12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна38
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Макеевка

Тема « Формирование УУД на уроках информатики посредством использования социальной образовательной сети Edmodo по технологии перевернутого класса»

  1. Актуальность выбора темы для исследования

Идея перевёрнутого класса возникла несколько десятилетий назад в США. Суть этой модели смешанного обучения заключается в том, чтобы привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения десятка примеров или решения другого десятка задач, когда при всем желании редко удается получить консультацию здесь и сейчас, а проще списать в школе, ученикам предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете. На уроке теперь учитель организует совместную деятельность по изученной теме: решение задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов…

Проект Flipped Classroom — новая концепция школьного преподавания. Суть концепции кроется в названии — «перевернутый класс». Домашнее задание выполняется в классе при содействии учителя, а лекции и объяснения разбираются учениками самостоятельно дома при помощи видео-уроков. Пионерами перевернутых уроков являются Джонатан Бергман и Аарон Сэмс — именно они придумали термин и впервые опробовали этот метод. По сути, перевернутый урок — это одна из форм смешанного обучения. Образовательные технологии и учебная деятельность — вот две основные компоненты перевернутого урока. Они самым существенным образом меняют обучающую среду. Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок. Как же это работает в учебном процессе? Учителя готовят несколько видео-лекций в неделю (это могут быть и лекции из Академии Хана, но многие учителя предпочитают использовать собственные разработки) и выкладывают их в сеть. Учащиеся смотрят дома видео-лекцию, подготовленную учителем. Это позволяет им осваивать материал в своем темпе, не будучи зажатыми временными рамками урока, дает возможность общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий. Если дома нет доступа к Интернету, то обеспечивается возможность просмотра в школе. Урочное же время используется для выполнения лабораторных работ или другой учебной деятельности, например, домашних заданий. Какие преимущества это дает? Учителя располагают большим временем, чтобы помочь учащимся и объяснить разделы, вызвавшие затруднение. Учащиеся, как это часто бывает в традиционной системе, не игнорируют выполнение домашнего задания, потому что не поняли объяснение нового материала на уроке. Теперь они не испытывают неловкости или смущения, просматривая один и тот же материал несколько раз, пока не поймут его. После просмотра видеоматериала учащиеся записывают возникшие вопросы, и учитель разбирает эти вопросы отдельно. А традиционное домашнее задание теперь делается в классе, при поддержке и помощи учителя. Целый ряд учителей, использующих идею перевернутого урока, изменили и подход к оценке достижений учащегося: они не считают, что неудача дает повод хмуриться и ставить отрицательную оценку. Они придерживаются того подхода, что отрицательный результат — это тоже достижение. Невозможно ничему научиться, не совершив при этом каких-то ошибок. Новый подход рассматривает ошибки и провалы как дорогу к реальным достижениям. Лозунг сторонников этого подхода — «Крупнейшая ошибка — это боязнь ошибиться». При этом они считают, что перевернутый урок — это не просто изменение обучающей последовательности, но и пересмотр собственных педагогических приемов.

  1.  Как реализовать перевернутое обучение?

 Для этого преподавателю нужно спроектировать систему учебных задач (содержание аудиторных занятий), отвечающую образовательному стандарту. Затем составить плейлист из роликов с необходимой теорией. Если курс не авторский, то необходимую лекционную базу можно набрать и из открытых образовательных ресурсов (в том числе и на русском языке). Не лишним будет соотнести плейлист лекций с соответствующими разделами бумажного учебника. При подготовке такого курса важнее всего снабдить всех учащихся всем комплектом учебных материалов и точным расписанием занятий в самом начале курса. И затем пускаться в путь, в мир перевернутого обучения.

  1. Первые шаги по организации перевёрнутого класса

В чем недостатки традиционной модели урока. ”Учитель объясняет новую тему ученику”:

 1. Ученик 1: я не успеваю записывать за учителем все выкладки с доказательством теорем, хроникой исторических событий, биографии великого поэта!..

