«Дубровский» А. С. Пушкина — урок суд: кто виноват в трагедии?
Тема: «Дубровский» А. С. Пушкина — урок‑суд: кто виноват в трагедии?
Тип урока: заключительный, обобщающий
Форма проведения: урок‑суд (ролевая игра с элементами дебатов)
Класс: 6
Время: 45 мин
Цели и задачи урока
Цель (формулируется совместно учениками и учителем в ходе постановки проблемы)
Обобщить знания о романе А. С. Пушкина «Дубровский», проанализировать мотивы и поступки героев, сформировать осознанную нравственную позицию по ключевому вопросу: «Кто виноват в трагедии Владимира Дубровского?»
Задачи:
Предметные (образовательные):
систематизировать знания о сюжете, композиции и системе образов романа;
закрепить умения характеризовать персонажей через анализ их поступков и реплик;
отработать навык поиска и интерпретации художественных деталей, цитат, средств выразительности;
повторить и применить литературоведческие понятия: конфликт, мотив, нравственный выбор, социальная несправедливость, антитеза;
научиться выстраивать причинно‑следственные связи между событиями и решениями героев.
Метапредметные:
познавательные: развивать умения анализировать текст, сравнивать персонажей, выявлять мотивы и конфликты, аргументировать суждения с опорой на текст;
коммуникативные: формировать навыки ведения дискуссии, работы в группе, уважительного выслушивания, чёткого и логичного изложения своей позиции, использования речевых клише для аргументации;
регулятивные: учиться планировать действия (подготовка к роли), осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, оценивать результат (в т. ч. через рефлексию и «Лист самооценки»).
Личностные:
воспитывать способность к нравственной оценке поступков, эмпатию и умение сопереживать литературным героям;
побуждать к рефлексии о ценности дружбы, чести, любви, ответственности за выбор;
развивать культуру диалога, умение принимать иную точку зрения, искать компромисс;
формировать осознание связи литературных конфликтов с реальными жизненными ситуациями.
Планируемые результаты
1. Личностные результаты:
сформированность умения давать нравственную оценку действиям героев;
развитие эмпатии, способности к сопереживанию и пониманию внутренней драмы персонажей;
осознание ценности честного выбора, ответственности за последствия своих решений;
уважительное отношение к разным точкам зрения, готовность к конструктивному диалогу.
2. Метапредметные результаты:
познавательные УУД:
умение анализировать художественный текст, выделять ключевые эпизоды и детали;
способность сравнивать персонажей, выявлять общие и отличительные черты их поведения и мотивации;
навык построения логической цепочки рассуждений, подбора цитат для аргументации;
владение приёмами смыслового чтения и интерпретации текста.
коммуникативные УУД:
умение вести дискуссию, задавать уточняющие вопросы, отвечать на вопросы оппонентов;
навыки работы в группе: распределение ролей, согласование позиций, совместная подготовка материалов;
чёткое, логичное и уважительное изложение собственной позиции;
использование речевых клише для введения аргументов («Во‑первых…», «Кроме того…», «Как доказывает цитата…» и т. п.).
регулятивные УУД:
способность ставить цель и задачи деятельности (в т. ч. в рамках роли);
планирование времени и действий (подготовка к выступлению, сбор «доказательств»);
самоконтроль при подборе цитат и формулировке тезисов;
оценка результата через рефлексию и заполнение «Листа самооценки».
3. Предметные результаты:
умение характеризовать героев романа, опираясь на их поступки, реплики и авторские ремарки;
навык нахождения и комментирования художественных деталей, эпитетов, метафор, антитез;
понимание ключевых тем и идей произведения (честь и месть, любовь и долг, социальная несправедливость, власть и закон);
способность объяснять причинно‑следственные связи (как поступок героя влечёт за собой последующие события);
владение терминологией и умение применять её в анализе текста.
