СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Наталья Леонидовна Лисунова302
Россия, Красноярский край, назарово

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа № 3 г.Назарово

Согласована

Заместитель директора по ВР

____________Т.В.Боровикова

Утверждена

Директор МБОУ СОШ №3 г.Назарово

__________ Е.В.Петров

 

Программа «школьное лесничество»

«Лес — наше богатство»

Для детей 11-16 лет

Срок реализации - 3 года

Составитель: Лисунова Н.Л.

учитель биологии

МБОУ СОШ №3 г.Назарово

 

Назарово

2016-2017 уч.год

Пояснительная записка

Актуальность

Актуальность введения программы «школьное лесничество» бесспорна, лес является одним из основных типов растительного покрова Земли, оказывающее огромное влияние на окружающую человека среду. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира (за историю цивилизации сократились до 40-50%). Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность – промышленные рубки, незаконные рубки, пожары и рекреационная деятельность.

В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, у обучающихся в школе необходимо сформировать систему знаний, ценностей, новую нравственность и даже менталитет, направленные на бережное и уважительное отношение к природе родного города, края, страны.

Освоение программы «Школьное лесничество» является важным звеном в подготовке подрастающего поколения к труду, воспитании бережного отношения к природе, формировании у учащихся навыков правильного природопользования, а также получении подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.

Новизна программы

В содержание предусмотрены научно-исследовательская и практическая деятельность учащихся на местном материале своего города и края и междисциплинарность, предполагающая логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, лесоведения, экологии, геоботаники, географии, химии, дендрологии, почвоведения, информатики Данный курс позволяет формировать экологическую культуру, помогает ощутить взаимосвязь природы и человека, способствует возникновению гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Занятия кружка построены таким образом, что позволяют решать в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребёнка интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально.

Цель курса

Цель программы - расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

Задачи:

формирование у учащихся научного мировоззрения, творческого воображения, экологической грамотности;

воспитание бережного отношения к природе;

вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу;

расширение кругозора учащихся в области лесоведения и экологии,

получение знаний о видовом составе растений и животных своего края,

умение давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;

пропаганда знаний о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;

помощь в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;

изучение профессий, связанных с работой в лесном хозяйстве.

Предполагаемые результаты

Предметные результаты:

основные понятая о лесе и лесоводстве;

причины нарушения лесных экосистем;

последствия нарушения окружающей среды;

роль биогенных элементов и органических веществах в жи­вых организмах, биосфере;

устройство светового микроскопа; ведущих естествоиспытателей и их заслуги;

существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

представителей царств живой природы;

основные среды обитания живых организмов;

природные зоны нашей планеты, их обитателей;

выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.

Метапредметные результаты обучения включают в себя:

умение проводить наблюдения, измерения, опыты;

постановка учебных задач самостоятельно и под руководством учителя;

составление плана выполнения учебной задачи;

систематизация и обобщение разных видов информации;

использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи;

самостоятельная подготовка сообщений;

участие в совместной деятельности.

Личностные результаты обучения:

формирование ответственного отношения к обучению;

познавательных интересов и мотивов к обучению;

навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры.

Формы организации образовательного процесса

Занятия проводятся в форме: традиционные занятия; практические занятия конкурсы; консультативная работа, разработка и защита проекта; выставки; экскурсии; акции; викторины; встреча с интересными людьми; круглый стол; лабораторное занятие; наблюдение; поход; мастерская; консультация; презентация; научно-практическая конференция. Основной формой организации учебного процесса является практические занятия.

Осуществляется работа по направлениям:

 Природоохранная деятельность:

Охрана лесов от пожаров (патрулирование).

Проведение природоохранных рейдов.

 Лесохозяйственная деятельность:

Прополка посевов.

Сбор лесных семян.

 Эколого-просветительская деятельность:

  • Изготовление средств наглядной агитации (аншлагов, плакатов,

листовок, видеофильмов и т.д.).

Установка аншлагов, развешивание плакатов, листовок, создание

видеофильмов.

Проведение экологических игр, викторин, вечеров

Учебно-исследовательская деятельность:

  • Теоретические занятия.

    Проведение опытов.

    Проведение исследовательских работ.

 Организационная деятельность:

Оформление отчетов, документов о работе школьного лесничества.

Слет школьных лесничеств в г.Дивногорске.

Структура программы

Программа рассчитана на три года обучения и предназначена для детей 11-16 лет. Работа по данной образовательной программе ведется на основе индивидуальных и групповых технологий, предполагая организацию совместных действий, коммуникацию, общение. При этом используются передовые педагогические технологии и активные и интерактивные средства обучения (интеллектуальные марафоны, репортажи, ролевые и деловые игры, игры-путешествия, конференции, экологические выставки, олимпиады и др.)

Программа условно разбита на три части:

1. Теоретическое изучение

2. Практическая деятельность

3. Учебно-исследовательская деятельность

Режим и формы занятий:

Теоретические занятия в неделю - 1 час (для групп каждого года обучения),

Практические, учебно-исследовательские и экскурсионные по 2 часа.

В первый год обучения учащиеся знакомятся с природой, с ее сезонными процессами и явлениями, с лесом, без которого невозможна наша жизнь. Поэтому тема бережного отношения к природе, ее охране – главная тема занятий. А летний практикум предусматривает посильную помощь ребят в озеленении территории школы, города.

