12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Мурашко Юлия Викторовна723
28 лет, высшее педагогическое образование, стаж работы - 6 лет. Сфера интересов: Сергей Есенин, Игорь Тальков, литература
Россия, Приморский край, с.Первомайское

Этап

Содержание

Примечания

Орг./момент

(1 мин)

Внимание, ребята, подравняйтесь! Здравствуйте, присаживайтесь!

 

Сообщение целей и задач урока

(1 – 2 мин)

На сегодняшнем уроке мы закрепим все, что знаем об имени прилагательном, а так же узнаем о правописании безударных падежных окончаний. Откройте тетради, запишите число, классная работа

 

Актуализация знаний (словарно-орфографическая работа)

(5 – 7 мин)

Ребята, поиграем в «прятки» - по именам прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму:

1. прекрасная, солнечная, морозная

2. сладкий, яблочный, шоколадный

3. белые, легкие, кучевые, пушистые

4. новое, меховое, дорогое, теплое

5. свежая, интересная, ежедневная

А теперь я вам предлагаю существительное, а вы подбираете к ним прилагательные, следуя схеме:

х

Прил. + сущ. , кстати, что она обозначает?

- она обозначает , что нужно придумать словосочетание, в котором существительное – главное слово, а прилагательное – зависимое

- хорошо, первое существительное метро, далее шампунь, маска, дети.

Проверяем варианты:

Отдаленное метро (какое?)

Ароматный шампунь (какой?)

Карнавальная маска (какая?)

Веселые дети (какие?)

Хорошо, давайте разберем прилагательные как часть речи

Отдаленное (метро) – какое? Н.ф. - отдаленный, прил., ед.ч., ср.р., Им.п., опр.

Ароматный (шампунь) какой? Н.ф. - ароматный, прил., ед.ч., м.р., Им.п., опр.

Карнавальная (маска) – какая? Н.ф. – карнавальный, прил., ед.ч., ж.р., Им.п., опр.

Веселые (дети) – какие? Н.ф. – веселый, мн.ч., Им.п., опр.

Почему определено именно так? Почему в прилагательном веселые не определены род и число?

-потому что имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится. А во множественном числе род и число у прилагательного не определяется

- хорошо, все верно!

А теперь все внимание на доску:

слово

Выражает законченную мысль

 

Слово-

сочетание

Наз. предмет, признак, действие

Главное, зависимое

предложение

Наз. предмет, признак, действие, но более конкретно

Грамматическая основа

Соедините стрелками подходящие по смыслу графы таблицы, так, чтобы у вас получился рассказ

Погода

Пирог

Облака

Пальто

Газета

На доске появляется плакат «Слово. Словосочетание. Предложение»

Кто-то делает у доски с объяснением

Новое знание

(5 – 7 минут)

Откроем учебник на странице 40. Прочитайте название 12 раздела. Давайте ответим на вопросы раздела:

Расскажите, как нужно действовать, чтобы правильно написать гласную в безударном окончании прилагательного? Сколько шагов будет в алгоритме?

Составим алгоритм:

Сначала находим сущ. (ГС) и зависимое от него прилагательное (ЗС)

Задаем вопрос от сущ. к прил.

Выделяем окончание в слове-вопросе

Пишем соответствующее окончание в прилагательном

Хорошо, но почему в некоторых прилагательных, несмотря на то, что в вопросе окончание – им, пишется окончание –ым?

В этом случае, ребята, нужно обращать внимание на согласный, который предшествует окончанию! Если звук мягкий – то пишем -им в окончании, если звук твердый, то окончание – ым!

Следующий вопрос:

Можно ли сказать, что безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных пишутся одинаково?

- безударные гласные в окончаниях существительных нужно проверять ударными в том же склонении (н/п: по травинке – по луне). Безударные гласные в окончаниях прилагательных проверяются словами-помощниками (вопросами) с ударными окончаниями, значит, можно сказать.

- хорошо

Новая тема на основе имеющихся знаний об имени прилагательном и безударных окончаний имен существительных (дидактический метод)

Раздаю заранее подготовленный алгоритм на каждую парту

Закрепление

(15 минут)

Теперь применим все, что мы вспомнили и узнали на уроке, выполним упражнение 216 на стр.40. Внимательно посмотрите на образец

1.настоящим (каким?) летом

2.красноватым (каким?) цветом

3.чешуйчатым (каким?) цветом

Вывод: в первом случае окончание такое же как и в слове-помощнике, а в двух других окончание отлично, так как оно стоит после твердого – т

Внимание на доску

Объясните, что значит эта схема:

М.р. – ого ! – ово

Р.п. ср.р. – его !

- в прилагательных м.р. и ср.р. Р.п. пишутся окончания – ого, - его , но не – ово !!

- Хорошо, запишите словосочетания хороший день и глубокое озеро в Р.п.

1. хорошего дня

2.глубокого озера

Следующее упражнение 217, выполняем устно (по алгоритму)

Упражнение 218 ( как в образце 216)

1.узкие (какие) улицы

2. татарского (какого) базара

3.темно-синюю (какую) тень

4.зубчатым (каким) узором

5. в лунном (каком) свете

6. низкими (какими) стенами

7. на дальних (каких) окраинах

-хорошо, молодцы!

 

Итог урока

(2-3 минуты)

1. Ребята, с какой орфограммой мы работали на уроке? Как её выделяют в тексте?

- мы работали с орфограммой безударная гласная в падежном окончании имени прилагательном. Нужно выделить окончание и подчеркнуть безударную гласную

2. Что нужно сделать ,чтобы не сомневаться какую гласную писать в окончании имени прилагательного?

- Для этого нужно задать вопрос, он будет являться словом-помощником

Хорошо! Ребята, которые сегодня работали у доски, дневники мне на стол. Запишите домашнее задание:

Стр. 49, упр.6

Спасибо за урок, до свидания

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.