«Дубровский» А. С. Пушкина — урок суд: кто виноват в трагедии?

1
1
Материал опубликован 3 December

Тема: «Дубровский» А. С. Пушкина — урок‑суд: кто виноват в трагедии?
Тип урока: заключительный, обобщающий
Форма проведения: урок‑суд (ролевая игра с элементами дебатов)
Класс: 6
Время: 45 мин

Цели и задачи урока

Цель (формулируется совместно учениками и учителем в ходе постановки проблемы)
Обобщить знания о романе А. С. Пушкина «Дубровский», проанализировать мотивы и поступки героев, сформировать осознанную нравственную позицию по ключевому вопросу: 
«Кто виноват в трагедии Владимира Дубровского?»

Задачи:

Предметные (образовательные):

систематизировать знания о сюжете, композиции и системе образов романа;

закрепить умения характеризовать персонажей через анализ их поступков и реплик;

отработать навык поиска и интерпретации художественных деталей, цитат, средств выразительности;

повторить и применить литературоведческие понятия: конфликт, мотив, нравственный выбор, социальная несправедливость, антитеза;

научиться выстраивать причинно‑следственные связи между событиями и решениями героев.

Метапредметные:

познавательные: развивать умения анализировать текст, сравнивать персонажей, выявлять мотивы и конфликты, аргументировать суждения с опорой на текст;

коммуникативные: формировать навыки ведения дискуссии, работы в группе, уважительного выслушивания, чёткого и логичного изложения своей позиции, использования речевых клише для аргументации;

регулятивные: учиться планировать действия (подготовка к роли), осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, оценивать результат (в т. ч. через рефлексию и «Лист самооценки»).

Личностные:

воспитывать способность к нравственной оценке поступков, эмпатию и умение сопереживать литературным героям;

побуждать к рефлексии о ценности дружбы, чести, любви, ответственности за выбор;

развивать культуру диалога, умение принимать иную точку зрения, искать компромисс;

формировать осознание связи литературных конфликтов с реальными жизненными ситуациями.


Планируемые результаты

1. Личностные результаты:

сформированность умения давать нравственную оценку действиям героев;

развитие эмпатии, способности к сопереживанию и пониманию внутренней драмы персонажей;

осознание ценности честного выбора, ответственности за последствия своих решений;

уважительное отношение к разным точкам зрения, готовность к конструктивному диалогу.

2. Метапредметные результаты:

познавательные УУД:

умение анализировать художественный текст, выделять ключевые эпизоды и детали;

способность сравнивать персонажей, выявлять общие и отличительные черты их поведения и мотивации;

навык построения логической цепочки рассуждений, подбора цитат для аргументации;

владение приёмами смыслового чтения и интерпретации текста.

коммуникативные УУД:

умение вести дискуссию, задавать уточняющие вопросы, отвечать на вопросы оппонентов;

навыки работы в группе: распределение ролей, согласование позиций, совместная подготовка материалов;

чёткое, логичное и уважительное изложение собственной позиции;

использование речевых клише для введения аргументов («Во‑первых…», «Кроме того…», «Как доказывает цитата…» и т. п.).

регулятивные УУД:

способность ставить цель и задачи деятельности (в т. ч. в рамках роли);

планирование времени и действий (подготовка к выступлению, сбор «доказательств»);

самоконтроль при подборе цитат и формулировке тезисов;

оценка результата через рефлексию и заполнение «Листа самооценки».

3. Предметные результаты:

умение характеризовать героев романа, опираясь на их поступки, реплики и авторские ремарки;

навык нахождения и комментирования художественных деталей, эпитетов, метафор, антитез;

понимание ключевых тем и идей произведения (честь и месть, любовь и долг, социальная несправедливость, власть и закон);

способность объяснять причинно‑следственные связи (как поступок героя влечёт за собой последующие события);

владение терминологией и умение применять её в анализе текста.

