12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Дроздова Наталья Владиславовна45
Работу свою люблю.Руководитель волонтёрского движения школьников, мои выпускники приняли участие в некоторых крупных мировых спортивных мероприятиях.Также у ребят есть достижения и образовательной области.Несколько лет работала ст.вожатой в летнем лагере.
Россия, Мордовия респ., Саранск
4

Урок литературы «А.С.Пушкин «Евгений Онегин».История создания романа. Автор и Герой в романе» (9 класс)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов № 24»

Конспект урока

литературы в 9 классе по теме:

«А.С.Пушкин «Евгений Онегин».История создания романа. Автор и Герой в романе»

 

Цель – реализовать дифференциацию обучения литературе как основу личностно-

ориентированного обучения.

Задачи.

Познакомить учащихся с творческой историей романа, идейно-художественными особенностями.

Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности, самостоятельному разрешению проблемы, настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды.

Продолжать воспитывать у учащихся способности самостоятельно находить способы решения стоящих перед ними задач, направленных на правильное отношение к общечеловеческим ценностям.

Оборудование.

Компьютер, мультипроектор.

Диск «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий».

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Рабочие тетради.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы с вами начнём знакомство с романом А. С. Пушкина « Евгений Онегин». Но прежде, чем мы познакомимся с большим произведением, нам с вами нужно ввести в наш литературный словарь понятие «реализм». Это последнее литературное направление, с которым мы должны познакомиться. Мы должны вспомнить те литературные направления, которые вы изучили ранее.

(Сообщения учащихся).

Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 – нач.18 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. В России классицизм зародился во второй четверти 18 века

(А. Кантемир «Письмо Харитона Иакентина к приятелю о сложении стихов русских», М. В. Ломоносов «Разговор с Анакреоном» и другими.)

Сентиментализм – течение в европейской литературе и искусстве 2 пол. 18 века. Герой в сентиментализме более индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоёв, часто простолюдин, у него богатый духовой мир. В России получили наиболее полное выражение в произведениях Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»), молодого В. А. Жуковского, также оказали большое значение просветительские тенденции Радищева и Карамзина. Романтизм в России: особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно- национальным подъёмом после войны 1812г. (южные поэмы А.С.Пушкина, «Войнаровский» Рылеева, творчество М.Ю.Лермонтова).

А сейчас познакомимся с новым литературным направлением «реализм».

(Доска, запись в тетради определения).

В России основы реализма были заложены в 20-30г.г. 19 века творчеством И.А.Крылова, А.С.Пушкина. Далее в этом литературном направлении работали И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов и многие другие писатели и поэты 19 века.

- Исходя из этого, подумайте, в чём его своеобразие?

(Ответы учащихся).

Вывод: своеобразие реализма заключается в том, чтобы писатель смог дать «типичные образы» те, в которых наиболее полно воплощены черты, характерные в определённый исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Как раз типичный образ молодого дворянина и отобразил А.С.Пушкин в своём романе «Евгений Онегин».

(Сообщение учащегося об истории создания романа).

-Работа над романом «Евгений Онегин» продолжалась на протяжении всего зрелого творчества А.С.Пушкина. Поэт считал этот роман своим главным произведением. Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался 7 лет 4мес. 14 дней с 1823 по 1830г.г. Полный отредактированный текст вышел в свет в марте 1833г.

(Во время чтения сообщения на доске демонстрируются иллюстрации к роману с диска «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий» из рубрики галерея).

- Ребята, дома вы прочитали 1гл. и отрывки из «Путешествия Онегина», а сейчас мы прослушаем чтение отрывка из романа актёром Ю.Завадским, в котором он знакомит нас с главным героем – Евгением Онегиным.

(Прослушивание отрывка с диска «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»).

-Кто предстаёт перед нами в романе?

-Что вы можете рассказать о них?

-Совпадают ли образы Онегина и Автора? Подтвердите примерами.

(В первой главе перед нами предстают образы Онегина и Автора. Они близкие друзья, их многое объединяет. «С ним подружился я в то время// Мне нравились его черты…»)

Автор не упускает возможности дистанцироваться от своего персонажа «Всегда я рад заметить разность// Между Онегиным и мной…»

Мы увидели, что между Онегиным и Автором много сходства, но так же многое их отличает. Автор смотрит на жизнь шире, чем его герой, он не закрывает себя от разнообразия её проявлений, он гораздо свободнее, чем Онегин, скованный модой. Поэтому при дальнейшем изучении романа следует помнить, что Онегин и Автор – это разные герои.

- Продолжим сравнение Автора и Онегина через анализ текста романа «Евгений Онегин». Для этого сравним дни Онегина в Петербурге и дни Автора в Одессе. В чём сходство, в чём различие?

