Материал на проверке

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколята»

0
0
Материал опубликован 7 December в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Благовещенская средняя общеобразовательная школа







Утверждена

приказом директора

137-П от 21.08.2025







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколята» Направленность: естественнонаучная

Возраст обучающихся: 7-8 лет Срок реализации: 1 год






Разработчик:

Основина Ирина Михайловна,

педагог дополнительного образования

















с.Благовещенское, 2025 г.

Краткая аннотация

Одной из основных задач экологического образования и воспитания детей является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения и навыки, направленные на охрану родной природы. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в рамках реализации программы «Эколята» как раз и призваны решать эти задачи.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

  • Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);

  • План мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р);

  • «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2024 г. № 309);

  • «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» (Указ Президента Российской Федерации от 08.05.2024 г. № 314);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20

«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242 «О направлении информации» «Методическими рекомендациями

по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

  • Письмо министерства образования и науки Самарской области от 30.03.2020 МО-16-09-01/434-ТУ «Методическими рекомендациями по подготовке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ к прохождению процедуры экспертизы (добровольной сертификации) для последующего включения в реестр образовательных программ, включенных в систему ПФДО»).

  • Устав МАОУ Благовещенской СОШ.


  1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Эколята»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Эколята» отнесена к программам естественнонаучной направленности, так как направлена на становление у обучающихся научного мировоззрения, освоение методов познания мира, а занятия в рамках программы предполагают не только теоретические занятия, но и практические занятия на местности, экскурсии, во время которых предоставляется возможность изучения и охраны растительного и животного мира.

Программа адаптированная, ознакомительная, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – модульная.


  1. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Эколята»

Актуальность и роль экологического образования трудно переоценить. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных

государственных проблем. Указанные документы подразумевают создания в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.

В детском объединении на занятиях по программе «Эколята» у подрастающего поколения формируются основы экологического сознания. Знания в экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура, которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и в поступках.

Новизна программы заключается в том, что ребёнок не только в процессе познания совершенствует уровень экологической культуры, но и осознает себя неотъемлемой частью окружающего мира, благодаря поступательной подаче материала: от общего к частному.

Реализация данной программы педагогически целесообразна: в процессе реализации программы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, усовершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Важной отличительной особенностью программы является ее модульный характер. Отдельные модули программы могут быть использованы как самостоятельные краткосрочные программы. Модульный характер программы позволяет получать результаты работы в короткие сроки. Делает обучение мобильным и динамичным.

  1. Цель и задачи программы

ЦЕЛЬ – формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

ЗАДАЧИ

Воспитательные:

    1. воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

    2. воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы;

    3. позволить осознать роль человека в природе и подчеркнуть огромную ответственность за всё совершенное на Земле;

    4. формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость.

Образовательные:

    1. усилить познавательный интерес к изучению природы;

    2. обучить и рассказать о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

    3. обучить азам экологической безопасности;

    4. сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Развивающие

  1. развивать целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы;

  2. расширять и обогащать кругозор и социально-коммуникативный опыт.

  3. Возрастной диапазон обучающихся

Возраст детей, участвующих в реализации программы

По программе занимаются разновозрастные группы (от 7 до 8 лет), набор в объединение свободный.

Учет возрастных особенностей. Учет возрастных особенностей обучающихся, занимающихся по программе, является одним из главных педагогических принципов.

В возрастном диапазоне, предполагаемом программой, у детей происходит расширение и углубление представлений об окружающем мире. Данный возраст имеет ряд положительных факторов: ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем

его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Возрастает самостоятельность ребенка, более содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности.

  1. Срок реализации программы: 1 год, количество часов 68.

  2. Формы и методы обучения

Форма обучения очная. Обучение проходит на базе образовательного учреждения с группами по 10-12 человек.

Формы и методы работы

В рамках реализации программы «Эколята» используются различные формы обучения. Основные направления деятельности:

  1. Специально подготовленные занятия:

    • экскурсии,

    • беседы о природе, животных, растениях,

    • чтение художественной литературы,

    • рассказы об особенностях ухода за животными.