Программа второго и третьего годов обучения предусматривает углубленное изучение леса, его природы, использование лесных ресурсов, охрану и защиту лесных богатств. Ребятам дается возможность целенаправленного изучения лесных дисциплин, подготовки к поступлению в профильные вузы и техникумы и обучению в них. Практическая и исследовательская деятельность развивает способности учащихся к самостоятельной работе с литературой, оформлению полученных результатов, разработке собственных проектов.

Тематический план занятий

1-й год обучения.

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Лес – наше богатство.

32

3.

Животные нашего леса

9

4.

Ориентирование на местности.

3

5.

Участие в конкурсах экологической направленности школьного, городского, районного, краевого уровня. Научно-исследовательская деятельность

16

6.

Растения леса

17

7

Охрана и защита леса.

33

8

Правила посадки, работа с посадочным инструментом. Работа на пришкольном участке

11

9

Итоговые занятия.

1

 

Итого

 

102 часа

Темы экскурсий.

 

Тема

К-во часов

 

Лес – наше богатство.

2

 

Осенний лес

2

 

Определение типа леса по лесорастительному покрову.

2

 

Фенологические наблюдения в лесу

2

 

Описание растительного сообщества.

2

 

Геоботаническое описание пробных площадей

2

 

Зимний лес

2

 

Экскурсии на предприятия лесной отрасли

2

 

Весенние явления в жизни леса

2

 

Итого

18 ч.

Содержание программы.

1-ый год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2. Лес – наше богатство (32 часов).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лес в литературе, музыке, живописи. Характеристика лесных ресурсов страны и региона. Наиболее значимые экологические факторы. Понятие о типологии леса. Классификация лесов разных ученых. Роль леса в природе и жизни человека. Фенологические наблюдения в лесу. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Правила поведения в лесу.

Практические работы. Практическая работа «Оценка условий возобновления древесных пород». «Фенологические наблюдения в лесу», «Геоботаническое описание леса», «Работа с географическими картами РФ и Красноярского края». Разработка эмблемы школьного лесничества. Изготовление поделок на конкурс «Дары леса»

Экскурсии в лес. Лес – наше богатство. Осень в лесу. Сбор природного материала.

Тема 3. Животные леса. (9 ч)

Условия обитания животных в лесу. Распространение животных. Лесные животные: впадающие в зимнюю спячку, хищные и травоядные, грызуны, млекопитающие и земноводные. Следы животных. Изучение животного мира в различных типах леса. Установление видового состава животных по следам жизнедеятельности. Животный и растительный мир водоемов. Их биологические особенности, значение. Исследование видового состава животных и растений водоемов. Птицы нашего леса: зимующие и перелётные. Голоса птиц.

Практические работы. Определение животного по его следам. Выпуск плаката «Лес — дом для зверей и птиц». Определение птиц визуально и по голосу. «Изучение животного мира в различных типах леса». «Установление видового состава животных по следам жизнедеятельности «Исследование видового состава животных и растений водоемов. Оформление коллекций». Акция «Скворечник» (Изготовление, реставрация скворечников.), Акция распространения кормушек «Синичкин день»

Экологические игры «Удивительный мир животных».

Тема 4. Ориентирование на местности (3 ч.)

Тема 5. Подготовка и участие в конкурсах экологической направленности школьного, городского, районного, краевого уровня. зонального (акция «Сохраним лес живым», «Горизонты познания»), районного, краевого уровня («Подрост», слет школьных лесничеств в г.Дивногорске). Краевая акция «Зимняя планета детства», Краевой конкурс экологических рисунков, выполненных применением компьютерных технологий «PRO Будущее».

Научно-исследовательская деятельность Разработка проектов, предложений по решению экологических проблем своей местности. Презентация творческих работ-проектов. Реализация проектов (озеленение территории школы, села, лесхоза, организация мест отдыха и др.)

Тема 6. Растения леса. (17 ч)

Растения-индикаторы различных экосистем.

Сбор гербариев древесных и травянистых растений Побочное пользование лесами. Виды лесного промысла (семена, ягоды, грибы, техническое сырье, охота, подсочка). Сбор грибов и ягод. Определение ядовитых грибов и ягод. Сбор и определение шишек хвойных деревьев. Оценка урожайности. Определение растений различных систематических групп. Как собрать гербарий Растения Красной книги. Лекарственные растения нашей местности. Первоцветы.

Практические работы. «Определение лиственных пород по листьям, побегам, плодам и семенам», «Растения индикаторы различных экосистем», «Сбор гербариев древесных и травянистых растений», «Сбор грибов и ягод. Определение ядовитых грибов. Оценка урожая», «Определение видов лекарственных растений с помощью определителя и гербария», «Определение грибов по плодовым телам».

«Определение хвойных пород по хвое, шишкам, семенам»

Экологические игры «Прекрасный мир родной природы»,

Экскурсии в лес. Определение типа леса по лесорастительному покрову. Фенологические наблюдения в лесу. Геоботаническое описание пробных площадей

Тема 7. Охрана и защита леса(33ч),.

Антропогенное воздействие. Особо охраняемые территории Красноярского края. Красная книга Красноярского края. Памятники природы. Болезни леса. Насекомые - вредители древесных пород. Способы защиты леса от вредителей и болезней. Работа в лесу по нахождению пораженных деревьев и кустарников. Лесные пожары, профилактика и борьба с ними, региональная специфичность. Средства тушения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу.

Практическая работа «Выпуск листовок, газет, аншлагов по профилактике лесных пожаров». Викторины и конкурсы рисунков о проблемах леса.

Акция «Аллея выпускников».Участие в проекте «Леса Победы».