 2. Ученик 2: от обилия сокращений и неаккуратного почерка я перестаю понимать собственные записи.

 3. Ученик 3: мне скучно. Это все я могу прочесть в учебнике, Интернете.

4. Учитель 1: одну и ту же тему я повторяю многократно для разных классов в параллели.

5. Учитель 2: остается совсем мало времени для отработки изученного, а проверить домашнее задание на следующем уроке не всегда удается.

 В чем преимущество перевёрнутого класса:

 1. Ученики получают в качестве домашнего задания учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала. До следующего урока они должны его внимательно просмотреть. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки.

2. Учитель однажды готовит учебное видео или электронный ресурс, предлагая собственные разработки или заимствованные у авторитетных коллег.

3. Учитель на уроке имеет возможность качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса.

4. Организация учебной модели «Перевернутый класс»

 1. Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.

2. Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.

 3. Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео. Безусловно, от учителя требуется дополнительная подготовка, особенно на первых порах, когда он только начинает организовывать подобную работу. Но она дает свои результаты!

Библиотека видеоресурсов Академии Хана (Khan Academy).

 Часть ресурсов уже переведена на русский язык, коллекция постоянно пополняется роликами с русской озвучкой. Русская версия сайта: https://www.khanacademy.org/intl/ru https://ru.khanacademy.org/video?v=w0ZMOzsIWzo

  1. Правила при переводе класса  новую методику обучения

Что можно и нужно делать:

 1. Разработайте для своих учащихся авторские материалы в форме видеопрезентаций, по которым они могли бы заниматься вне уроков. Безусловно, информация в рамках утвержденной программы должна служить основой получения знаний, но школьники намного выше оценят личный вклад своего педагога.

2. Сделайте выбор в пользу одной из систем управления учебным процессом и придерживайтесь выбранной системы. Можно использовать образовательный сайт Edmodo, функционал которого позволяет давать задания и делать комментарии по тексту выполненных работ. Школьники очень довольны данным ресурсом, поскольку он является кроссплатформенным и поддерживает доступ к учебным материалам и библиотечным ресурсам.

 3. Устанавливайте очень конкретные крайние сроки исполнения заданий. Старая добрая отговорка «сдам в следующий раз» не соответствует принципам новой методики, поэтому может создавать некоторые затруднения.

 4. Обеспечьте доступ к цифровым материалам для учащихся, у которых нет выхода в Интернет из дома. Один из вариантов – сбрасывать необходимую информацию на диски или USB накопители. В любом случае, самостоятельное домашнее обучение является неотъемлемым элементом новой методики.

 5. Разошлите родителям учащихся письма по электронной почте, чтобы разъяснить смысл новой модели обучения; будьте готовы ответить на возникшие вопросы. Не удивляйтесь, если инновационная методика не понравится многим родителям, которые считают, что миссия учителя заключается в «разжёвывании» материала на уроке. Тем не менее, успех внедрения методики во многом будет зависеть от того, насколько родители школьников поверят в её эффективность.

 Что делать не рекомендуется:

1. Не надейтесь, что учащиеся будут смотреть и читать составленные вами материалы только потому, что вы так сказали. Посредством Edmodo  вы можете загружать вместе с презентациями соответствующие задания и проверять их перед занятием в классе. Кроме того, в начале каждого урока вы можете предложить учащимся несложные интерактивные опросы и упражнения.

 2. Не рассчитывайте на то, что все учащиеся будут лучше справляться с классными заданиями, если получат доступ к учебным материалам из дома. На фоне увеличения времени самостоятельного обучения возрастает необходимость дифференциации заданий по уровням сложности, поскольку одни учащиеся будут воспринимать весь объем информации, а другие могут не справиться.

