12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Сергей Лыскин360
В своей деятельности большое внимание уделяю патриотическому воспитанию учащихся, вовлекаю детей во внеурочную деятельность.
Россия, Хакасия респ., Саяногорск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. САЯНОГОРСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

Методическая разработка урока «КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ»

для 6 класса

Преподаватель-организатор ОБЖ

Лыскин С. А.

Саяногорск 2015 год.

Тема: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ С НЕЗНАКОМЫМИ ЛЮДЬМИ

Назначение: 6 класс.

Тип урока: комбинированный - УСЗУН (урок совершенство­вания знаний, умений и навыков) - практикум по целевому приме­нению усвоенного теоретического материала.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

информировать учащихся о последних данных по кримино­генной ситуации в городе;

ознакомить с примерами похищения детей в районе, когда подростки стали жертвами преступлений по причине связей либо с незнакомыми людьми, либо с негативными друзьями;

изучить с учащимися возможные опасности дворов, меры безопасности при общении с незнакомыми людьми;

отработать методы профилактики для обеспечения личной безопасности учащихся.

Развивающие:

развивать умения и способности учащихся обсуждать и анализировать опасные ситуации при столкновении с хулиганскими
элементами, мышление от общего к частному, объективно оцени­вать происходящие события.

Воспитательные:

формировать у учащихся выдержку, самообладание, само­
контроль, внимательность, умение правильно оценивать обстанов­
ку с прохожими, прогнозировать действия подозрительных элемен­тов, принимать адекватное (разумное, соответствующее) решение.

Форма организации урока: коллективная (фронтальная), групповая; индивидуальная.

Деятельность на уроке: рассказ-беседа с учащимися при изу­чении материала и при его закреплении; осуществление контроля за отработкой рекомендаций по профилактике личной безопасно­сти учащихся; проведение программированного опроса в форме сигнальных карточек; проведение дидактической игры «Линия риска».

Деятельность учащихся на уроке: построение и анализ схе­мы-плана местности своего жилого микрорайона и маршрута сле­дования: дом - школа - магазин - друзья (с указанием опасных и безопасных мест, путей следования); ответы устные по сигнальным карточкам, по карточкам-заданиям; распределение по степени рис­ка практических заданий-вопросов; анализ и решение ситуативных задач; иллюстративное комментирование рисунков-ситуаций и подбор к ним рекомендательных правил и советов по поведению с незнакомыми людьми; исполнение песни «А мы правила все зна­ем», «Частушек безопасности», стихотворений по теме.

Межпредметная связь: черчение; музыка; валеология, разви­тие речи.

Методическое обеспечение урока: схема-план местности и маршрутов учащихся; карточки-задания: сигнальные карточки; си­туации - задачи-рисунки, сюжетно-ролевые; реквизит к разыгры­ваемым сценкам (телефон, звонок); пособие к дидактической игре «Линия риска»; индивидуальная памятка «Знай и помни! Рекомен­дации и советы, как избежать преступного посягательства»; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией И.К. Топорова (с. 51-53); Основы безопасности жизнедеятельно­сти / Методическая разработка городского учебно-методического центра по делам ГО и ЧС, с. 21-22.

Ход урока

Организационный момент.

Организационный элемент - 1 мин: доклад дежурного по клас­су об отсутствующих, о выполнении домашнего задания; проверка готовности к уроку.

Введение в тему урока. Постановка и обсуждение про­блемных ситуаций.

Слово учителя.

Как вы помните, на прошлом уроке мы приступили к изучению раздела «Обеспечение личной безопасности дома и на улице». Жертвами преступных посягательств дома, во дворе становятся, к сожалению, и дети, и подростки нашего города, района, причем для каждого десятого из них это кончается смертью. Такова суровая реальность действительности. Примеров тому много.

11-летний Дима часто рассказывал во дворе ребятам о своем богатом дедушке, его двух гаражах, машинах, говорил что деньги у него спрятаны в гараже. Трое подростков от 15 до 18 лет, услышав это, в августе похитили этого мальчика, требуя у родителей выкуп 5 млн. рублей. Благодаря операции РОВД, он был освобожден. Но какую моральную травму Дима получил сам, что пришлось пере­жить его родителям...