Экскурсия в лес. Зимний лес. Описание растительного сообщества. Весенние явления в жизни леса

Тема 8. Правила посадки, работа с посадочным инструментом Работа на пришкольном участке ( 11 ч.)

Тема 9. Итоговые занятии (1 ч.)

Викторина для учеников начальной школы «Как вести себя в лесу».

Итоговое собрание.

Тематический план занятий первого года обучения

темы

К-во часов

Название темы

Дата

 

1

Введение. Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лес в литературе, музыке, живописи.

 

 

1

Правила поведения в лесу.

 

 

2

Экскурсия Лес – наше богатство.

 

 

1

Лес – основа жизни на Земле.

 

 

2

Экскурсия «Осенний лес»,

 

 

2

Экскурсия Сбор природного материала

 

 

2

Изготовление поделок «Дары леса» практическая работа

 

 

1

Становление и развитие лесного хозяйства Красноярского края, района. Лесоохранная и лесозащитная службы

 

 

2

Экскурсии на предприятия лесной отрасли

 

 

2

Викторина «Что ты знаешь о лесе?»

Практическая работа

 

 

1

Понятие о типологии леса. Классификация лесов разных ученых.

 

 

1

Определение типа леса по лесорастительному покрову.

 

 

2

Экскурсия Определение типа леса по лесорастительному покрову.

 

 

1

Смена древесных пород. Основные древесные породы - лесообразователи.

 

 

1

Определение интенсивности естественного возобновления леса .

 

 

2

Практическое занятие. Фенологические наблюдения в лесу

 

 

1

Определение полноты, бонитета, видового состава

 

 

2

Работа с инструментами .Практическая работа

 

 

1

Описание травяно-кустарничкового и мохово-лишайникового ярусов

 

 

1

Описание древесного и кустарникового ярусов

 

 

2

Геоботаническое описание пробных площадей

 

 

2

Экскурсия Геоботаническое описание пробных площадей

 

 

1

Изучение животного мира в различных типах леса

 

 

2

Установление видового состава животных по следам жизнедеятельности. Практическая работа

 

 

2

Изготовление кормушек

 

 

2

Акция «Синичкин день». Практическое занятие

 

 

1

Животный и растительный мир водоемов. Их биологические особенности, значение.

 

 

1

Исследование видового состава животных и растений водоемов.

 

 

1

Правила ориентирования на местности.

 

 

2

Ориентирование на местности. Практическая работа

 

 

12

Подготовка к научно-практической конференции

 

 

2

Участие в школьной научно-практической конференции

 

 

2

Участие в городской научно-практической конференции

 

 

2

Экскурсия «Зимний лес»

 

 

2

Выпуск листовок, газет, аншлагов по профилактике вырубок леса

 

 

1

Растения-индикаторы различных экосистем.

 

 

2

Изучение гербариев древесных и травянистых растений. Практическая работа

 

 

1

Побочное пользование лесами. Виды лесного промысла (семена, ягоды, грибы, техническое сырье, охота, подсочка).

 

 

1

Правила сбора и определение грибов и ягод.

 

 

1

Правила сбора и определение шишек хвойных деревьев. Оценка урожайности.

 

 

1

Определение растений различных систематических групп. Как собрать гербарий

 

 

2

Выпуск листовок, газет, аншлагов

 

 

1

Растения Красной книги

 

 

1

Лекарственные растения нашей местности

 

 

1

Первоцветы

 

 

2

Выпуск листовок, газет, аншлагов по защите редких растений

 

 

2

21 марта - всероссийский день леса.

Викторины в младших классах,

 

 

1

Антропогенное воздействие. Особо охраняемые территории Красноярского края. Красная книга Красноярского края. Памятники природы.

 

 

1

Болезни леса. Насекомые - вредители древесных пород

 

 

1

Охрана и защита леса. Способы защиты леса от вредителей и болезней

 

 

1

Работа в лесу по нахождению пораженных деревьев и кустарников

 

 

1

Лесные пожары, профилактика и борьба с ними, региональная специфичность.

 

 

1

Средства тушения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу.

 

 

1

Беседа с пожарным инспектором и работником лесхоза

 

 

2

Выпуск листовок, газет, аншлагов по профилактике лесных пожаров

 

 

2

Викторина для учеников начальной школы «Как вести себя в лесу».

 

 

2

Экскурсия. Весенние явления в жизни леса

 

 

1

Правила посадки, работа с посадочным инструментом

 

8

2

Высадка деревьев в «Аллею выпускников»

 

 

8

Работа на пришкольном участке

 

 

1

Итоговое занятие.

 
 

102 часа

   

Способы и формы подведения итогов:

олимпиады;

слеты школьных лесничеств в г.Дивногорске;

конкурсы средств наглядной агитации; фестивали, выставки и соревнования природоохранной направленности

Тематический план занятий

2-й год обучения.

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие.

2

2.

Лес – наше богатство.

30

3.

Животные нашего леса

28

4.

Лес и окружая среда

10

5.

Охрана и защита леса.

14

6

Участие в конкурсах экологической направленности школьного, городского, районного, краевого уровня. Научно-исследовательская деятельность

11

7.

Работа на пришкольном участке

6

8

Итоговые занятия.

1

 

Итого

 

102 часа

Темы экскурсий.

 

Тема

К-во часов

 

Лес – наше богатство.

2

 

Осенний лес

2

 

Описание травяно-кустарничкового и мохово-лишайникового ярусов

2

 

Описание древесного и кустарникового ярусов

2

 

Фенологические наблюдения в хвойном лесу.

