12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Наталья Гладкова390
Учитель-дефектолог, учитель трудового обучения, руководитель МО учителей трудового обучения
Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Доклад по теме самообразования:

«Повышение уровня мотивации на уроках швейного дела»

В ходе своего опыта работы, мною было замечено, что умственно отсталые дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес. Я неоднократно задавалась вопросом: как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию на уроках швейного дела.

Умственно отсталые школьники сталкиваются с трудностями при выполнении
задания на уроках трудового обучения. Это приводит к тому, что они не могут достигнуть цели, поставленной перед ними педагогом, и самое главное, не проявляют к работе должного интереса, т. е. у них отсутствует мотив. Слабость мотивов деятельности и их неустойчивость одно из типичных проявлений незрелости мотивационной сферы умственно отсталых учеников. Создание устойчивой мотивации является одним из основных условий, обеспечивающих успешность обучения и воспитания ученика, реализацию его умственных и физических возможностей.


 

Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию.

В ходе своей работы я опираюсь на следующие этапы формирования мотивации у учащихся:

1 этап. Возникновение мотивации:

например, фиксация мотивов предыдущих достижений: « Мы хорошо поработали над предыдущей темой».

усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность-« В будущем вы можете выполнить это изделие для того, чтобы…..».

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

чередование разных видов деятельности (вышивка, работа с бумагой, картоном, работа в технике лоскутного шитья, работа с природным материалом);

здания различной трудности;

отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой и неудовлетворенность.

активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершена.

важно, чтобы каждый учащийся вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее обучение, то есть положительная мотивационная перспектива. Для этого я использую фразы типа: «Посмотри: как на предыдущих уроках у тебя получалось, а сейчас ты достиг…………Молодец!»

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

«Удивляй»

Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

«Разминка для ума»

Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней графический рисунок, фигура).

Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений.

В своей практике использую групповую работу и работу в паре. При этом снижается уровень тревожности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм.

Материал программ швейного дела требует усидчивости, терпения, однообразной деятельности, он достаточно сложен для некоторых учащихся. Порой трудности в овладении ЗУН приводят к равнодушному, отрицательному отношению к урокам швейного дела. Для создания ситуации успеха и побуждения к деятельности, формирование учебной мотивации я осуществляю через обучение новому видам декоративно-прикладного искусства.

Хотя умственная отсталость считается явлением необратимым, мои наблюдения показали, что у учащихся в процессе трудового обучения наблюдается небольшой рост в формировании побудительных мотивов учения, наблюдается значительная положительная динамика в формировании устойчивых побудительных мотивов обучения.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.