12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Галина Кунтушева77
Россия, Саратовская обл., Балаково
Материал размещён в группе «Работа с картой на уроках географии»

Обобщение по разделу «План и карта»

«Ты и я с картой лучшие друзья!»

Цель урока:

Обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме: «План и карта», закрепить умения работать с планом местности и географической картой

Развивающая: Продолжить обучение приемам самостоятельной познавательной деятельности, оформление выводов, работе в группах, развитие логического мышления. развивать способности применять имеющиеся знания и умения в решении проблемных ситуаций

Воспитывающая: умение работать в группе, активизировать познавательный интерес к географии.

Тип урока: Урок обобщающего повторения

Оборудование урока: атлас, глобус, карта полушарий, презентация, конверты с заданиями

Технология урока: учебно-игровая деятельность — дидактическая игра

Планируемые результаты.

Предметные: (знания, умения, представления) Знать виды и классификацию географических карт, сформировать практические умения пользоваться географической картой и планом, сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, применять географическую карту в повседневной жизни.

Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, осознавать, что ориентирование в пространстве- необходимое условие для безопасности жизни и сохранения здоровья, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Личностные: (личностные УУД): разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценность географических знаний как важного компонента культуры

Образовательная цель: знать понятия «карта», «глобус», «атлас», раскрыть черты сходства и различия географических карт и планов; познакомить с условными знаками карт, различиями географических карт по масштабу, содержанию, охвату территории, назначению.

Развивающая цель: развивать умения работать с картами атласа, контурной картой, , развивать творческие коммуникативные способности.

Воспитательная цель: Прививать интерес к предмету, познанию окружающего мира. Воспитывать речевую культуру, культуру общения, Прививать чувство любви к малой Родине, через работу с географической картой.

Методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности);

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая..

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям;  структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске правильных вариантов из предложенных, умение выражать свои мысли.

Ход урока

I. Организационный момент: Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок не совсем обычный потому, что на нем присутствуют гости, учителя нашей школы, которые пришли посмотреть, каких успехов вы уже успели достичь, изучая в 6 классе впервые план и карту.

Ребята, посмотрим на географическую карту, еще раз вглядимся в краски, линии, надписи. Перед нами маленькая модель мира. Карты побуждают мечты, увлекая на все стороны света. Каждому из вас, наверное, хотелось проложить необычайный маршрут и следовать по любым морским и сухопутным дорогам. Сегодня у нас есть такая возможность, мы отправляемся в путешествие по нашим планам и картам.

А чтобы быть еще более успешными на сегодняшнем уроке предлагаю вам воспользоваться древней китайской мудростью:

Не бойся, что не знаешь - бойся, что не научишься! Китайская мудрость.

Сегодня у нас необычный урок еще и в том, что мы будем путешествовать по станциям. На партах лежат карты, планы местности для работы, атлас, карточки - задания, путевой журнал участника. Сегодня нам предстоит тоже подняться на гору. Подниматься будем не в одиночку, а группами.

Каждая высота - это задания, которые вам предстоит выполнить. Если вы выполните все правильно - окажитесь на вершине горы и в ваших глазах тоже будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена и так в путь…

Путь как всегда начинается с карты или плана, с плана начнем и мы. 

После выполнения первого задания на схеме восхождения ставится флажок (начиная снизу). Во время нашего путешествия нам нужно будет преодолеть труднодоступные вершины. Конечная наша цель - гора Победа! Надеюсь, что каждый из вас сегодня завоюет свою победу!

Команды выбрали названия и капитана.

Представление команд:

1 команда: Экватор. Девиз: Сверху полюс, снизу полюс

Посредине жаркий пояс!

2 команда: Параллели. Девиз: Мы линии от севера до юга,

Параллельны все друг другу!

3 команда: Меридианы. Девиз: Глобус весь пересекаем,

Сходимся на полюсах!

4 команда: Глобус. Девиз: А у нас в ладонях страны,

Реки, горы, океаны!

Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... (показ фотография леса) что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? Что нужно знать для того, чтобы не заблудиться? - Правильно, надо уметь ориентироваться. А в жизни нам это нужно? Где? Давайте выясним, какой же багаж знаний нам необходимо взять с собой?

Равнина Раздумий. Ученикам предлагается выбрать из предложенных изображений те, по которым можно ориентироваться в пространстве (по местным признакам, по компасу, по карте и плану, по часам, по природным объектам, по строениям, по Полярной звезде, по Солнцу). Рассказать об одном из способов ориентации. Картинки напечатать

1 конкурс «Разминка»

Команде «Экватор»

Что значит «ориентироваться?» (находить свое местоположение относительно сторон горизонта на местности и карте)

Эти условные линии на плане соединяют точки с одинаковой абсолютной высотой (горизонтали)

Где на земном шаре можно встретить дом, все окна которого смотрят на юг? (северный полюс) показать на карте

Команде «Параллели»

Может ли точка иметь широту 95˚ с.ш.? (нет)

Все неровности земной поверхности называются…(рельефом)

Назовите материк, где сходятся все меридианы. (Антарктида)

Команде « Меридианы»

Это чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде (план местности, топографическая карта)

Условная линия, соединяющая Северный и Южный полюса. ( меридиан)

Как называется самая длинная параллель? (экватор)

Команде «Глобус»

Где находятся путешественники, если над головой у них располагается полярная звезда? (на севере)

2.Что такое полюс? (точка , через которую проходит воображаемая ось земли)

3. С помощью чего можно узнать информацию на плане и карте? ( с помощью условных знаков)

Во время нашего путешествия нам нужно будет преодолеть труднодоступные вершины. Конечная наша цель - гора Победа! Надеюсь, что каждый из вас сегодня завоюет свою победу

Ребята, помните о тех качествах, которые присущи каждому спортсмену: выдержка, умение уважать противника, умение прислушиваться к мнению товарищей, поддерживать друг друга, воля к победе. Вам предстоит нелёгкий, сложный путь. Но я верю, что все трудности вы преодолеете и доберётесь до «Вершины знаний».

А теперь юные искатели приключений – в путь! И помните, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба! После выполнения первого задания на схеме восхождения ставится флажок (начиная с низу).

После выполнения второго задания на схеме восхождения флажок переставляется на второй уровень.

После выполнения третьего задания на схеме восхождения ставится третий флажок.и.т.д.

1.Станция «Условно-Знаковая»

I. Подготовка к игре. Команды получили опережающее задание: инопланетяне попросили найти для них необитаемый остров, который они хотели бы получить в подарок, а также план острова. Нарисовать план острова, где должно быть не менее семи различных объектов. План оформить условными знаками. Продемонстрировать классу свои работы. Учитель сообщает, что эти работы отправляются инопланетянам для окончательного выбора места жительства. Выставление оценок за лучшие работы

1задание: прочитать рассказ; замени в тексте условные знаки на слова.

 

Команда 1. От железнодорожной станции путь к нашему лагерю шел через смешанный лес, который переходил в кустарники. Чтобы сократить путь, мы пошли по грунтовой дороге, мимо оврага, по лугу, мимо болота. Через 15 минут мы подошли к берегу реки, которую перешли по мосту. От него по шоссе мы подошли к фруктовому саду нашего лагеря.(11)

Команда 2.Группа школьников, двигаясь по лесной тропинке, остановилась у домика лесника, расположенного в сосновом лесу. За домом начинается грунтовая дорога, которая переходит в шоссе. По обе стороны дороги раскинулись заросли кустарников. Спустившись по склону, можно добраться до озера. Справа от него были колодец, и виднелся луг. На противоположном берегу озера виднеется деревянная мельница, а за ней начинается фруктовый сад.1(11)