 

 

Птицы - наши друзья

2

 

Ценные промысловые виды рыб

 

 

Геоботаническое описание пробных площадей

2

 

Зимний лес

2

 

Вредители и болезни леса

 

 

Экскурсии на предприятия лесной отрасли

4

 

Весенние явления в жизни леса

2

 

Итого

24ч.

Содержание программы.

2-й год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. (2 ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год.. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсии Лес – наше богатство.

Практическая работа. Организация и участие в игре «Лесные Робинзоны»

Тема 2. Лес – наше богатство (30 часов).

Морфология леса. Характерные черты леса. Компоненты леса. Природно-географическое районирование лесов. Эксплуатационные леса. Взаимосвязь

Смена древесных пород. Современные проблемы лесоведения (прогнозирование динамики лесов, конкуренция, биоразнообразие, эталонные леса) Рубки ухода за лесомВыборочные, Сплошные, постепенные рубки леса. Фенологические наблюдения в хвойном лесу. Определение интенсивности естественного возобновления леса (сосна). Лесоустройство. Лесовосстановление. Лесные питомники.Структура управления лесным хозяйством. Планирование работ и организация труда в лесничестве

Практические работы. Практическая работа «Оценка условий возобновления древесных пород». «Фенологические наблюдения в лесу», «Геоботаническое описание леса», «Работа с географическими картами РФ и Красноярского края». «Сбор гербариев древесных и травянистых растений». «Определение растений разных систематических групп». «Определение деревьев и кустарников по гербарию, спилам».«Описание фитоценозов». «Определение интенсивности естественного возобновления леса (на примере сосны)».

Экскурсии Описание травяно-кустарничкового и мохово-лишайникового ярусов,«Описание древесного и кустарникового ярусов», «Геоботаническое описание пробных площадей».

Тема 3. Животные леса. (28 ч)

Лес как среда обитания животных. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах. Связь животных с элементами леса (гнезда, норы, кормовые угодья, убежища).Следы жизнедеятельности животных и птиц (повреждения, места кормежек, экскременты), следы на снегу и земле. Парфюмерия зверей. Роль запахов в жизни животных. Орнитология. Основные отряды, их характеристика, местообитание. Значение в природе и жизни человека. Гнездовья птиц. Наблюдение за птицами в природе. Определение видов птиц по внешним признакам. Песня птиц и ее биологическое значение. Исследование видового состава насекомых леса и поля. Рыбные ресурсы. Ценные промысловые виды рыб. Запрещенные способы лова. Охраняемые виды рыб. Источники загрязнения рек. Пресмыкающиеся, хвостатые и бесхвостые земноводные (характеристика и роль).Насекомые "краснокнижники". Муравьи. Их роль и значение в природных процессах. Значение рыжих муравьев в лесном хозяйстве.

Практические работы. Определение животного по его следам. Выпуск плаката «Лес — дом для зверей и птиц». Определение птиц визуально и по голосу. «Изучение животного мира в различных типах леса». «Установление видового состава животных по следам жизнедеятельности «Исследование видового состава животных и растений водоемов. Оформление коллекций». «Инвентаризация муравейников». «Исследование видового состава насекомых леса и поля. Оформление коллекций». «Заготовка корма для зимней подкормки птиц». «Биологические особенности птиц разных отрядов». «Определение птиц по внешним признакам».

Акция «Скворечник» (Изготовление, реставрация скворечников.), Акция распространения кормушек «Синичкин день»

Экологические игры «Удивительный мир животных».

Экскурсии «Птицы - наши друзья». Экскурсия «Вредители и болезни леса».

Тема 4. Лес и окружающая среда (10 ч).

Метеорология. Взаимосвязь погоды и природных условий. Приметы погоды. Народный фенокалендарь. Световой режим в лесу. Отношение древесных пород к свету. Лес и тепло. Меры борьбы с заморозками. Лес и состав воздуха. Значение для леса углекислого газа и кислорода. Крона - естественный фильтр. Лес и ветер. Лес и влага. Характер осадков. Водоохранная и водорегулирующая роль леса. Отношение растений к влаге. Лес и почва.

Практические работы «Народный фенокалендарь". «Отношение древесных пород к свету», « Защита леса от ветра», « Меры борьбы с заморозками». «Почвы леса». «Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями»,

Экскурсия в лес

Тема5. Охрана и защита леса (14).

Методы борьбы с лесными пожарами (способы тушения лесных пожаров, инструменты, оборудование и машины). Средства тушения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в лесу. Этика поведения в лесу.

Практическая работа Выезд в район затушенного лесного пожара. Выяснение причин возникновения. Изучение последствий лесного пожара». «Выпуск листовок, газет, аншлагов по профилактике лесных пожаров». Викторины и конкурсы рисунков о проблемах леса.

Акция «Аллея выпускников».Участие в проекте «Леса Победы»

Экскурсия в лес. Описание растительного сообщества. Экскурсии на предприятия лесной отрасли.

Тема 6. Участие в конкурсах экологической направленности школьного, городского, районного, краевого уровня. Научно-исследовательская деятельность (13 ч)

(акция «Сохраним лес живым», «Горизонты познания»), районного, краевого уровня («Подрост», слет школьных лесничеств в г.Дивногорске). Краевая акция «Зимняя планета детства», Краевой конкурс экологических рисунков, выполненных применением компьютерных технологий «PRO Будущее».