  2. Совместная деятельность воспитанников и педагога. Дети принимают активное участие во всём происходящем на занятиях. Сюда относятся:

    • различные тематические игры,

    • викторины,

    • рисование и конструирование,

    • наблюдение,

    • ответы на вопросы детей,

    • обсуждение прочитанных книг, просмотренных фильмов и мультфильмов,

    • работа в живом уголке,

    • подготовка экологических праздников и т. д.

  3. Самостоятельная работа детей. Применение полученных экологических знаний на практике.

В ходе реализации программы используются различные формы организации занятий. Индивидуальные, групповые формы работы, фронтальная работа со всей группой, а также практические и интегрированные. В процессе экологического образования следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.

  1. Режим занятий

Занятия по 1 часу 2 раза в неделю.


Ожидаемые результаты

Предметные:

  • интерес к познанию мира природы, влияние на неё человека;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости;

  • осознание целостности окружающего мира;

  • владение нормами поведения в природной среде и при взаимодействии с живой и неживой природой;

  • развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей

в окружающем мире;

  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и явлений;

  • самостоятельное наблюдение за объектами природы и фиксирование своих наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

  • интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания;

  • сформирован комплекс знаний о природе родного края, его экологических проблемах и способах их решения.

Метапредметные:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;

  • сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

  • устанавливать правильную последовательность событий;

  • группировать различные предметы по заданному признаку.

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;

  • формирование коммуникативных навыков.

Личностные:

  • сформированы установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к окружающей среде;

  • проявлять желание заботиться о живых объектах природы; желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

  • сформирован целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы;

  • проявляют активность, инициативу, творчество в организации и проведении

экологических мероприятий;

  • стремиться следовать правилам поведения на природе и в обществе и самостоятельно его оценивать;

  • использовать полученные знания в повседневной жизни.

  1. Контрольно-оценочная деятельность

Формы контроля и диагностики результатов

Любая программа предусматривает диагностику результатов на начальном этапе работы и на конечном. Эффективность экологического воспитания не может быть выражена только в цифровых данных, отражающих результаты опросов или тестирования детей. Необходимо

определить поведение ребенка сегодня и поступки его по отношению к окружающей среде в будущем.

Поэтому в данном контексте могут использоваться новые виды диагностики, в том числе и индивидуальные, в которых будут отражены знания, представления ребенка об окружающем мире, его отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, имеющиеся навыки экологически грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения.

Также на протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие традиционные виды контроля знаний:

  • викторины, конкурсы;

  • беседы в форме «вопрос ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного;

  • защита мини-проектов;

  • проведение концертов, праздников, выставок поделок из природных материалов.

  1. Учебный план ДОП «Эколята»


п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

1.

«Мир вокруг»

22

2.

«Природа и я - друзья»

22

3.

«Я часть природы»

24


ИТОГО

68



  1. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ

  1. Модуль «Мир вокруг» Краткая аннотация

На занятиях по данному модулю обучающиеся получают представления о Солнечной системе и Солнце, как самой близкой звезде. Знакомятся со структурой планеты Земля (воздух, вода, кора Земли), её спутнике,

обитателях. Воспитанники учатся соблюдать экологические правила, организовывать природоохранную деятельность.

Цель модуля создание условий для полноценного экологического воспитания

Задачи модуля:

  • сформировать у детей базу теоретических знаний об экологии;

  • обеспечить комфортный эмоциональный настрой в детском коллективе;

  • развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Ожидаемый результат. По итогам освоения данного модуля у обучающихся прогнозируется высокий уровень экологических знаний, новые поведенческие установки по отношению к природе, бережное отношение к тому, что вокруг.

Учебно-тематический план модуля «Мир вокруг»


п/п


Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.


1

Входящая диагностика-

беседа, групповая рефлексия

2.

«Наша планета Земля»

5

Викторина

3.

«Солнце. Солнечная система»

3

Устный опрос,

наблюдение, рефлексия


4.

