Статья «Формирование каллиграфических навыков младших школьников на уроках русского языка в начальной школе»
Формирование каллиграфических навыков младших школьников
на уроках русского языка в начальной школе
из опыта работы учителя начальных классов МОУ «СОШ №240 г. Борзи»
Раздобреевой Елены Владимировны
На уроках русского языка необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.
Методы и приемы, направленные на формирование каллиграфического письма обучающихся начальной школы на уроках русского языка
Для того, чтобы понять как учить ребенка писать, нужно принимать во внимание несколько аспектов:
- педагогический – методики работы учителя;
- санитарно-гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование и организацию процесса письма;
-психофизиологический, являющийся основой и для рационального построения методики и для гигиенического нормирования.
Санитарно-гигиенический аспект
Успешность в формировании каллиграфических навыков письма определяется созданием таких гигиенических условий, как:
правильный подбор мебели;
правильная посадка;
положение тетради;
направление освещения;
оптимальность формы ручки;
продолжительность беспрерывного письма и т.д.
минутки-разминки для пальчиков и для снятия утомления напряжения с глаз
Нужно научить детей готовить рабочее место, правильно размещать тетрадь и учебные принадлежности. Мне и моим ученикам очень нравятся стихотворения для контроля за правильной посадкой и организацией рабочего места, мы эти стихотворения выучили еще в начале первого класса, но работают они и сейчас. Стоит только мне начать произносить первую строчку, дети подхватывают ее и выполняют нужные действия, таким образом, и дети сели правильно и я назойливо не повторяю правила посадки. Мы используем такие стишки:
Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмем тетрадь.
Левая рука на месте,
Правая рука на месте,
Можно начинать писать!
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму,
Сяду прямо - не согнусь,
За работу я возьмусь!
Подобных стихотворений достаточно в сети интернет.
Психофизиологический аспект
Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения, основанных на знании психофизиологических особенностей учащихся начальной школы. Кроме общедидактических принципов (сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность) используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения каллиграфическому написанию (генетического, линейного, копировального и т.д.). Основополагающим принципом считается параллельное обучение чтению и письму, что обеспечивает грамотное и сознательное письмо.
Педагогический аспект
Работа по формированию каллиграфического написания начинается одновременно с обучением письму. Основная цель этой работы — формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Приемы, используемые мной для обучения каллиграфическому написанию:
показ написания учителем;
списывание с готового образца;
копировальный метод;
воображаемое письмо (или письмо в воздухе);
анализ формы букв;
усвоение правил письма;
письмо под счет (тактирование);
анализ ошибочного написания;
письму под диктовку;
списыванию;
проговаривание
Хочется рассказать о некоторых приемах, которые очень нравятся моим детям и влияют на качество написания.
П рием самопроверки и взаимной проверки. После проведения письма по памяти или комментированного письма предлагаю ученикам взять в руки карандаш и обвести в облачко буквы, которые получились наиболее удачно, а затем на полях написать карандашом букву(обычно прошу написать одну)над написанием, которой еще нужно потрудиться. Таким образом дети анализируют свое написание, выделяют ошибки в написании. После этого мы ставим цель: Писать в течении урока эту букву в словах правильно и красиво, а в конце урока дети на полях прописывают эту букву и ставят карандашом отметку: на сколько успешно они справились с этой работой. Постепенно предлагаю детям и взаимопроверку с соседом по парте.
П рием выделения правильного написания. При проверке выполнения учеником показа учителя в тетради или минутки чистописания обвожу в облачко красной пастой верно написанную букву.
Прием «Узнай по элементу» Перед проведением минутки чистописания на доске записываю элемент букв из слова, и прошу детей догадаться о том, какое слово мы будем писать. Во время этого приема дети проводят анализ написанного и указывают почему именно это будет то или иное слово.
Комментированное написание с заранее поставленной целью взаимопроверки выполнения работы соседом по парте.
Прием «Я учитель». Для проведения минутки чистописания подготавливаю ребенка, заранее прописываем с ним букву, соединение, слово с комментированием. Ученикам очень нравится пусть даже на 2-3 минуты побыть «учителем» и поучить класс. Дети, начинают стараться, появляется положительная мотивация и заинтересованность в уроке.
Прием «Найди ошибку». На доске (перед уроком) записываю текст и допускаю в нем несколько каллиграфических ошибок, и ставлю первое время в стороне восклицательный знак, дети видят знак и ищут ошибки. Затем знак уже не пишу, а дети все равно выполняют анализ написанного.
П рием показа на полях. Не зачеркиваю неверно написанную букву и не исправляю по написанному, а выполняю показ на полях. Дети видят, как нужно верно писать и родители обращают внимание на то, какие буквы должен попрактиковать в написании ребенок.
В о время проверки тетрадей на полях около строчек с написанием показа, минуткой чистописания, письмом по памяти и т.д., если написано аккуратно и верно делаю записи: Молодец! Отлично! Умница! Очень красиво!
Прием «Образцовая тетрадь» Этот прием ввела со второго полугодия первого класса. Дети, получив красочную картинку с пословицей о старании или труде, на свою тетрадь очень ей гордятся и продолжают стараться писать красиво и аккуратно.
Типичные причины графических ошибок при овладении каллиграфическими навыками, способы их предупреждения и исправления
В процессе формирования каллиграфического почерка встречаются следующие графические ошибки:
дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах,
неравномерно расставляют слова на строке. Исправление этих ошибок требует показа и объяснения учителя.
о чень часто в работах учеников встречается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево. Эти ошибки исправляется с помощью специальных упражнений на выработку правильного наклона, с опорой на дополнительную косую разлиновку тетради.
пишут буквы слишком размашисто или слишком узко. Нужно провести работу по прописанию всевозможных росчерков, исключить чрезмерное напряжение ребенка, особенно к концу урока.
О шибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей, нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма. Исправление этих ошибок требует показа и объяснения учителя.
Особенная категория учеников – левши. Основной прием здесь – это обьяснение и образец учителя, причем пишу я образец по обе стороны страницы.
Каллиграфические ошибки свидетельствуют о несформированности четкости и устойчивости почерка учащихся. Погрешности в письме могут быть вызваны самыми различными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и так далее), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений, индивидуальными особенностями ребенка( у многих детей имеются родовые травмы, следствием которых может быть ограниченная работоспособность пишушей руки, чрезмерное напряжение, подергивание и т.д.), заболевания глаз, малый опыт чтения и письма, неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память.
Работа по исправлению ошибок строится в первую очередь на дифференцированном подходе к каждому ученику.
Результативность использования различных методик для формирования каллиграфии обучающихся
К онечно, 8 образцовых тетрадей из 25 тетрадей, это не очень много, но положительное отношение к предмету, заинтересованность и желание писать лучше, любовь к русскому языку для меня, как учителя, значит многое. Я не сомневаюсь, что к концу года хорошо пишущих детей в моем классе станет больше.
Буду очень рада, если мой опыт будет полезен моим коллегам!
Голдина Лилия Вильевна
Раздобреева Елена Владимировна
Голдина Лилия Вильевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Раздобреева Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Раздобреева Елена Владимировна