12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сухинко Любовь Алексеевна94
Учитель технологии средней школы.
Россия, Калмыкия респ., Хар-Булук
Материал размещён в группе «Мой кабинет»
4

Авторская программа кружка «Алтн hар»



Основы народного и декоративно - прикладного искусства

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Целинный район МОКУ «Хар – Булукская средняя школа»

 

Авторская программа кружка

«Алтн hар»

 

Руководитель: Сухинко Любовь Алексеевна,

учитель технологии, руководитель кружка

Хар – Булукской средней школы.

 

Содержание

Наименование тем

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Организация и содержание работы творческого объединения

4

3.

Введение

5

4.

Тематический план занятий творческого объединения

7

5.

Программа

8

6.

Список используемой литературы

13

Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Из года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном, стремится преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное окружение. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Обучение учащихся вышивке, изготовлению изделий из лоскутков, меха, кожи, вязанию, направлено на воспитание художественной культуры школьников, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

Школа, используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только в сохранении богатства и традиций народного искусства, но и его развитию. Большая роль в этом плане отводится кружковой работе.

Цель кружковых занятий – формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Основные задачи:

- формирование интереса к декоративно – прикладному творчеству, его истории;

- воспитание чувства патриотизма, любви к народным традициям;

- развитие у школьников художественного вкуса, творческой и трудовой активности, их стремления к самостоятельной деятельности;

- привитие учащимся практических трудовых навыков, то есть осуществление психологической и практической подготовки к выбору профессии.

Обучение школьников народным художественным приемам должно проходить на основе осмысленного запоминания и восприятия главных и отличительных особенностей произведений разных школ народного мастерства.

В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно- прикладного творчества, раскрывать их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей. Целесообразно использовать записи народной музыки, стихов, а также разнообразный иллюстрированный материал, образцы произведений народных мастеров.

После общего ознакомления учащихся с видами народного искусства необходимо более углубленно изучать определенный вид художественного промысла, по профилю которого ведется обучение. Изучение следует начинать с образцов промысла родного края.

Самодельные игрушки из ткани и меха, изделия из лоскутков, вышивка, национальные костюмы, все чаще входят в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих изделий завоевала симпатии детей и взрослых. Успехи учащихся в обучении изготовлению изделий рождают у них уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности работы перед новыми видами деятельности.

Большие изделия можно выполнить коллективно, что ускорит процесс творчества и даст учащимся навыки совместной работы.

Итак, работа над изделием декоративно-прикладного искусства, изготовлением швейных изделий, является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников. Процесс труда по обработке материалов с его ритмом, темпом, игровым оформлением увлекает учащихся, содействует выявлению их способностей. Они приобретают умение самостоятельно трудится, стремление создавать прекрасное. Задача руководителя кружка - вызвать интерес к творчеству, пробудить желание самим создать различные изделия.

Организация и содержание работы кружка

Набор учащихся в кружок проводится в начале учебного года. Группа включает не более 10 – 15 человек. Занятия посещают дети, как младшего, так и старшего школьного возраста. При комплектовании подгрупп учитывается возраст детей. Младшая подгруппа – 5-6 классы, средняя – 7-8 классы, старшая – 9-11 классы.

Комплектование учащихся по группам позволяет построить занятия соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.

Программа кружка рассчитана на 136 учебных часов. При записи школьниц в кружок, руководитель проводит беседу, где знакомит детей с предстоящей работой, содержанием занятий. Планируя годовую работу, педагог учитывает местные условия и возможности, национальные традиции в разработке и оформлении изделий.

Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, могут изменяться в зависимости от заготовленного материала, а также от умения и навыков кружковцев. Особый интерес вызывает у ребят изготовление игрушек – сувениров из ткани и мехового лоскута, изготовление аппликаций. Это дает школьникам практические трудовые навыки, воспитывает у них художественный вкус, развивает творческую активность.В течение учебного года ребята участвуют в школьных и районных выставках по декоративно – прикладному искусству, изготавливают подарки – сувениры ко всем знаменательным датам.

Введение

Истоки способностей и дарований детей

– на кончиках их пальцев…

В.А.Сухомлинский

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности дости­гается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных цен­ностей до ступени их создателя.

Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной дея­тельности, могут являться потенциальными разрушителями куль­турных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась катего­рия разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способ­ностей, приобщать к творческой деятельности.

Каждому народу присущи свои художественные традиции, которые проявляются в типичности отдельной техники, своеобразии декоративных швов, специфических орнаментах и другом. Поэтому программу необходимо корректировать в соответствии с местными традициями.

Модули обучения.

