12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Большухина Ирина Анатольевна48
Россия, Пензенская обл., Пенза

Тема: «Святые источники земли Пензенской»

Цели:

- Познакомить учащихся со Святыми источниками Пензенской области.

- Воспитывать у учащихся экологическую грамотность, прививать любовь к природе родного края.

Оборудование:

- Мультимедийная установка;

- Ноутбук;

- Экран;

- Музыкальное сопровождение:

Жанна Бичевская – «Родник» на стихи Иеромонаха Романа,

Олег Газманов – «Родники».

Чайковский - «Времена года. Апрель. Подснежник»

Ход мероприятия

Слайд 1

Ведущий На территории нашей области много источников с целебной водой. Сейчас мы совершим виртуальное путешествие по некоторым святым источникам нашей области.

Слайд 2

Ученик 1

“О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами, высокими дубравами, чистыми полями. Всем ты преисполнена, земля Русская, о, правоверная вера христианская”– писал летописец в середине 13 века.

Чайковский - «Времена года. Апрель. Подснежник»

Ученик 2

Слайд 3

Родник

Пронеслась молва по свету:

«Где-то, за рекой,

В зарослях, зимой и летом,

Бьёт родник живой!

Кто воды его напьётся,

Многое поймёт

И, чьё сердце еле бьётся,

Сразу оживёт!

Если только потрудиться –

Тот родник сыскать,

Можно многого добиться

И счастливым стать!»

Захотелось мне водицы,

Хоть один глоток,

Чтобы счастья, лишь крупицу,

Мне найти помог!

Собралась я в путь-дорогу

За живой водой,

Постояла у порога...

Всех звала с собой!

Надо мной – одни смеялись...

А другой – бранил...

«В сказках чудеса остались»,-

Кто-то говорил...

Ночь на землю опустилась

И луна взошла.

Я, с опаской, в путь пустилась,

Тот Родник нашла!

Только лишь вода коснулась

Пересохших губ,

Сердце сразу встрепенулось,

Участился стук...

Напилась воды немного,

Набралась я сил,

Мне до самого порога

Огонёк светил!

Радостью теперь встречаю

Раннюю зарю,

Красоту всю замечаю!

Всех людей люблю!

Удивляются родные:

«Что за ерунда?!

У неё глаза – другие,

Блеск, как никогда!»

Вижу мир совсем иначе,

Глубоко дышу!

Ну а если сердце плачет,

К Роднику спешу.

Если ты не можешь счастье

До сих пор найти,

Хоть в жару, хоть в день ненастный

К Роднику иди! (Эльвира Рейнке 12.06.2009)

Песня /Жанна Бичевская – «Родник» на стихи Иеромонаха Романа/

Слайд 4-13

Ведущий

Историческая справка.

Слайд 14-15

Пензенская земля всегда славилась источниками, вода в которых считается у верующих «святой» и обладает целебными свойствами. Практически в каждом районе нашей области можно найти свой родник. Рядом со многими из них построены монастыри или часовни. Источники оснащены купальнями. Считается, что вода в них обладает лечебными свойствами и может если не вылечить от всех болезней, то хотя бы укрепить здоровье человека. В последние годы все больше людей стараются посетить святые места своей области.

Самые популярные у пензенцев источники

Название

Описание

Салолейка, Нижнеломовский район

На этом месте находился монастырь, который был разграблен разбойниками. Сорок монахов убили, а на месте их смерти из земли забили сорок источников. Сейчас осталось только 17 родников

Соловцовка, Пензенский район

Здесь в церкви Сергея Радонежского покоятся чудотворные мощи старца-иерея Иоанна Оленевского

Семиключье, Шемышейский район

Это место у верующих считается святым. Над ручьем, в который сливаются все семь ключей, поставлена просторная купальня

Источник «Святая вода», поселок Спасск

Расположен на правой стороне речки Коки справа от въезда в город. Источник хорошо обустроен, есть купальня, водовместилище

Вадинский святой источник, Вадинский район

Находится на территории Керенского мужского монастыря. По ряду свидетельств обладает целебными свойствами

Живоносный источник, село Большая Валяевка Пензенский район

По легенде возле этого источника одного монаху явилась сама Богородица. На месте чуда была построена церковь, где хранилася чудодейственная икона Божией Матери Живоносного источника. В советские времена икона была потеряна, но вода в источнике по-прежнему сохраняет целебные свойства

Монастырский родник, Молебный
ключ, между Большим и Лесным Вьясами, Лунинский район

По преданию, двое старцев установили здесь над ключом Владимирскую икону Божьей матери. По указу Петра I здесь был построен храм Живоносного источника. Сейчас во въясе ежегодно на Владимирскую бывают кресные ходы и водосвятные молебны.