Научно-исследовательская деятельность Разработка проектов, предложений по решению экологических проблем своей местности. Презентация творческих работ-проектов. Реализация проектов (озеленение территории школы, села, лесхоза, организация мест отдыха и др.)

Тема 7. Работа на пришкольном участке(6 ч.)

Тема 8. Итоговые занятия (1 час).

Викторина для учеников начальной школы «Как вести себя в лесу».

Итоговое собрание.

Тематический план второго года обучения

темы

К-во часов

Название темы

Дата

 

2

Введение. Экскурсия Лес – наше богатство.

 

 

2

Игра «Лесные Робинзоны»

 

 

1

Морфология леса. Понятие о лесе. Характерные черты леса. Компоненты леса.

 

 

2

Экскурсия Осенний лес

 

 

1

Морфология лесного массива.

 

 

2

Экскурсия Описание травяно-кустарничкового и мохово-лишайникового ярусов

 

 

2

Экскурсия Описание древесного и кустарникового ярусов

 

 

1

Природно-географическое районирование лесов.

 

 

1

Леса первой группы. Эксплуатационные леса.

 

 

1

Типология леса. Понятие о типологии леса. Классификация лесов разных ученых.

 

 

1

Основные древесные породы-лесообразователи.

 

 

1

Смена древесных пород.

 

 

1

Современные проблемы лесоведения (прогнозирование динамики лесов, конкуренция, биоразнообразие, эталонные леса)

 

 

1

Рубки ухода за лесом

 

 

2

Выборочные, Сплошные, постепенные рубки леса, практическая работа

 

 

2

Экскурсия Фенологические наблюдения в хвойном лесу.

 

 

1

Определение интенсивности естественного возобновления леса (сосна).

 

 

1

Лесоустройство (наука обустройства лесов, объекты лесоустройства, структура пользования лесом).

 

 

1

Лесовосстановление (искусственное возобновление леса, методы производства лесных культур, уход за лесными культурами, инвентаризация лесных культур).

 

 

1

Лесные питомники (назначение лесных питомников и их обустройство, виды лесных питомников, севообороты, расчет площади и пр.).

 

 

2

Экскурсии на предприятия лесной отрасли

 

 

1

Защитное лесоразведение и озеленение населенных пунктов. Лесные культуры, улучшающие природные условия.

 

 

1

Организация и планирование лесного хозяйства. Структура управления лесным хозяйством. Планирование работ и организация труда в лесничестве

 

 

1

Механизация лесного хозяйства (основные машины и механизмы, используемые на работах в лесном хозяйстве).

 

 

1

Лес как среда обитания животных. Разнообразие видов животных, обитающих в лесах.

 

 

1

Связь животных с элементами леса (гнезда, норы, кормовые угодья, убежища).

 

 

1

Следы жизнедеятельности животных и птиц (повреждения, места кормежек, экскременты), следы на снегу и земле.

 

 

1

Парфюмерия зверей. Роль запахов в жизни животных.

 

 

1

Орнитология. Основные отряды, их характеристика, местообитание. Значение в природе и жизни человека.

 

 

1

Птицы - биологическое средство защиты растений и украшение природы.

 

 

1

Перелетные, кочующие, оседлые птицы. Перелеты птиц (прилет, отлет, сезонные миграции, пролетные пути, ориентация в пути, места зимовок). Зимующие птицы и их подкормка.

 

 

1

Гнездовья птиц. "Строительный" материал, место расположение гнезда. Птицы-дуплогнездники. Искусственное гнездовье (для каких птиц предназначено, как изготовить, где развешивать).

 

 

2

Экскурсия Наблюдение за птицами в природе.

 

 

2

Выпуск листовок, газет, аншлагов

 

 

1

Определение видов птиц по внешним признакам. Песня птиц и ее биологическое значение.

 

 

1

Изготовление гнездовий для птиц

 

 

1

Рыбные ресурсы нашего края

 

 

1

Ценные промысловые виды рыб. Запрещенные способы лова. Охраняемые виды рыб.

 

 

2

Экскурсия в рыб.хоз.Ценные промысловые виды рыб

 

 

1

Источники загрязнения рек.

 

 

1

Пресмыкающиеся, хвостатые и бесхвостые земноводные (характеристика и роль).

 

 

1

Исследование видового состава насекомых леса и поля.

 

 

1

Насекомые "краснокнижники".

 

 

1

Муравьи. Их роль и значение в природных процессах. Значение рыжих муравьев в лесном хозяйстве.

 

 

1

Инвентаризация муравейников.

 

 

1

Охрана природы.

Типы охраняемых территорий

 

 

1

Загрязнение воды, воздуха и почвы. Глобальные и региональные экологические проблемы.

 

 

2

Выпуск листовок, газет, аншлагов

 

 

7

Подготовка к участию в НПК

 

 

4

Участие в конкурсах экологической направленности школьного, городского, районного, краевого уровня. Научно-исследовательская деятельность

 
 

 

1

Метеорология. Взаимосвязь погоды и природных условий.

 

 

1

Приметы погоды. Народный фенокалендарь

 

 

1

Лес и тепло. Значение тепла для леса. Меры борьбы с заморозками

 

 

1

Лес и свет. Световой режим в лесу. Отношение древесных пород к свету..

 

 

1

Лес и состав воздуха. Значение для леса углекислого газа и кислорода. Крона - естественный фильтр.

 

 

1

Лес и ветер. Влияние ветра на лес и леса на ветер. Повреждения от ветра.