Вопрос: кто виноват в случившемся? Почему так произошло? Другой мальчик 12 лет Павлик подвергся тяжкому физическо­му насилию от 17-летнего Игоря, попав под влияние из-за того, что он соблазнился и в компании ребят покурил одну сигарету, а Игорь стал шантажировать этим Павлика, обещал рассказать родителям, если он не будет выполнять его требований, всех прихотей и домо­гательств. Игорь издевался над мальчиком на чердаке, искалечил его физически и морально, а потом, когда он надоел ему, заставил спрыгнуть с чердака 9-этажного дома.

Вопрос: как вы думаете, почему произошла эта трагедия? Ка­кие ошибки допустил Павлик в своем поведении?

III. Закрепление материала предыдущего урока.

Учитель. Давайте проверим, как вы усвоили тему прошлого урока о мерах личной безопасности в квартире, в жилище. Приго­товьте сигнальные карточки. Отработаем ситуативную задачу. Ва­ша задача - внимательно прослушать ситуацию, затем на предла­гаемые мной варианты ответов вы представляете сигнал - зеленую карточку, если считаете данный ответ правильным, он соответству­ет вашим действиям, а красную карточку, если вы посчитаете, что так не следует действовать, это приведет к беде.

1. Опрос по сигнальным карточкам.

Итак, слушаем отрабатываемую ситуацию:

Ограбление квартиры в вашем присутствии. Грабитель проник в ваше жилище в то время, когда вы находились одни дома. Каковы будут ваши действия?

Варианты ответов:

1) Выбежать на балкон и позвать на помощь (учащиеся должны
показать зеленую сигнальную карточку).

2) Оказать сопротивление преступникам, угрожать им, оскорб­лять их (учащиеся должны показать красную сигнальную карточку.)

Попытаться перебраться со своей лоджии на лоджию, соеди­ненную с соседями (учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку).

Спрятаться в каком-либо помещении (учащиеся показывают красную сигнальную карточку).

Попытаться позвать на помощь из окна (учащиеся показыва­ют зеленую сигнальную карточку).

Постараться отвлечься, не обращать внимания на преступни­ков, не замечать их (учащиеся показывают красную сигнальную карточку).

Пойти на уступки грабителя, отвечать на их вопросы относи­тельно вещей, ценностей, отдать им их (учащиеся показывают зе­леную сигнальную карточку).

Постараться запомнить преступников, их приметы, вызвать милицию при первой возможности (учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку).

После ухода грабителей все в квартире поставить на место, навести порядок, если замок сломан, дверь забаррикадировать (учащиеся показывают красную сигнальную карточку).

2. Сюжетно-ролевая игра «Я и незнакомец».

А теперь проиграем ситуации - жизненные сценки. Ваша зада­ча - прокомментировать действия участников, обосновать, на­сколько они были правильными.

Ситуация 1.

Исмаил один дома. Звонит телефон. Мальчик берет трубку и слышит - голос по телефону незнакомый: «Здравствуй, а родители дома? А когда вернутся?»

Ответ Исмаила: «Да, дома, но они заняты, что им передать? А кому и куда перезвонить?»

Ситуация 2.

Виталя дома один. Звонок (стук) в дверь. Смотрит в глазок, увидел незнакомого человека, спрашивает: «Кто там?» Последовал ответ: «Откройте, милиция! Человеку плохо, от вас вызовем «Ско­рую помощь».

Ответ Виталика: «Скажите, что случилось, по какому адресу, я все сделаю сам. Идет к телефону, вызывает «Скорую помощь».

Ситуация 3.

Вы играли в футбол во дворе, вас по имени окликнула незна­комая женщина. Назвав имя матери, она сказала, что ее подруга и приехала из другого города. С вокзала позвонила маме, а она ска­зала, чтобы ее подождать у вас в квартире. Как вы поступите? Обоснуйте свои действия.