Наровчатский Троице-Сканов монастырь, Наровчатский район

Женский монастырь с уникальным пещерным комплексом неподалеку. Протяженность Скановых пещер превосходит подземные сооружения Киево-Печерской лавры. У подножия горы находится целебный источник в честь святых преподобных Антония и Феодосия.

Явленный источник, село Пяша, Бековский район

По легенде, этот источник в овраге открылся пастуху. Сейчас на этом месте бьет три ключа с разной по степени жесткости водой.

Источник святого Иоанна Оленевского

Село Оленевка Пензенского района

Казанская Алексеево-Сергиева пустынь, поселок Сазанье, Сердобский район

Сейчас там восстанавливается уникальный монастырский пещерный комплекс, постороенный подобно Наровчатским пещерам. Неподалеку от монастыря находится целебный источник.

Гремячка, Малосердобинский район

Предание гласит, что источник открылся крестьянину, который молился в лесу о благополучном возвращении домой своих сыновей с русско-турецкой войны. Сейчас родник стал богомольным, хотя возле него и нет часовни, а просто стоит деревянный крест.

Монастырский источник, Нижнеломовский район

Монастырь был поставлен на месте обретения Казанской иконы Богородицы. Икона считалась одной из самых чтимых, называлась чудотворной и целебной

Первая остановка нашего путешествия:

Слайд 16-23

Ученик 3

Родник Святой великомученицы Параскевы Пятницы

В лесу к югу от села Соловцовка расположен источник св. вмц. Параскевы Пятницы, или просто Святой родник (иногда называемый Большим). По первому преданию, когда-то здесь явилась сама Параскева, ударила в землю посохом, и из-под земли забил родник.

По другой версии, в годы барина Александра Соловцова (отца построившего в 1896 г. церковь) на 10-ю пятницу от Пасхи икону Параскевы Пятницы нашли на опушке девушки, и когда они ее подняли, из-под земли забил источник. Девушки испугались, оставили икону и рассказали обо всем барыне. Образ продали в Пановский монастырь под Колышлеем (взорван в 30-х), но вскоре он снова явился – уже на другом, Малом, роднике.

По третьему преданию, в сельском храме издавна хранилась чтимая икона Параскевы Пятницы, но потом барин отдал ее в Пановку. Соловцовцы погоревали, а спустя какое-то время икону нашли на источнике.

Согласно четвертой легенде, источник был облагорожен помещиком Александром Соловцовым в царствование Александра III после того, как его жена привезла ему в подарок из Пановского монастыря икону. С тех пор здесь стояли деревянный шалаш и маленькая купальня.

Так или иначе, но в 1896 г. уже отмечалось, что в Соловцовке «имеется каменная часовня».

А когда в 30-х (по-другому, в начале 70-х) шла повсеместная борьба с религией, часовню решено было снести и источник засыпать. Но никто из сельчан не решался это совершить, опасаясь Божией кары. Один молодой тракторист взялся уничтожить родник. Он завалил его землей, а через некоторое время тяжело заболел и ослеп. Тогда во сне ему явилась суровая, величественная женщина в белом – Параскева Пятница, и сказала, что болеть он будет до тех пор, пока не раскопает ее источник. Но больной не поверил сну. Его дед, желая помочь внуку, сам откопал родник. Но это не помогло. Вскоре тракторист умер в мучениях, а источник так и остался на своем месте.

В июне 1996 г. часовня над ним была восстановлена и заново освящена, рядом с ней устроены купальни. Ежегодно на десятую пятницу от Пасхи на источнике совершается молебствие. От храма на источник на 10-ю пятницу от Пасхи совершается крестный ход.

Вторая остановка нашего путешествия:

Слайд 24-26

Ученик 4

Живоносный источник

Самый значимый городской родник – без сомнения, Живоносный источник около Преображенской церкви. Его история начинается еще в 1764 г., когда над родником близ Спасо-Преображенского монастыря была построена деревянная Преображенская часовня. В 1804-м вместо нее была сооружена новая – также деревянная, а в 1850 г. купец А. Н. Часовников возвел здесь каменную церковь Божией Матери Живоносного Источника с часовней в нижнем этаже.