Оборудование и дидактические материалы
интерактивная доска / проектор;
ноутбуки (по желанию, для цифровой рефлексии);
карточки с ролями и заданиями для групп (с вопросами и опорными цитатами);
листы для «доказательств» (таблицы для записи аргументов и цитат);
шаблон «Листа самооценки» (с критериями: активность, аргументация, использование текста, уважение к оппонентам);
распечатки ключевых эпизодов романа (для удобства поиска цитат или тексты книги);
«паспорта героев» (краткие характеристики персонажей с основными фактами биографии и ключевыми поступками).

Ход урока
1. Организационный момент (3 мин)
Приветствие, проверка готовности класса.
Создание мотивационной установки: учитель объявляет формат урока («суд») и кратко напоминает правила.
Вводная реплика учителя:
«Сегодня мы — не просто ученики, а присяжные заседатели. Наша задача — разобраться в одной сложной истории, где каждый герой прав по‑своему, но счастья нет никому. Готовы к суду?»
2. Актуализация знаний. Стадия вызова (7 мин)
Приём: «Шесть шляп мышления» (упрощённый вариант).
Класс делится на 5 групп. Каждая получает «шляпу» и задание:
Белая шляпа (Факты): восстановить хронологию событий (от ссоры Дубровских и Троекуровых до побега Маши).
Красная шляпа (Эмоции): какие чувства вызывает каждый герой? Почему?
Чёрная шляпа (Критика): какие поступки героев можно назвать ошибочными или несправедливыми?
Жёлтая шляпа (Оптимизм): какие поступки героев вызывают уважение?
Зелёная шляпа (Творчество): как можно было бы изменить финал? Предложите альтернативу.
Группы работают 5 мин, затем озвучивают ключевые тезисы. Учитель фиксирует их на доске.
3. Основной этап. Урок‑суд (20 мин)
Ролевая игра: «Суд над героями романа».
Распределение ролей:
Судья — учитель (ведёт процесс, следит за регламентом, задаёт уточняющие вопросы);
Прокурор — одна группа (формулирует обвинения, подбирает аргументы и цитаты);
Адвокат — другая группа (защищает обвиняемого, апеллирует к обстоятельствам и мотивам);
Свидетели — остальные группы (по одному герою каждая: Троекуров, Дубровский, Маша; готовят ответы на вопросы, находят цитаты);
Присяжные — все учащиеся (слушают, делают заметки, готовятся к итоговой оценке).
Ход суда:
Вступительное слово судьи (1 мин).
Выступление прокурора (3 мин): обвинение одного из героев (по выбору группы), 3 аргумента + цитаты.
Выступление адвоката (3 мин): защита обвиняемого, апелляция к эпохе, воспитанию, социальным нормам.
Допрос свидетелей (по 2 мин на каждого): вопросы от прокурора, адвоката и присяжных; ответы с опорой на текст.
Последнее слово подсудимых (Троекуров, Дубровский — по 1 мин): краткий монолог с самоанализом.
4. Рефлексия (10 мин)
Приём: «Круги по воде» + Облако слов
Учитель (судья):
«Уважаемые присяжные, выслушали все стороны. Но я не спрошу, кто виноват. Я спрошу: какой главный урок вы вынесли из этой истории?»
Ученики по кругу высказываются, начиная с фразы:
«Я считаю, что главный урок „Дубровского“ в том, что…»
(примеры: «…гордость разрушает дружбу», «…месть не приносит счастья», «…любовь не всегда побеждает», «…закон не всегда равен справедливости»).
Цифровая рефлексия:
Ученики отправляют в облако слов 1–2 ключевых слова, отражающих главную идею романа.
На экране появляется облако слов: Справедливость, Месть, Любовь, Честь, Прощение, Гордость, Трагедия, Дружба, Долг — самые крупные слова показывают общее мнение класса.
5. Домашнее задание (на выбор) (3 мин)
Творческое: напишите монолог Маши Троекуровой, которую везут в церковь (80–120 слов).
Аналитическое: сочинение‑рассуждение «Может ли быть у романа счастливый конец?» (100–150 слов; обязательно используйте 2–3 цитаты из текста!).
Селиванова Галина Геннадьевна