12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ольга Владимировна4869
Россия, Псковская обл.

Тема: Дифференциация букв  Е, Ё, Я.

Цель: Закрепить представления о взаимосвязи позиционного нахождения букв Е, Ё, Я с их звуковым оформлением.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- закрепить навыки различения йотированных гласных на слух, в произношении и на письме;

- уточнить и закрепить представления детей о функциях и свойствах этих букв.

Коррекционно-развивающие:

- активизировать словарь детей;

- развивать фонематические процессы;

- упражнять детей в подборе звуковых схем к словам;

- работать с интонацией;

- тренировать навыки чтения;

- развивать графические навыки печатания букв;

- проводить профилактику дисграфии;

- проводить профилактику нарушений осанки;

- развивать мышление;

- развивать зрительное и слуховое восприятие;

- развивать внимание;

- развивать память;

- развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение работать по индивидуальным карточкам;

- воспитывать умение отвечать «по цепочке»;

- продолжать формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать задания логопеда, правильно выполнять все инструкции, поднимать руку и т.п.).

Оборудование: фланелеграф; ширма; магнитная доска; указка; бумажный замок с буквами Е, Ё, Я; план замка; коробка-сундук; картинки: приведение, ящик, якорь, яблоко, ёж, ёлка, ежевика, енот; индивидуальные карточки с ключевыми словами; индивидуальные карточки с лабиринтами; карандаши; волшебное дерево и звуковые схемы ключевых схем; волшебные мешочки с заданиями; «Ордена волшебного замка».

Ход занятия.

I. Организационный момент   (2-3 мин.)

Дети входят в логопедический кабинет и рассаживаются по своим местам.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по волшебному замку. Он полон тайн и загадок. Если мы их разгадаем, то в конце путешествия нас ожидает награда.

- А сейчас сядьте правильно (спинки ровно) и закройте глаза – отправляемся в путешествие! (Логопед убирает ширму, за которой спрятан замок)

II. Основная часть   (20 мин.)

1.     Введение в тему.

Дети открывают глаза и смотрят на замок.

- Ребята, посмотрите внимательно. Найдите, какие буквы здесь спрятались, и тогда вы узнаете, кто здесь живет! (Дети ищут, первый, кто нашел, подходит и показывает буквы указкой)

- Правильно! Здесь живут волшебные буквы Е, Я, Ё!

2. Повторение пройденного материала.

- Кто знает, какие это буквы, гласные или согласные? (гласные)

- А почему эти буквы волшебные? (Эти буквы волшебные, потому что они обозначают два звука)

Видим – буква Е одна, звуков слышим сразу два [ЙЭ].

Видим – буква Я одна, звуков слышим сразу два [ЙА].

Видим – буква Ё одна, звуков слышим сразу два [ЙО].

- Посмотрите, у них даже замок двухцветный – зеленый и красный. Почему? (Й – согл., мягк.. Э, А, О – гл.)

3. Развитие фонематического восприятия.

- Молодцы, ребята – вы очень хорошо знаете эти буквы. Теперь давайте войдем в замок. Но, чтобы буквы открыли нам дверь, нужно их позвать. (Дети хором повторяют за логопедом, логопед произносит звуки с ударением на последний звук) Повторяйте за мной: е – я – ё,   ё – е – я,   я – ё – е.

Логопед открывает дверь.

4. Игра «Чья это картинка?»

Логопед вывешивает на доску план замка (3 комнаты).

- Ребята, посмотрите – это план волшебного замка. Здесь 3 комнаты (логопед вместе с детьми уточняет, где чья комната). Но эти комнаты пустые, потому что вредное приведение, которое поселилось в этом замке, перепутало все вещи и спрятало их в сундук. Давайте поможем буквам распределить картинки по комнатам.

Дети по цепочке выходят к доске, достают по одной картинке, называют, что на ней нарисовано и определяют, в какую комнату её положить. Например, это ящик – в слове ящик в начале слова слышится [ЙА] – эта картинка из комнаты буквы Я.

- Спасибо, ребята!

5. Игра «Ключевые слова» (работа по индивидуальным карточкам)

- Погуляли мы по замку. Теперь пойдем в волшебный сад. Но, чтобы попасть в сад, нужно знать ключевые слова.

- Ключевые слова вы узнаете, когда обведете все правильные буквы в своих карточках. Но сначала давайте расскажем наше стихотворение:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою

Карандаш вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь –

За работу я возьмусь!


Логопед раздает детям индивидуальные карточки, дети выполняют задание, а затем по цепочке называют свои слова. Слова: ель, яма, ёрш, маяк, поёт, дует.

6. Физкультминутка.

- В саду стоит карусель, давайте «покатаемся»!

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,

А потом кругом-кругом, все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише – не спешите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два – вот и кончилась игра!

(Дети имитируют движения, идя по кругу и держась за руки)

7. «Волшебное дерево»

Логопед достает волшебное дерево.

- Посмотрите, в саду растет волшебное дерево, а на нем – звуковые схемы ваших ключевых слов. Вспомните, у кого какое слово было, и найдите его звуковую схему.

Дети находят свои схемы, садятся на места.

- Поднимите руку те, у кого волшебные буквы были в начале слова. Сколько звуков они обозначают? (2) (Дети по очереди называют свои слова и первую букву)

- Поднимите руку те, у кого волшебные буквы были в середине слова после гласной. Сколько звуков они обозначают? (2) (Дети по очереди называют свои слова, волшебную букву и гласную после которой она стоит)

Вывод: гласные Е, Ё, Я обозначают два звука в начале слова и после гласных.

8. «Лабиринт»

Логопед раздает детям карточки с лабиринтами.

- Посмотрите, ребята, наши волшебные буквы гуляли по саду, и попали в лабиринт. Помогите им выбраться, и вы узнаете какие буквы убежали из ваших слов.

Дети вписывают пропущенные буквы в слова и называют их.

- Ребята, а где находятся наши волшебные гласные в ваших словах? (после согл.) А что они делают с этими согласными? (смягчают)

Буквы Е, Ё, Я –

Мягких звуков друзья.

За согласной постоят,

И согласную смягчат!

- А какие еще гласные смягчают согласные? (И)

- Ребята, а кто знает, сколько звуков обозначают наши волшебные гласные Е, Ё, Я, когда они стоят после согласных? (1)

Вывод: гласные Е, Ё, Я после согласных обозначают один звук.

III. Итог занятия   (2-3 мин.)

- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось путешествовать по волшебному замку? Что мы теперь знаем о волшебных гласных Е, Ё, Я? (Гласные Е, Ё, Я обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласных, а когда они стоят после согласных, то обозначают один звук и смягчают согласную)

- Вы молодцы и за ваши старания буквы Е, Ё, Я награждают вас «Орденом волшебного замка» (уточнить, что такое орден) и вручают вам волшебные мешочки с заданием (домашнее задание по пройденному материалу).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.