I модуль - базовый.

Включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней творческой деятельности. Базовый уровень задается по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленности. И в то же время технологии освоения объема знаний, умений и навыков на этом этапе должны быть достаточно гибкими, способными адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.

II модуль - развитие творческих способностей.

Включает деятельность, направленную на освоение теории и практики данного вида деятельности. Успех на этом этапе обусловлен определенным уровнем развития творческих способностей обучающихся, их отношением к освоению нового материала, уровнем развития их способностей (восприятие, мышление, память и др.).

Формы и методы обучения

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения.

В течение учебного года обучающиеся посещают музеи, слушают лекции о народных традициях и обычаях. Но специфика данного учебного предмета такова, что кульминацией работы учащихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

Учебно – материальное обеспечение

Помещение и оборудование.

Кружковые занятия проходят в кабинете «Технология», отвечающий санитарно – гигиеническим нормам.

Учебное оборудование кабинета включает:

 

  1. швейные машины ПМЗ;
  2. стол утюжильный;
  3. школьная доска, столы ученические, стулья ученические, стол учительский;
  4. стенды с образцами поузловой обработки;
  5. инструменты и приспособления для практических работ.

 

Наглядные пособия.

  1. образцы практических работ;
  2. журналы, книги, иллюстрированный и фотоматериал,
  3. таблицы – схемы по технологии обработки ткани, по технике безопасности.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. правила безопасной работы с ручными инструментами, на швейной машине;
  2. возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной технике;
  3. правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во время работы;
  4. композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, холодные и теплые, хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка;
  5. экономную раскладку выкройки на ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, способы отделки и влажно-тепловой обработки;
  6. сочетание аппликации с разными видами отделки;
  7. особенности обработки края рисунка;
  8. технологию выполнения аппликации, игрушек из меха и ткани;
  9. технологию изготовления швейных изделий;
Учащиеся должны уметь:
  1. соблюдать правила безопасной работы в мастерских;
  2. уметь пользоваться швейной машиной;
  3. выполнять раскрой ткани;
  4. переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки;
  5. подготавливать материалы лоскутной пластики к работе;
  6. работать с журналами мод, читать и строить чертежи, моделировать;
  7. выполнять отделку изделия, сочетать аппликацию с вышивкой;
  8. соединять детали игрушки между собой;
  9. произвести окончательную отделку изделия и влажно-тепловую обработку;

Примерный тематический план занятий творческого объединения «Алтн hар»

Наименование темы

Первый год обучения

Второй год обучения

Кол-во часов

Теор-е занятия

Практ-е

занятия

Кол-во

часов

Теор-е

занятия

Практ-е

занятия

I.

Вводное занятие

2

2

-

2

2

-

II.

Работа на швейной машине

6

2

4

-

-

-

III.

Основы материаловедения

4

2

2

4

2

2

IV.

Изделия из ткани и меха: виды и приемы художественных отделок.

Изготовление игрушек из ткани

Объемная игрушка из меха

Плоские игрушки-аппликации

Лоскутная техника: изготовление прихваток, диванных подушек. Отделка.

Изготовление изделий из ткани по желанию учащихся

15

16

10

15

30

3

2

2

3

6

12

14

8

12

24

15

15

12

15

15

2

3

2

2

2

13

12

10

13

3

V.

Народное декоративно-прикладное искусство

1. Общие сведения из истории костюма

2.Зарисовка образцов национальной одежды

3.Национальная верхняя одежда

4.Национальные головные уборы

4

4

6

6

4

1

6

6

-

3

-

-

6

-

6

6

6

-

1

1

-

-

5

5

VI.

Изготовление национального костюма на куклу

-

-

-

35

5

30

VII.

Пошив сувениров-подарков к праздникам

28

4

24

10

2

8

VIII.

Итоговое занятие

2

2

-

2

2

-

IХ.

Организация выставки работ учащихся

4

-

4

4

4

-

 

Итого: 136 ч.

Программа

Тема 1. Вводное занятие (2ч.)

На вводном занятии педагог уточняет состав кружковцев по списку, знакомит учащихся с целями, задачами и содержанием занятий, программой обучения. На первом же занятии необходимо ознакомить учащихся с правилами внутреннего распорядка, безопасности труда и личной гигиены.

Роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека. Демонстрация изделий, репродукций и др., раскрывающих основные направления в художественной обработке материалов. Ознакомление с образцами изделий, которые будут изготавливаться на последующих занятиях.

Тема 2. Работа на швейной машине с ножным приводом (6ч.)

