12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Юлия Николаевна Шумеева181
Россия, Саратовская обл., г. Ершов
Материал размещён в группе «Учителя физики»
2

Доклад «Использование межпредметных связей физика-экология в формировании метапредмедметных результатов»

Шумеева Юлия Николаевна

МКОУ “СОШ №5»г.Ершова

учитель физики

Введение.

Изучая курс физики, ученики должны получить четкое представление о взаимосвязи общества и природы, о значении атмосферы для существования жизни на Земле, о главных источниках ее загрязнения, влиянии этих загрязнений на окружающую среду и жизненные процессы, о мерах охраны живой природы от воздействия вредных физических факторов, о возможных пагубных последствиях преобразования природной среды .

Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать, переносить и использовать знания в различных жизненных ситуациях. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. И, естественно, одна из главных задач педагога на настоящий момент - помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций. Что значит метапредметные компетенции? «Мета» - за, над - общий для всех предметов. Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Вот некоторые наиболее важные из них: регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества; познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие. Метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста.

Одним из эффективных способов, формирующих метапредметные знания, являются интегрированные уроки, на которых развивается кругозор учащихся, интеллект, а также формируется в сознании целостная картина мира, достигнута успешная реализация возможностей экологического образования.

Цели данных уроков:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о физических явлениях природы. Формировать экологические знания и практические умения.

2. Воспитывать интерес, доброту и любовь к природе, спасителя жизни на Земле, ощущать красоту и изящества опыта, товарищескую взаимопомощь, умение радоваться за удачу друга, аккуратность, вежливость.

3. Развивать проблемное и образное мышление, умение решать задачи применяя формулы, умение запоминать формулы, составлять законченные смысловые ответы при устных и письменных ответах.

К урокам можно подобрать девизы, например, « Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету».

На уроках физики полезно вводить задачи экологического содержания. Вот несколько фрагментов, которые помогают «оживить» уроки и способствуют экологическому воспитанию.

1.Сколько кубометров газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль – такси, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа при температуре 0°С равна 0,002 кг/м3

2.Из цистерны с негерметичной крышкой за год может испариться 2,5 т нефтепродуктов. Какой объем воздуха отравлен парами бензина при предельно допустимой концентрации 100 мг/м3?

    Физика возглавляет науки о природе: все они используют физическую терминологию, физические приборы и физические методы исследований. При обучении физике есть возможность ознакомить учащихся с современными методами изучения и охраны природы, обобщить полученные на других уроках знания. Одна из важнейших задач школьного курса физики – развить научный подход к явлениям и процессам природы, сформировать умения и навыки проведения научного эксперимента. Это даёт возможность выработать у школьников умения, важные для изучения и решения доступных им физико-экологических задач:

Почему заводские трубы делают как можно более высокими?

Почему нефть растекается по поверхности воды тонкой плёнкой? Как влияет нефтяная плёнка на биосферу водоёма?

Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать поблизости?

Можно ли постоянно носить наручные часы со светящимися стрелками?

Питьевой воды на Земле во многих местах не хватает. Её приходится получать из морской воды либо выпариванием, либо вымораживанием. Какой способ выгоднее?

Почему необходима побелка плодовых деревьев?

Учителю необходимо создать условия для проявления познавательной активности, самореализации и самоутверждения обучающихся. Создать атмосферу, позволяющий раскрывать субъектный опыт учащегося. Стимулировать учащихся к высказыванию своих мыслей по поводу проблем и вопросов учебной темы, ставить свои вопросы, приводить аргументы и контрдоводы в пользу, с целью уточнения, опровержения.

Одним из инновационных направлений в экологическом образовании,  является метод проектов, используемый на уроках и внеклассной работе, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие самообразовательной активности учащихся, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, отсылать и получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи. Наибольший интерес представляют исследовательские экологические проекты.

 Работа над ними, начатая на уроках физики, продолжается во внеурочной деятельности учащихся. Содержание и этапы проведения учебного проекта должны быть тщательно спланированы учителем.

Представление о том, какие экологические проблемы существуют в настоящее время, как физика помогает решать эти проблемы, какие физические законы лежат в основе возникающих проблем и в способах их решения учащиеся могут получить изучая курсы по выбору, которые сопровождается решением задач по физике с экологическим содержанием,

например, курс « Физика и экология».

Каждое занятие курса направлено на развитие познавательного интереса школьников к изучаемому предмету, знакомству с новыми понятиями, желанию побольше узнать по данной теме. Интерес к курсу формируется с помощью создания проблемных ситуаций на уроке, самостоятельному поиску решения проблем. Особое внимание в данном курсе по выбору уделяется развитию творческой активности учащихся на занятиях. Основной формой работы на занятиях является групповая работа, во время которой учащиеся с помощью личного жизненного опыта, наблюдений за различными природными явлениями и процессами, а также с помощью дополнительных источников информации выполняют различные задания.Заключительным этапом изучения курса является работа над проектом с экологическим содержанием.

Развитие основных универсальных действий осуществляется через экологическое образование и во внеклассной работе. Виды работы могут быть различные, например, экологический вечер «Сохраним Землю голубой и зеленой», деловая игра на экологическую тему «Большой совет», ток-шоу «Шум и здоровье человека», беседы «Экологические кризисы и экологические революции». Необходимо проводить такие формы работы как, научно-практическая конференция, экологический семинар, экологическая экскурсия, экологический КВН, экологический «ВЕСТНИК», кружок «Физика вокруг нас». Ведь, говоря об экологическом состоянии планеты, не менее важно рассмотреть экологическое состояние того места, где мы живем – наш город и наш дом.

Одним из эффективных методов, формирующих метапредметные компетенции учащихся, является метод исследования. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Темы экологических исследований: «Исследование уровня шума в помещении школы », «Исследования уровня освещенности в кабинетах» и др.

Заключение.

Перечисленные формы работы  не только ведут к углублению и расширению знаний учащихся по физике, формированию метапредметных компетенций, но и заставляют задуматься о рациональном использовании  ресурсов в условиях стремительного развития научно-технического прогресса, что  способствует формированию экологического сознания и культуры.

Литература:

1. Иванов А.Ф. Физический эксперимент с экологическим содержанием // Физика в школе, 1996. - № 3. - С. 32-34. .

2.Митрофанова М. А. Включение элементов экологии в базовую программу физики// Экология — 2000: Материалы 7-й областной научно-практич. конф. педагогич. работников и учащихся учебных заведений «Экология, человек, цивилизация — 2002». — Томск, 2000. — С. 93—100. с. 

3. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС.. (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.

 4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 9 с.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.