3. Не забывайте, что формат классных занятий, предусмотренный новой моделью, вовсе не отвечает стандартным требованиям к педагогу. Перед открытым уроком обязательно отправьте всем наблюдателям информацию по методике подачи материала. Несомненно, новая система предусматривает меньший объем изложения информации на уроке, что может негативно сказаться на оценке вашей квалификации.

5. Не думайте, что разработанный вами презентационный материал будет оставаться актуальным на протяжении многих лет. Новая методика эффективна лишь в случае постоянного обновления информации с учетом требований и пожеланий учащихся.

4. Причины, побудившие меня к апробации новой LMS-cистемы управления обучением

Дистанционное обучение может быть частью работы обычного учителя с обычными детьми в обычных школах. Собственно, так оно и есть: многие педагоги охотно консультируют учеников в Skype, рассылают материалы по электронной почте, предлагают дополнительные задания на личном сайте. А кто-то взаимодействует с учениками вКонтакте.

И все-таки, всегда хочется большего. К выполнению заданий на сайте дети относятся с робостью, общий диалог вКонтакте не дает возможности структурировать материал, Skype удобен при использовании один на один. Нужна удобная и функциональная образовательная среда.

Поэтому я решила исследовать площадку, сочетающую в себе положительные черты различных сервисов: Edmodo.

Edmodo - социальная платформа обучения для учителей, учащихся и родителей. «Школьный Facebook», - так отзывается об Edmodo Википедия.

Платформа сайта Edmodo была основана в 2008 году и базируется в городе Сан-Матео, Калифорния, США. Ее создатели — школьные преподаватели Николя Борг и Джефф О’Хара. В настоящее время интерфейс сайта доступен на английском, испанском, португальском, немецком, греческом и французском языках и, как результат, используется преподавателями и студентами по всему миру. В 2014 году сайт насчитывал около 80 000 школ и более 12 миллионов пользователей среди учеников, учителей и родителей.

  1. Преимущества и недостатки LMS-cистем управления обучением

Почему Edmodo? В чем же его отличие от других образовательных сетевых сообществ?

Во-первых, сетевое сообщество Edmodo — это надежная образовательная среда. По своему назначению Edmodo — усеченная социальная сеть, похожая на сети: ВКонтакте или Facebook, однако полностью ориентированная на образовательное сообщество, группирующееся вокруг процесса обучения в школе. Пользователи делятся всего на три группы: учителя, учащиеся, родители. Соответственно, все пользователи сообщества Edmodo — это педагогически заинтересованные лица.

Во-вторых, сетевое сообщество Edmodo — это безопасная образовательная среда, где в отличие от других сетевых сообществ, нет внешней рекламы. В данном случае усечение функциональных возможностей сети приводит к плюсам в сторону ограничения развлекательного содержания и сопутствующей коммерциализации.

В-третьих, платформа и интерфейс сайта Edmodo очень дружелюбны для пользователей. Предельно упрощена регистрация на сайте, не требуется указывать номера мобильных телефонов. Более того, учителю рекомендуется не посылать персональную информацию об учащихся (Ф.И.О., даты рождения и т. д.) и запрещается делать это без официального разрешения родителей. В соглашении о персональной информации точно указывается, какие загруженные на сайт данные могут обрабатываться и как.

И, пожалуй, самое главное отличие от хороших, но платных образовательных сервисов - сетевое образовательное сообщество Edmodo абсолютно бесплатно.