Данное занятие предусматривает обучение учащихся 5 класса работе на швейной машине, знакомство с устройством, правилами эксплуатации, правилам безопасности труда, формированием первоначальных навыков работы на швейной машине

В ходе теоретической части занятия нужно провести беседу, выяснить, для чего предназначена швейная машина, какие преимущества она дает по сравнению с шитьем вручную.

Практические работы.

1. Включение и выключение махового колеса. Намотка нитки на шпульку.

2. Заправка верхней и нижней нитей.

3. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям.

4. Выполнение машинных строчек с различной длиной стежка.

5. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.

6. Закрепление строчки обратным ходом машины.

Тема 3. Основы материаловедения (4ч.)

Виды и назначение тканей, меха, отделочных материалов.

Физические и технологические свойства материалов. Ткани, используемые в искусстве художественной обработки изделий.

Практические работы.

1.Изучение свойств нитей основы и утка.

2.Определение лицевой и изнаночной стороны, направления долевой нити в ткани.

3. Определение свойств тканей из натуральных и искусственных волокон.

4. Определение вида раппорта в сложных переплетениях.

Тема 4 (1). Выполнение игрушек из ткани (15 ч.)

Ознакомление с некоторыми видами народных игрушек, выполненных из дерева, глины, ткани; показ иллюстрированного материала. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Правила техники безопасности с ручными инструментами. (Приложение)

Практические работы.

  1. Выполнение графических работ в альбоме.
  2. Заготовка и хранение выкроек-лекал.
  3. Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
  4. (Каркасы для игрушек, раскрой материала, соединение деталей, набивка деталей, отделочные работы).

Тема 4 (2). Объемные игрушки из меха (16ч.)

Сочетаемость материалов, подбор меха одного цвета, подбор меха контрастных цветов. Отделочные материалы. Назначение отделочных материалов, их сочетаемость с основным поделочным материалом (мехом).

Практические работы.

  1. Зарисовка образцов изделий.
  2. Изготовление лекал.
  3. Раскрой деталей.
  4. Соединение кусочков меха ручными стежками.
  5. Оформление изделий.

Тема 4 (3). Плоские игрушки-аппликации (10ч.) (12ч.)

Что такое аппликация? Значение аппликации в народной вышивке. Место аппликации в композиции всего изделия. Особенности цветовых сочетаний, техники. Аппликация из кожи, меха, атласа, бархата и других материалов. Сочетание аппликации с другими видами вышивки (бисером, блестками, тесьмой и др.) Особенности обработки края рисунка у осыпающихся и неосыпающихся тканей. Способы выполнения аппликаций на тонких тканях, на трикотаже, на канве. Съемная аппликация. (Приложение)

Практические работы.

  1. Зарисовка образцов старинной вышивки.
  2. Зарисовка образцов изделий.
  3. Изготовление лекал.
  4. Раскрой деталей.
  5. Выполнение аппликации.
  6. Соединение деталей игрушки ручными стежками.
  7. Оформление изделий.

Тема 4 (4). Лоскутная техника (15ч.)

Краткие сведения из истории изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлением современной моды. Материалы для лоскутной пластики: ткани, тесьма, ленты, кружева. Подготовка материалов к работе (определение прочности окраски, стирка, накрахмаливание, подбор по цвету, фактуре и рисунку). Инструменты, приспособления, шаблоны для раскраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Практические работы.

  1. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.
  2. Изготовление подставки под горячую посуду различными способами.
  3. Изготовление прихватки.
  4. Изготовление декоративной грелки на чайник.
  5. Изготовление изделия в технике лоскутной пластики.

Тема 4 (5). Изготовление швейных изделий по желанию учащихся (30ч.)Общие правила построения и оформления чертежей изделия. Фигура человека и ее измерения. Расчетные формулы. Последовательность построения основы чертежа в натуральную величину. Особенности моделирования изделий. Понятие о композиции в одежде. Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма). Подготовка выкройки к раскрою. Определение расхода ткани.

Практические работы.

  1. Снятие мерок и запись результатов измерений.
  2. Расчет конструкции изделия по формулам.
  3. Построение основы чертежа в натуральную величину по своим меркам.
  4. Эскизная разработка модели.
  5. Изготовление выкройки изделия.
  6. Подготовка выкройки к раскрою.
  7. Раскрой деталей изделия.
  8. Обработка деталей кроя.
  9. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
  10. Тема 5 (1). Народное декоративно-прикладное искусство Общие сведения из истории костюма. (4-6ч.)

Традиции, обряды, семейные праздники. Народная одежда (женская, мужская, девичья). Повседневная и праздничная одежда. Особенности кроя, художественного оформления национальной одежды. Инструменты, приспособления материалы для оформления национальной одежды.

