12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена498
любознательна, настойчива,справедлива.
Россия, Москва
Материал размещён в группе «Логопеды школ, садов и центров»

Караваева Элина Владимировна

учитель-логопед ГБОУ школы №370

г.Санкт-Петербург

Методическая разработка логопедического занятия

«Дифференциация звуков и букв на письме Т и П»

с применением дидактических игр.

Цель: Дифференциация звуков и букв Т и П на письме

Задачи:

  1. Закрепление моторного навыка написания букв т и п с опорой на кинетические ощущения;
  2. Развивать звукобуквенный анализ и синтез;
  3. Развивать слоговой анализ и синтез;
  4. Формировать понятия о смыслоразличительной роли букв п-т;
  5. Развитие зрительного внимания;
  6. Воспитать интерес к занятием.

Оборудование: Демонстрационные карточки п-т, изображения Незнайки, Мальвины, Чипполино, почтальона Печкина, «Волшебный сундучок» с буквами п, т, и, н, к из проволоки, картона, таблица для игры «Пчелка», карточки - слова, резиновый мячик.

 

Ход занятия:

1)Организационный момент

- Повтори правильно скороговорку:

От топота копыт

Пыль по полю летит.

2) Введение в тему

- Какие звуки чаще всего повторяются в скороговорке?
(вывешиваю на доску, раздаю детям)

-О каких буквах мы будем говорить на занятии? Чем похожи и чем отличаются эти буквы?

- Обрати внимание на одинаковые элементы букв п -т:
п — как бы., прячется в т, а в т есть добавочный элемент.
Значит, какой вывод можем сделать?

(Эти буквы имеют сходство, поэтому их легко перепутать)

3)Изучение нового

Установление связи кинема-графема

-Сегодня мы вместе с героями разных сказок будем учиться различать буквы п-т. Первым к нам пришел в гости Незнайка. Как думаешь, почему его так назвали?

(многого не знает, торопится побыстрее сделать, допускает много ошибок).

-Незнайка не дописывает у буквы Т одну ножку, поэтому над ним все смеются.

Мальвина, наша следующая гостья, расскажет Незнайке, как можно запомнить

написание букв п -т.

-Послушаем и мы Мальвину и поучимся вместе с Незнайкой.

У буквы т - три ножки, слово три начинается на т, это трудная буква.

У буквы п - пара (две) ножек слово пара начинается на п, это простая буква.

-А ты запомнили, как отличить букву п от т? «наоборот?»

-Напиши пальчиком в воздухе т (раз, два, три), на столе (1-2,3).

-Давай попробуем изобразить буквы п, т при помощи ниток.

-Что заметили? (разные по длине).

-Теперь будем учиться находить буквы п, т с закрытыми глазами.

Игра «Волшебный сундучок».

-Мальвина с Незнайкой часто играют в игру «Волшебный сундучок». Сейчас и мы поиграем в эту игру:

-Ты выберешь букву с завязанными глазами и узнаешь ее .

- Чему учился Незнайка играя в эту игру?

Пальчиковая гимнастика.

- Твои пальцы устали? Выполним гимнастику.Помассируем каждый пальчик.

Дидактическая игра «Пчелка»

-Что это за звук? (Звучит жужжание пчелы)

-Верно. К нам прилетела пчелка!

-Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое целыми днями она работает,

собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

-Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет их правильно, то у нее получится слово.

-Мы с тобой можем ей помочь, готов? Внимательно слушайте мои команды и записывай буквы, на которых пчела делает остановку. (1 чел. у доски)

1 -я буква Т. Дальше перелетела влево и остановилась о. вниз, вниз, влево вверх вверх - а Какое слово у вас получилось? Почта - Какая буква в слове 1 -я? 4-я?

-Пропиши сочетание пт до конца строчки, проговаривая вслух.

Звуко - буквенный анализ

-Еще раз прочитаем слово: Почта

Письма, прежде чем попадут к нам, попадают на почту.

А кто разносит письма с почты? Почтальон (вывешиваю слово)

-Вспомните, кто разносит почту в деревне Простоквашино? (Печкин).

Появляется почтальон Печкин

-Смотри, а нам Печкин тоже принес письмо, но открыть его сможет только когда выполним задание.

- Возьми карточку.

-Я буду диктовать слова, ты выписывай только буквы п, т. Если в слове обе буквы, или две одинаковые, то писать их в одной клетке. Сначала заполняете 1 -ю сторону и т.д.

ряд: пенал птичий костюм тапочки

ряд: каток капель потерял мастер

-Проверим, как ты выполнил задание.(на доске карточки для проверки)

-Вот теперь можем открыть конверт. Его прислал нам Чипполино. Он работал в огороде и очень устал. Он просит нас о помощи. Давайте поможем Чипполино посадить разные овощи.

-Для этого нужно разделить слова на слоги и записать тот слог, в котором есть буква п или т. (понятно?)

-Работаем: Помидоры, тыква, картофель, укроп, салат, капуста.

-Пока мы помогали Чипполино, Незнайка тоже получил письмо и никак не может его прочитать, помоги ему. Нужно вернуть слоги на место и получите слово из двух слогов.

-Разберем вместе одно такое слово: ТИ - ЛАП - какое слово? Прочитайте все слова:

ПОР-ТО ПЕЛ-ПЕ ЛО-ТЕП

-Незнайка тебя благодарит за помощь.

Физминутка

бросаю мяч если в слове [п], то возвращай мяч, замените на [т] и наоборот, почки (точки) торт (порт) тачка(пачка) - отдохнул?

-Мальвйна с Незнайкой часто играют в разведчиков, зашифровывая слова. Мы с тобой тоже сыграем в эту игру. Нужно расшифровать запись на доске.

//авлин, у///ка, лас///очка, ///игр, бегемо///, //они,

Что обозначают // черточки? /// черточки?

Как одним словом сказать? (все строчки отд.) Запишите в тетрадь названия птиц, подчеркните п, т.

Молодец! Справился с заданием. Хорошие разведчики из нас получились.

4) Обобщение изученного

-Посмотри на доску, что написано на доске.

Мы не будем //у///а///ь буквы // и /// на //исьме.

5)Итог

-Какие буквы учились различать?

-Как же их различить?

-Какие ошибки ты не будете больше делать?

Опубликовано в группе «Логопеды школ, садов и центров»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.