Ситуация 4.

Сергей один дома. Кто-то пытается ключом открыть входную дверь. Сергей спрашивает: «Кто там?» Последовал ответ: «Сантех­ники, проверяем отопительную систему».

Сергей говорит: «Я ничего не знаю. Придет в 17 часов папа, то­гда и приходите».

Продолжают открывать дверь ключом. Тогда Сергей быстро баррикадирует дверь подручными предметами, звонит «02», вызы­вает милицию, затем бежит к окну и взывает о помощи.

3. Слово учителя.

Никто не хочет подвергнуться насильственному преступлению. Вы согласны с этим, ребята? Однако, все мы почему-то уверены, что именно нас минует эта участь. Но эта уверенность может ока­заться обманчивой и обернуться при каких-либо обстоятельствах бедой, привести к серьезным опасностям.

Как уберечь свою жизнь, достоинство, здоровье от преступного посягательства? Истина здесь проста: если вы ведете нормальный здоровый образ жизни, не склонны к случайным знакомствам, пре­дусмотрительны, то это и есть основные гарантии вашей безопас­ности. И тем не менее, как уменьшить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций при нахождении на улице, при следовании в школу, магазин, в вечернее время, при встрече с незнакомыми людьми?

Ребята! Сегодня тема очень важная:

В России гибнут каждый месяц две с половиной тысячи детей!..

Так преступных посягательств жертва каждая

О безопасности не позаботилась своей.

С незнакомыми людьми есть модели поведения -

Всем их надо соблюдать!

Чтоб не стать жертвой преступления,

Надо знать, как поступать.

Наша цель - усвоить твердо,

С кем, когда и как себя вести,

Где маршруты оживленны, переулки освещенны,

Можно ль в транспорт сесть на предложенье подвезти?

Надо ль в дом вести скорей

Неизвестных вам гостей?

Стоит ли ходить в глухом парке поздно вечерком?

Есть ли польза вам в компании ребят

В игры всякие азартные играть?

Вы затем должны сказать:

Стоит мне вас убеждать,

Что не нужно рисковать, Что советы не напрасны, А для жизни безопасны.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассматривание рисунков-ситуаций на тему «Как не стать жертвой преступления», анализирование и подбор вариантов рекомендаций и советов.

К данным комментариям учитель подбирает соответствующие ситуационные рисунки-задачи. Это могут быть и рисунки, выпол­ненные к данному уроку заранее учащимися.

Всегда и безусловно старайтесь находиться там, где больше прохожих. В этом случае вы не останетесь один на один с преступ­ником.

Не носите и не демонстрируйте крупных сумм денег в обще­ственных местах. Без особой на то нужды не носите дорогостоящих украшений: колец, серег, кулонов, колье и т. п.

Не лазайте по подвалам и чердакам, крышам, заброшенным стройкам, свалкам.

(Анализ конкретных ситуаций и количество рассматриваемых рисунков регламентируется учителем.)

Комментирование схем маршрутов безопасного дви­жения.

Учитель. Скажите, а какая по-вашему основная мера предос­торожности?

Хорошо знать местность, где вы живете, и наиболее безопасные маршруты. Покажите выполненные дома схемы-планы опасных и безопасных мест в вашем микрорайоне. Кто прокомментирует свою схему?

3. Пауза психологической разгрузки - смена деятельности,
двигательная активность и исполнение песни в инструментальном
(в записи) сопровождении (мелодия песни на музыку О. Газманова
«Ты - морячка, я - моряк»).

«А МЫ ПРАВИЛА ВСЕ ЗНАЕМ»

1. В школу нам пора идти,

Ближе через пустыри,

Но опасно - не пойдем,

Шумный мы маршрут найдем.

Мерседес стал возле нас,

Приглашают сесть - вот класс!

- Да куда, ты, простофиля,

В нем преступник-похититель.

Припев: ОБЖ - такой урок,

Все изучим - дайте срок,

Вот уж знаем, как вести

С незнакомыми людьми.

