12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Гарипова Дилара МинниФаритовна375
Работаю учителем начальных классов с 1994 года. Высшее образование, высшая категория. Участвовала в районном конкурсе "учитель года-2002 г", "учитель года-2014 г"- лауреат.
Россия, Башкирская респ., село Магинск
 
 

«Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования».

Выполнила учительница начальных классов

Караидельского района Магинской средней

Общеобразовательной школы Гарипова Дилара Миннифаритовна.


План.

1.Овладение речью – необходимое условие

формирования личности.

2.Виды работ над развитием речи.

3. Речь – как основа познания окружающего мира.


Овладение речью – необходимое условие формирования личности.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого - культура речи и культура общения.

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Большая часть времени для активной речевой деятельности учащихся отводится на уроках чтения. Здесь дети учатся говорить, сочинять, рассуждать, доказывать. Развитие речи детей происходит на уроках окружающего мира, математики, музыки, рисования. Описывая какое-либо животное, его образ жизни, ученик должен употребить такие слова, которые сделали бы его характеристику яркой, полной и точной. Очень важно привлекать всех учеников к анализу полученного ответа, чтобы они дополняли, уточняли, поправляли друг друга. А это требует большого внимания к слову – своему и товарищей.

Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. Я придаю большое значение развитию выразительного чтения, так как оно способствует развитию художественных способностей, содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся.

Звуковая сторона, принадлежность устной речи, является не только обязательной формой её материального существования, но и одним из важных факторов её выразительности. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, её способность оказывать определённое воздействие на слушателей. Поэтому в работу над развитием речи школьников в качестве обязательного элемента включаю работу над звуковой её стороной.

 

Виды работ над развитием речи.

Работу начинаю с отработки чистого произношения звуков, используя на своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки.

1.Отчётливо произноси слоги (тихо - чуть громче – громко – вполголоса – тихо).

Ди – дэ – да - до – ду - ды

То - ддо - ту - дду - ты - дды.

2.Отчётливо и быстро читай слоги.

Га - го - гу - гэ - гы

Гя – ге – ги – ге - гю.

3.Доскажи строку.

Ша – ша – ша - мама моет малыша.

Шу - шу - шу - я письмо пишу.

Аш – аш – аш -…………………….

4.Доскажи слово.

Ра - ра - ра - вышла в тундру (детвора).

Ры – ры – ры - их кусают (комары).

Чтобы научить детей внятно и чётко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, использую чистоговорки, которые необходимы мне в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шёпотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).

 

1.Са – са – са - под кустом сидит лиса.

Сы - сы - сы - у неё чёрные усы.

2.Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.

Ли - ли - ли - прилетели журавли.

3.Жа – жа – жа - есть иголки у ежа.

Жу - жу - жу - молоко дадим ежу.

Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. Для этого

использую такие упражнения:

1.Правильно произноси звуки. Какой звук часто повторяется?

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли,

Резиновая Зина упала из корзины,

Резиновая Зина измазалась в грязи.

2.Отгадай загадку. Сколько слов с буквой ж тебе встретилось?

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе - кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Для развития речи младших школьников может быть использована и методика скороговорения.

При разработке этой методики учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении деятельности, высокой речевой и игровой активности, преодолении препятствий.

Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать радужность и звенящую силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.

Методику скороговорения использую на уроках обучения грамоте ( при изучении нового звука и буквы ).

Скороговорка используется для совершенствования дикции учащихся так, как обладает несомненными достоинствами: наличием звуковых повторов и ритма, занимательностью содержания, краткостью.

Последовательность работы над скороговоркой:

1) медленное, размеренное произнесение учителем;

2) осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом;

3) повторное, с усиленной артикуляцией, произнесение учителем;

4) обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение;

5) индивидуальное произнесение учащимися.

Скороговорки использую также на уроках русского языка и чтения.

Формы работы со скороговоркой:

скороговорные разминки;

скороговорные пятиминутки.

Скороговорная разминка проводится в начале урока для концентрации внимания, настроя на эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата школьников к уроку.

Скороговорная пятиминутка проводится в середине или в конце урока для снятия интеллектуального напряжения, смены вида деятельности.

Как для разминки так и для пятиминутки подбираются скороговорки, которые могут быть обыграны.

Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников; изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполненности.

Развитию дикции у детей помогают мне и загадки. Они развивают слуховое внимание, а благодаря тому, что некоторые из них насыщены какими-то определёнными звуками, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков.

Белая скатерть всё поле покрыла.

(Снег.)

Рыжая с пушистым хвостом.

Живёт в лесу под кустом.

(Лиса.)

В воде купался, сухим остался.

(Гусь.)

Бегут по дорожке. Доски да ножки.

(Лыжи.)

Странная звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала.

(Снежинка.)

Следующая ступень ознакомления детей со звуковой стороной слова – слоговой анализ слов.

На первоначальном этапе обучения стараюсь в игровой форме отрабатывать навыки слогового анализа, потому что вполне согласна с утверждением, что слог – это ключ к чтению. Мир слов очень похож на ребячий мир: слоги и слова, как дети, любят прятаться, устраивать розыгрыши, шутить, превращаться. Игровые моменты и занимательные упражнения – пример творческого подхода к звучащему слову. Это умственные задачи сложного порядка, когда ребёнок задумывается над словом, его строением. В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания. Одновременно с этим происходит процесс осознанного овладения специальными терминами, необходимыми для общения в период изучения слова как единицы языка («слово», «звук», «слог», «ударение»). Предлагаемые ниже игры и упражнения направляют внимание детей на самостоятельное произнесение слов, помогают им понять деление слов на слоги и определять ударный слог.

 

1.Договори последний слог.

Я начну, а вы кончайте,

Часть любую добавляйте,

Можно «сы», а можно «са»,

Бу-…, ве-…, но-…, ро-…, ли-…, ко-… .

2.Придумай слова, которые по звучанию похожи на данные словосочетания.

Кры – кру – кра - идёт игра.

Бо – бу – бы - стоят столбы.

До – ду – да – гудят провода.

Ма – мо – му - …………………..

ши вет

ти на ум ка

ра шут

пе лод

 

Вербальный уровень общения – основной в системе образования в школе, а следовательно, если мы хотим, чтобы наши ученики нас понимали, то должны, говоря доступным для них языком, поднимать их на более высокий лексический уровень. Проблему развития семантического понимания считаю самой важной в обучении. Если мой ученик не понимает значения слов, он не может сделать то, что от него требуется. Внимание ребенка сразу же отключается.

Слово – это часть строительного материала для предложения, ключ к пониманию всего предложения. Если я научу понимать часть, значит, мои ученики не смогут понять целого. Если ребёнок не приучен вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета.

Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением и правильным написанием, но и сделать слово объектом наблюдения, анализа. Я должна подготовить своих учеников к изучению лексики в последующих классах, чтобы они научились выбирать наиболее подходящее слово для выражения мысли, умели устранять однообразное употребление слов в речи, различать разные значения одного и того же слова. Чтобы добиться этого, я прежде всего вместе с детьми выясняю: каким может быть слово? В результате нашей беседы приходим к выводу:

Схема в прикрепленном файле.

 

Подружившись со словом, мы делаем для себя удивительное открытие.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

(Я. Козловский.)

 

Ведущим направлением в развитии речи учащихся провозглашается словарная работа, а наиболее распространённым приёмом - объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста.

Систематическая словообразовательная работа на всех уроках позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайны их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для первых наблюдений я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи.

Ученикам предлагаю такой текст:

Рад и взрослый и ребёнок,

Когда беленький, как снег,

В стаде первый оленёнок

Появляется на свет.

Затем провожу беседу:

- О ком идёт речь?

-Объясните значение слова оленёнок.

-Сравните слова по значению. В чём заключается различие? Благодаря какой части в составе слова оленёнок его значение отличается от слова олень? Какое из слов сложнее и по значению и по составу?

Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их,

определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение.

Вот один из текстов:

Заяц и Лосёнок.

- Слушай, Лосёнок, ты Лось или Лосиха?

-Я Заяц и сам не знаю! Вот если рога к весне вырастут – значит, я Лось, а если не вырастут – значит Лосиха. Приходи летом, разберёмся. (Н. Сладков.)

