12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК

Тема: «Развитие навыков народного пения у детей

младшего школьного возраста»

План:

1. Характеристика детского голоса.

2. Певческая установка.

3. Работа над естественным звукообразованием.

4. Грудное резонирование. Пение на опоре.

5. Навыки певческого дыхания.

6. Дикция. Артикуляция.

7. Формирование репертуара.

I. Работая с детским народно-певческим коллективом, руководитель должен учитывать возрастные особенности, придерживаться однородности состава коллектива. Прежде всего, руководитель имеет дело с ещё неокрепшим, растущим организмом. Длина и толщина голосовых складок все время увеличивается. В силу этих обстоятельств в течение всего периода обучения голос ребенка непрерывно изменяется во всех своих основных качества: по звуковой высоте, силе, тембру, продолжительности звучания и в регистрах.

В возрасте 7-10 лет голоса у девочек и мальчиков в основном все однородны. Из-за малой емкости легких и слабости дыхательных мышц голоса 6-7 летних ребят звучат, как правило, слабо. Резонирование головное. Для них характерен легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых складок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками РЕ-1 ДО-2. Наиболее удобные звуки МИ-1 ЛЯ-1. Тембр ещё неровный, гласные звучат пестро. К восьми годам начинает формироваться грудное звучание, фальцет переходит в высокое микстовое (смешанное) звучание. Методически правильно будет осторожно и постепенно укреплять микст, а не начинать с фальцетного пения.

II. Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки:

- прямое, без напряжения положение корпуса и головы;

-расправленные, слегка оттянутые назад плечи;

- легкий прогиб позвоночника в области поясницы;

- свободно опущенные вниз (или лежащие на коленях) руки.

В зависимости от специфики исполнения дети могут петь как сидя, так и стоя в движении. Время занятий 40-50 минут. Общая продолжительность занятий от 1 до 3-х часов. Это связано с тем, что работа народно-певческого коллектива включает в себя различные виды деятельности: танец, игра, пение, декламация. Длительные занятия только способствуют повышению качества.

III . Обучение народной манере пения с самого раннего возраста имеет большие преимущества, так как натуральный, открытый певческий звук образуется из естественно звучащего речевого голоса. У детей различия между разговорной и вокальной речью очень незначительные. Чем меньше возраст ребенка, тем не значительней разница. Детская речь во многих отношениях несколько напоминает распев. Именно родство речевой и певческой фонации у малышей создает исключительно благоприятные условия для раннего развития и формирования народного натурального голоса. В этом случае предпосылкой успешных певческих занятий является опора на правильные речевые навыки ребенка, которые формируются в результате постоянной и непроизвольной тренировки голосовой мышцы и других органов голосообразующего аппарата. Таким образом, основную методическую установку можно сформулировать заданием: «Пой, как говоришь, а говори нараспев».

Если речь у ребенка без дефектов, её механизм скоординирован и действует органично, можно легко перевести речь в пение, дав ребенку почувствовать естественность возникновения певческой фонации, её близость к речевой.

Для начала необходимо предложить детям сделать спокойный вдох, затем – продолжительный вдох через нос и ощутить при этом, как «согревается» выдыхаемым воздухом нос, верхняя губа. Затем - снова вдох, и на выдохе сохраняя то же ощущение «тепла», осторожно протянуть предельно смягченное «хь –хь». С тем же ощущением «тепла» тихо произнести гласные (по отдельности): «Я», «Е», «И». Такие упражнения вполне доступны детям, если придать им игровую форму, при этом включить в работу ассоциативное мышление, например, представить что «разогреваем моторчик», «заводим его» и т.д.

«Приблизить звук, найти для него верное место и высокую позицию помогают звуки – протянутые согласные: «з-з-з», м-м-м», «ж-ж-ж», представляя жужжание различных насекомых (мух, пчел, комарика). Найденное верное направление звука закрепляется.

Поскольку в основе народного пения лежит выразительное речевое интонирование и соответствующее ему музыкально-речевое мышление, целесообразно начать вокальные занятия с упражнений на полное раскрытие всех качеств речевого голоса детей. Для этого надо предложить детям многократно проговаривать поочередно, громко, внятно, на опоре, «всей грудью» свое имя, н-р: Я Аня. Упражнение выполняется свободно, непринужденно, полной грудью, но без крика. Ударные гласные при этом немного «протягиваются»: Я-а-а А-а-ня.

Для выработки единой звуковой позиции при произнесении гласных можно рекомендовать декламацию с «протяжкой» ударных. В качестве учебного материала используются образцы детского фольклора: дразнилки, загадки, фрагменты из песенных текстов. Например: «Еля, теля, недомеля, перемеля, растетеля» (Е-е-е-ля, те-е-е-ля, недоме-е-е-ля переме-е-е-ля, растете-е-еля). «Эй, Авсеня, эй Авсень!» (Э-е-е-й, Авсе-е-е-ня, э-е-е-й, авсе-е-е-нь!).