Команда 3. Мы пошли по лугу до колодца. Перешли деревянный мост через реку, и вышли к шоссе., вдоль которой проходила железная дорога. Вскоре мы вошли в хвойный лес. Мы свернули на просеку, и она привела нас к озеру, берега которого местами оказались заболоченными. Затем по лесной тропинке мы вышли к мельнице.(12)

Команда 4. От школы путь к нашему лагерю шел через редколесье, который переходил в хвойный лес. Чтобы сократить путь, мы пошли по шоссе, мимо карьера, по лугу, мимо болота. Через 15 минут мы подошли к берегу реки, которую перешли по мосту. По грунтовой дороге мы подошли к силосной башне. Сделали привал и отдохнув вышли к роднику. (11)

2. Станция «Топографическая»

Вспомним: 1. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

2.Что называют вторым языком географии? (Карта)

Каждый член команды получает задание.

Самопроверка (образец ответа у капитана- координатора) В листе самооценки ставит количество баллов.

1.Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до колодца. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Ответ: __________________ м.

2. Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.

Ответ: __________________ .

2 балла


3. Станция. «Масштабная»

Что такое масштаб?

Самопроверка (образец ответа у капитана- координатора). В листе самооценки ставит количество баллов.

(за каждый правильный ответ 1 балл - итого 3 балла)

Переведите численный масштаб в именованный

1 Переведите численный масштаб в именованный

1: 1000

 

1:10 000

 

1:75 000 000

 
   

2 Переведите численный масштаб в именованный

1:25 000

 

1: 8 000 000

 

1:500

 
   

3 Переведите численный масштаб в именованный

1:45 000

 

1:50 000

 

1: 2 500 000

 
   

4 Переведите численный масштаб в именованный

1 : 100 000

 

1: 3500

 

1: 300 000

 

ФИЗМИНУТКА

!!Разминка

Повторяйте движения руками

С. ш.- вверх;

Ю. ш – вниз;

З.д.- влево;

В.д. - вправо;

Молодцы!

4. Станция «Координатная»

Окружность, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору? (Параллель)

Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки на Земле? (Географическая долгота)

Воображаемая линия, которая делит Землю на северное и Южное полушария? (Экватор)

Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)

  1. Задание: прочитать письмо. Определите географические объекты по координатам. Ответьте на вопросы.

2.Задание: Определите географические объекты по координатам и покажите пунсонами на карте

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

62с.ш 129 в.д.

54 с.ш. 160 в.д.

6 с.ш. 61.з.д.

6 с.ш 147 в.д

27.юш. 109.з.д

22 с.ш. 80 з.д

19.юш. 47.в.д.

18.ю.ш.26.в.д.

       
       
       


 

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Якутск

Ключевская Сопка

Вдп Анхель

О. новая Гвинея

О.Пасхи

Остров Куба

О.Мадагаскар

Вдп Виктория

       
       
       

5.Станция «Азимутальная»

Итак, мы знаем основные и промежуточные стороны горизонта. Однако, часто направление бывает; например, не точно на север, а чуть-чуть смещено к востоку. Как же в таких случаях определить точное направление? Здесь на помощь приходит азимут.

  1. Что такое азимут?

    Чему равен азимут в направлении на север (00, 3600), на восток (900), на юго-запад (2250)?

Перед вами загадочное письмо, состоящее из чисел

У каждой группы лежит листок с числами: прочтите письмо: зная чему равен азимут на разные направления.

1 группа

2 группа

3 группа

30, 270, 60, 300, 240, 210,0, 210, 120, 330, 150, 30, 180, 240, 360, 120, 90.

30, 270, 60, 300, 240, 210,0,120,150,120,330, 330, 150, 30, 180, 240, 360, 120, 90.

30, 270, 60, 300, 240, 210, 210, 150, 60,360,210, 30, 330, 150, 30, 180, 240, 360, 120, 90


 

4 группа

30, 270, 60, 300, 240, 210,0, 210, 120, 330, 150, 30, 180, 240, 360, 120, 90.

Зная, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, вы можете расшифровать это письмо и узнать, в каком направлении нам следует идти дальше, Ключом для расшифровки служит шкала компаса).