Использую упражнения, направленные на формирование умения самостоятельно подбирать к указанному слову родственное. Данные упражнения направлены на формирование умения проводить элементарный словообразовательный анализ:

волчонок - …

медвежонок - …

лисёнок - …

совёнок - …

Определите значение слова. Подберите первичное слово. Сравните слова в паре по смыслу и составу.

Развитие речи - это основа школьного обучения детей языку. Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. Изучение синонимов в начальных классах осуществляется путем разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей. Делаю я это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём то выразительно – это значит в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения.

Соедини слова в пары.

метель, рубеж, граница, вьюга

Запиши слова в порядке уменьшения качества.

маленький, небольшой, крохотный

Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить.

пунцовый, кумачовый

Некоторые глаголы замени словами, близкими по значению.

тихо реветь; как белуга, плакать; слегка трепетать; от страха робеть.

 

Интерес школьников к слову, стремление обогатить свой словарь развивается в том случае, если возникает и растёт потребность в понимание слова, его многозначности. На близком и понятном детям материале знакомлю их с полисемией и фразеологией.

Схема в прикрепленном файле.

 

Многозначность слова легко выделить в стихотворении, а затем объяснить его значение.

Сказала мама Славке:

-Холодно в лесу.

Надень под куртку шарфик,

Ведь осень на носу.

И Славка дошколёнок

Задумался всерьез:

Оранжевая осень

На чей же села нос?

Далее можно рассмотреть фразеологические обороты:

повесить нос - огорчиться; водить за нос - обманывать; зарубить на носу – запомнить.

Понимание того, что каждое слово имеет свое значение, что употребление слова зависит от цели высказывания, стиля речи, развивает у моих учеников потребность внимательно относиться к выбору слова, узнавать новые слова.

В отличие от слова предложение обладает смысловой и интонационной законченностью, что помогает детям в восприятии и осознании речи. Курс русского языка, нацеленный на усвоение его коммуникативной функции, осуществляется в двух формах ( устной и письменной) на материале связанных между собой основных языковых единиц: текста, предложения и слова, из которых ведущей является предложение.

Для выражения заключенного в предложении содержания служат следующие языковые средства: формы отдельных слов; служебные слова; интонация: мелодия голоса, логическое ударение, пауза; порядок слов.

Все эти понятия должны быть объектом наблюдения с букварного периода до конца 3 класса.

Исключительно широкие возможности для усвоения детьми сущностных признаков предложения заключает в себе такой вид заданий, как восстановление деформированных предложений и составление предложений из данных слов. Задания по составлению предложений являются прекрасными подготовительными упражнениями к собственному сочинительству. Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей. Весь окружающий ребёнка мир должен стать предметом его мысли, рассуждений на уроке. С большим увлечением дети рассказывают о природе, делятся своими впечатлениями во время экскурсий. Всё это, как и содержательные эмоциональные рассказы учителя, создаёт радостную атмосферу познания. По-новому взглянув на окружающий мир, дети на каждом шагу делают свои маленькие открытия с учителем, товарищами. И здесь речь школьников становится внутренне необходимой, она возникает из естественной жизненной ситуации. Создание учителем на уроке ситуаций делового общения детей в процессе познания, опыт устного высказывания станут надежной опорой для работы над развитием письменной речи.

С первых дней обучения первоклассников стараюсь не только поддерживать интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку. Именно на основе чтения, при умелом и тактичном руководстве учителя формируются взгляды, нравственные убеждения, художественные вкусы. На основе чтения и изучения художественных произведений развивается эстетическое чувство, обогащается духовный мир школьника, укрепляется потребность в постоянном притоке художественных впечатлений, в общении с книгой. Такая потребность - одна из главных и благородных в системе духовных ценностей личности. Зачем учить детей обращаться к художественной книге?

Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир, на действительность, на человека, свою жизненную позицию, чтобы в горькую или радостную минуту пообщаться с мудрым собеседником, знатоком человеческой души – писателем, поэтом, найти в художественном слове отзвук своим мыслям и переживаниям, почувствовать, воспринять сердцем и разумом, узнать о прошлом своей Родины и человечества, осмыслить настоящее.