Жизнь - опасная игра,

И безжалостна она

К тем, кто правила не знает,

ОБЖ не соблюдает.

2. Я любимой говорил,

По подвалам как бродил,

А она мне: «Кто ж носил?..

К хулиганам б угодил!..

И теперь я никогда,

Не случилась чтоб беда,

В темно место не пойду

И безлюдье обойду.

Припев:

3. Вам скажу, ребята, честно,
Стало мне теперь известно -
Вещи ценные не брать,
Если я пошел гулять.

Быть подальше от компаний,

Пьянок, карт, пустых шатаний,

Быть с друзьями, где светло,

Безопасно и тепло.

Припев:

4. ОБЖ - такой урок,

Все изучим - дайте срок,

Вот уж знаем, как вести

С незнакомыми людьми.

А мы правила все знаем,

Безопасность соблюдаем.

И родители спокойны,

Что здоровье наше в норме.

Если вы хотите в жизни

Посягательств избежать,

То внимательно советы

Потрудитесь прочитать.

4. Чтение советов и рекомендаций из памятки «Знай и пом­ни» по «цепочке».

Учащиеся поочередно зачитывают рекомендации из памятки.

ПАМЯТКА «Знай и помни!»

Рекомендации и советы, которые помогут избежать на­силия на улице.

По малолюдным улицам следует идти навстречу транспорту. Это не позволит незаметно подъехать к вам сзади.

Не носите без необходимости и не демонстрируйте крупных сумм денег в общественных местах. Без особой на то нужды не но­сите дорогостоящих украшений: колец, серег, кулонов, колье и т. п.

Если на малолюдной улице появилась шумная компания (особенно молодых людей) и у вас есть подозрения, что компания эта пьяна, перейдите на другую сторону улицы или присоединитесь к группе прохожих.

Всегда и безусловно старайтесь находиться там, где больше прохожих. В этом случае вы не останетесь один на один с преступ­ником.

Как бы вы не спешили, не сокращайте путь по пустырям, темным аллеям и дворам. Избегайте ходить через строительные площадки, по малолюдным и недостаточно освещенным местам. Хорошо изучите местность, где вы живете. Продумайте возможные варианты маршрутов в школу, к друзьям и т. п.

Остерегайтесь густых посадок и аллей, расположенных вдоль тротуаров: преступник может неожиданно схватить вас.

Никогда не садитесь в транспорт с незнакомыми людьми.

Старайтесь не оставаться в одиночестве, особенно на улице, по пути в школу, магазин, к друзьям и т. д.

Чаще меняйте маршруты и время своего движения в школу,

магазин и т. п.

Никогда не заговаривайте с незнакомыми, а тем более в чем-то подозрительными людьми.

Если рядом с вами неожиданно и резко остановилась маши­на, постарайтесь быстро уйти. В случае реальной опасности - убе­гайте, кричите, бежать надо в сторону, противоположную движе­нию автомобиля.

Никогда не заходите в подъезд, лифт, если там стоят подоз­рительные люди, особенно компании.

Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше, находятся в состоянии опьянения, играют в азартные игры и т. д.

14. Не лазайте по подвалам, чердакам, крышам, заброшенным

стройкам, свалкам.

Никогда не играйте в азартные игры (карты, «наперстки», «кубики», лотерею), особенно на деньги, вещи, со старшими ребя­тами или взрослыми, вообще с незнакомыми людьми.

Всегда ставьте в известность родственников о том, куда и когда вы направляетесь, у кого, сколько и где собираетесь быть, когда и каким путем собираетесь возвращаться, сообщите номер телефона, адрес, по которым вас можно найти, во сколько встре­тить.

В городском транспорте в позднее время находитесь ближе

к водителю. Не садитесь в прицепной вагон трамвая.

18. Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необ­
ходимое средство самозащиты, иногда спасения. Кричите, свисти­
те, зовите на помощь.

Твердо выполняйте четыре «не»!

Никогда:

ходи с незнакомцем;

садись в машину к незнакомцу;

играй на улице с наступлением темноты;

заигрывайся во дворе по пути из школы.

