Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Роботекс"
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Школьным методическим Зам. директора по УР Директором КГОБУ Гражданская КШИ
объединением М.А. Мурзина __________________Н.Г. Ивасик
Протокол №_____ ___________________ «_____»_______________20__г.
от ____________________ «____»_________20__г.
«____»___________20__г.
«Роботекс»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Возраст учащихся:7-15 лет
Срок реализации:1 год.

Сивцова Инна Владимировна,
педагог дополнительного образования
с. Гражданка
2025 г
Раздел№1 Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии. Реализация этой программы помогает развитию универсальных учебных действий учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Направленность программы техническая.
Уровень освоения базовый.
Отличительные особенности программы в том, в процессе решения практических задач и поиска оптимальных решений школьники осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Изучая простые механизмы, дети учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.
Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. Повышается мотивация к учению. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их.
Адресат программы. Программа предназначена для учащихся 1-9 классов коррекционных образовательных учреждений.
Особенности организации учебного процесса.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю 1 час.
Набор в группы свободный. Срок реализации программы 1 год.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для учащихся.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой, что соответствует Приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
СанПиН 2.4.4.3172-14 "санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"(измен. от 27 октября 2020 года)
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы:
Развитие у детей навыков начального технического Лего- конструирования, мелкой моторики, координации «глаз-рука».
Задачи программы:
Воспитательные:
1.воспитывать интерес к конструированию, исследованию;
Развивающие:
1. развивать творческие способности и логическое мышление детей;
2.развивать умение работать по предложенным инструкциям.
3.развивать умения творчески подходить к решению задачи;
Обучающие:
1.обучать работе с ноутбуком;
2.обучить основам механики.
3.обучать моделированию с элементами программирования.
4. расширять словарный запас за счёт введения новых понятий в активный словарь ребёнка.
1.3.Содержание программы.
Учебный план 1 года обучения.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | В том числе | Форма контроля | ||
Теор. | Практ. | |||||
I | Введение в программу | 11 | 2 | 9 | Игра,зачёт, промежуточный. | |
II | Исследовательская практика | 5 | 2 | 3 | Игра, текущий | |
III | Техническое моделирование. | 6 | 2 | 4 | Игра,выставка, фотоотчёт, Текущий. | |
IV | Строительное моделирование. | 12 | 3 | 9 | Игра, показ моделей, фотоотчёт, итоговый | |
| Итого: | 34 | 9 | 25 | | |
Содержание учебного плана 1 года обучения.
1. Раздел: Введение в программу.
1.1.Знакомствос ноутбуком.
Теоретическая часть. Начальное представление о роботах, о видах конструктора. О роли роботов в жизни человека. Для чего нужны роботы? ТБ при работе с компьютером.
Практическая часть. Изучить основные компоненты ноутбука. Учиться включать-выключать, работать с мышью, работать на клавиатуре, создавать папки, учиться набирать простой текст.
2. Раздел: Исследовательская практика.
2.1.Наш любимый город
Теоретическая часть. Показ приёмов легомозаики, техники коллажа из деталей ЛЕГО.
Практическая часть. Конструирование города
2.2. Спорт и его значение в жизни человека
Теоретическая часть. Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания.
Практическая часть. Конструирование спортивных тренажёров.
2.3.Воздушный транспорт
Теоретическая часть. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления.
Практическая часть. Конструирование воздушного транспорта.
2.4 Полёты в космос.
Теоретическая часть. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора.
Практическая часть. Конструирование космической ракеты.
3. Раздел: Техническое моделирование.
3.1. Что нас окружает?
Теоретическая часть. Просмотр видеоролика об окружающем нас мире.
Практическая часть. Конструирование собственной модели.
4.Раздел: Строительное моделирование.
4.1. Знакомство с конструктором LEGO EducationWeDo2.0.
Теоретическая часть. Правила работы с конструктором Lego. Просмотр видеоролика.
Инструктаж по Т/Б.
Практическая часть. Изучение деталей конструктора по цвету,по размеру, по форме.
4.2. Датчики
Теоретическая часть. Знакомство с датчиками и их параметрами.
Практическая часть. Сборка модели. Составление программы с использованием датчика касания, передача, демонстрация.
