12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Шорохова Ирина Витальевна35
Россия, Крым респ., Евпатория
1

Открытый урок по теме «Сложносочиненные предложения. Обобщение материала»



Учителя русского языка и литературы Шороховой Ирины Витальевны

в 9-М классе

Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум

Педагогические технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, технология критического мышления, личностно-ориентированные, предметно-ориентированные, воспитательные, игровые.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Формулирование учащимися темы урока.

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята, меня зовут Ирина Витальевна. Откройте тетрадки, запишите сегодняшнее число: первое декабря, классная работа.

Сегодня я буду вести урок русского языка. Прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос: в рамках какого события сегодня я провожу у вас урок?

(Урок в рамках профессионального конкурса «Учитель года».)

Ребята, можете ли вы узнать профессию, о которой так сказал президент?

Внимание на интерактивную доску!

Владимир Путин: «Информационная добросовестность и правда остаются главными в мире, и, конечно, важно во всех странах мира обеспечить свободу распространения информации»

(Профессия журналиста)

Да, тема сегодняшнего урока «Школа юного публициста». (слайд 1)

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о публицистике и читать статьи о событиях, происходящих в нашем городе. В конце нашего урока каждый из вас попробует себя в роли журналиста и создаст собственное публицистическое сообщение, которое может быть опубликовано как на сайте школы, так и в городских СМИ. Критерии оценивания этой работы вы видите на доске.

Важно ли журналисту быть грамотным?

(Да)

Друзья, обратите, пожалуйста, внимание на предложение, написанное на слайде.

Как определить сложное ли это предложение или простое?

(Найти грамматическую основу)

Можете ли вы назвать его тип?

(Сложносочинённое) (слайд 2)

Что такое сложносочинённое предложение и какие оно имеет особенности?

Можете ли вы сформулировать правило, глядя на это предложение? (слайды 3 – 6)

Были ли у вас затруднения в изучении этой темы?

Какие?

ССП с общим второстепенным членом и с односоставными предложениями в составе ССП не вызывали у вас затруднения?

Ребята, давайте вместе сформулируем сегодняшние цели и задачи урока.

ЦЕЛИ УРОКА:

-обобщение теоретических сведений о сложносочинённых предложениях;

-отработка умений расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях разного вида (с общим второстепенным членом, с односоставными предложениями в составе ССП);

-различать ССП и простые предложения с однородными членами;

- учиться отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки препинания;

-развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях.

Ребята, каждому грамотному человеку, так же, как и журналисту, работающему на радио или телевидении, очень важно правильно произносить слова, в которых возможны варианты литературного и нелитературного произношения.

Первое задание, над которым мы поработаем, это акцентологическая разминка. Спишите слова, расставьте правильно ударения.

Облегчить

Приняла

Дозвонится

Жалюзи

Каталог

Исчерпать

Свёкла

Шарфы

Эксперт

Проверьте себя по слайду № 9.

Я думаю, что в этих словах теперь вы не будете ошибаться больше.

Сегодня я буду поощрять вас бонусами из игры «Монополия», тем более, что вы учитесь в математической школе и точно сумеете их сосчитать.

Ребята, сейчас я каждому раздам карточки с текстами.

Индивидуальная работа с карточками.

Перед вами тексты, скопированные с сайта вашей школы и других городских новостных сайтов, прочитайте их и перепишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Найдите грамматические основы и подчеркните их, определив вид предложения (простое или сложное), найдите союзы. Посмотрите, есть ли общий второстепенный член предложения.

Карточка №1

Сегодня к нам в гости вновь приехали ученики ЕУВК "Интеграл", но на этот раз проведать хвостатых пришли восьмиклассники с полными руками вкусняшек! Младшие классы больше интересуются щенками, котятами, веселыми озорными собаками, и сегодняшние гости задавали очень много вопросов о животных.

Карточка № 2

27 октября в нашей школе произошло важное событие! В честь сороковой юбилейной даты со дня основания школы ребята из 1-Б класса вместе со своими родителями и классным руководителем Еленой Васильевной Белоконь высадили 40(!) саженцев платана, а родители помогли ребятам определиться, выбрав дерево.

Карточка № 3

Ежегодно список читателей школьной библиотеки ЕУВК «Интеграл» пополняется новыми читателями-первоклассниками. Детство - радужная страна, и все события в ней воспринимаются ярко и оставляют глубокий след на всю жизнь. Начальная школа поможет ребёнку проложить тропинку к знаниям.

Карточка № 4

Андрей Филонов: «Состоялась встреча с ученическим парламентом. В присутствии своих взрослых «кураторов» молодежь немного заформализована, и они задавали дежурные вопросы, видимо, заранее причесанные взрослыми. Но потом глаза загорелись, и пошли вопросы от себя».

Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте индивидуальные задания друг друга. А теперь проверьте правильность по слайдам.

Кто хочет прочитать свои выполненные задания?

Поощрить бонусом.

В каждой редакции обязательно в штате есть корректор - сотрудник, который редактирует тексты, исправляя в них не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и речевые. (слайд № 16)

Практическая работа

В городе полным ходом идет подготовка к Новому году и ко Дню Святого Николая детвора и взрослые традиционно ожидают зажжения главной городской елки. В Евпатории она особенная: живая! Каждый год ёлочка – большая модница _и ее наряд бывает разным. В основе концепции сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Вокруг новогодней ели появятся большие 3D-фигуры персонажей сказки красочные шары подарочные коробки. Сама пушистая красавица будет украшена елочными игрушками бусами в ретро-стиле а на верхушку поместят золотого петушка – символ будущего года.

Повторим фонетику, сколько букв в слове Николая – 7, а звуков – 8.

Почему мы не поставили запятую в предложении «Каждый год ёлочка – большая модница _и ее наряд бывает разным». Потому что есть обобщающее слово. Каждый год.

 В слове мышиный пишется н, потому что в прилагательных в суффиксах ин, ан, ян – одна н.

Творческое задание (с переходом на дом) (используя СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ союзы, напишите мини-сочинение публицистического характера об уроках в рамках профессионального конкурса «Учитель года», который проходит в вашей школе).

Зачитываем ваши работы, а обладатель большего количества бонусов будет оценивать по критериям работу.

На слайде №19, ребята, вы видите адрес электронной почты, куда вы можете присылать свои работы.

9. Итоги урока

Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

Мы повторили сведения о ССП, сочинительные союзы, учились правильно ставить запятые в ССП.


Сложносочиненное предложение
PPTX / 646.39 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.