек с фотографиями находятся у вас на столе.

Оксана,Кирил,Дима работают самостоятельно.

---- работают в паре.

-На работу вам отводится 3 минуты.

-Включаем интернет на ПК.

В открытом окне Яндекс – открыт сайт ТИЦ (Туристский информационный центр) Самарской области.

http://3d.strana360.ru/63/samara/naberezh/index.html .

Место проведения виртуальной экскурсии «Самарская Набережная». Первая очередь осмотра от Речного вокзала. Но в паспорте мы запишем номер очереди, соответствующий этапу застройки, то есть №3.

-Приступаем к работе.

-Мы находимся в самарском районе города.

Осмотру панорам на персональных компьютерах. Заполнение карточек.

Применение новых знаний.

-Время прошло. Как вы справились с заданием мы узнаем

когда вместе с нашими гостями “пройдем” экскурсионный маршрут и познакомимся с архитектурными сооружениями Самарской набережной.

-Итак начинаем от речного вокзала, спуск к Волге с улицы Венцека.

-Здесь мы видим Речной вокзал и гостиницу Россия, которая будет служить в качестве ориентира, для того чтобы сориентироваться в направлении движения по стрелкам. (Стрелки указывают направление движения.)

-Первый архитектурный объект обозначенный знаком вопроса, о нем расскажет, тот у кого соответствующая карточка с изображением.

(Далее производится рассказ о всех объектах

экскурсии).

-Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Проведение виртуальной при помощи интерактивной доски.

Демонстрация фотографий объектов.

 

Мне хочется дополнить экскурсию теми объектами которые появились на Набережной недавно на День города (отмечается во второе воскресенье сентября) в 2014 году и не отображены в «интернетной» версии виртуального тура.

Это Рында теплохода Кашгар и Скульптурная композиция "Бурлаки на Волге".

Итак, «рында» -это «судовой (корабельный) колокол».

Кашгар- это теплоход, названный в честь города в Восточном Китае.

Обращаю ваше внимание, что это единственный в Самаре памятник, посвященный ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.

-Немного истории. В 1914 году в Самаре была организована мощная база госпиталей. Первая партия раненных с фронта прибыла в Самару 15 августа. Солдат было всего 14 человек. Их разместили в Шихобаловской и земской больницах. К концу 1914 года счет раненных шел на тысячи.

По указу самарского губернатора Станкевича для реабилитации раненных воинов под плавучий санаторий был оборудован пароход «Кашгар». Он курсировал вниз по Волге до Астрахани и обратно. За годы войны теплоход совершил десятки рейсов, спас сотни людей.

И второй объект - Скульптурная композиция "Бурлаки на Волге" изображает бронзовую раму-мольберт, на которой представлены бурлаки и баркас. Она установлена перед фонтаном «Парус» на Ленинградском спуске.

Интересным является тот факт, что размер «холста» соответствует реальной картине, а сам фон является естественным, поскольку между самой рамой и бурлаками просматривается сама Волга и небо. Высота скульптуры составляет полтора метра, а высота постамента – около метра. Автором является самарский художник Николай Куклев.

Оба объекта установлены на частные средства без затрат городского бюджета.

 

Подведение итогов экскурсии, обмен впечатлениями.

Ученики задают друг другу вопросы. (Работа в парах)

-Итак, наше путешествие подходит к концу, и я предлагаю вам обменяться впечатлениями. Попробуйте задать вопрос однокласснику об экскурсии.

Например,

Тебе понравилась экскурсия?

Что запомнилось больше всего?

И т.д.

 

Подведение итогов урока.

Ситуация рефлексии.

Завершить фразу, используя опорные слова.

А теперь вспомните китайскую пословицу которая прозвучала вначале урока?

Сегодня мы сделали этот шаг и нас ждут новые близкие и далекие путешествия.

Так как урок у нас был необычный и домашнее задание будет соответствовать ему. Вы попытаетесь (как запомнили) рассказать о путешествии своим друзьям или родителям.

Сейчас я предлагаю вам прочитать начало предложения и закончить, вспомнив о том, какие знания получили на уроке.

Сегодня на уроке …

Я повторил…

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

У меня получилось...

Мне захотелось...

Мы узнали много нового о своём городе, убедились, что в любом месте можно найти достопримечательности. Нужно только быть внимательными и любознательными, любить и беречь свой край, свою Самару.

 

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.

Оценки за урок.

Урок окончен.

Спасибо за внимание.

 


 

Используемые ресурсы.

1. http://hist.samsu.ru/istnauka/kraeved -Блог Самарских Краеведов

2.silvergoat.ucoz.ru – publ/ehlektronnye…kraevedenie… электронная библиотека Краеведение Самарской области

3.kraevedenie.info - Самарское краеведение

4.infourok.ru ›material.html?mid=58633 - Инфоурок

5http://www.sva-slava.narod.ru/kraevedenie_istorija.htm - Самарский союз родноверов

6.http://www.kraeved-samara.ru /- Блог Самарских Краеведов

7.http://smibs.ru/kraevedenie/poleznye-ssylki-po-kraevedeniyu /- «Самарская муниципальная информационно-библиотечная система»

8.http://63.ru/text/newsline /?utm_source=adwords&utm_medium=63&utm_campaign=novosti=Новости Самары - 63.ru‎

9.http://www.riasamara.ru/rus/samara/about/28916 /= РИА САМАРА

10. Яндекс – Карты.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.