Таблица 1

Сравнительные показатели LMS (Learning Management System) — cистем управления обучением

Показатель

Moodle

BlackBoard

Edmodo

Доступность

Полностью

 бесплатна

Покупается одноразово

Бесплатно только использование

Техническая поддержка и обновление

Имеется

 (бесплатная)

Имеется (платная)

Имеется (бесплатная)

Возможность расширения инструментов

Установка

 дополнительных

модулей

Установка

Дополнительных

 платных платформ

Звисит от разработчика

Панель управления и интерфейс

Средней

 сложности

Средней сложности

Простой интуитивно-понятный

Библиотека файлов

Имеется

Имеется

Имеется

Проверка знаний

Тесты,

задания,

 форумы,

 анкеты

Тесты,

задания,

форумы

Тесты и обсуждения

Обратная связь

Личные сообщения, форум

Доска

объявлений,

 блог, форум,

 чат

Личные

сообщения,

комментарии,

опросы

Статистика и отчеты

Базовая информация

Базовая

 информация+

дополнительная

платформа

Базовая

информация

Возможность проведения вебинара

Необходим специальный модуль

Необходима

Специальная

 платформа

Отсутствует

Мультиязычность

54 языка

20 языков

16 языков

Мобильное приложение

Имеется

Имеется

Имеется


  1. Возможности и способы применения Edmodo в обучении

Edmodo является своего рода социальной образовательной сетью, внешне чем-то напоминающей Facebook. Однако, в отличие от Facebook, это закрытая площадка. Систему не нужно устанавливать отдельно, она находится по единому веб адресу  https://www.edmodo.com/ и доступна для пользования бесплатно. Имеет место мобильная версия Edmodo, что дает возможность всегда быть на связи, просматривать, выполнять задания и обмениваться информацией.










В силу простой регистрации и интуитивно понятного интерфейса, Edmodo является очень популярной системой, особенно в школах. Принцип регистрации крайне простой. Первым в системе должен  зарегистрироваться учитель.











Рисунок 1. Окно регистрации учителя


После регистрации ему необходимо создать группу, для которой автоматически будет сгенерирован специальный пароль. Затем этот пароль необходимо сообщить ученикам, с помощью которого зарегистрироваться в системе смогут уже они.

 После регистрации ученики получают доступ ко всему, что для них приготовил учитель в этой группе: сообщения, тесты, задания и т.д.

Учитель может создавать группы по предмету, по классам или же по интересам. Внутри группы публикуются сообщения, которые можно обсуждать участникам группы в комментариях, по принципу социальных сетей. Система имеет библиотеку файлов, календарь для планирования занятий и зачетов, также можно создавать тесты и опросы. Есть возможность разделить обсуждения на малые группы среди учащихся. В качестве обратной связи каждый ученик может написать персональное сообщение учителю. Функция обмена приватными сообщениями между учениками не предусмотрена. В отличие от классической социальной сети, Edmodo является образовательным сообществом, поэтому кроме учебных материалов там нет ничего лишнего, что отвлекало бы от учебного процесса.



  1. Из опыта работы

Я апробировала модель «Перевернутого класса» в 11 классе при изучении темы «Основы сайтостоения». На первом традиционном уроке мы рассмотрели инструментальные средства создания сайтов. Затем я предложила обучающимся провести следующий урок по теме «Практическая работа №11. Интернет: создание Web-сайта» по новой технологии с применением  социальной образовательной сети Edmodo. Дети получили пароли для входа в свою моно-группу виртуального класса «Создание сайтов».







Рисунок 2 Пароль для ученика

Edmodo предоставляет услуги хранения и обмена файлами. Важной функцией Edmodo является возможность распространения материалов учителя ученикам. Каждой группе можно прикрепить необходимые папки с файлами. Я создала тематическую коллекции и поделилась с учениками для ознакомления. В коллекцию вошли: электронный учебник по HTML и видеолекция  «Основы HTML и CSS», где подробно показано создание html сайта. Обучающиеся увидели  практическое создание html файла и базовую структуру html страницы. Так же было расскано,  что такое тэг и какие существуют основные теги языка html.










Загрузка из библиотеки

Ссылка

Загрузка с компьютера

Файлы разного формата (ссылки, текстовые, фото, видео) можно прикрепить к любому сообщению или заданию.










Хочу заметить, что Edmodo интегрируется с Гугл Диском, поэтому ранее сохраненные мной файлы были использованы из хранилища на Гугл Диске.


