12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Шлыгина Вероника Петровна133
Россия, Московская обл., Люберцы

Физкультминутки как один из компонентов здоровьесбережения на уроке английского языка

Как сказал Сократ «Здоровье – не всё, но всё без здоровья - ничто». Его слова сразу приходят на ум, когда мы говорим о наших школьных уроках.

В современном обществе остро встает вопрос о здоровье подрастающего поколения. Ведь это самое главное, что дано нам природой. И первостепенная задача учителей не только не навредить здоровью школьника, а поддержать и улучшить его. К сожалению, данные о состоянии здоровья наших учеников неутешительны. За весь учебный день ребенок испытывает огромную нагрузку, которая требует от него умственных и физических сил. Что же тогда говорить про весь учебный год? Если рассматривать здоровье учащихся, то следует также упомянуть, что на его состояние влияют эмоциональный и психологический настрой на уроке.

Здоровьесберегающая технология выходит на первый план в обучении любого предмета. Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка, педагога, родителей, психолога и доктора. Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Каждый учитель на определенном этапе урока проводит физкультминутку (так как это неотъемлемый компонент). И урок английского языка не исключение. Главное проводить ее на английском языке и чтобы она гармонично вписывалась в тематику занятия. Здесь учитель может проявить всю свою фантазию в полном объеме.

Польза от разрядки, которую дети получают во время физкультминуток, несомненна, доказывать это нет необходимости. Я бы хотела предложить материал, который позволит внести в уроки некоторое разнообразие и вместе с тем поможет развитию памяти, произносительных навыков и навыков аудирования. Рассмотрим несколько способов.

Способ №1. «Стандартная физкультминутка»

Во-первых, разминку можно провести стандартным способом, то есть как на уроке физической культуры. Вспоминаем наши обычные зарядки и добавляем стихотворную форму. Рифма- необязательное условие, но она поможет ребятам не только понять сказанное, но и легко запомнить слова. Учитель на первых порах может сам провести разминку, а потом предложить детям самостоятельно проводить ее (это очень им нравится). Вот несколько примеров для таких физкультминуток:

Hands up! Hands down!
Hands on hips, sit down!
Stand up, hands to the sides -
Bend left, bend right.
Hands on hips,
Оne, two, three, hop,
Оne, two, three, stop. Stand still!

Hands up! Hands down! Shake! Shake!

Stand up! On the tiptoes

Turn around. Step aside,

Step left! Step right!

Способ №2. «Ритмические физкультминутки»

Ритмические физкультминутки имеют очень много общего со стандартными. В основе этих разминок лежат короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями рук, ног, шеи, корпуса, подчинёнными ритму стихотворения. Например, дети проговаривают стихотворение:

Benjamin has some ham,

Benjamin has some jam,

Benjamin is eating

Some jam and some ham.

Одновременно они делают поочередно следующие движения: руки на пояс, на плечи, вверх, на плечи, на пояс, вниз, на пояс, на плечи, вверх. При этом они стоят, широко расставив ноги; каждое движение приходится на одно из подчёркнутых слов. Стихотворение повторяется три-четыре раза, с каждым разом темп всё убыстряется.

Приведу ещё пример стихотворения, которое подходит для ритмических физкультминуток:

Yellow picture I painted for mum:

Yellow beach under the yellow sun,

Yellow, yellow, yellow rays,

Yellow yacht on the yellow waves!

Главное отличие таких физкультминуток от стандартных заключается в том, что при проведении ритмических разминок учитель может вспомнить любые короткие стихотворения, изученные на уроках и под их ритм выполнять разные движения. Такие упражнения помогают не только детям размяться, но и повторить изученный материал. Дети с удовольствие сами проводят такую разминку. Здесь даже проявляется соревновательный момент, когда учащиеся хотят показать, кто из них знает и вспомнит больше стихотворений.

Способ №3. «Релаксационная физкультминутка»

Важно упомянуть такой вид физкультминуток как релаксационные. Они имеют свою специфику и назначение.

Всем известно, что релаксация (от лат. relaxatio — ослабление, уменьшение) – это процесс постепенного возвращения какой-либо системы в состояние равновесия после прекращения воздействия факторов, выведших её из такого состояния. Простыми словами, это устранение и снятие психического напряжения.

