12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раздобреева Елена Владимировна56
Россия, Курганская обл., катайск
6

Формирование каллиграфических навыков младших школьников на уроках русского языка в начальной школе

Формирование каллиграфических навыков младших школьников

на уроках русского языка в начальной школе

из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №240 г. Борзи»

Раздобреевой Елены Владимировны

На уроках русского языка необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

Методы и приемы, направленные на формирование каллиграфического письма обучающихся начальной школы на уроках русского языка

Для того, чтобы понять как учить ребенка писать, нужно принимать во внимание несколько аспектов:

- педагогический – методики работы учителя;

- санитарно-гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование и организацию процесса письма;

-психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.

Санитарно-гигиенический аспект

Успешность в формировании каллиграфических навыков письма оп­ределяется созданием таких гигиенических условий, как:

правильный подбор мебели;

правильная посадка;

положение тетради;

направление освещения;

оптимальность формы ручки;

продолжительность беспрерывного письма и т.д.

минутки-разминки для пальчиков и для снятия утомления напряжения с глаз

Нужно научить де­тей готовить рабочее место, правильно размещать тетрадь и учебные принадлежности. Мне и моим ученикам очень нравятся стихотворения для контроля за правильной посадкой и организацией рабочего места, мы эти стихотворения выучили еще в начале первого класса, но работают они и сейчас. Стоит только мне начать произносить первую строчку, дети подхватывают ее и выполняют нужные действия, таким образом, и дети сели правильно и я назойливо не повторяю правила посадки. Мы используем такие стишки:

Сели прямо, ноги вместе,

Под наклон возьмем тетрадь.

Левая рука на месте,

Правая рука на месте,

Можно начинать писать!

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно возьму,

Сяду прямо - не согнусь,

За работу я возьмусь!

Подобных стихотворений достаточно в сети интернет.

Психофизиологический аспект

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения, основанных на знании психофизиологических особенностей учащихся начальной школы. Кроме общедидактических принципов (сознатель­ность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность) используется принцип, вытекающий из специфики фор­мирования графического навыка: сочетание различных методов обу­чения каллиграфическому написанию (генетического, линейного, копировального и т.д.). Основополагающим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.

Педагогический аспект

Работа по формированию каллиграфического написания начинается одновременно с обучени­ем письму. Основная цель этой работы — формирование графически пра­вильного, четкого и достаточно скорого письма.

Приемы, используемые мной для обучения каллиграфическому написанию:

показ написания учителем;

списывание с готового образца;

копировальный метод;

воображаемое письмо (или письмо в воздухе);

анализ формы букв;

усвоение правил письма;

письмо под счет (тактирование);

анализ ошибочного написания;

письму под диктовку;

списыванию;

проговаривание



Хочется рассказать о некоторых приемах, которые очень нравятся моим детям и влияют на качество написания.

Пt1578922464aa.jpg рием самопроверки и взаимной проверки. После проведения письма по памяти или комментированного письма предлагаю ученикам взять в руки карандаш и обвести в облачко буквы, которые получились наиболее удачно, а затем на полях написать карандашом букву(обычно прошу написать одну)над написанием, которой еще нужно потрудиться. Таким образом дети анализируют свое написание, выделяют ошибки в написании. После этого мы ставим цель: Писать в течении урока эту букву в словах правильно и красиво, а в конце урока дети на полях прописывают эту букву и ставят карандашом отметку: на сколько успешно они справились с этой работой. Постепенно предлагаю детям и взаимопроверку с соседом по парте.

Пt1578922464ab.jpg рием выделения правильного написания. При проверке выполнения учеником показа учителя в тетради или минутки чистописания обвожу в облачко красной пастой верно написанную букву.

Прием «Узнай по элементу» Перед проведением минутки чистописания на доске записываю элемент букв из слова, и прошу детей догадаться о том, какое слово мы будем писать. Во время этого приема дети проводят анализ написанного и указывают почему именно это будет то или иное слово.

Комментированное написание с заранее поставленной целью взаимопроверки выполнения работы соседом по парте.

Прием «Я учитель». Для проведения минутки чистописания подготавливаю ребенка, заранее прописываем с ним букву, соединение, слово с комментированием. Ученикам очень нравится пусть даже на 2-3 минуты побыть «учителем» и поучить класс. Дети, начинают стараться, появляется положительная мотивация и заинтересованность в уроке.