(Ответы уч-ся. Прежде всего в отмеченных фрагментах текста есть много сходства. Замечательно, что начинаются они с одного и того же слова: «Бывало он ещё в постели…» и «Бывало, пушка зоревая// Лишь только грянет с корабля…»

Последовательность описываемых событий тоже во многом совпадает: пробуждение, ресторан, театр (правда в Одессе нет бала, но, как мы заметили при чтении 1гл. , Онегин на балу не изображён: не успевает он войти в зал, как автор тут же бросает своего героя и переключается полностью на себя, а когда спохватывается, Онегин уже едет «…полусонный// В постелю с бала…»

Перекликаются и многие детали, например, при описании «негоциантка молодая» «толпой рабов окружена», а в 1гл. упомянут «разочарованный лорнет», но уже в «Путешествии…» - «разыскательный лорнет» и т.д. Но уже к последней детали стоит приглядеться внимательнее, чтобы почувствовать, что за внешним сходством скрыто глубокое различие.)

- В самом деле «разочарованный лорнет» Онегина свидетельствует о глубокой скуке, об отсутствии всякого увлечения, ибо через этот «лорнет» герой «окинул взором» и сцену, и ложи, и дам и всем остался недоволен. Лорнет Автора тоже направлен повсюду, но он по справедливости назван «разыскательным» взгляд не скользит по предметам, а задерживается на них, выделяет единственное из целого.

Подтвердите примерами.

(Ответы уч-ся: мы видим вместе с автором и «prima donny» и «негоциантку молодую», и даже её мужа, дремлющего в углу). «Разыскательный лорнет» - метонимия, за ней сам Автор, чувствующий, испытывающий целую гамму ощущений. В этом одно из главных его отличий от собственного героя.

- Где же мы найдём упоминания об этих ощущениях?

(Ответы учащихся.

Упоминания об этих ощущениях везде: проснувшись, Автор бежит купаться – и «солёная волна» «оживляет» его, обыкновенная чашка кофе заставляет переживать неземное блаженство: «Как мусульман в своём раю,// С восточной гущей кофе пью», известие об устрицах – «О, радость!»; Россини – «упоительный» и так далее, ничего этого не может испытывать Онегин. Получается, что хотя день обоих наполнен похожими событиями, но один (Автор) переживает их, а другой (Онегин) просто проживает как-то механически, по обязанности.

Затем Автор всё время включает себя в круг друзей «Мы ребята без печали», за обедом не только и не столько изысканные блюда и напитки, но и «шум, споры», а именно за ними невидимо летит время. Если Онегин едет в театр один, покинув пирушку, куда и явился-то позже всех, то в «Путешествии..» все действия совершаются вместе – «летит обжорливая младость», «пора нам в оперу скорей», «а мы ревём речитатив».

Интересно так же и то, что именно Автору открыта и ведома жизнь другого: вспомним, как Онегин проносится, дремля, мимо купцов, разносчиков, извозчиков:

«Глядишь – и площадь запестрела,

Всё оживилось: здесь и там

Бегут за делом и без дела,

Однако больше по делам.

Дитя расчёта и отваги,

Идёт купец взглянуть на флаги,

Проведать, шлют ли небеса

Ему знакомы паруса.

Какие новые товары

Вступили нынче в карантин?

Пришли ли бочки жданных вин?

И что чума? И где пожары?

И нет ли голода, войны

Или подобной новизны?

- посмотрите, Автор наблюдает за жизнью торговой площади, он вживается даже в строй мыслей отдельного купца, думает не просто о другом человеке, но за него. На это совершенно не способен Онегин. Всё время оказывается, что Автор видит жизнь шире, ему открыто её многообразие. Образно говоря, он умеет всмотреться и досмотреть до конца, его герой в этот момент уже летит за очередным впечатлением, не подозревая, что обедняет себя. Примечательна в этой связи и такая параллель: Онегин уходит из театра (как и из ресторана) раньше времени, а Автор видит, как «…пустеет зала;// Шумя, торопится разъезд;// Толпа на площадь побежала…»

- Ребята, а сейчас у вас будет 2-3 мин. На выполнение небольшой письменной работы на сравнение 2-х во многом похожих фрагментах текста, о которых мы сейчас говорим.

Учащиеся озвучивают свои записи.

Вывод: Автор и Герой проживают свой день по-разному. Может быть, отсюда и итоговые определения: Онегин «Пронесётся за полдень, и снова// До утра жизнь его готова// Однообразна и пестра», для Автора же в Одессе «Всё блещет югом и пестреет// Разнообразностью живой». Умение ощущать жизненную пестроту как жизненную полноту, претворять её в разнообразие – это свойство Автора с его способностью чувствовать, любить, творить, для Онегина же лишённого такой способности, пестрота жизни оборачивается скукой и однообразием.

Д/з: дочитать роман «Евгений Онегин», подготовить устный рассказ об одном из героев.

Подведение итогов.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.