Правильное, естественное звукообразование и развитие детского голоса строится исключительно на доступном материале и по принципу последовательности, постепенности продвижения от простого к сложному. Чтобы пение осуществлялось без принуждения, целесообразно проводить его на фоне простых игр, которые активизируют и раскрепощают детей и создают необходимую атмосферу отвлеченности.

IV. Далее можно приступать к грудному резонированию.

Грудное резонирование хорошо ощущается если петь упражнения на слог «ой»- (о-ёо-ой) или «ай»- (а-яа-ай). При фонации надо ладонь положить к верхней части груди (в этот момент рука ощутит вибрацию). Упражнения выполняются на звуках, не превышающих «ми1». При этом важно сохранить высокую позицию звука.

При переходе на упражнения с разнообразными текстами следует помнить, что гласная «И», а также йотированные гласные («А», «Е», «Ё», «Ю») формируются гораздо более близко и светло. Поэтому при подборе текстов для упражнений - попевок необходимо отдавать предпочтение тем, в которых указанные гласные встречаются чаще, н-р Евсей, Евсей, муку посей, испеки калачи горячи.

V. В сложный комплекс навыков, вырабатываемых с первых дней музыкальных занятий входит певческое дыхание.

От навыков певческого дыхания зависит качество звука, его сила, тембр, длительность, интонационная чистота, а в коллективном пении – хоровая звучность, строй. Наиболее оптимальный тип певческого дыхания. Он самый глубокий («в пояс») и является основой, на которой формируется смешанный тип дыхания, дающий возможность каждому певцу приспособиться к удобному для него состоянию входа, используя все типы дыхания, кроме ключичного. Навыки певческого дыхания должны быть усвоены в детстве.

Певческое дыхание вырабатывается в процессе пения. Поэтому, необходимо с самого начала ввести юного певца в мир музыки, чтобы процесс овладения дыханием был связан с выразительным исполнением, с осознанием музыкальной фразировки. Маленькие певцы должны сознательно стремиться петь фразу на одном дыхании. Только так вырабатываются правильные и рефлекторные навыки дыхания, и укрепляется дыхательная мускулатура.

Даже самым маленьким необходимо объяснить (в игровой форме), как берется дыхание. Чтобы включить в процесс дыхания работу диафрагмы, предлагается, как бы надуть воздушные шарики – при этом должна значительно выступить вперед брюшная стенка. Затем воздух тонкой струйкой постепенно выпускается через рот. Нажав на брюшную стенку, дети звонко и активно произносят слог «ОЙ!». Предложите им повторить это упражнение несколько раз, при этом напомнить, что подобное упражнение надо делать с определенным эмоциональным настроем (удивленно, жалобно, плаксиво, радостно, укоризненно и.т.п.).

На первых порах этот звук можно исполнять (произносить) на одной высоте, а затем можно менять высоту и чередовать ритмический рисунок.

Методика работы над дыханием (на примере песни «Петушок»).

1. Добиться от детей сознательного пения на одном дыхании каждой отдельной фразы, обращая при этом внимание на исполнение последнего звука (пе-ту-шок, пе-ту-шок – делая остановку на последнем звуке, мы произвольно увеличиваем длительность). Эта задача заставит всех сосредоточиться на выдохе.

2. Сосредоточить внимание ребят на выдохе – моменте расходования дыхания. Т.О. мы подходим к наиболее трудному этапу работы над песней – выразительное исполнение.

3. Перевести внимание ребят на выразительное исполнение (в данной песне красивое пение д.б. связано прежде всего, с напевным звуковедением, идущим от образного содержания, т.к. сам текст песни – «Петушок, петушок, золотой гребешок…» требует теплого, ласкового характера звучания). Ясное понимание задачи и стремление достичь выразительности в исполнении поможет поющим экономно расходовать дыхание, а значит – постепенно приведет к приобретению необходимого навыка.

4. Перейти к углубленной работе над начальной фразой дыхания –моментом вдоха. С этой целью необходимо спеть песню без остановок, т.е. сокращая длительность последнего звука фразы и за счет образующейся паузы возобновляем дыхание. Дыхание брать в этом упражнении перед каждой новой фразой. Вдох должен быть быстрым, но спокойным и не судорожным. Такой вдох обеспечит четкую работу всего дыхательного аппарата, а значит образование так называемого «опертого» звука.

5. Закрепление навыков певческого дыхания за счет постепенного расширения репертуара с более продолжительными фразами ( «Ой, новое, нешинованное колесо» и др.).