«Вода основа жизни»


4

Беседа, выполнение

практических заданий

5.

«Воздух»

4

Устный опрос, наблюдение


6.

«Лес лёгкие планеты»


3

Устный опрос, выполнение

практических заданий

7.

Подведение итогов модуля

2

Беседа

ИТОГО:

22


Содержание модуля «Мир вокруг»

Тема 1-2.

Теория. Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по ТБ и ПБ. Планета Земля наш общий дом. Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Практика. Экскурсии, природные фотоэтюды, изготовление поделок из природных материалов. Создание макетов «Сохраним планету!».

Контроль. Входящая диагностика- беседа, групповая рефлексия

Тема 3.

Теория. Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении Солнечной системы. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Практика. Изготовление аппликации «Солнечная система».

Контроль. Устный опрос, наблюдение, рефлексия

Тема 4.

Теория. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды.

Практика. Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда». Игровое экологическое занятие «Берегите воду»

Контроль. Беседа, выполнение практических заданий

Тема 5.

Теория. Расширить, систематизировать и обобщить знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Дать представление о движении

воздуха (ветре). Показать детям роль ветра в природе и жизни человека. Закреплять знания детей о воздухе.

Практика. Опыты по выявлению свойств воздуха

Контроль. Устный опрос. Наблюдение

Тема 6.

Теория. Лес как пример сообщества. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе родного края.

Практика. Изготовление плакатов «Берегите лес!»

Контроль. Устный опрос, выполнение практических заданий


  1. Модуль «Природа и я друзья» Краткая аннотация

При освоении данного модуля обучающиеся знакомятся с содержанием понятий «живая» и «неживая природа», сущностью явлений природы, структурой и отличительной особенностью камней, песка (сыпучесть, рыхлость), глины (плотность, пластичность, вязкость). Доступно изучается, как происходит смена времен года, закрепляются знания о сезонных изменениях в природе. Ребята изучают растительный и животный мир Земли, учатся ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Цель модуля накопление знаний о живой и неживой природе, взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов экологии.

Задачи модуля:

  • расширить познания детей о временах года, о погоде, о природных явлениях;

  • расширить словарный запас детей;

  • выучить тематические стихотворения и песенки;

  • научить изображать в рисунках природные явления.

Ожидаемый результат. В результате реализации модуля воспитанники осознают сопричастность к миру природы, взаимосвязь всего живого.

Учебно-тематический план модуля «Природа и я - друзья»



п/п


Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

1.

«Живая и неживая природа»

3

Тематический утренник

2.

«Явления природы»

4

Конкурс рисунков

3.

«Почему сменяются времена года?»


5

Устный опрос, выполнение

практических заданий

4.

«Природа рядом: комнатные растения»

4

Наблюдение, беседа


5.

«Братья наши меньшие»


4

Устный опрос, выполнение

практических заданий

6.

Подведение итогов модуля

2

Эко-праздник

ИТОГО:

22


Содержание модуля «Природа и я друзья»

Тема 1.

Теория. Содержание понятий «живая» и «неживая природа», сущность явлений природы. Камни, песок, глина: песок – сыпучесть, рыхлость. Глина – плотность, пластичность, вязкость. Отличительные признаки камней.

Практика. Лепка (изготовление различных изделий) из глины

Контроль. Организация выставки рисунков, букетов и аппликаций. Проведение тематического утренника.

Тема 2.

Теория. Знакомство с явлениями природы и со стихиями.

Практика. Дидактические и ролевые игры, изготовление аппликаций, групповая выставка рисунков.

Контроль. Конкурс рисунков.

Тема 3.

Теория. Времена года, какие бывают и что за перемены в себе несут. Практика. Подвижные игры, дидактические игры, чтение стихов, рассказов и сказок; разучивание песенок; создание аппликации «Времена года», беседы на тему погоды; просмотр мультфильмов.

Контроль. Конкурс рисунков.

Тема 3.

Теория. Формировать представление солнце – источник света и тепла. Доступно объяснить, как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Практика. Моделирование «Смена времен года». Опыт «Передача солнечного зайчика»

Контроль. Устный опрос, выполнение практических заданий.