Тема 5 (2). Зарисовка образцов национальной одежды (4ч.)

Посещение музея и выставки декоративно – прикладного творчества, беседа об истории создания национальной одежды.

Практические работы.

Выполнение эскизов костюма, головных уборов.

Тема 5 (3). Национальная верхняя одежда (6ч.)

Национальная верхняя одежда калмыцкого и русского народов, сходство и различия в одежде. Традиции и обычаи в изготовлении верхней одежды (доха, лавшик, душегрея).

Практические работы.

  1. Эскизная разработка модели.
  2. Изготовление выкройки изделия.
  3. Подготовка выкройки к раскрою.
  4. Раскрой деталей изделия.
  5. Обработка деталей кроя.
  6. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.
  7. Тема 5 (4). Национальные головные уборы (6ч.)

Национальные головные уборы (женские, мужские, девичьи), их художественное оформление.

Практические работы.

1.Изготовление выкройки изделия.

2.Раскрой деталей.

3.Художественная обработка деталей кроя.

Тема 6. Изготовление национального костюма на куклу (35ч.)

Составление альбома летописи края: обрядов, костюмов, традиционных блюд и др. Композиция, ритм, раппорт, орнамент.

Практические работы.

1. Выполнение эскиза изделия.

2. Подбор ткани и отделочных материалов.

3. Изготовление выкройки изделия.

4. Разметка и раскрой материалов.

5.Изготовление национального костюма из ткани или пряжи на куклу с использованием отделочных материалов.

6. Изготовление декоративных элементов к костюму.

7. Окончательная и влажно – тепловая обработка изделия.

Тема 7. Пошив сувениров – подарков к праздникам (28ч.), (10ч.)

Общие сведения из истории российских праздников: День Матери, День пожилых людей, День Победы, 8 Марта, День Защитников Отечества и др.

Практические работы.

1. Изготовление сувениров и подарков к праздникам.

Тема 8. Итоговое занятие (2ч.)

Подведение итогов работы за учебный год, анализ и ее оценка.

Тема 9. Организация выставки работ учащихся (4ч.)

Предварительный просмотр экспонатов. Оформление выставки «Наследие предков сохраним и приумножим». Обсуждение итогов выставки.

Список литературы

  1. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. Москва, 1979 г.
  2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. Москва, 1979 год.
  3. Батырева С.Г. Калмыцкое народное прикладное искусство, Элиста, 2004г.
  4. Грин М.Э. Шитье из лоскутов. Москва, 1981 год, стр. 5.
  5. Давыдова М. А., Агапова И. А. Мягкая игрушка своими руками. Москва, 2004г.
  6. Дроздова О.Е. Расширять кругозор школьников в области прикладного искусства //Школа и производство, 1995 г., №1
  7. Еременко Т.И. Технология ручной вышивки. Москва, 2000г.
  8. Золушка шьет// Москва, 1998 год, №1.
  9. Ковалев И.П. Калмыцкий народный орнамент. Элиста, 1990 год.
  10. Кононович Т. Мягкая игрушка. С-Петербург, 2001 год.
  11. Лабзина А.Л., Васильченко Е.В. Занятия по трудовому обучению. Москва, 1983 год.
  12. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Москва, 1983 год.
  13. Ользеева С.З. Народные обычаи и традиции, Элиста, 1990г.
  14. Симоненко В.Д. Программа общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 1998 год.
  15. Симоненко В.Д. Технология 5-8 класс. Брянск, 1997 год.
  16. Сычов Д.В. Из истории калмыцкого костюма. Элиста, 1973 год.
  17. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство. Москва, 1988 год.
  18. Эрендженов К. Золотой родник. Элиста, 1990 год.
  19. Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. Элиста, 1985 г.
 
 
Список литературы для детей и родителей
  1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Москва, 1986г.
  2. Грин М.Э. Шитье из лоскутков. М, 1999г.
  3. Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. Москва, 1989г.
  4. Журналы: «Работница», «Сделай сам», «Юный техник», «Для умелых рук», «Левша».
  5. Фалеева В.А, Кокдина Е.И. Пособие по вышивке.Москва, 1991г.
  6. Чекалова А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. Москва, 1992г. 
  7. Черноморец А.Д. Вышивка в современном костюме. Киев, 1987г.
  8. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва, 1994г.

Здесь будет файл: /data/edu/files/u1460324483.ppt (презентация)
Опубликовано в группе «Мой кабинет»


Комментарии (0)

Самофалова Оксана Алексеевна
Комментарий был удалён пользователем 29 апр 2016 в 21:15
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.