12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Марина Александровна Акопян700
Россия, Саратовская обл., Саратов
Материал размещён в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»
8

«Использование компьютерных технологий на уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе VIII вида»

Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий на уроках географии и биологии в специальной (коррекционной школе VIII вида».

Подготовила учитель  Акопян М.А.

Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения.

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении предметов научно-естественного направления. Преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения.

Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии и биологии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение этих учебных предметов требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал, модели, муляжи, видиоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для активизации и облегчения  усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: звукового, зрительного, тактильного.

Именно поэтому, в настоящее время  использование компьютерных технологий на уроках географии и биологии становится актуальным.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения.

Эффективным средством обучения является демонстрация во время урока мультимедийной презентации.

Мультимедийная учебная презентация – электронное  пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий , которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и представляется учащимся посредством компьютера. Для создания таких пособий мною используется электронная программа PowerPoint.

Мультимедийную учебную презентацию я использую на открытых уроках.

Информационная функция презентации заключается в том, что посредством ее демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения.

Мною разработаны учебные презентации по следующим темам:

«Размножение и  развитие земноводных» ( 8 класс);

«Строение реки» (6 класс);

«Морские границы России» ( 6 класс);

«Болото» ( 6 класс).

Помимо презентаций для открытых уроков мною используется компьютер для фрагментарного показа во время объяснения нового материала, для закрепления пройденного.

Фрагментарный показ на уроках позволяет давать информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала, не требует затраты большого времени при подготовке учителя к уроку, возможно на каждом уроке с использованием монитора компьютера.

С помощью компьютера можно подготовить раздаточный материал (карточки, карты, схемы, перфокарты, дидактические игры и т.п.)

Компьютерные технологии помогают мне и в проведении мероприятий географического, экологического направления,  разработан социально-значимый проект «Имя Саратова на карте страны». В течение двух лет для учащихся 7-8 классов в рамках этого проекта  проводятся открытые  мероприятия  на тему «Саратов в прошлом, настоящем и будущем» с использованием разработанных презентаций по темам:

«Волга великая русская река»;

«Исторические события на Волге»;

«Животный и растительный мир Волги, экологические проблемы»;

«История основания Саратова»;

«Путешествие в прошлое, Прогулка по проспекту имени С. Кирова»;

«Памятные места Саратова»;

«Саратов в годы войны 1941-1945 гг».

 Прежде, чем  начать создание мультимедийной учебной презентации мною проводится следующая работа:

- определяю цель, время и место использования данного пособия ;

- разрабатываю сценарий, структуру изложения учебного материала;

- отбираю и обрабатываю информативный или тестовый материал так, чтобы не допустить перегруженности;

- продумываю композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материала, использование крупного шрифта, выделение географической и биологической терминологии т основных моментов и т.п.);

- определяю место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и неживой природы;

- продумываю работу учащихся перед показом и после показа слайдов.

Демонстрация мультимедийного пособия на моих уроках обязательно сочетается с традиционными формами обучения: с работой по карте, глобусу, выполнением дифференцированных заданий в тетрадях, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п.

Сочетание инновационных форм обучения с традиционными позволяет активизировать работу не только зрительных и слуховых анализаторов, но и тактильных, что в свою очередь способствует лучшему усвоению и запоминанию изучаемого. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа будет способствовать выполнению учащимися самопроверки  материала.

Таким образом, учитель организует единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности.

При проведении нестандартных типов уроков следует не забывать о том, что урок не только должен восхищать, а прежде всего обучать. Урок прежде всего должен быть рабочим и интересным. Каждый этап урока должен быть интересным и продуктивным. Для этого необходимо использовать разнообразные методические приемы, постоянно изменять формы и виды деятельности.

Литература.

1.Жерлыгина С.П.. Использование компьютерных технологий в преподавании истории в школе. Преподавание истории в школе.2002, №2).

2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.,2003.

3. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1977.

 

Опубликовано в группе «Работа с детьми в коррекционной школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.