С помощью Edmodo можно получить доступ хранилищу файлов One Drive, а также к OneNote и Office 365.














Созданный документ сохраняется в библиотеке. Его можно скачать и на компьютер.

Edmodo предоставляет возможность публиковать задания различного типа. Создать любое задание очень просто и достаточно быстро.











1.    Название

2.    Тип задания: тест с выбором одного ответа, тест "да/нет", задания с развернутым ответом, заполнение пропусков, согласование

3.    Установка времени на выполнение всей работы

4.    Важно! Комментарии учителя публикуются в сообщении с работой на стене. Например: "Прочитайте §3 и ответьте на следующие вопросы в течении 5 минут"

5.    Опции заданий. При отключении "показать результаты", дети узнают только конечный результат

6.    Отправка

К началу второго урока я предложила детям задание: ответить на вопросы  викторины.







Я установила очки за задание. Это важно, если задания разной сложности.







Что бы отправить викторину нужно установить срок выполнения, поставить галочку "добавить в зачетную книжку" (в противном случае результаты школьника не сохраняться), выбрать группу.

В меню "прогресс" можно провести мониторинг уровня усвоения первичных знаний. На диаграмме в статистике видно, на каком уровне обучающиеся справились с заданием.



Есть календарь для фиксации расписания. В календаре можно фиксировать даты выполнения заданий — конкретно или продолжительность определенного этапа проекта, расписание контрольных точек и т.п. Есть возможность ввести задание с датой выполнения (например - записать домашнее задание). Есть раздел для выставления оценок.

На уроке высвободилось время для более качественного выполнения практической работы. Учащиеся были подготовлены к написанию страниц сайта на HTML. Активно пользовались электронным учебником скачанным из  библиотеки  Edmodo. Ученики сами отметили преимущество самостоятельного изучения нового материала. Главное что детям понравилось работать по технологии «Перевёрнутого обучения».  Были достигнуты высокие результаты по проделанной на уроке практической работе.


  1. Вывод по проделанной работе

Если раньше интересовало, сколько ученику отчитали уроков, сколько он решил задачек, сколько часов он пробыл в школе, теперь вопрос “Сколько?” уходит, и требования предъявляются, каким он стал после того, как прошел через эти уроки. Какие умения у него появились? Как он умеет вести себя в жизни? Насколько он готов к применению к практике тех знаний и т.д. Судить о школе будут не по количеству “4” и “5”, а по сформированности личности в целом.

После применения технологии смешанного обучения в частности «Перевернутого класса» я сделала вывод, что:

 Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей,  самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Учебные сети можно рассматривать как внешние структуры, которые мы постоянно создаем и перестраиваем, с тем, чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, создавать и подключать новые внешние знания. Социальные сервисы и деятельности внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов и самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Можно создавать учебные ситуации, в которых можно наблюдать и изучать недоступные педагогам  ранее феномены.

Среда современных сетевых сервисов позволяет создавать учебные ситуации, в которых учащиеся могут естественным образом осваивать необходимые в нашем веке компетентности.



Использованная литература и Интернет ресурсы:

  1. http://gorod1277.org/?q=content/obrazovatelnyi-sait-edmodo
  2. http://elatypova.tumblr.com/post/40525028778

3. http://funofteaching.tumblr.com/

4.    Edmodo - Integrating content, technology and pedagogy http://youtu.be/TQTf6rcOdfM

5. Калиненко  Н.А.  Интернет  семинары (вебинары) -эффективный инструмент для дистанционнного обучения, Материалы научно-практической конференции. «Наука без границ»- 2016, с 3-8

6. Социальная сеть и среда для обучения http://www.slideshare.net/nagora/lyulkun-chikhradze

7. http://elatypova.tumblr.com/post/40525028778

8. http://funofteaching.tumblr.com/

9. https://ru.khanacademy.org/video?v=w0ZMOzsIWzo













Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.