Тема 4.

Теория. Объяснить понятие «комнатные растения». Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Показать приспособления растений к климатическим условиям. Воспитывать любовь и заботу к растениям. Показать зависимость роста комнатных растений от условий.

Практика. Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»

Контроль. Наблюдение, беседа.

Тема 5.

Теория. Познакомить с новыми сведениями о жизни домашних животных, рассказать, как за ними ухаживать. Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.

Практика. Уход за домашними животными. Выращивание зеленого корма.

Контроль. Устный опрос, выполнение практических заданий.

  1. Модуль «Я часть природы» Краткая аннотация

При изучении данного модуля уделяется большое внимание природоохранной деятельности. Изучается понятие «Красная книга», закрепляется экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умение вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.

Цель модуля – формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы).

Задачи модуля:

  • изучить основы проектной деятельности;

  • обучить экологическому мышлению;

  • обучить основам проектной деятельности.

Ожидаемый результат. Обучающиеся приобретут навыки проектного мышления, научатся выражать свою точку зрения, обосновывать собственное мнение, иметь независимость в суждениях и принимать чужую точку зрения. Через реализацию мини-проектов на практике смогут отработать навыки практической экологической деятельности.

Учебно-тематический план модуля «Я часть природы»


п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

1.

«Красная книга»

3

Устный опрос, наблюдение

2.

«Будем дружить с природой!»

6

Беседа, наблюдение, индивидуальная работа,

практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение

3.

«Сказка ложь, да в ней намёк»

6

Устный опрос, выполнение




практических заданий

4.

«Мы – туристы»

3

Беседа, наблюдение, опрос

5.

«Мы с природой заодно!»

4

Представление

семейных проектов

6.

«Мой край родной».

Подведение итогов модуля

2

Викторина.

Анализ, сравнение, обсуждение

ИТОГО:

24



Содержание модуля «Я часть природы»

Тема1.

Теория. Красная книга – береги наших друзей. Практика. Создание агитационных плакатов-аппликаций. Контроль. Устный опрос. Наблюдение.

Тема 2.

Теория. Дать детям новое понятие – экология, эколог, туризм. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Практика. Презентация мини-проектов.

Контроль. Беседа, наблюдение, индивидуальная работа, практическая работа, анализ, сравнение, обсуждение

Тема 3.

Теория. Экологические сказки. Продолжать учить детей устанавливать связи и зависимости между изменениями в живой и неживой природе.

Практика. Написание и театрализация экологических сказок. Контроль. Устный опрос, выполнение практических заданий Тема 4.

Теория. Закрепление экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.


Практика. Операция «Осторожно, муравейник!», экскурсия.

Контроль. Беседа, наблюдение, опрос.

Тема 5.

Теория. Основы проектирования.

Практика. Игра-практикум «Если бы я был волшебником…»

Контроль. Представление семейных проектов.

Тема 6.

Теория. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края. Воспитывать любовь, заботу, сочувствие, сопереживание.

Практика. Экскурсия.

Контроль. Викторина. Анализ, сравнение, обсуждение



  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК К ПРОГРАММЕ

Основная ЦЕЛЬ воспитательной работы – формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. ЗАДАЧИ

  1. воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании

природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

  1. воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы;

  2. позволить осознать роль человека в природе и подчеркнуть огромную ответственность за всё совершенное на Земле;

  3. формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Сформированность нравственных чувств выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

  2. Наличие гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.

  3. Понимание ответственности за сохранность Земли.

  4. Эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, способность видеть его красоту и неповторимость.


План воспитательной работы


Название

Задачи

Краткое

Дата

Способы

п/п

мероприя


содержание

проведен

определен


тия


мероприятия

ия

ия






результати






вности

1.Работа с коллективом обучающихся

1.

Проведени

Привлечение


Просмотр

сентябрь

Беседа


е Дня

внимания


готовых работ




открытых

обучающихся и


обучающихся.