Прием «Найди ошибку». На доске (перед уроком) записываю текст и допускаю в нем несколько каллиграфических ошибок, и ставлю первое время в стороне восклицательный знак, дети видят знак и ищут ошибки. Затем знак уже не пишу, а дети все равно выполняют анализ написанного.

Пt1578922464ac.jpg рием показа на полях. Не зачеркиваю неверно написанную букву и не исправляю по написанному, а выполняю показ на полях. Дети видят, как нужно верно писать и родители обращают внимание на то, какие буквы должен попрактиковать в написании ребенок.

Вt1578922464ad.jpg о время проверки тетрадей на полях около строчек с написанием показа, минуткой чистописания, письмом по памяти и т.д., если написано аккуратно и верно делаю записи: Молодец! Отлично! Умница! Очень красиво!

Прием «Образцовая тетрадь» Этот прием ввела со второго полугодия первого класса. Дети, получив красочную картинку с пословицей о старании или труде, на свою тетрадь очень ей гордятся и продолжают стараться писать красиво и аккуратно.

Типичные причины графических ошибок при овладении каллиграфическими навыками, способы их предупреждения и исправления

В процессе формирования каллиграфического почерка встречаются следующие графические ошибки:

дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах,

неравномерно расставляют слова на строке. Исправление этих ошибок требует показа и объяснения учителя.

оt1578922464af.jpg чень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево. Эти ошибки исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.

пишут буквы слишком размашисто или слишком узко. Нужно провести работу по прописанию всевозможных росчерков, исключить чрезмерное напряжение ребенка, особенно к концу урока.

Оt1578922464ag.jpgt1578922464ah.jpg шибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей, нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма. Исправление этих ошибок требует показа и объяснения учителя.

Особенная категория учеников – левши. Основной прием здесь – это обьяснение и образец учителя, причем пишу я образец по обе стороны страницы.

Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, индивидуальными особенностями ребенка( у многих детей имеются родовые травмы, следствием которых может быть ограниченная работоспособность пишушей руки, чрезмерное напряжение, подергивание и т.д.), заболевания глаз, малый опыт чтения и письма, неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.

Работа по исправлению ошибок строится в первую очередь на дифференцированном подходе к каждому ученику.

Результативность использования различных методик для формирования каллиграфии обучающихся

Кt1578922464ai.jpgt1578922464aj.jpg онечно, 8 образцовых тетрадей из 25 тетрадей, это не очень много, но положительное отношение к предмету, заинтересованность и желание писать лучше, любовь к русскому языку для меня, как учителя, значит многое. Я не сомневаюсь, что к концу года хорошо пишущих детей в моем классе станет больше.



t1578922464ak.jpg







t1578922464al.jpg









Буду очень рада, если мой опыт будет полезен моим коллегам!

Опубликовано


Комментарии (7)

сменить сортировку
Голдина Лилия Вильевна, 13.01.20 в 17:30 2Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна,спасибо за публикацию. А дети в широкую линейку пишут с 1 класса?

Отредактировано 13-01-2020 17:31

Раздобреева Елена Владимировна, 14.01.20 в 15:25 1Ответить Пожаловаться
Добрый вечер! Дети пишут в узкую линию с 1-3 четверть, в 4 четверти смотрю, тех детей у кого нет проблем с написанием перевожу на широкую линию)))))
Голдина Лилия Вильевна, 14.01.20 в 16:08 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за разъяснение. Есть пожелания по доработке публикации: 1) лучше убрать в тексте подчеркивания, т.к. это указывает на гиперссылку (замените другим видом выделения). 2) добавьте, пожалуйста ссылки на использованные источники. Какой-то литературой Вы же пользовались? Надеюсь на понимание.
Горбачёва Марина Юрьевна, 13.01.20 в 17:53 1Ответить Пожаловаться
Интересная публикация!
Кияйкина Наталья Федоровна, 14.01.20 в 14:03 1Ответить Пожаловаться
Благодарю! Содержательный и полезный материал!
Раздобреева Елена Владимировна, 14.01.20 в 15:26 1Ответить Пожаловаться
Рада, если нашли для себя что-то полезное!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.