Аналитическая справка к проекту " Я Родину свою люблю- я защитить ее смогу! "
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 145
(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)
664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93
E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296
Утвержден Приказ МБДОУ г. Иркутска детского сада № 145 «Об утверждении педагогической разработки» от 16.04.2025г. № 128 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
для детей старшего дошкольного возраста
« Я Родину свою люблю, я защитить ее смогу!»
Авторы проекта:
Дубовикова Н.Н., воспитатель, Казанцева О.О., воспитатель,
г. Иркутск
Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
« Я Родину свою люблю, я защитить ее смогу»
Вид проекта: информационный, творческий, краткосрочный.
Участники проекта: Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители и их законные представители, дедушки и бабушки.
Актуальность проекта: Тема патриотического воспитания для россиян особо близка и волнительна. Учитывая важность дошкольного детства для развития ребенка, необходимо обращаться к вопросам воспитания будущих граждан как можно раньше. Юбилейный год Победы не должен оставить в стороне никого.
В настоящий момент ценность роли защитника Отечества претерпевает изменения. Происходит некоторое обесценивание важных исторических событий, происходит подмена ценностных ориентиров. Помочь молодому поколению очень важно. А достигнуть мы это можем с помощью развития и поддержания интереса ребенка к происходящему. Задача педагога – создать такое пространство детской реализации, чтобы ребенок стремился играть в защитника Отечества, а не спекулянта. Мы в ответе за нравственный облик будущих поколений.
Цель проекта: создать условия для формирования первичных ценностных представлений о Родине, родной стране, и Российской армии у детей старшего дошкольного возраста в рамках тематического планирования педагогического процесса.
Проблема проекта: заинтересовать и объединить в процессе реализации проекта детей, родителей и педагогов, не смотря на разницу приоритетных задач и общую занятость, привлечь к активным совместным мероприятиям. Необходимо заинтересовать детей так, чтобы они могли проявить самостоятельность и способность к общению, как с ровесниками, так и с взрослыми.
Задачи проекта:
Воспитательно-образовательные:
формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности;
познакомить детей с трудной и почетной обязанностью защищать Родину;
формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми защитниками Родины, у девочек – уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины;
развитие творческих способностей в процессе освоения проекта;
способствовать сплочению детско-родительского коллектива в вопросах сохранения семейных ценностей;
воспитывать любовь к Родине.
Материально-технические задачи:
провести обновление игровой атрибутики, маркеров игрового пространства;
провести наполнение игровых зон в соответствии с тематикой проекта;
обновить игровой дидактический материал;
пополнить наглядный и демонстрационный материал группы.
Оздоровительные задачи:
сохранение и укрепление здоровья детей;
приобщение детей и родителей к активному здоровому образу жизни;
прививать интерес к физической культуре в детском саду и дома.
Этапы реализации проекта
I этап. Организационный.
Проработка темы проекта.
Определение и конкретизация темы и задач, обоснование актуальности.
Составление плана работы над проектом.
Подбор и анализ имеющейся методической и художественной литературы по теме проекта.
Систематизация дидактического, наглядного, игрового материала.
Составление системного блока бесед.
Модернизация и преобразование развивающей среды, обновление игрового материала, музыкального репертуара.
II этап. Этап практической реализации проекта.
Работа с детьми. Работа с педагогами. Работа с родителями.
1.Познавательное развитие, речевое развитие.
Беседа «Наша армия».
Презентация «Рода войск».
Обсуждение.
Заучивание стихотворений военной тематики.
Чтение стихотворения О.Бандура «Солдат».
Заучивание стихотворения А. Барто «На заставе».
Рассматривание иллюстраций из серии «Защитники Отечества».
Рассматривание альбома «Военная техника»
Рассматривание картины о пограничниках, беседа по содержанию
Занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Российская армия»
Рассказ-беседа «Современные российские вооруженные силы»
Рассказ воспитателя «Защитники нашей Родины. Сухопутные войска»
Чтение рассказа «Защитникам Отечества» К.Авдеенко.