СОБЛЮДАЙ ЗАПОВЕДЬ: Всегда говори «НЕТ» незнакомцу.

V. Контрольная игра «Линия риска».

Сейчас, чтобы Вам самим стало понятно, твердые ли вы полу­чили знания, проведем контрольную игру «Линия риска».

Описание игры: ученики находятся за линией риска, по другой ее стороне ставятся таблички:

Высокий риск

Риск отсутствует

(вариант безопасен)

Низкий риск

Учащимся выдаются карточки-задания с каким-либо вариантом действия, мотивом поведения в определенной обстановке. Каждый ученик читает, аргументирует и кладет карточку к нужной таблич­ке по степени риска.

Вопросы-задания в карточках:

Допоздна задержалась у подруги, которая живет далеко от моего дома. Телефона нет. (Высокий риск.)

Часто хожу с другом одной дорогой в одно и то же время. (Низкий риск.)

Вблизи мало освещенного безлюдного переулка иду позади незнакомого мужчины на определенной дистанции. (Высокий риск.)

Гуляю на улице, слушая аудиоплейер с наушниками. (Низкий риск.)

Опаздываю, на мое счастье останавливается машина, и води­тель любезно предлагает подвезти. (Высокий риск.)

Меня попросили два парня показать им дорогу к поликлини­ке (военкомату), мне было некогда, я не пошел, они меня оскорби­ли. (Риск отсутствует.)

Надоело возле дома гулять, поехал с другом в центр города, стали на вокзале и на привокзальной площади прохаживаться. (Низкий риск.)

Иду мимо торговых рядов по базару. Вдруг окликают: «Мальчик, брось кубик, видеомагнитофон разыгрываем, лови уда­чу, вот парень выиграл. Не стану реагировать, пройду мимо». {Риск отсутствует.)

Один парень, которого видел пару раз, предложил кассету классную у него дома посмотреть, обещал дать другие, какие себе сам выберу. Я с удовольствием принял приглашение. Мы пошли. {Высокий риск.)

VI. Краткий итог урока.

Заключение учителю от учеников:

Вам теперь хотим сказать:

Нас не надо убеждать

Правила все выполнять.

С незнакомыми людьми

Знаем, как себя вести.

Как бы ни было нам сложно,

Будем крайне осторожны,

С незнакомым не пойдем,

В дом к себе не позовем.

Если встретим подозрительных,

Будем очень осмотрительны.

Использованная литература:

1. Бубнов, В. Г., Бубнова, Н. В. Как оказать помощь при автодорож­ном происшествии [Текст]. - М.: АСТ-ЛТД, 1997. - 64 с.

2. Всегда всем весело: Сборник игр для школьников [Текст] / сост. Е. М. Минский. - М.: Молодая гвардия, 1969.

3. Методические рекомендации по профилактике детского до­рожно-транспортного травматизма [Текст]. - Волгоград: Управление Госавтоинспекции УВД, Управление народного образования Волгоградской области, 1994. - 66 с.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: Методическая раз­работка городского учебно-методического центра по делам ГО и ЧС [Текст] / сост. Е. С. Скворцов, В. Г. Трифонов, М. И. Пешков и др. - Волгоград: Братья Гринины, 1994. — 138 с.

5. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы безопасно­сти человека в экстремальных ситуациях. Части I И [Текст1 / сост. Н. Н. Миньков, Н. Д. Костенко. - Самара: Самарский ин­ститут повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1994. - 135 с;

6. Ситников, В. П. Основы безопасности жизнедеятельности-справочник школьника [Текст]. - М.: Филологическое общество «Слово», АСТ «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факуль­тете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова 1997 - 448 с.

7. Топоров, И. К. Методика преподавания курса «ОБЖ» в ОУ-Книга для учителя [Текст]. - М.: Просвещение, 2000 - 96 с.

8. Топоров, И. К. Основы безопасности жизнедеятельности-Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных уч­реждении [Текст]. - М.: Просвещение, 1996. - 158 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.