Ответы: 1. Азимут сто градусов. 2. Азимут сорок градусов. 3. Азимут триста градусов. 4. Азимут сто градусов.

Подведение итогов


Восхождение на эту вершину географии закончилось. Посмотрите на свои схемы путешествия к вершине.

На какой высоте вы оказались? А теперь подведите итоги работы, заполнив свой путевой журнал. С каким количеством баллов вы подошли к вершине ПОБЕДА? Капитан собирает оценочные листы каждого члена команды. Вписывает баллы в путевой журнал команды и подсчитывает общий балл, которая заработала команда на пути к Победе.( комментирует капитан – координатор работы группы)

Рефлексия.

Я попрошу вас выставить оценки за урок в оценочном листе. Оцените работу своей команды, обсудите и запишите ответы в оценочном листе. Какие оценки вы себе поставили? Какая вы была команда? Кто работал лучше всех? Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Как вы считаете, наша цель достигнута?

-Как вы можете оценить вашу работу в группе?


-Дайте оценку своей работе на уроке

Заключение Карты – надежные путеводители

Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Вспомним, какую цель мы поставили? Зачем нужны карты? Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Географические карты – это источник географических знаний о Земле и находящихся на ней объектах.

Географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека

Итак, наша увлекательная и трудная работа подходит к завершению. Я вижу, что вы все старались, показали свои знания и умения. Проявили много фантазии и творчества. Свои оценки вы получите после того, как будут проверены ваши работы на листах.

Но с картами мы не расстаемся, они будут вашими верными спутниками и друзьями на протяжении всей школьной  жизни.

Предлагает домашнее задание:

Начертите безопасный маршрут, которым вы пойдете в школу

ПУТЕВОЙ ЖУРНАЛ

УЧАСТНИКОВ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА

ПО ТЕМЕ: «ПЛАН И КАРТА»

Задачи экспедиции:

Систематизировать и обобщить знания по теме «План и карта»

Путевой журнал команды «Глобус»

Ф.И. членов команды

«Условно-Знаковая»

«Топографическая»

«Масштабная»

«Азимутальная»

«Координатная»

Вершина Победа

(итог)

1

             

2

             

3

             

4

             

5

             

6

             

7

             
 

итого

           


 

Оцените работу своей команды «Глобус» на уроке (обсудите, запишите ответы)

И

Интересные моменты урока…………………………………………………………

Т

Темы, на которые команда дала наиболее удачные ответы .

О

Оценка команды на уроке (нужное подчеркните): «Отлично»; «Хорошо»; «Удовлетворительно». Запишите фамилии кадет, которые работали на уроке лучше всех……………………………………………………………………………

Г

Главный вывод о работе команды (нужное подчеркните): «Дружная команда»; «Ответственная команда», «Успешная команда», «Результативная команда», «Сплоченная команда» или что-то другое (впишите) .

Заключение

Карты – надежные путеводители

Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Вспомним, какую цель мы поставили? Зачем нужны карты? Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?

Географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека

Карты позволяют определять местоположение географических объектов, определять их свойства.

По картам сразу можно сказать, как относительно друг друга расположены объекты.

Карты позволяют вспомнить прошлое, увидеть настоящее.

Карты имеют практическое значение для многих профессий

Карты – надежные путеводители

Географические карты – это источник географических знаний о Земле и находящихся на ней объектах.

Географические карты удобны в применении, носят тематический характер, поэтому их часто используют в жизни и хозяйственной деятельности человека

Итак, наша увлекательная и трудная работа подходит к завершению. Я вижу, что вы все старались, показали свои знания и умения. Проявили много фантазии и творчества. Свои оценки вы получите после того, как будут проверены ваши работы на листах.

Но с картами мы не расстаемся, они будут вашими верными спутниками и друзьями на протяжении всей школьной  жизни.Предлагает домашнее задание: Начертите безопасный маршрут, которым вы пойдете в школу.

Опубликовано в группе «Работа с картой на уроках географии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.