Составление рассказов из опыта
« Мой папа тоже был солдатом»
Дидактическое упражнение «Каким должен быть солдат».
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Дидактическая игра «Найди флаг»
Чтение. «Поход», «Чук и Гек» (главы) А.П. Гайдар. Ю.Коваль «На границе».
Чтение стихотворений об армии. С. Маршак «Пограничник», «Наша армия» О. Высотской.
2. Социально-коммуникативное развитие.
Подготовка к празднику День Защитника Отечества.
Подготовка к выставке работ «Я Родину свою люблю, я защитить ее смогу».
Оформление группы в соответствии с темой проекта
3. Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Танк»
Рассматривание и срисовывание изображений с картин современных художников на военно-патриотическую тему.
Лепка «Солдат на посту»
Аппликация «Солдаты идут»
Рисование «Салют»»
Слушание музыки «Солдатский марш» Л.Шульгина.
Слушание песен военно-патриотической тематики
Конструктивно-модельная деятельность «Военная техника»
4. Физическая культура.
Подвижная игра «Летчики».
П./ и. «Стрелки»
Игра-забава «Кто быстрее скрутит бинт»
С./Р.И. «Разведчики», «Связисты», «Переправа»
Интерактивная игра "Аты – баты, мы теперь солдаты" (Подбери пару).
https://learningapps.org/watch?v=p94mqftjc24
Игровые технологии. Дидактическая игра «Что нужно защитнику Отечества?»
Дидактическая игра
«Кем ты будешь?»
Дидактическая игра «Какие они - защитники Отечества?».
Дидактическая игра «Подбери признаки».
Дидактическая игра « Кто и где защищает нашу Родину»
Дидактическая игра «Какие они, защитники Отечества?»
Дидактическая игра «Подбери признаки», «Кому что».
Мероприятия с родителями.
Круглый стол «Как я в армии служил»
Оформление фотовыставки
« Моя семья - Защитники Отечества»
Выставка рисунков и поделок
« Я Родину свою люблю, я защитить ее смогу»
Веселые старты «Мальчишка - будущий солдат»
Праздничный концерт «Защитникам Отечества посвящается»
III этап. Итоговый.
Презентация КТД.
Самопрезентация итогов проекта детьми « Я знаю и горжусь».
Рассылка видеоотчета в родительский чат.
Представление проекта на педсовете:
Представление паспорта проекта.
Описания проекта.
Отчет о реализации проекта
Оборудование проекта. Ресурсное оснащение проекта.
1. ИКТ оборудование, аудиозаписи, ЭОР.
Использование всех потенциальных материально-технических возможностей для создания эффективного пространства детской индивидуальной и коллективной самореализации при освоении проекта.
Уголок патриотического воспитания в группе « Россия - Родина моя».
Уголок творчества.
Физкультурный уголок.
Книжный уголок.
Уголок сюжетно-ролевых игр.
Музыкальный уголок.
Консультационные материалы для родителей, педагогов.
Описание продукта проекта:
Продуктом проекта послужила выставка рисунков и поделок «Я Родину свою люблю, я защитить ее смогу».
В подготовке данной выставки приняли участие дети и родители, а также педагоги. Выставка была расположена в двух локациях:
1. В уголке творчества дети по самостоятельному выбору отбирали работы для экспозиции.
2. Лучшие работы по определению детского жюри были расположены в фойе детского сада.
Результаты проекта: отличным результатом проекта можно по праву назвать приобретение игрового и творческого взаимодействия детей, педагогов и родителей в процессе освоения темы. Дети узнали много интересного, нового.
Проект открыл для детей важность защиты Родины. Воспитание гражданина и патриота в доступных для ребенка видах деятельности никого не оставило равнодушным.