Развитию образного мышления, эстетического вкуса учащихся, активизации художественного творчества способствует использование на уроках творческого чтения. Метод творческого чтения осуществляется посредством таких приёмов, как выразительное чтение учителя, обучение выразительному чтению учащихся, комментированное чтение, беседа, направленная на выяснение впечатлений от прочитанного произведения, и др.

В связи с тем, что целью художественного чтения является не только знакомство учащихся с тем или иным произведением, но развитие их творческого воображения, раскрытие идеи произведения, при чтении необходимо использовать все элементы выразительности и умело применять их для достижения поставленной задачи.

Первое знакомство с художественным произведением необходимо сразу же начинать с работы над образностью поэтической речи, отыскивая доступные пути понимания языка текста.

В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям. Поэтому я учу детей нужной интонации. Вот некоторые примеры заданий.

Прочитай текст, передавая радость ( возмущение, гордость, печаль, ласку).

Прочитай предложение, выражая восхищение,( сочувствие, совет).

Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (или интонацию радости, страха, гордости), вырази удивление, огорчение.

Прочитай несколько предложений с разными интонационными оттенками.

Моя цель – создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работ, больше времени уделять словарной работе. Чаще использовать различные творческие задания, учить работать с текстом. Составляя систематику видов работ, применяемых мной в практике, я выделяю следующие направления работы с текстом:

  • чтение всего текста;
  • пересказывание;
  • чтение учащимся нового текста, заранее подготовленного дома;
  • чтение цепочкой по предложению, по абзацу;
  • чтение вполголоса;
  • нахождение отрывка к рисунку;
  • ответы на вопросы;
  • нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы;
  • чтение самого интересного отрывка;
  • нахождение предложений, которые стали поговорками;
  • беседа с сопровождением выборочного текста;
  • чтение о том, чем понравилось произведение;
  • чтение по ролям;
  • нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно,( печально, с досадой, возмущением, строго).
  • кто быстрее найдёт в тексте слово на заданное правило;
  • нахождение самого длинного слова;
  • чтение, пометка непонятных слов;
  • комбинированное чтение;
  • конкурсное чтение.

Работу с текстом провожу очень тщательно и оригинально. Практикую свободное высказывание детей, без наводящих вопросов. Все виды занятий направлены прежде всего на развитие устной речи.

Много приходится работать со стихотворениями лирического характера, так как для полноценного восприятия дети должны проникнуть эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережить то, что его волнует. Я заметила, что эмоциональная сфера младших школьников развита недостаточно, для того чтобы сопереживать, сочувствовать читаемому. Поэтому моя задача развить эмоции и чувства своих учеников, добиться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту. Для решения этих задач использую беседу, опираясь на впечатления учащихся. Наряду с этим отрабатываю навыки осознанного восприятия текста, понимания его.

На всех этапах работы со стихотворением стараюсь сохранить то чуткое эмоциональное состояние класса, которое возникло первоначально, чтобы за каждым словом, за каждой строкой дети учились видеть яркую картину. Предлагаю выборочное чтение отдельных строф, строчек, слов по моему заданию. Выборочное чтение обычно сопровождаю беседой - размышлением. Чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку стихов, использую замену слова или словосочетания другим, близким по смыслу словом. Для развития ярких образных представлений применяю иллюстрации.

Перед восприятием художественного текста стремлюсь создать эмоциональный настрой, чтобы заинтересовать детей произведением. Ведь на уроках чтения приходится не только формировать и совершенствовать навыки чтения, работать с текстом, развивать речь, расширять знания учащихся об окружающем мире, но и достигать воспитательных целей. Пожалуй, воспитательная направленность является первоначальным звеном в уроке, откуда исходят все остальные задачи, которые ставит перед собой учитель. Воспитание всегда идёт не только через знания о том, как есть и как надо, а больше всего через чувства, переживания читателей за героев и их жизнь.

Воспитывающий успех урока зависит от эмоционального уровня общения, что чаще всего приходится во время знакомства с новым произведением. Поэтому стараешься так провести подготовку к воспитанию, чтобы заинтересовать детей произведением. И главная моя задача перед чтением художественного текста – создать эмоциональный настрой на слушание или чтение.

Дети наблюдают, как поэты и писатели видят мир и рисуют его словами, как красиво, выразительно, ярко и точно в художественном тексте. Знакомясь с героями произведений, думая над их поступками и характерами, дети наблюдают за тем, что как говорит о своём герои автор, как относится автор к герою. Все виды заданий направлены прежде всего на развитие устной речи.