VI. Следующий этап в работе над вокально-хоровыми навыками – дикция и артикуляция.

Наиболее часто встречающийся дефект у поющих детей – это их общая скованность и как следствие – «зажатая» нижняя челюсть. Самым робким детям кажется, что они достаточно свободно произносят слова, на самом деле звук едва пробивается сквозь стиснутые ими зубы. Для освобождения (свободы) артикуляционного аппарата рекомендуются упражнения на следующие слоги: «ДА», «ДАЙ», «БРА», «БРАЙ» и т.п. Подвижности языка способствует пение на слог «ЛЯ» (сначала в медленном темпе, а затем в быстром).

Вообще языку в народном пении отводится особое место, т.к. от его правильных действий зависит открытие гласных. Его правильное положение во рту: лежит плоско на нижней части и по возможности действует с ней одним монолитом, упираясь в корни нижних резцов и образуя в этом местечке ямку, способствующую собиранию звука. Все гласные строятся именно в этом месте, на кончике. Действия языка – быстрые, ловкие (для этого он д.б. очень подвижным). Направленность действий – вперед и вниз, в корни зубов.

Добиваясь четкой и ясной дикции, активной артикуляции, рекомендуют обратиться к народным прибауткам («Дон-Дон», «Сорока», «Лиса»).

Главное внимание необходимо обращать на согласные М, Н, М, Р. Они должны произноситься особенно четко и ясно, как бы с удвоением, даже с утроением (бравый, смотрит, Марья, Николай Андреевич). Очень полезно специально поработать и над четким произношением согласных в конце слов: дом, Дон, галочек, палочек, пенек, денек и т.д.

В то же время встречающиеся шипящие согласные нужно пропевать быстро и легко, так как при их артикуляции происходит значительная утечка воздуха (Марьюшка, Иванушка, гнездышко).

Подобные упражнения окажут благоприятное влияние на процесс звукообразования и звуковедения. Хорошая дикция и артикуляция помогут и в овладении наиболее важным качеством пения – широкой кантиленой. Наиболее благоприятные в вокальном отношении «звучащие» согласные Б, В, Г, Д. Сочетание гласных с согласным «КУ», «ГУ» дает наибольший эффект в борьбе с «белым», «плоским», «открытым» звучанием.

В целом артикуляционный механизм и амплитуда произношения слов в народном пении остаются теми же, что и в разговорной речи. Четкость, внятность произношения достигаются за счет ясного проговаривания согласных и чистоты фонем гласных, способом активной и правильной работы артикуляционного аппарата, особенно языка.

Достаточно полезным является чередование выразительного произношения текста с использованием такого приема как замедленная декламация с последующим пропеванием отработанного текста. Такое чередование речевой и певческой фонации на одном и том же музыкально-поэтическом материале – неотъемлемая часть всей вокальной работы с детьми и в дальнейшем. Самым важным моментом становиться максимальное сходство ощущений, резонирования, артикуляции, дыхания и эмоционального настроя (н-р: «Кисонька-мурысонька»).

При каждом воспроизведении текста перед детьми обязательно ставиться конкретная образно-смысловая задача, изменяющаяся в зависимости от «картинки», которую необходимо создать в детском воображении. Интонационно-выразительное проговаривание текста, а затем пропевание, дает возможность как можно точнее и осмысленнее воспроизвести заданную попевку, найти оптимальный вариант её интонирования.

Т.о. главная задача – дать основные навыки естественного исполнения народных песен , будет решена.

VII. Отбор народно-песенного материала в репертуар детского коллектива осуществляется в зависимости от возрастных особенностей его участников. Это проявляется двояко в отношении исполнительских возможностей детей и их интересов. Учет последних способствует формированию у детей положительной, устойчивой мотивации (франц – обоснование) к учению. Только начинающим осваивать музыкальный фольклор, по своему художественно- образному строю ближе приговорки, прибаутки, потешки, игры, колыбельные («Дождик, дождик, пуще!» - закличка, «Божия коровка», «Ты расти, расти, коса» - приговорки «Ай, дуду, ай дуду, на зеленом на лугу» -прибаутка, «Каравай», «Гори, гори, ясно» игры и др

Второе требование – это соответствие характера напева исполнительским возможностям еще неокрепших детских голосов. Наиболее благоприятный материал в работе с детьми младшего школьного возраста – календарные песни. С семилетними и восьмилетними детьми, как правило, осваиваются песни, напев которых основан на секундовых и малотерцовых интонациях: колядки, щедровки, авсеньки с элементами игры.

Начиная с девятилетнего возраста дети могут осваивать простейшие элементы многоголосия (бурдон) – календарные, плясовые, игровые.

Опубликовано в группе «Консультации по вопросам внедрения ФГОС для обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.