12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Коган Екатерина Александровна20 Россия, Забайкальский край, Чита |
Дифференциация звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах, словах и фразах
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению
Тема: « Дифференциация звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах, словах и фразах»
Технология: игровая технология
Этап: дифференциация звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах, словах и фразах.
Задачи:
1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух и фонематическое восприятие.
2. Закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах, словах и фразах.
3. Воспитывать стремление к овладению правильной речи
Оборудование: письмо, картинки Светы и Шурика, картинки артикуляции и профили звуков, звуковая дорожка, мяч, игра «Ходилка», логопедические пазлы, карточка с домашним заданием.
Ход занятия.
Приветствие.
Кто из вас сидит, грустит?
У кого здесь грустный вид?
В круг широкий мы встаём.
Друг друга за руки возьмём.
Будем вместе мы играть? – Да
Заниматься и писать? – Да
Будем крепко мы дружить? – Да
Дружбой будем дорожить? – Да
Друг другу будем помогать? – Да
В круг широкий вижу я встали все мои друзья!
2.Организационный момент.
- Ребята, сегодня нам на почту пришло письмо. Давайте подойдем к столу и узнаем от кого оно.
Письмо.
Здравствуйте ребята. Пишут вам Света и Шурик. Мы так заигрались, что забыли убрать за собой наши книги. И попали к злому волшебнику. Он забрал из книжек все слова со звуками [с] и [ш]. Нужно освободить их из плена злого волшебника.
- Вот это да. Ну что ребята поможем Свете и Шурику?
3. Основная часть.
Давайте сначала сделаем артикуляционную зарядку и отправимся помогать Свете и Шурику.
а) Артикуляционная гимнастика.
1. Артикуляционная гимнастика.
Словно шарик мы надулись,
А потом внезапно сдулись (худышка – толстячок)
Наши губки – гибкие
Могут стать улыбкою,
Могут в трубочку собраться
После снова улыбаться (Улыбка – хоботок)
Чистим зубки мы умело
Вправо – влево, вправо - влево. (Почистим зубки)
Мы ни сколько не устали
Вверх и вниз им двигать стали (Качели)
Язык широкий положу,
А края приподниму.
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка (Чашечка)
Горку мы изобразим.
Язычок наш ловкий.
Сделал мостик,
Вниз запрятал хвостик. (Горка)
Язычок чуть-чуть устал,
Он спокойно полежал. (Лопатка)
- Ребята, а вы помните, слова с какими звуками украл волшебник из книжек?
( Ответы детей)
б) Артикуляция и характеристика звуков ( Карточка 1)
- Давайте, вспомним артикуляцию этих звуков. Что делают наши губы, зубы и язык, когда произносим звуки [с] и [ш].
- Ответы детей.
Когда мы произносим звук [C] губы улыбаются, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за нижними зубами, воздушная струя сильная и холодная, горлышко молчит.
При произнесении звука [Ш] наши губы округляются и тянутся вперёд, между зубов небольшое расстояние, язычок прячется за верхними зубами, воздушная струя сильная и тёплая, горлышко молчит.
- Ребята, чем отличается артикуляция звука [С] от артикуляции звука [Ш].
- Ответы детей. При произнесении звука [C] губы улыбаются, а при произнесении звука [Ш] губы округляются и тянутся.
При произнесении звука [C] язык упирается в нижние зубы, а при произнесении звука [Ш] смотрит на потолок.
При произнесении звука [C] воздушная струя холодная, а при произнесении звука [Ш] тёплая.
- Вспомним характеристику этих звуков.
Ответы детей. Эти звуки согласные, твёрдые, глухие.
б) Дифференциации звуков [c] и [ш] изолированно. Звуковая дорожка. (Карточка 2)
Ребята, давайте вернем звуки в книжки Светы и Шурика. Для этого нам нужно, пройтись по звуковым дорожкам.
в) Физкультминутка
Мы устали засиделись, нам размяться захотелось.
Стал цветок и вдруг проснулся.
Улыбнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и въётся.
д) Развитие фонематического слуха. Игра « Топни-хлопни»
-Я называю слова, если вы услышите в словах звук [с] – хлопаем, а если [ш]-топаем.
Словарь: шапка, салат, штанга, шорты, слон, скрипка, шишка, сыр, шприц, велосипед.
- Молодцы, ребята, вы освободили [ш] и [с] из плена злого волшебника, но в плену остались слоги и слова с этими звуками. Хотите помочь им?
е) Дифференциация звуков [c] и [ш] в слогах. Игра с мячом.
- Ловите мяч и повторяйте слоги: СА-СА-ША, СО-СЫ-ШУ, ШО-ШО-СЫ, СЫ-ШУ-СО, ША-СУ-ША.
- Молодцы, вы справились с заданием.
ё) Дифференциация звуков [c] и [ш] в словах. Игра « Ходилка» (Карточка 3)
А теперь давайте, поиграем в игру и освободим звуки в словах.
Дети кидают кубик и называют слова на игровом поле.
ж) Дифференциация звуков [c] и [ш] во фразе. «Дидактическая игра : Картинки от злого волшебника» (Карточка 4,5)
-Увидел волшебник, что дети освободили из плена звуки в словах и слогах. И придумал им сложное задание. Игра «Логопедические пазлы»
- Помогите Свете и Шурику, собрать пазлы.
- Называйте картинки:
- Этими словами закончите мои предложения
-У Шурика на голове…шапка
Света завязала на шее …шарф
На крышу залезла…кошка
В камышах спряталась …лягушка
За листом ромашки спряталась ...оса
Света катается на …санках
Я съела вкусный, спелый …ананас
Я надела мамины красивые … бусы
Мама сварила вкусную …кашу
4. Итог занятия. Ребята, посмотрите, мы помогли ребятам Свете и Шурику выбраться из плена злого волшебника и вернуть все слова со звуками [с] и [ш] в книжки.
- Ребята, кому вы сейчас помогали?
- Какие звуки вы старались правильно произносить?
- Света и Шурик говорят вам спасибо, и оставили вам подарок (домашнее задание на карточке). Дома его с родителями рассмотрите и выполните (Карточка 6)