4.3. Управление
Теоретическая часть. Знакомство с разделом. Демонстрация возможностей.
Практическая часть. Структура интерфейса. Меню, панели инструментов, окна.
Изображение команд в программе и на схеме.
4.4. Программирование.
Теоретическая часть. Знакомство с разделом.
Практическая часть. Сборка робота. Отладка программы. Испытание.
1.4.Планируемые результаты.
Личностные результаты: формирование следующих умений:
1. Обучающийся будет уметь работать с ноутбуком.
2 Обучающийся будет знать основы конструирования.
Метапредметные результаты:
1.Обучающийся будет уметь программировать модель.
2. Обучающийся приобретёт знания по конструированию с элементами программирования.
Предметные результаты:
1.Обучающийся будет знать простейшие основы механики.
2.Обучающийся будет уметь логически мыслить и изготавливать несложные конструкции в технологической последовательности.
РАЗДЕЛ 2. Организационно-педагогические условия.
2.1 Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение программы.
Кабинет
Столы, стулья
Ноутбуки-5шт.
Проектор
Экран
Конструкторы LEGO EducationWeDo2.0-2шт.
2.Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Литература для учителя:
Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2012.
С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2011 .
Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 2012.
Образовательная робототехника в начальной школе: пособие для учителя. Мирошина Т.Ф., Соловьева Л.Е. , Могилева А.Ю. , Перфирьева Л.П. 2011г
http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
http://www.lego.com/education/
8.http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
Информационное обеспечение:
http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
http://robotclubchel.blogspot.com/
http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – занятия-зачеты, фотоотчёт;
итоговый – выставка, фотоотчёт.
2.3. Методические материалы
Раздел программы | Форма занятий | Приёмы и методы организации | Дидактический материал | Техническое оснащение |
Введение в программу. | Коллективная | Объяснительно-иллюстративный; информационно-сообщающий | Памятка по ТБ, ролик о роботах с канала YOUTUBE | Ноутбуки+проектор |
Строительное моделирование | Коллективная | Объяснительно-иллюстративный. | | Мультимедийный проектор, ноутбуки, конструкторы |
Техническое моделирование | Коллективная, групповая. | Ситуация взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества. | Видео и аудиозаписи | Мультимедийный проектор, ноутбуки, конструкторы. |
Исследовательская практика. | Коллективная, парная | Конструирование по теме, взаимопроверки. | | Мультимедийный проектор, компьютер, конструкторы. |
Примерный бланк тестовых заданий промежуточного контроля по теме
Знакомство с ноутбуком
Ф.И.______________________________________________________
Задание |
1.Включить ноутбук. |
2.Создать папку со своим именем. |
3.Открыть Word, набрать текст по образцу, сохранить в свою папку. |
Знакомство с ноутбуком
Ф.И.______________________________________________________
Задание |
1.Включить ноутбук. |
2. Открыть Word, набрать текст по образцу. |
3.Заголовок выделить красным цветом и увеличить шрифт. |
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | | |
Продолжительность учебного года, неделя | 34 | |
Количество учебных дней | 170 | |
Продолжительность учебных периодов. | 1 полугодие | 01.09-30.12 |
2 полугодие | 12.01-26.05 | |
Возраст детей, лет | 7-15 | |
Продолжительность занятия, час | 1ч | |
Режим занятия | 1раз/нед | |
Годовая учебная нагрузка | 34ч | |
2.5. Календарный план воспитательной работы
№ | Наименоваание мероприятия | месяц |
1 | Работа с ноутбуком | В течении года |
2 | Исследовательская практика | сентябрь-октябрь-ноябрь |
3 | Строительное моделирование | декабрь-январь-февраль |
4 | Программирование | март-апрель-май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя:
Примерные программы начального образования.
Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2012.
С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2011 .
Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 2012.
Образовательная робототехника в начальной школе: пособие для учителя. Мирошина Т.Ф. , Соловьева Л.Е. , Могилева А.Ю. , Перфирьева Л.П. 2011г
http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
http://www.lego.com/education/
Литература для учащихся:
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников: рабочая тетрадь №1, №2 Колотова И.О., Сичинская Н.М. , Смирнова Ю.В. 2011г