Оборудование и дидактические материалы

интерактивная доска / проектор;

ноутбуки (по желанию, для цифровой рефлексии);

карточки с ролями и заданиями для групп (с вопросами и опорными цитатами);

листы для «доказательств» (таблицы для записи аргументов и цитат);

шаблон «Листа самооценки» (с критериями: активность, аргументация, использование текста, уважение к оппонентам);

распечатки ключевых эпизодов романа (для удобства поиска цитат или тексты книги);

«паспорта героев» (краткие характеристики персонажей с основными фактами биографии и ключевыми поступками).

t1764735297aa.gif

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин)

Приветствие, проверка готовности класса.

Создание мотивационной установки: учитель объявляет формат урока («суд») и кратко напоминает правила.

Вводная реплика учителя:

«Сегодня мы — не просто ученики, а присяжные заседатели. Наша задача — разобраться в одной сложной истории, где каждый герой прав по‑своему, но счастья нет никому. Готовы к суду?»

2. Актуализация знаний. Стадия вызова (7 мин)

Приём: «Шесть шляп мышления» (упрощённый вариант).

Класс делится на 5 групп. Каждая получает «шляпу» и задание:

Белая шляпа (Факты): восстановить хронологию событий (от ссоры Дубровских и Троекуровых до побега Маши).

Красная шляпа (Эмоции): какие чувства вызывает каждый герой? Почему?

Чёрная шляпа (Критика): какие поступки героев можно назвать ошибочными или несправедливыми?

Жёлтая шляпа (Оптимизм): какие поступки героев вызывают уважение?

Зелёная шляпа (Творчество): как можно было бы изменить финал? Предложите альтернативу.

Группы работают 5 мин, затем озвучивают ключевые тезисы. Учитель фиксирует их на доске.

3. Основной этап. Урок‑суд (20 мин)

Ролевая игра: «Суд над героями романа».

Распределение ролей:

Судья — учитель (ведёт процесс, следит за регламентом, задаёт уточняющие вопросы);

Прокурор — одна группа (формулирует обвинения, подбирает аргументы и цитаты);

Адвокат — другая группа (защищает обвиняемого, апеллирует к обстоятельствам и мотивам);

Свидетели — остальные группы (по одному герою каждая: Троекуров, Дубровский, Маша; готовят ответы на вопросы, находят цитаты);

Присяжные — все учащиеся (слушают, делают заметки, готовятся к итоговой оценке).

Ход суда:

Вступительное слово судьи (1 мин).

Выступление прокурора (3 мин): обвинение одного из героев (по выбору группы), 3 аргумента + цитаты.

Выступление адвоката (3 мин): защита обвиняемого, апелляция к эпохе, воспитанию, социальным нормам.

Допрос свидетелей (по 2 мин на каждого): вопросы от прокурора, адвоката и присяжных; ответы с опорой на текст.

Последнее слово подсудимых (Троекуров, Дубровский — по 1 мин): краткий монолог с самоанализом.

4. Рефлексия (10 мин)

Приём: «Круги по воде» + Облако слов

Учитель (судья):

«Уважаемые присяжные, выслушали все стороны. Но я не спрошу, кто виноват. Я спрошу: какой главный урок вы вынесли из этой истории?»

Ученики по кругу высказываются, начиная с фразы:

«Я считаю, что главный урок „Дубровского“ в том, что…»
(примеры: «…гордость разрушает дружбу», «…месть не приносит счастья», «…любовь не всегда побеждает», «…закон не всегда равен справедливости»).

Цифровая рефлексия:

Ученики отправляют в облако слов 1–2 ключевых слова, отражающих главную идею романа.

На экране появляется облако слов: Справедливость, Месть, Любовь, Честь, Прощение, Гордость, Трагедия, Дружба, Долг — самые крупные слова показывают общее мнение класса.

5. Домашнее задание (на выбор) (3 мин)

Творческое: напишите монолог Маши Троекуровой, которую везут в церковь (80–120 слов).

Аналитическое: сочинение‑рассуждение «Может ли быть у романа счастливый конец?» (100–150 слов; обязательно используйте 2–3 цитаты из текста!).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Мне понравился урок, форма выдержана. Воспользуюсь Вашей идеей.

1
4 December