СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Яковлева Ольга Алексеевна277
Стаж работы учителем химии 22 года
Россия, Саратовская обл., Балаково
Материал размещён в группе «Учителя химии»
5

Система оценивания результатов обучения школьников по химии в условиях введения ФГОС ОО

Введение ФГОС ООО требуют переосмысления педагогической деятельности вообще и  оценочной практики в частности.

Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. С определенного момента такое оценивание стало фактором, тормозящим развитие системы образования. Ни одного участника образовательного процесса традиционная система  не удовлетворяет. Вместо пятибалльного оценивание стало трехбалльным: отметок «1» и «2» не существует - это просто маркеры неудовлетворительного результата, которые используются лишь при текущем оценивании и практически не используется при итоговом, что явно свидетельствует об их номинальном существовании и фактическом неприменении.

            В условиях ЕГЭ потускнел и образ «5», отличная отметка в аттестате не согласуется с результатами единого государственного экзамена.

            Официально 5-балльная шкала оценок была официально утверждена в России Министерством народного просвещения в 1937 году:

«1» — слабые успехи;

«2» — посредственные;

«3» — достаточные;

«4» — хорошие;

«5» — отличные.

            В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу). Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России.

            В современной России чаще всего (за отсутствием нормативных документов на уровне Министерства Образования и Науки) оценку за четверть или полугодие выводят как среднее арифметическое текущих (в том числе и контрольных) оценок. В этом случае оценка за контрольную работу является текущей.

            В традиционной системе  оценивания существуют проблемы:

·         не разработана критериальная база оценивания;

·         закрытость для учащихся требований, выполнение которых оценивается;

·         при 5-балльной системе ученик крайне ограничен в возможности увидеть динамику собственного развития, что не способствует поддержанию мотивации учения;

·         ориентация оценивания только на сформированность предметных ЗУНов;

·         использование методов, средств, форм оценивания без учета возрастных особенностей школьников;

·         отсутствие единых подходов и преемственности в оценивании при переходе учащихся с одной ступени на другую;

·         отношения «учитель-ученик» определены контролирующей функцией педагога;

·         отношения «родитель-ребенок» и «учитель-родитель» тоже не вызывают положительных эмоций: при 5-балльном  оценивании очень сложно говорить об объективности, а ведь именно этого ждут участники образовательного процесса;

·         ребенок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать себя сам, у детей не формируется  адекватная самооценка;

·         низкий уровень компетентности педагогов в области целей, задач, содержания, методов и средств организации оценочной деятельности, ее роли в формировании и развитии оценочных  и рефлексивных умений, значении в сохранении психологического здоровья.

 Оценка результатов тестирования

            Оценка ответов участников тестирования - одна из важных операций контроля знаний. Недостаточно продуманный подход к оценке ответов может в значительной степени свести на нет предшествующие усилия по подготовке, организации и проведению контроля. При оценке знаний, прежде всего, важен выбор правильного критерия оценки. Он наряду с другими факторами влияет на объективность этой оценки.

Критерии оценки ответа могут быть различными. На практике чаще всего применяют два критерия:

·         соотношение между количеством правильных ответов на вопросы с общим числом вопросов теста;

·         время, затраченное для ответа на вопросы.

При переводе первичного балла теста в 5-балльную систему используется  примерная схема.

При числе вопросов в тесте равном 10 оценки будут следующие:

"ОТЛИЧНО"  -  при 9-10 правильных ответах,

 "ХОРОШО" - при 7- 8 правильных ответах,

 "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - при 5-6 правильных ответах,

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" – при правильных ответов менее 5.

            При большом количестве вопросов в тесте, целесообразно числовой диапазон правильных ответов заменять на процент правильных ответов, тогда оценка может соответствовать, например,

"ОТЛИЧНО" при 90% правильных ответах,

 "ХОРОШО" при 70% правильных ответах,

 "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" при 50% правильных ответах,

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" при правильных ответов менее 50%.

            В некоторых случаях, когда неточность в знании материала является совершенно недопустимой, оценка ответа может носить альтернативный характер, т. е. преподавателя будет интересовать знает ли проверяемый весь материал (ответил верно на все вопросы теста) или не знает (допустил хотя бы одну ошибку).

            При решении вопроса о том, каким выбрать первый критерий знаний, целесообразно учитывать возможную неравнозначность вопросов в тестах. В тесте один или несколько вопросов могут быть основными, т. е. более сложными для ответа, или включающими наиболее важный материал, а остальные вопросы - дополнительными. В этом случае удельный "вес" основных вопросов будет выше, чем дополнительных, и может в большей степени влиять на принятие преподавателем решения о выставлении оценки.