В часовне находилась чудотворная икона Божией Матери Живоносного Источника. В 1831 г., во время эпидемии холеры, пензенской дворянке Мазыриной во сне было повелено отслужить молебен перед этой иконой, что она и исполнила, после чего все ее больные домочадцы выздоровели. Сохранились еще два свидетельства об исцелении посредством воды из источника.

Источник существует до сих пор, он находится во дворе частного двухэтажного дома по ул. Салтыкова-Щедрина, 11, и вытекает по трубе ниже самой улицы к Суре, где к нему сделаны ступеньки. Но перед этим поток уже шел между частными огородами и туалетами, да и к трубе стекает грязь с дороги и сбрасываются помои. В целом состояние источника, чтимого некогда всем городом, весьма удручающее…

Третья остановка нашего путешествия:

Слайд 27-31

Ученик 5

Салолейка

Салолейка, одно из самых известных паломнических мест Пензенской области, находится в четырех километрах к востоку от Лукиной Поляны, в лесу, на правом берегу Мокши, в Барабановском лесничестве.

По преданию, первым сюда пришел с Тамбовщины монах Серафим. Он искал себе место для уединенной отшельнической жизни и, пораженный красотой пейзажа, решил остаться здесь. В 1752-м весь монастырь сгорел, был восстановлен, а в 1764 г. упразднен.

Но, очевидно, некоторые монашествующие еще оставались здесь, ибо, по легенде, окончательно была разгромлена Салолейка уже пугачевцами. Они убили здесь 40 иноков, и когда мученики были преданы земле, она заплакала горькими слезами – и из нее потекли 40 источников.

С тех пор здесь построили часовню, и почти что постоянно шли к ней паломники, а особенно многолюдно бывало на десятую пятницу после Пасхи, на Духов день и на Успение. В конце XIX в. на Салолейке стояла деревянная церковь, приписанная к Никольскому храму соседней Лукиной Поляны. Салолейскую церковку-часовню в 1930 г. закрыли, а через два года сломали.

Решением облисполкома от 12 ноября 1967 г. Салолейская местность была объявлена водным памятником природы. С 1996 г. Салолейка стала постепенно благоустраиваться.

Ныне это одно из самых чтимых святых мест области. На Троицу и Богоявление, чтобы окунуться в Салолейские воды, надо отстоять несколько часов – так велик поток желающих.

Четвёртая остановка нашего путешествия:

Слайд 32-37

Ученик 6

Семь Ключей

Семь Ключей, бывший поселок богомольцев в урочище «Семь Ключей» на левом берегу Узы. Фактически здесь не менее 15-ти крупных родников. Название представляет собой искажение более древнего мордовского названия, в котором присутствовала основа термина со значением «питьевой, пить» (по-мордовски симемс, отсюда – «семь»

Сказание о источнике

В стародавние времена, еще до нашествий иноплеменников, в глухих мордовских лесах поселились монахи. Молились, жили скромно и строго в сени густо заросшего крутояра. Недолго продолжалась тихое и безмятежное житие подвижников: пришел враг и разорил обитель, а некоторых убил до смерти. Семеро их было. Вроде бы и пора врагу торжествовать – ан нет: забило на месте пепелища кровопролитного семь ключей – родников сильных и многоводных, различных по характеру истечения и вкусу воды. Говорят, что временами даже запах от той воды не то цветочный, не то ладаном отдает. И место сие получило имя: «Семиключье». И поставлена была на месте сем часовенка.

По прошествии времени чудесным образом явилась у тех ключей икона Божией Матери «Тихвинская». Случилось это в девятую неделю по Пасхе. Подивились люди и решили святыню перенести в церковь, что в селе Русская Норка. Только недолго она там пребывала: чудесным же образом вновь оказалась в Семиключье.

Снова перенесли икону в церковь, и снова она оказалась у родников. И так трижды…

Храм был воздвигнут на месте оном. Только не смог храм уцелеть в годы гонений на Церковь Православную: разрушен был до основания.

