12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Самофалова Оксана Алексеевна975
Образование: КГПУ, дефектологический факультет, 2001 г. Работаю в ОКОУ "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" 18лет, имею первую квалификационную категорию.
Россия, Курская обл., Курск
8

Выступление «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника с ОВЗ»

 «Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника с ОВЗ"

Самофалова О. А.

ОКОУ «Курская школа»

Наличие или отсутствие психологического комфорта на уроке оказывает влияние на состояние психики школьника с ОВЗ, его желание учиться, на его успеваемость, и в итоге – на развитие его личности. Поэтому на своих уроках стараюсь создавать атмосферу душевного комфорта и благоприятного социально – психологического климата. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая ребенка с ОВЗ в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Каждый урок пытаюсь сделать территорией безусловной психологической безопасности, что особенно важно для детей, имеющих расстройства аутистического спектра, которые обучаются у меня в этом учебном году. Атмосфера психологического комфорта на уроках трудового обучения является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, потому что в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов. На своих уроках для сохранения психологического комфорта я опираюсь на следующие: обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние обучающихся, т. к.    оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность. Урок начинаю с организационного психологического настроя. Не только приветствую их в начале урока, но и прошу улыбнуться мне, своему соседу по парте, пожать друг другу руку. После этого обучение проходит на фоне хорошего настроения обучающихся и дает ощущение радости.  В середине практической работы использую прием переключения внимания. Переключение внимания является важным приемом эмоциональной регуляции. С этой целью использую разнообразные игровые ситуации, звуковые сигналы, задания со сменой деятельности. К группе вербально - стилистических приёмов можно отнести  фольклор, юмор, крылатые слова. Учёные указывают, что использование таких приемов помогает активизировать любую деятельность,  предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение.  Переключение деятельности для коррекции эмоций скуки или боязни иногда осуществляю при использовании цвета, музыки, жестовых сигналов, включения в работу предметов, наглядных пособий. К формам переключения деятельности на уроках относятся физкультминутки, физкультпаузы. Здесь использую крылатые фразы, мудрые мысли, игры - разминки, кричалки, музыкальные физминутки, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинки.

Для эмоциональной разрядки часто применяю релаксацию. Релаксация –  это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Цель проведения релаксации – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Очень полезно для снятия эмоционального напряжения использование музыки. Музыка позволяет без волевых усилий активизировать работу на уровне непроизвольной регуляции выполняемых движений, облегчает выполнение работы, избавляет от опасных психофизических перенапряжений. Музыка формирует положительные эмоции, воспитывает чувство ритма, музыкальность, оказывает  терапевтический эффект. Музыку использую на этапе практической работы.

Создавая ситуацию успеха в деятельности школьника с ОВЗ, дав почувствовать ощущение успеха как результат его развития, приложенных усилий, достижений, можно способствовать формированию позитивно-успешной личности, субъекта собственной жизни. Это очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они часто неуверенны в себе, многие никогда не испытывали успеха. Успех – это достижение поставленной цели. Но уровень успеха определяется не только уровнем достижений, но и уровнем своей удовлетворенности. Для обучения детей достижению успеха работаю по следующим направлениям.

1.Развитие и коррекция интеллекта.

2. Формирование общеучебных умений.

3. Формирование позитивных качеств личности.

* формирование мотивации (желание) быть успешным;

* развитие и коррекция воли;

* воспитание и коррекция личности.

4. Социальная компетентность – формирование знаний и умений социального взаимодействия с другими людьми.

* как эффективно (успешно) общаться со сверстниками, сотрудничать при выполнении задания на уроке швейного дела;

* как эффективно (успешно) общаться с учителем на уроке труда.

Для достижения « успешности» (эффективности) учебно-познавательной деятельности в рамках реализации цели урока труда предпринимаю следующие действия:

Перед выполнением задания:

  1. убеждаю в успешности;

    убеждаю в том, что каждый способен выполнить задание, правильно выполнив, проявив настойчивость, доведя дело до конца;

    показываю социальную значимость цели деятельности, продукта (материальной потребности в продукте);

    указываю на интересность деятельности;

    характеризую возможные ошибки, предостерегаю от их совершения;

    указываю на возможность получения помощи от учителя;

    показываю социальную самореализацию: возможность демонстрации своего достижения, получение социального одобрения;

    указываю на то удовлетворение, которое венчает достижение успеха.

При осуществлении обратной связи комментирую деятельность обучающихся и вместо ориентации на ошибки даю ориентацию на уровень реальных достижений ребенка. Говорю, что стал делать обучающейся лучше, чему научился.

При подведение итогов анализирую достигнутый результат, даю возможность для самооценки, взаимооценки.

В заключении урока необходимо празднование успеха. Характеристика (оценка) учителем работы в целом, указания на успех, на достижение каждого.

Дополнительные пути к успеху

Самовнушение – «я смогу», «я выполню» и т. д.

Обсуждения проблем, результатов.

Предоставление как можно большей самостоятельности; максимальное включение в реальную деятельность – терапия реальностью. Естественно под контролем учителя.

Ориентация не столь на прошлое, сколько на настоящее и будущее обучающихся.

Регулярное повторение (что достигается в разделе «Практическое повторение»).

Максимальная обратная связь (каждая ученица должна быть проверена по узловым моментам).

Ориентация на зону ближайшего развития.

Поощрение за любой (даже скромный) успех.

Таким образом, используя огромный арсенал возможностей по созданию психологического комфорта обучающихся на уроке, учитель организует условия для развития социально успешной личности школьника с ограниченными возможностями здоровья.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.