Второй критерий - время, затраченное для ответов на вопросы, применяется в тех случаях, когда требуется оценивать не только правильность ответа на вопросы, но и время, необходимое для того чтобы ответить. Чаще всего этот критерий применяется, когда основными вопросами тестов являются вопросы с результативным методом ввода ответов и когда для ответов предусмотрено решение задач в ограниченное время. Например, тест включает вопросы, при ответе на которые предусматривается решение задач на время. Проверяемый должен выполнить необходимые расчеты, требующие не только правильности, но и быстроты исполнения.

В этом случае при тестировании задается время, а по его истечении ответы проверяемых, уложившихся в установленное время, оцениваются по первому критерию.

Ответы проверяемых, которые не успели ответить, оцениваются как неудовлетворительные, либо оценка по первому критерию соответствующим образом снижается. Числовые значения и первого и второго критериев, разработанные преподавателем для различных разделов (тем) данной дисциплины, должны быть согласованы между собой. Необходимо также провести согласование числовых значений критериев, применяемых разными преподавателями.

Таким образом, при организации и проведении тестирования, с целью обеспечения объективности оценки результата, целесообразно, придерживаться следующих рекомендаций:

•      Проинструктировать проверяемых по организации компьютерного тестирования

•      Перед проведением контроля убедиться в знании проверяемым всех используемых в тесте методов ввода ответов

•      Установить результаты контроля, руководствуясь заранее определенными и согласованными критериями оценки знаний

•      Проанализировать результаты контроля с целью выявления и устранения возможных недостатков в разработанных вопросах и использованных тестах.

Перевод первичных баллов ОГЭ по химии

в 5-балльную систему в 2015 г.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Тестовый балл

0 - 8

9 - 17

18 - 26

27 - 34

% выполнения

0 -23,5

26,5 – 50

53 – 76,5

79,5 - 100

(работа без реального  эксперимента)

            Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части С.

            Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Тестовый балл

0 - 8

9 - 18

19 - 28

29 - 38

% выполнения

0 - 21

24 – 47,5

50 - 74

76,5 - 100

(работа с реальным  экспериментом)

            Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 7 и более баллов за выполнение заданий части С.

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

Формула перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые

 

где  t – тестовый балл ЕГЭ (по 100-балльной системе, который идет в сертификат ЕГЭ), Θ - первичный балл сдававшего ЕГЭ, Θmin - оценка, соответствующая одному первичному баллу, Θmax - оценка, соответствующая первичному баллу, на единицу меньшему максимально возможного. Округление проводится до целого числа по правилам математики. Нулевому первичному баллу соответствует 0 за ЕГЭ, а максимально возможному первичному баллу соответствует 100 баллов за ЕГЭ.

Шкала перевода первичных баллов ЕГЭ по химии в тестовые 2015 г.

Химия

 

Первичный балл

Тестовый балл

0

0

1

3

2

6

3

8

4

11

5

13

6

16

7

18

8

21

9

24

10

26

11

29

12

31

13

34

14

36

15

37

16

38

17

39

18

40

19

41

20

42

21

43

22

44

23

45

24

46

25

47

26

48

27

49

28

50

29

51

30

52

31

53

32

54

33

55

34

56

35

57

36

58

37

59

38

60

39

61

40

62

41

63

42

64

43

65

44

66

45

67

46

68

47

69

48

70

49

71

50

72

   

51

73

52

74

53

75

54

76

55

77

56

78

57

79

58

80

59

83

60

87

61

90

62

93

63

97

64

100

 


Первичный балл

Тестовый балл

% выполнения

14

36

21,5%

20

42

31%

25

47

38,5%

30

52

46%

35

57

54%

40

62

61,5%

45

67

69%

50

72

77%

55

77

85%

57

79

88%

58

80

89%

59

83

91%

60

87

93,75%

61

90

95,3%

62

93

96,9%

63

97

98,4%

64

100

100%

Источники:

1.      Оценочная деятельность в условиях введения ФГОС основного общего образования http://www.openclass.ru/node/321127

2.      Проекты докуметов для введения ФГОС ООО http://www.school-5.yashkino.ru/inform/docs/41-2012-08-31-01-03-06

3.      Перевод баллов ГИА 2014 в отметки от ФИПИ

4.      Обновление образования в условиях введения фгос  http://lib.znate.ru/docs/index-69322.html

5.      Компьютерное тестирование в образовании http://slmini.narod.ru/art/art3.html

6.      Шкала перевода баллов ЕГЭ  http://www.examen.ru/add/ege/8933/perevod-ballov-ege

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.