При проведении такой физкультминутки детям не нужно вставать и делать упражнения. Ведь цель такой разминки – успокоиться и расслабиться. Учителю нужно заранее подобрать расслабляющую музыку. Он включает ее, говорит детям «Закройте глаза» и предлагает им что-то представить. Достоинство такой разминки в том, что дети абстрагируются, представляют, что они, например, на берегу моря. Это способствует снятию эмоционального напряжения.

Рассмотрим все этапы проведения релаксационной физкультминутки.

Подготовительный этап. Уменьшаем освещенность кабинета, включаем тихую, спокойную музыку. Затем учащиеся психологически настраивают себя, принимают удобную позу, отрегулировав дыхание, расслабляются. Сидя на стуле, просим ребят наклонить туловище вперед, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть.

Основной этап – расслабление. Тихим голосом просим учеников расслабить мышцы и не отвлекаться на посторонние мысли. Все тело находится в покое, дыхание спокойное: Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. The light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing. (Pause) Your troubles float away. You love your relatives, your school, and your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The world is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits.

Заключительная часть. Open your eyes. How do you feel? You have a lot of energy. You are active and strong. You can do any work easily. Your body is light.

Способ №4. «Дыхательная гимнастика»

Данная разминка позволит повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Данное упражнение можно провести в виде игры «Шарики» или по-другому «Дайверы»

Пример такой разминки:

Pretend you are balloons. Breathe in. 1,2,3,4. Hold your breath. Breathe out. 1,2,3,4.

Дети по команде учителя делают четыре глубоких вдоха под счет. Задерживают дыхание, а затем также на четыре счета выдыхают. Разминка повторяется несколько раз.

Способ №5. «Пальчиковые разминки»

Для снятия мышечного утомления с пальцев при письме можно провести следующую разминку:

Five little gentlemen go for a walk.

Five little gentlemen stop for a talk.

Along came five ladies. They stood all together.

And they began to dance.

(5 пальчиков – джентльмены, 5 пальчиков – леди, они встречаются и начинают танцевать.)

Способ №6. «Разминка для глаз»

В течение урока наши глаза испытывают огромную нагрузку. Компьютерные технологии, концентрация внимания при чтении, письме, все это негативно влияет на зрение. Вот пример такой достаточно веселой зарядки для глаз:

Look left, right (глазами влево, вправо)

Look up, look down (глазами вверх, вниз)

Look around (глазами по-кругу)

Look at your nose (смотрим на нос)

Look at that rose (одну руку вытягиваем, как будто держим цветок, и смотрим)

Close your eyes (закрываем глаза)

Open, wink and smile (открываем, моргаем и улыбаемся)

Способ № 7. «Песенные физкультминутки»

На уроке английского языка следует использовать песни, причем они прекрасно подойдут для детей на всех уровнях обучения. Это один из эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, отрабатываются грамматические структуры, фонетика языка и т.д. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было петь хором, легко было запомнить мелодию и слова. Хорошо если слова песни сопровождаются соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка. Многочисленные повторы способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций.

Clap your hands, clap your hands,

Listen to the music and clap your hands.

Stamp your feet, stamp your feet,

Listen to the music and stamp your feet.

Turn around, turn around,

Listen to the music and turn around.

Jump up high, jump up high,

Listen to the music and jump up high. 

Для детей старшего школьного возраста можно подобрать песни известных современных исполнителей.

Способ №8. «Танцевальные физкультминутки»

Танцевальные физкультминутки можно провести двумя способами. Если мы возьмем аудиозапись песни известного английского певца, то дети могут делать произвольные танцевальные движения под музыку.

Лично я предпочитаю, подобрать детский видеоклип английских песенок, которые дети уже учили или будут учить. В таких клипах детям уже показывают движения. Дети и поют, и танцуют одновременно.

Например, детская песня «Snowflake»

Snowflаke, snowflake,

Little snowflake, little snowflake

Falling from the sky…………

Дети очень любят эту песенку и с удовольствием изображают снежинки, которые кружатся, падают с неба к нам на руки, нос, голову. Все очень просто! О чем дети поют, то и изображают. Для любого возраста можно также легко подобрать подходящую песню.

