Алгоритмы (правила) нахождения периметра и площади»
Технологическая карта урока математики (3‑й класс)
УМК: «Школа России»
Тема: «Алгоритмы (правила) нахождения периметра и площади»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: сформировать умение применять алгоритмы нахождения периметра и площади прямоугольника через решение практических задач.
Планируемые результаты
Предметные:
знают определения «периметр» и «площадь»;
умеют применять формулы:
периметр прямоугольника: P=(a+b)⋅2;
площадь прямоугольника: S=a⋅b;
различают единицы измерения периметра (см, м) и площади (см², м²);
решают задачи на нахождение периметра и площади по алгоритму.
Метапредметные:
познавательные: анализируют, сравнивают, делают выводы, используют знаково‑символические средства (формулы);
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют действия, оценивают результат;
коммуникативные: строят речевое высказывание, слушают партнёра, участвуют в диалоге.
Личностные:
проявляют интерес к практическому применению математических знаний;
осознают важность точности вычислений.
Оборудование
учебник математики для 3‑го класса («Школа России»);
раздаточные карточки с заданиями;
модели прямоугольников из цветной бумаги (разные размеры);
линейка, карандаш;
таблица с формулами и единицами измерения;
интерактивная доска / проектор (по возможности).
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (2–3 мин)
Учитель (включает приглушённый свет, говорит таинственным голосом):
«В далёкой Математической стране правили два короля: Король Периметр и Королева Площадь. Они вечно спорили: кто важнее. Чтобы их помирить, нужно научиться решать их задачи.
Вот указ короля Периметра: „Найди сумму длин всех сторон этого дворца!“ (показывает прямоугольник 5 × 3 см).
А вот просьба королевы Площади: „Узнай, сколько ковров покроют этот зал!“
Сможем выполнить оба задания? Что для этого надо знать?»
Ученики выдвигают гипотезы, учитель подводит к формулировке темы.
Учитель. «Сегодня мы научимся точно рассчитывать эти величины. Запишем тему: „Алгоритмы нахождения периметра и площади“.»
2. Актуализация знаний (5–7 мин)
Учитель. «Вспомним, что такое прямоугольник. Назовите его свойства.»
Ученики. «У прямоугольника 4 стороны, все углы прямые, противоположные стороны равны.»
Учитель. «Что такое периметр? Как его найти?»
Ученики. «Периметр — это сумма длин всех сторон. Чтобы найти периметр прямоугольника, нужно сложить длину и ширину и умножить на 2: P=(a+b)⋅2.»
Учитель. «А что такое площадь? Как её вычислить?»
Ученики. «Площадь — это то, сколько места фигура занимает на плоскости. Чтобы найти площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину: S=a⋅b.»
Учитель. «В каких единицах измеряем периметр? А площадь?»
Ученики. «Периметр — в сантиметрах, метрах. Площадь — в квадратных сантиметрах (см²), квадратных метрах (м²).»
3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)
Учитель. «Решим две задачи:
Длина комнаты 5 м, ширина 3 м. Сколько метров плинтуса нужно купить?
Длина комнаты 5 м, ширина 3 м. Сколько квадратных метров ковра понадобится?
Чем похожи и чем отличаются эти задачи?»
Ученики. «Данные одинаковые, но в первой ищем длину границы (периметр), а во второй — площадь поверхности. В первой ответ будет в метрах, во второй — в квадратных метрах.»
4. Построение проекта выхода из затруднения (5–6 мин)
Учитель. «Составим алгоритм решения:
Прочитать задачу, выделить данные (длина a, ширина b).
Определить, что ищем: периметр (P) или площадь (S).
Выбрать формулу:
P=(a+b)⋅2 — для периметра;
S=a⋅b — для площади.
Подставить числа, вычислить.
Записать ответ с единицами измерения.»
Ученики (проговаривают шаги алгоритма хором).
5. Реализация построенного проекта (7–8 мин)
Учитель. «Применим алгоритм к задачам:»
Задача 1. Длина прямоугольника 6 см, ширина 4 см. Найди периметр.
Ученики (по шагам):
a=6 см, b=4 см.
Ищем периметр (P).
Формула: P=(a+b)⋅2.
P=(6+4)⋅2=10⋅2=20 см.
Ответ: P=20 см.
Задача 2. Длина прямоугольника 6 см, ширина 4 см. Найди площадь.
Ученики (по шагам):
a=6 см, b=4 см.
Ищем площадь (S).
Формула: S=a⋅b.
S=6⋅4=24 см².
Ответ: S=24 см².
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (6–7 мин)
Учитель. «Работаем в парах. Решите задачи по алгоритму, объясняя друг другу шаги.»
Карточка для парной работы:
Длина участка 10 м, ширина 8 м. Найди периметр.
Длина участка 10 м, ширина 8 м. Найди площадь.
Ученики (обсуждают в парах, озвучивают решение):
«В первой задаче ищем периметр. P=(10+8)⋅2=36 м.»
«Во второй задаче ищем площадь. S=10⋅8=80 м².»
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5–6 мин)
Учитель. «Выполните задания самостоятельно. Потом сверьтесь с эталоном на доске.»
Индивидуальная карточка:
Найди периметр прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см.
Найди площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 3 см.
Начерти прямоугольник с периметром 12 см. Укажи его длину и ширину.
Эталон для самопроверки:
P=(7+3)⋅2=20 см.
S=7⋅3=21 см².
Например: a=4 см, b=2 см (P=(4+2)⋅2=12 см).
Ученики проверяют, отмечают ошибки, задают вопросы.
8. Включение в систему знаний и повторение (4–5 мин)
Учитель. «Придумайте свою задачу на периметр или площадь. Обменяйтесь с соседом и решите.»
Ученики (примеры):
«Длина стола 120 см, ширина 60 см. Найди периметр.»
«Площадь огорода 40 м², длина 8 м. Найди ширину.»
9. Рефлексия учебной деятельности (3–4 мин.)
«Математический синквейн» (творческое подведение итогов)
Учитель. «Составим синквейн по теме:
1 строка — одно слово (тема);
2 строка — два прилагательных;
3 строка — три глагола;
4 строка — фраза из четырёх слов;
5 строка — синоним к теме.
Пример от учеников:
Периметр и площадь.
Точные, нужные.
Измеряем, считаем, применяем.
Помогают в строительстве и ремонте.
Расчёты.
Учитель. «Чему мы сегодня научились? Какой алгоритм использовали? Что было самым трудным? Где могут пригодиться эти знания?»
Ученики (варианты ответов):
«Научились находить периметр и площадь по формулам.»
«Было трудно запомнить, какая формула для периметра, а какая для площади, но теперь понятно.»
«Эти знания нужны, чтобы рассчитать длину забора или количество краски для стены.»
10. Домашнее задание
Решить 2 задачи (на периметр и площадь) по образцу из класса.
Измерить в квартире любую прямоугольную поверхность (стол, коврик, картину), вычислить её периметр и площадь, записать данные в тетрадь.
По желанию: составить задачу на нахождение периметра или площади, нарисовать к ней рисунок.