Проект успешно реализован. Тема проекта нужная и близкая всем, кто с ней познакомился. Проект позволил объединить родителей, педагогов и детей в такой интересной теме, которая не теряет своей актуальности.
Перспектива проекта: на обсуждении результатов проекта, мы, совместно с родителями пришли к выводу о необходимости периодичного пополнения группы материалами, касающимися исторического наследия нашей страны. Предполагается преобразовать тему и , связав ее с ВОВ, подготовить новый проект.
Литература:
1.Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю.,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: МОЗАИКА- Синтез, 2016.-64 с.
3.Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Сфера, 2015.-192 с.
4.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-80 с.
5.Куцакова Л.В.Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-144 с.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/Под редакцией Н.Е. вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- 5-е изд. испр. и доп. – М.МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2019. -319 с.
Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно-методическое пособие.-М. Центр педагогического образования, 2018.-144 с.
7. Шорыгина. Т.А. Стихи к детским праздникам. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей - М.: ТЦ Сфера, 2019.-80с.
Приложение
Этапы реализации проекта, цели и описание.
Этап реализации Проекта | Мероприятия Этапа | Цель Мероприятия | Описание |
Организационный. | 1.Прорабока темы проекта. Составление плана работы над проектом. 2.Подбор и анализ имеющейся литературы по теме проекта. 3.Изучение и анализ ресурсной базы группы, подбор и подготовка игрового и методического материала, художественной литературы, музыкального репертуара. | 1.Консультирование по вопросам проекта у старшего воспитателя ДОУ. 2.Изучение методической литературы в методическом кабинете ДОУ. 3.Сравнительный анализ уголков патриотизма в группах ДОУ. Консультирование у стажистов-наставников с целью обмена педагогическим опытом. | Проработка темы проекта позволила акцентировать внимание на наиболее значимых аспектах проектной деятельности. Осуществление мероприятий организационного этапа позволила конкретизировать возможности и ресурсы, необходимые для осуществления реализации проекта. |
Основной этап. Этап практической реализации проекта. | 1. Познавательное развитие, речевое развитие. Беседа «Наша армия». Презентация «Рода войск». Обсуждение. Заучивание стихотворений военной тематики. Чтение стихотворения О.Бандура «Солдат». Заучивание стихотворения А. Барто «На заставе». Рассматривание иллюстраций из серии «Защитники Отечества». Рассматривание альбома «Военная техника» Рассматривание картины о пограничниках, беседа по содержанию Занятие по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Российская армия» Рассказ-беседа «Современные российские вооруженные силы» Рассказ воспитателя «Защитники нашей Родины. Сухопутные войска» Чтение рассказа «Защитникам Отечества» К.Авдеенко. Составление рассказов из опыта « Мой папа тоже был солдатом» Дидактическое упражнение «Каким должен быть солдат». Дидактическая игра «Доскажи словечко». Дидактическая игра «Найди флаг» Чтение. «Поход», «Чук и Гек» (главы) А.П. Гайдар. Ю.Коваль «На границе». Чтение стихотворений об армии. С. Маршак «Пограничник», «Наша армия» О. Высотской. 2. Социально-коммуникативное развитие. Подготовка к празднику День Защитника Отечества. Подготовка к выставке работ «Я Родину свою люблю, я защитить ее смогу». Оформление группы в соответствии с темой проекта 3. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Танк» Рассматривание и срисовывание изображений с картин современных художников на военно-патриотическую тему. Лепка «Солдат на посту» Аппликация «Солдаты идут» Рисование «Салют»» Слушание музыки «Солдатский марш» Л.Шульгина. Слушание песен военно-патриотической тематики Конструктивно-модельная деятельность «Военная техника» 4. Физическая культура. Подвижная игра «Летчики». П./ и. «Стрелки» Игра-забава «Кто быстрее скрутит бинт» С./Р.И. «Разведчики», «Связисты», «Переправа» Интерактивная игра "Аты – баты, мы теперь солдаты" (Подбери пару). https://learningapps.org/watch?v=p94mqftjc24