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, так как наша речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения.

Проблема развития речи занимает важное место в начальном образовании: есть учебники, методические пособия, программы обучения. Но на практике упражнения в устной связной речи зачастую не решают задач развития речи детей. Речь школьников бедна, маловыразительна. Ученикам сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю. Учителя начальных классов нередко испытывают затруднения при попытках развить воображение и речь детей.

На уроках чтения для развития речи учащихся я применяю словесное рисование. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Задания по словесному рисованию развивают у детей эмоциональную чуткость, тонкость восприятия художественной речи, творческое воображение.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. К примеру:

1) умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества;

2) умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, метафоры.

3) умение устного словесного описания предмета.

В разработанную систему заданий по словесному рисованию входит четыре группы упражнений.

Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.

Для полноценного восприятия текста ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для школьников начальных классов, так как их эмоции развиты недостаточно, дети не готовы в полной мере сопереживать и сочувствовать читаемому. Очень много мысленных усилий им приходиться тратить на сам процесс чтения, что подавляет эмоциональную составляющую.

Для усиления эмоционального восприятия предлагаю такие задания:

какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты;

найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора.

Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).

Предлагаю такие задания:

представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю;

подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, метафоре, олицетворении.

Работа над образным языком лирического стихотворения очень важна, такая работа способствует развитию речи и обогащению словарного запаса школьников, помогает вдумываться в смысловое содержание произведения, приближает к творческому процессу.

Предлагаю такие задания:

выделите в тексте непонятные слова и попытайтесь объяснить их значение;

найдите в данном предложении слово, значение которого надо пояснить, уточнить("Глухарь метался в стороне. "надо пояснить слово метался .Это слово означает беспокоился, не находил себе места).

найдите в тексте образные средства языка: эпитеты, метафоры, сравнение, олицетворение;

подберите синонимы к данным словам.

Четвертая группа упражнений направлена на выражение личностного отношения:

Предлагаю такие задания:

поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном;

выразите возникшие у вас чувства;

расскажите о своем отношении к воображаемой картине:

Результатом работы по словесному рисованию является активизация словарного запаса учеников.

Дети учатся находить в тексте образные средства языка. Многие ученики могут создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появляется интерес к собственной устной речи.

На уроках чтения лирических произведений необходимо поддерживать эмоциональный настрой. Это возможно, когда в классе идет живая беседа. Именно в процессе беседы рождаются мысли, возникает чувство поделиться чувствами и переживаниями. Шаг за шагом на уроке мы глубже проникаем в произведение, раскрывая художественный образ, рассматриваем, какими средствами языка был создан этот образ.

 

Речь как основа познания окружающего мира.

Всё изучение языка во всех его проявлениях имеет целью овладение им для речи, для общения, для мысли, для познания, для связи поколений, для самосознания. Язык - это школа становления и развития личности.

Речь - школа социальной жизни, постоянно включающая ребенка в систему отношений между людьми, познание, в разнообразие жизни.

Школа обеспечивает разностороннее овладение речью: здесь речь выполняет роль инструмента познания, учения, приобщает школьника к искусству слова, к музыке; речь вводит школьника в общественную деятельность. Это все сферы и организационные формы речевого, языкового развития.

Речь - это мир самопознания, понимания самого себя, общения с самим собой, самовыражения. Через речь школьники включаются в творческую деятельность, в созидание новых ценностей. Стремление к творчеству характерно для школ: это мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

 

Литература:

  1. Раздел «Методика развития речи» - М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах».
  2. Раздел «Методика развития речи детей» - «Лабораторный практикум по педагогике и методикам» - М.,1981.
  3. Л.Р.Хасанова «Особенности формирования искусной речи младших школьников» - «Пути совершенствования педагогического процесса в вузе и школе» - Бирск,1996.
  4. М.Р.Львов «Культура речи» - Н.шк.,1/2002.
  5. З.В.Дубовец «Развитие речи с помощью синонимов» - Н.шк.,2/2001.
  6. Г.Б.Чернова «Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования» - Н.шк.,7/2000.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.