Способ №9. «Имитативные физкультминутки» или «Зоологические»

Нельзя переоценить роль имитативных разминок на уроке английского языка. Если вы выберете этот вид разминки, то никогда не пожалеете. Реакция учеником потрясающая. Ведь эта разминка выполняет несколько функций: повторяем лексику, развиваем артистизм, разминаемся и, конечно, повышаем настроение, так как при имитации дети смотрят друг на друга, ребенок может по-своему изобразить животного.

Распространены разные варианты «зоологической» физкультминутки. Например,

Swim like a fish!

Jump like a rabbit (frog)!

Fly like a bird (butterfly)!

Go like an elephant /a wolf/ a cat!

Stretch out your neck like a giraffe!

Run like a horse!

Можно ввести ещё один вариант имитативной зарядки — дети произносят вместе с учителем текст, повторяя в точности все его жесты:

You do like me (2 щелчка пальцами над головой).

He does like me (2 хлопка в ладоши).

She does like me (2 хлопка за коленками).

They do like me (2 прыжка на месте).

Stand still! Sit down, please.

Чтобы стимулировать внимание детей, жесты можно менять при повторении физкультминутки в следующий раз.

Имитативную физкультминутку можно провести в форме игры «Pantomime». Учитель вызывает одного ученика к доске, загадывает ему животного, тот в свою очередь молча изображает. Остальные дети отгадывают и тоже повторяют за «ведущим». Такая игра подойдет для любой тематики. Например, при изучении алфавита можно предложить детям рисовать в воздухе буквы и отгадывать их.

Способ №10 «Тематические (лексические) разминки»

При изучении определенной темы учителю хочется закрепить лексику не только порой «скучными» упражнениями, но и даже в такой небольшой части урока как физкультминутка и совершенно нескучным способом.

При изучении темы «Мой дом» можно провести, например, вот такую разминку:

Stand up, sit down (встаем, садимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)

Point to the window, (показываем пальцем на окно)

Point to the door,  (показываем пальцем на дверь)

Point to the board,  (показываем пальцем на доску)

Point to the floor.  (показываем пальцем на пол)

Рассмотрим еще одну разминку:

Stand up, sit down (встаем, садимся)

Clap, clap, clap. (хлопаем в ладоши)

Show me your shoulders, (руки на плечи)

Show me your neck, (руки на шею)

Clap, clap your hands (хлопаем в ладоши)

And show me your back. (поворачиваемся спиной, и снова разворачиваемся)

Show me your head,  (руки на голову)

Show me your neck,

Clap, clap your hands

And show me your back.

Как видите, последнее слово в первой строчке можно заменять любой частью тела. И эта разминка замечательно подходит при изучении темы “Части тела” (Body).

Способ №11 «Грамматические физкультминутки»

Существуют разминки, которые нацелены на отработку определенного грамматического материала. Например, при изучении времени The Present Continuous Tense можно провести следующую разминку:

We are running, (бег на месте)

We are jumping, (прыгаем на месте)

Trying sky to get. (поднимаемся на носочки, руки вверх)

We are skipping, (перескакиваем с ноги на ногу на месте)

Trying sky to get.  (поднимаемся на носочки, руки вверх)

We are flying like a real jet. (руки в стороны, показывая самолёт)

We are hopping, (прыгаем на месте на одной ноге потом на другой)

We are climbing (как будто карабкаемся вверх)

Like a funny cat. (рисуем в воздухе усы как у кота)

Mew. (садимся на место)

Изучение глагола like и его формы likes, можно закрепить и такой физкультминуткой:

One, two, three, let me see:

Who likes coffee and who likes tea?

One, two, three. Now I see:

I like coffee and you like tea.

Мы рассмотрели несколько способов, которые помогут немного разнообразить наши уроки и снять утомление у учеников.

В заключение хотелось бы добавить, что использование на уроке физкультминуток как одного из успешных видов смены деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку, в чем я убеждаюсь все больше и больше.

При проведении физкультминуток я придерживаюсь следующих правил:

- Разминки должны быть подобраны в зависимости от содержания урока и его формы;

- Не следует повторять упражнения из урока в урок. Однообразие снизит интерес к ним, следовательно, их результативность. Вносите разнообразность!;

- Физкультминутки нужно проводить на начальном этапе утомления, так как при сильном утомлении выполнение разминок не дает желаемого результата;

- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

- На уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.