 

 

1

Лес и влага. Характер осадков. Водоохранная и водорегулирующая роль леса.

 

 

1

Отношение растений к влаге.

 

 

1

Лес и почва (значение почвы для леса, лес и материнская горная порода, лес и зольные элементы).

 

 

1

Лес и почва (лесной опад, лесная подстилка, участие животных в разложении).

 

 

2

Акция 21 марта - всероссийский день леса

 

 

2

Выпуск листовок, газет, аншлагов

 

 

1

Этика поведения в лесу.

 

 

1

Методы борьбы с лесными пожарами (способы тушения лесных пожаров, инструменты, оборудование и машины).

 

 

2

Выпуск листовок, газет, аншлагов

 

 

2

Викторина для учеников начальной школы «Как вести себя в лесу».

 

 

2

Аллея выпускников».

 

 

2

Участие в проекте «Леса Победы»

 

 

6

Работа на пришкольном участке

 

 

1

Итоговое занятие.

 
 

102 часа

   

Способы и формы подведения итогов:

олимпиады;

слеты школьных лесничеств в г.Дивногорске;

конкурсы средств наглядной агитации; фестивали, выставки и соревнования природоохранной направленности

Тематический план занятий 3-й год обучения.

п/п

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Вводное занятие.

3

2.

Основы экологии

18

3.

Лесовосстановление

30

4.

Участие в конкурсах экологической направленности школьного, городского, районного, краевого уровня. Научно-исследовательская деятельность

14

5.

Охрана и защита леса.

28

6.

Работа на пришкольном участке

8

7.

Итоговые занятия.

1

 

Итого

 

102 часа

Темы экскурсий.

 

Тема

К-во часов

 

Осенний лес

2

 

Сбор природного материала.

2

 

Определение ЖС леса.

2

 

Экскурсии на предприятия лесной отрасли.

2

 

Наблюдения за явлениями в мире животных

2

 

Описание растительного сообщества,

2

 

Геоботаническое описание пробных площадей

2

 

Зимний лес

2

 

Наблюдения за явлениями в мире растений

2

 

Экскурсии на предприятия лесной отрасли

2

 

Весенние явления в жизни леса

2

 

Итого

22ч.

 

Содержание программы.

3-й год обучения.

Тема 1. Вводное занятие. (3 ч)

Знакомство обучающихся с целями и задачами кружка, программой и планом работы на год. Роль школьных лесничеств в природоохранном просвещении, трудовом воспитании и профессиональной ориентации обучающихся. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа. Организация и проведение игры «Во лесу, во бору»

Экскурсия Осенний лес

Тема 2. Основы экологии (18 часов).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Лес в литературе, музыке, живописи. Характеристика лесных ресурсов страны и региона. Наиболее значимые экологические факторы. Понятие о типологии леса. Классификация лесов разных ученых. Роль леса в природе и жизни человека. Фенологические наблюдения в лесу. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Правила поведения в лесу.

Практические работы. Практическая работа «Оценка условий возобновления древесных пород». « «Работа с географическими картами РФ и Красноярского края». Осенний бал Праздник, Организация и проведение игры «Во лесу, во бору».

Экскурсии Фенологические наблюдения в лесу», «Геоботаническое описание леса»,

Тема 3. Лесовосстановление (30 ч.)

Многообразие лесных культур и технология их создания

Ознакомление со способами создания, принципами планирования лесокультурных работ. Подготовка почвы под лесные культуры. Посадка леса, уход. Знакомство с лесными питомниками, видами, структурой. Ознакомление с классификацией лесных почв, видами удобрений, расчетами в потребностях семян при различных способах сева. Знакомство с видами лесоразведения, плодоношения древесных пород, методикой заготовления, сушки и хранения семян. Естественное и искусственное возобновление леса. Посев семян. Правила подготовки посадочного материала. Размножение растений. Посадка декоративных растений.

Практические работы. Работа по посадке леса, уход за лесными культурами. Выезд на освидетельствование лесосеки». «Работа на рубках ухода». «Определение степени антропогенного воздействия на охраняемый объект». «Определение ресурса сукцессии». «Определение влияния живого напочвенного покрова на естественное лесовозобновление». «Описание почвенного разреза по монолитам или рисункам и определение типа лесной почвы». Посев семян. Заготовка посадочного материала. Посадка декоративных растений. Охрана леса.

Экскурсии в лес. Сбор природного материала. Определение ЖС леса. Экскурсии на предприятия лесной отрасли. «Наблюдения за явлениями в мире растений», «Наблюдения за явлениями в мире животных». Весенние явления в жизни леса

Тема 4. Участие в конкурсах экологической направленности школьного, городского, районного, краевого уровня. Научно-исследовательская деятельность (14 ч)

(акции «Сохраним лес живым», «Горизонты познания»), районного, краевого уровня («Подрост», слет школьных лесничеств в г.Дивногорске). Краевая акция «Зимняя планета детства», Краевой конкурс экологических рисунков, выполненных применением компьютерных технологий «PRO Будущее».

Научно-исследовательская деятельность Разработка проектов, предложений по решению экологических проблем своей местности. Презентация творческих работ-проектов. Реализация проектов (озеленение территории школы, села, лесхоза, организация мест отдыха и др.)

Тема 5 Охрана и защита леса(28)

Охрана леса. Законодательство об охране природы. Общая стратегия построения общества устойчивого. Методы геоботанических исследований. Изучение и описание жизненной силы березовой рощи и соснового бора.