Игровые технологии. Дидактическая игра «Что нужно защитнику Отечества?» Дидактическая игра «Кем ты будешь?» Дидактическая игра «Какие они -защитники Отечества?» Дидактическая игра «Подбери признаки». Дидактическая игра « Кто и где защищает нашу Родину» Дидактическая игра «Какие они, защитники Отечества?» Дидактическая игра «Подбери признаки» «Кому что» Мероприятия с родителями. 1. Круглый стол «Как я в армии служил» Оформление фотовыставки « Моя семья - Защитники Отечества» Выставка рисунков и поделок « Я Родину свою люблю, я защитить ее смогу» Веселые старты «Мальчишка - будущий солдат» Праздничный концерт «Защитникам Отечества посвящается» | 1.Развитие познавательного интереса в процессе ознакомления лексической темой. Познакомить детей с родами войск. Развитие любознательности, умения анализировать. Развивать внимание, память. Развивать умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения. Продолжать знакомить с армией, ее функциях, показать общественную значимость военных профессий» Продолжать расширять представления о Российской армии. Рассказать, что для того, чтобы стать офицером, надо много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивы Расширение и активизация словаря по теме проекта. Продолжать знакомить с государственной символикой. Обогащение словаря, определение основ гендерного воспитания. Развитие творческих способностей детей и способности к самовыражению. Учить передавать в изображении отличительные особенности. Продолжать учить создавать образ, поощряя проявление творчества. Формировать умение слушать музыку и песни, образно представляя ее содержание. Развивать умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения. Освоение игровых действий. Расширение словаря по теме проекта. Обогащение речи детей словами определениями. Способствовать сплочению детско-родительского коллектива. Обеспечение максимального участия в проектной деятельности и в воспитательно-образовательном процессе. Формировать у мальчиков стремление быть мильными, смелыми защитниками Родины. Создание торжественной праздничной атмосферы. Воспитывать уважение и признательность по отношению к защитникам Отечества | Педагог организует беседу. задает уточняющие вопросы. Загадывает загадки. Педагог демонстрирует презентацию, организует обсуждение. Педагог проводит чтение художественной литературы и разучивание стихотворений. Рассматривание иллюстраций, наглядного материала осуществляется как во время НОД, так и в самостоятельной деятельности детей. Беседы и рассказы педагога сопровождаются показом иллюстративного материала по содержанию произведений. Педагог просит показать фотографии пап и рассказать об их службе в армии. Педагог организует игру с дополнительными упражнениями( бросок мяча, вопрос-ответ) Подготовка организуется в уголках творческой активности, Продуктивную деятельность можно проводить как на занятии, так и в самостоятельной художественной деятельности, предварительно создав мотивационную ситуацию. Репертуар может варьироваться, в зависимости от предпочтений. Провести идентификацию изображений объектов и частей. Игру можно проводить как в словесном формате, с помощью карточек, так и с помощью изобразительных средств. При проведении игры обращать внимание на личную сопричастность игроков. Пригласить пап, дедушек в группу, провести круглый стол в неофициальной обстановке. Оформление фотовыставки происходит по инициативе детей. Работы имеют личностно-ориентированный формат. Организует инструктор по ФИЗО. Подготовить концертную программу, предложить принять участие родителям. |
Подведение итогов. Рефлексия. Аналитический. | Презентация КТД. Самопрезентация итогов проекта детьми « Я знаю и горжусь» Рассылка видеоотчета в родительский чат. Представление проекта на педсовете: Представление паспорта проекта. Описания проекта. Отчет о реализации проекта. | Осознание и принятие значимости результата завершенного проекта Трансляция опыта | Самопрезентация детьми проводится на открытом занятии с приглашенными гостями. Видеоотчет формируют педагоги и активисты из родительской группы. Педагоги представляют отчет о результатах проекта. |
9