дверей

их родителей

к

Экскурсия по





деятельности


учреждению





объединений





2.

«Путешест

-Воспитывать

Беседа о создании

сентябрь

Творческое


вие

по

защитников

необходимых


задание


экологичес

природы, дать

условий жизни для




кой

тропе.

экологические

себя и для всех




В гости к

знания.

живых организмов.




деревьям»

- Научить любить

знакомить с





и беречь природу,

проблемами





бережно

загрязнения





распоряжаться ее

окружающей среды





богатствами.

в своем регионе.





- Развивать

Побуждать активно





экологическую

применять на





культуру.

практике знания по






охране природы.



3.

«Память

Воспитание

у

Участие

в

сентябрь

Отчет


наших

обучающихся

концертной





потомков»

чувства уважения,

программе





праздник,

внимания,






посвященн

чуткости

к






ый

Дню

пожилым людям.






пожилого







человека






4.

Экологичес кий праздник

"День Земли"

привлечь внимание детей к проблемам экологии.

Конкурс рисунков

октябрь

Отчет

5.

«Лес

легкие планеты»

Определить значение лесов в природе и жизни людей

Разговор о

поведении и правилах безопасности в лесу, о том, как действия людей вредят природе

октябрь

Беседа

6.

«Живая - неживая»

Обобщить знания детей о живой и неживой природе

Викторина

декабрь

Отчет

7.

«Новогодн ий самоделкин

»

Развивать у детей фантазию, мышление, стремление работать командой Создать праздничную атмосферу

Поделки на Новый год из природного материала

декабрь

Отчет

8.

День птиц

Формирование бережного отношения к птицам.

Познакомить с ролью птиц в сохранении природы

Изготовление кормушек из пластиковых бутылок

январь

фотоотчет

9.

«Охрана растений- Красная книга природы»

Расширить знания о растениях нашей местности нуждающихся в охране, воспитывать бережное отношение к природе

Слайдовая презентация о растениях, млекопитающих, земноводных, пернатых, речных и морских обитателях, занесённых в Красную книгу.

Ответы на вопросы викторины.

февраль

Беседа

10.

«Космос для детей»

Закреплять знания о планетах, их последовательнос ти от Солнца

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.

Познакомить с

профессией

Апрель

Опрос





космонавт,










воспитывать уважение к трудной и опасной

профессии



11.

«Мы -

туристы»

Систематизация и закрепление знаний по

предыдущим темам через проведение викторины

Конкурсные задания: «Изобрази животное», «С

какой ветки эти детки?»,

«Узнай дерево по коре», размести жители по этажам лесного дома, «Кто оставил след?»,

«Узнай по

объявлениям», «Что я за зверь?». «Что будет, если…..?»,

«Воздух, Земля,

Вода», «Звери,

птицы, деревья»,

«Кого чем

угостим?»

май

Викторина

2.Работа с родителями

1

Родительск ое собрание

«Давайте знакомитьс я» Проведени е анкетирова ния

Мотивация родителей на активное взаимодействие с детским коллективом.

Формировать мотивацию к занятиям в ребенка.

Знакомство с родителями.

Выбор родительского комитета Определение запроса Заказчика на образовательную деятельность

сентябрь

Беседа Анкета


«Осенние превращен ия»

Формировать у родителей интереса к детским

увлечениям

Поделки из природного материала

сентябрь

выставка

2

«Бабушка, дедушка, я

настоящие друзья»

Формировать потребность

в общении ребенка

с бабушками и дедушками

Составление фотоколлажа

октябрь

фотовыстав ка

3

«Мамины помощники

»

Формировать

уважение к труду мамы

Составление фотоальбома

Ноябрь

фотоальбом



«Новогодн

Формирование

Изготовление

Декабрь

фотоотчет

ий

потребности в

игрушек для елки



переполох»

совместной





деятельности





родителей и детей








5

«Угощение для птиц»

Формирование потребности в совместной деятельности родителей и детей

Участие в

изготовлении кормушек в День птиц

Январь

фотоотчет

6

«Собери армейский рюкзак»

Формирование потребности в совместной деятельности родителей и детей

Участие в акции

Февраль

фотоотчет

7

«Посади и подари комнатное растение группе детского

сада»

Формирование потребности в совместной деятельности родителей и детей

Участие в акции

март

фотоотчет

8

Участие в акции «Дом для птиц»

Формирование потребности в совместной деятельности родителей и детей

Изготовление скворечника

апрель

фотоотчет

9

Участие в экологичес кой акции

Формирование потребности в совместной деятельности родителей и детей. Формирование потребности к труду.