Практическая работа «Моделирование пожаров». «Моделирование вспышки вредителей», «Выезд в район затушенного лесного пожара. Выяснение причин возникновения. Изучение последствий лесного пожара». «Выпуск листовок, газет, аншлагов по профилактике лесных пожаров».

Акция «Аллея выпускников».Участие в проекте «Леса Победы».

Экскурсия в лес. Описание растительного сообщества, Геоботаническое описание пробных площадей. Экскурсии на предприятия лесной отрасли

Тема 6. Работа на пришкольном участке(8ч.)

Тема 7. Итоговые занятия (1 ч.)

Итоговое собрание.

Тематический план третьего года обучения

темы

К-во часов

Название темы

Дата

 

1

Введение

 

 

2

Экскурсия Осенний лес

 

 

2

Праздник Осенний бал

 

 

2

Организация и проведение игры «Во лесу, во бору»

 

 

1

Экология - наука XXI века. Структура экологии. Экологические законы.

 

 

1

Экологические проблемы России и нашего региона.

 

 

1

Уровни организации живых систем.

 

 

1

Классификация экологических факторов. Их влияние на организм. Основные среды жизни.

 

 

1

Биологические ритмы.

 

 

1

Оценка экологического состояния водных объектов.

 

 

1

Оценка экологического состояния воздушной среды и почвы.

 

 

1

Типы экосистем, их гомеостаз и динамика (сукцессии), продуктивность. Факторы, ограничивающие продуктивность экосистемы.

 

 

1

Изучение сукцессий.

 

 

1

Воздействие человека на окружающую среду, ее загрязнение.

 

 

2

Выпуск листовок

 

 

2

Социологический опрос по экологическим проблемам г.Назарово.

 

 

1

Многообразие лесных культур и технология их создания

 

 

2

Экскурсии на предприятия лесной отрасли

 

 

1

Ознакомление со способами создания культур (чистые, сплошные, смешанные, частичные), принципами планирования лесокультурных работ.

 

 

1

Подготовка почвы под лесные культуры. По­садка леса, уход.

 

 

1

Методы геоботанических исследований. Изучение и описание лесного биогеоценоза

 

 

1

Методы геоботанических исследований.

 

 

2

Изучение и описание лесного биогеоценоза березовой рощи. Практическая работа

 

 

2

Экскурсия Геоботаническое описание пробных площадей

 

 

2

П.Р.Описание растительного сообщества,

 

 

2

Методы геоботанических исследований. П.р. Изучение и описание лесного биогеоценоза соснового бора

 

 

1

Знакомство с лесными питомниками, видами, структурой.

 

 

1

Ознакомление с классификацией лесных почв, видами удобрений, расчетами в потребностях семян при различных способах сева.

 

 

1

Знакомство с видами лесоразведения, плодоношения древесных пород, методикой заготовления, сушки и хранения семян.

 

 

1

Естественное и искусственное возобновление леса.

 

 

2

Выпуск листовок

 

 

2

Посев семян. Правила подготовки посадочного материала.

 

 

1

Размножение растений

 

 

2

Посадка декоративных растений.

 

 

1

Знакомство с лесными питомниками, видами, структурой.

 

 

2

Ознакомление с классификацией лесных почв, видами удобрений, расчетами в потребностях семян при различных способах сева.

 

 

1

Знакомство с видами лесоразведения, плодоношения древесных пород, методикой заготовления, сушки и хранения семян.

 

 

14

Подготовка и участие в конкурсах экологической направленности школьного, городского, районного, краевого уровня. Научно-исследовательская деятельность

 

 

1

Охрана леса. Законодательство об охране природы.

 

 

2

21 марта - всероссийский день леса

 

 

2

Экскурсия Наблюдения за явлениями в мире растений

 

 

1

Ориентирование на местности.

 

 

2

1 апреля -День птиц.

 

 

1

Лесные пожары, Предупреждение и тушение лесных пожаров.

 

 

1

Правила пожарной безопасности в лесу.

 

 

2

Выпуск листовок

 

 

2

15 апреля День экологических знаний.

 

 

2

Посев семян. Правила подготовки посадочного материала.

 

 

2

Экскурсии на предприятия лесной отрасли

 

 

2

Работа по посадке леса, уход за лесными культурами. практическая работа

 

 

2

Работа по посадке леса, уход за лесными культурами.

 

 

2

Акция «Аллея выпускников»

 

 

2

Викторина «Мы в природе»,

 

 

2

Весенние явления в жизни леса

 

 

8

Работа на пришкольном участке

 

 

1

Итоговое занятие

 

 

102 часа

   

Способы и формы подведения итогов:

олимпиады;

слеты школьных лесничеств в г.Дивногорске;

конкурсы средств наглядной агитации; фестивали, выставки и соревнования природоохранной направленности

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

На протяжении всей жизни человек сталкивается с опасностями окружающего мира:

природными (воздействие отрицательных и положительных температур, атмосферных осадков, солнечной радиации, встречи с дикими животными, ядовитыми насекомыми, растениями, грибами);

техногенными, т.е. рожденными научно-техническим прогрессом (пожары, аварии, работа с инструментами);

социальными (преступления, алкоголизм, наркомания, низкая культура общения между людьми).

Со всеми этими опасностями учащиеся могут столкнуться во время проведения занятий.

А значит необходимо выполнять несложные правила техники безопасности во время практических занятий, следовать правилам дорожно-транспортной безопасности во время автобусных экскурсий и поездок на летние работы. Во время экскурсий и походов в лес соблюдать правила поведения в лесу, правила пожарной безопасности при разведении костра.