А ключи не сумели лиходеи уничтожить, как ни старались. Даже бензином заливать пытались – да тщетно. И санаторий построить хотели – да не удалось. И продать землю намеревались – да не вышло. Только еще более усилился поток людской к месту святому, и, как неиссякаемы ключи по сей день, так нескончаем поток людской на поклонение к святому месту. Ближние и дальние паломники так растолкли дорогу и тропинки у ключей, что стали они заболачиваться – без сапог не подойти близко. Но нашлись добрые люди и замостили тропинки битым камнем. Им же обложили бережки родников и руслица ручьев, утекающих в заросшее озеро.

И мосточки настелили добрые руки и перильца поставили, чтобы не упал старый или немощный человек в ключевую воду. И купаленку сделали, чтобы можно было с верой Христовой во исцеление души и тела окунуться во святые воды. И над всем этим великолепием на овражном склоне трехсотлетний дуб раскинул мощные ветви, охраняя покой и тишину святого места. И семь крестов в память мученикам восстали, как семь Христовых воинов-братьев, опирающихся один на другого от старшего к младшему и «опоясанных» единой нижней перекладиной. Имеются свидетельства чудесных исцелении различных болезней и недугов тех, кто с верою искупался в Источнике. Набранная здесь вода не портится длительное время.

Чайковский - «Времена года. Апрель. Подснежник»

Слайд 38

Ученик 7

Я много лет ту тайну берегу,

Святой источник есть на берегу.

И кто омоет в нем свои глаза,

Тех не коснется горести слеза.

Волшебник добрый мне тогда изрек,

Что путь к источнику опасен и далек,

В пути том жизнь легко так потерять,

Пройдешь, когда ей сможешь доверять.

Я ту дорогу вместе с ней прошел,

И берег, и источник тот нашел.

Я ничего при этом не сказал,

Но оросил ее, свои глаза.

Потом, встречали боль мы на пути,

Но ясно видели, куда идти. (Владимир Винников 7, 2010)

 Ведущий Сегодня у нас в гостях настоятель храма – часовни Георгия Победоносца села Бессоновка отец Александр. (с примерными ответами)

Ведущий отец Александр с детства мы слышим о святой воде, как ей пользоваться?

— Обычно ее пьют натощак в небольших количествах, вместе с кусочком просфоры. Святая вода, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, сообщает ей благодатные свойства, поэтому ее можно разбавлять простой.

Ведущий Подскажите, как правильно окунаться в святой источник?

— Перед погружением можете прочесть «Отче наш...», или Иисусову молитву, или молитву тому святому, памяти которого посвящен источник. А когда будете нырять, один или три раза, если сможете, говорите «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь».

Как пить святую воду?

Ведущий Святую воду можно пить только натощак?

— Освященная вода — это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. Хотя и желательно пить ее натощак, но при особой нужде в помощи Божией (при недугах) пить ее можно в любое время.

Ведущий Вода из святых источников отличается от крещенской воды?

— пВсе крещенские воды, которые воспроизводятся Богом на Крещение в природных источниках земли или в храмах, получают благословение Иордана, то есть чудесным образом освящаются крещением Христа.е

Что касается источников на святых местах, то там действует другой закон. Эти воды принадлежат конкретному святому месту и оказывают свое благодатное, исцеляющее действие только на тех, кто с верой пришел к данному источнику. Передать благое воздействие вычерпыванием воды из источника в какой-то сосуд невозможно. Здесь работает принцип паломничества: человек должен идти поклониться святому источнику, а не ждать, когда эту воду ему привезут.

Ведущий Почему бывает, что святая вода «не помогает»?

— Хорошо сказал об этом святитель Феофан Затворник: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб и др., имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других христианских добродетелей. Но если нет их, то эта благодать не спасет. Она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».

Ведущий Поблагодарим нашего гостя за интересную беседу.

Сегодня мы посетили только малую часть святых источников, которые популярны у пензенцев. Я надеюсь, что и эта информация заинтересовала вас, и вы посетите эти святые места.

Слайд 39

Олег Газманов – «Родники».

Используемые источники и литература:

Белохвостиков Е. П. Святые источники Пензенской земли. – Изд. 3-е, дополненное и исправленное. – Пенза, 2007. – 134 с.: ил.

http:// pravoslavie58region.ru  Информационно – просветительский сайт Пензенской епархии.

http:// inpenza.ru/mokshan/rodnik-pp.php .Родник святой Параскевы Пятницы (Девятая Пятница) Мокшанского района Пензенской области

фото из архива yandex.ru/imagesсвятые источники земли пензенской;

pravoslavie58region.ru/vesti-4643.htm

14

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.