Помощь в уборке территории

май

фотоотчет

  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа «Эколята» построена на следующих принципах экологического воспитания:

Научность знакомство с совокупностью экологических знаний,

которые служат основой формирования мотивации действий ребенка,


развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

  • Доступность - исключены научные термины, однако содержание

некоторых из них может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, театрализованная деятельность и т.д.



  • Гуманистичность - формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде.

  • Прогностичность - в результате экологического образования у детей

формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений – умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях.

  • Деятельность - экологические знания, которые ребенок усваивает в

процессе обучения по программе, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды. С одной стороны, такая деятельность – своеобразный результат сформировавшейся у дошкольника в процессе экологического образования мотивации и потребности, критерий уровня экологической культуры, с другой – в процессе самой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок – окружающая среда». Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично.

  • Целостность - целостное восприятие окружающего мира ребенком и его единство с природой. В этом возрасте малыш действительно ощущает себя частью того, что существует вокруг.

  • Регионализм - формирование экологических представлений ребенка,

навыков экологически грамотного поведения, соответствующего отношения к окружающей среде происходит на основе его знакомства с объектами ближайшего окружения: помещением дошкольного учреждения и его территорией, собственной квартирой, дачей, ближайшим парком, лесом, озером. Регионализм проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Крайне важно показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

  • Системность - материал, определенным образом упорядоченный в

четкую целостную систему с простым принципом построения, легче усваивается, чем материал разрозненный, случайный». В связи с этим стоит вопрос о принципах отбора и систематизации экологических знаний. При этом важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как центральное ядро».

Экологическое воспитание в рамках программы предполагает использование следующих методов и приемов воспитания.

Наглядные методы: наблюдение, иллюстративно-наглядный материал, моделирование, опыты и эксперименты, экологические игры.

Словесные методы: беседы, рассказы, анализ прочитанного или увиденного. Словесные методы почти всегда подкрепляются наглядными. Беседа всегда предшествует любой игре, эксперименту, наблюдению. Беседа сопровождает любой другой метод. Одним из

словесных методов является чтение художественной литературы. Это может быть, как специальная экологическая литература, рекомендованная учебной программой, так и произведения писателей-классиков. Много авторов уделяли внимание проблемам природы, животного мира, охране окружающей среды.



  1. Материально- технические обеспечение

Обучение проходит на базе образовательного учреждения. Необходимо отдельное помещение, мебель — легко перемещающиеся в помещении столы и стулья. Стандартное половое покрытие. Светотехнические приборы, позволяющие создать мягкий свет. Глобус, раздаточные материалы. Подготовка к занятиям по экологии предусматривает широкое применение разнообразных дидактических и наглядных материалов. Часть из них можно готовить совместно с детьми.


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей /Л. Балаценко// Ребёнок в детском саду.-2012.- №5.

  2. В гостях у лучика: Сборник диагностических методик для изучения уровня сформированности экологической культуры дошкольников. Составитель Прохорова : Владимиринформэкоцентр 2015.

  3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2015.

  4. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего

дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. СПб. «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013.

  1. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Мн.:

«Асар», 2009.

  1. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», - Москва: Новая школа, 2015 г.

  2. Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" март 2018 №6 (222).

  3. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2012.

  4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

Приложение 1



Учебные пособия

  1. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. СПб.: ООО

«Издательство

«ДЕТСТВОПРЕСС», 2011.

  1. Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

  1. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

  2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.

  3. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.