На практических занятиях во время работы по дереву оберегаться поранений кожи, которые могут произойти при неосторожном обращении с пилой, молотком, учиться правильному обращению с инструментами.

При работе с бумагой беречься от поранения ножницами, иглой, шилом, учиться правильному обращению с этими инструментами. При поранении сразу оказать медицинскую помощь, продезинфицировать рану, смазав ее йодом и наложив повязку. Для пассажиров автобусов существуют особые обязанности:

ожидать транспорт на обочине;

посадку и высадку производить только после полной остановки транспортного средства, не толкаясь, избегая давки;

не стоять около дверей, в салоне не шуметь, не шалить, не отвлекать водителя;

во время движения обеспечить себе устойчивое положение, держась за поручни;

наблюдать за обстановкой в салоне, чтобы быть психологически готовым к различным опасным ситуациям.

Во время летних экскурсий и походов необходимо соблюдать правила личной безопасности:

остерегаться ядовитых растений и грибов;

уметь предохранять себя от укусов клещей;

правильно вести себя на солнце и в воде.

Основные ядовитые растения наших лесов: белена, ландыш майский, вороний глаз, волчье лыко. Необходимо знать эти растения и обращаться с ними с большой осторожностью. Ни в коем случае не собирать ядовитые грибы: бледную поганку, мухомор, ложный опенок.

Любой водоем - зона повышенной опасности, поэтому необходимо:

воздерживаться от купания в неизвестных водоемах;

избегать купания в одиночку;

не толкать товарищей с берега;

не доводить себя до переохлаждения и переутомления.

Во время пребывания на солнце иметь головной убор, избегать долгого пребывания. Также необходимо уметь ориентироваться в лесу, знать съедобные и лекарственные растения.

Особые правила необходимо соблюдать при разведении костра:

Не разводить костер вообще, если нет острой необходимости.

Нельзя разводить костер под пологом леса, в хвойных молодняках, на торфяных почвах, в пожароопасную погоду.

Разводить костер на открытой поляне, на берегу водоема.

Лучше разводить костер на старом кострище. Если такого места нет, под костром снять дерн, окопать кругом полосу в 0,5 м шириной. Лучшее топливо для костра - сухостой или валежник сосны, ели, березы. Нежелательна осина - она "стреляет" угольками.

Уходя, тщательно потушить костер. Залить его 2-3 раза водой, перекопать лопатой, убедиться в надежности тушении.

Используемая литература:

Акинфеев С. В. и др. Каталог средств наглядной агитации по лесопожарной пропаганде. Красноярск, 2000

Баранов А. А. Особо охраняемые животные Приенисейской Сибири. Красноярск 2004

Безруких В. А., Кириллов М. В. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии. Учебное пособие. Красноярск, 1993

Биология: Энциклопедия / Гл. ред. М. С. Риляев. - М.: Большая энциклопедия, 2003. - 864 с.

Бобринский Н. А. География животных. М., 1951

Большая Советская Энциклопедия. 1969-1978 гг

Васильченко А. А., Баранов П. В., Буко Т. Е., Васильченко А. А., Васильченко З. А., Гагина Т. Н., Горшкова Л. А., Демиденко Н. В., Скалон Н. В. Заповедник «Кузнецкий Алатау» // Заповедники России. Заповедники Сибири. II. - М., Л

Гродницкий Д. Л. Сибирский шелкопряд и судьба пихтовой тайги // Природа, 2004. № 11. С. 49-55

Данилов В. И. Проблемы экологии. М: ВИНИ, 1993

Дмитриев Ю. Н. Соседи по планете. Птицы. М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ - ЛТД", 1998

Дроздов Н. И., Артемьев Е. В., Безруких В. А., Быконя Г. Ф., Федорова В. И. Красноярье: пять веков истории. Красноярск: Платина, 2005

Елкин В. Ф. Леса края на службе человека. Красноярское книжн. из-во, 1981

Кириллов М. В. География Красноярского края. Из-во Красн. края, 1970

Кириллов М. В. Природа Красноярского края и ее охрана. Красноярск, 1983

Красноярский край: Справочник / Сост. О. А.Хонина, Р. Л. Иванова. Красноярск, 1984

Кривых И., ВанДевельд К. Э. и др. Противопожарная образовательная программа. Для детей школьного возраста 10-14 лет. Хабаровск: Проект ФОРЕСТ, 2000

Лес и человек / Ежегодник. М.: Лесн. пром-ть. 1992

Млекопитающие (Большой энциклопедический словарь) / Науч. ред. И. Я. Павлинов. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1999

Протопопов В. В. Средообразующая роль темнохвойного леса. Новосибирск, 1975

Рахилин В. К.Лесные богатства СССР. М.: Просвещение, 1981

Семаго Л. Л. Птицы. М.: Мысль, 1994

Смирнов Ю. И. Популярная энциклопедия растений. СПб: МиМ-Экспесс, 1997

Справочная книга лесника / Сост. Стерин Л. З. "Ураджай", 1989

Сыроечковский Е. Е., Рогачева Э. В. Животный мир Красноярского края. - Красноярск, 1980

Сыроечковский Е. Е., Рогачева Э. В. и др. Красная книга Красноярского края. Красноярск, 1995

Толмачев А. И. К истории возникновения и развития темнохвойной тайги. М.-Л., 1954

Удивительные растения / Энциклопедия "Я познаю мир". Астрель, 2003

Эталонные участки природы тайги. Иркутск, 1979

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.