Формирование цифровой грамотности на уроках информатики
Г
осударственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Новосибирской области «Колыванский аграрный колледж»
Методическая разработка
«Формирование цифровой грамотности на уроках информатики»
р.п. Колывань
Формирование цифровой грамотности на уроках информатики.
Примерно с 2005 года, с появлением web 2.0, возник новый формат социальных взаимодействий между людьми, ставший по сути новой формой общественного сознания: блоги, вики-проекты, социальные сети и прочие проекты и медиасервисы, которые активно развиваются и совершенствуются самими пользователями.
Количество информации значительно увеличилось, теперь её может видеть и создавать каждый, однако при этом отсутствуют гарантии её достоверности.
По этой причине стал важен вопрос развития умений ориентироваться в цифровых медиа и пользоваться ими эффективно.
Если для повышения языковой грамотности необходима практика общения и чтения книг, то для формирования цифровой грамотности требуется практика культурного использования технических средств (мобильных гаджетов и компьютеров), возможностей и коммуникационных функций цифровой среды.
Цифровая грамотность — это способность применять те возможности, которые предоставляет современное общество вместе со своими технологиями, умение взаимодействовать с людьми в новом социальном формате, а также быть этичными и внимательными друг к другу.
Цифровые технологии стремительно проникают в жизнь каждого человека, становятся доступными, удобными и востребованными инструментами для решения практических задач.
В связи с цифровой трансформацией общества развиваются электронные услуги, онлайн-обучение, телекоммуникационный сектор, мобильная связь и многие другие направления.
Цифровые перемены влияют на поведение, привычки и приоритеты людей.
В повседневной жизни возникают ситуации общения с чат-ботами, интеллектуального анализа интересов пользователя и предоставления востребованной информации.
Онлайн-сервисы способствуют овладению новыми профессиями, расширению кругозора и получению новых знаний.
Технологические инновации активно проникают в образовательную систему, естественным образом внедряясь в методы решения традиционных педагогических задач: обучения, контроля результатов, управления образовательным процессом, прогнозирования путей его совершенствования, коммуникации участников педагогического взаимодействия.
Сегодня в образовательных организациях появляются технологии виртуальной и дополненной реальности, элементы искусственного интеллекта, аддитивные технологии и 3D-печать, робототехника.
Для проектирования индивидуальных и адаптивных образовательных программ анализируются цифровые следы обучающихся и результаты обработки больших данных.
Современные студенты явно являются участниками этих новых реальностей, даже если не всегда осознают сущность заложенных в них цифровых технологий.
При этом цифровые инновации открывают новые возможности для творческой самореализации, устраняют барьеры в коммуникации, ускоряют обработку информации, расширяют информационное пространство личности, создают основу для улучшения качества образования, работы и досуга.
Вместе с тем они несут незнакомые ранее обучающимся риски и опасности.
Признано, что стать полноправным цифровым человеком и частью цифрового общества практически невозможно без внутреннего осознания и принятия особенностей цифровой реальности.
В этом контексте цифровые навыки становятся стратегическим ресурсом для обучающихся.
Качество образовательных результатов современного студента оценивается через призму его функциональной грамотности — это межпредметное, интегрированное образование, формируемое при изучении различных учебных дисциплин с опорой на личностные качества и проявляющееся в разнообразных формах.
Компьютерная функциональная грамотность включает умение находить информацию в интернете, пользоваться электронной почтой, создавать и печатать тексты, работать с электронными таблицами, применять графические редакторы.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью.
Следовательно, для успешного развития функциональной грамотности обучающихся и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать такие условия:
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности;
применение продуктивных форм групповой работы;
переход от фронтальных форм обучения к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого студента.
Информационно-содержательное обеспечение включает две группы цифровых образовательных ресурсов :
Информационные источники.
На уроках информатики часто применяется такой материал:
а) Тексты из специализированных словарей, энциклопедий, научной литературы.
б) Статистические изображения, динамические изображения, кино- и видеофрагменты.
в) Мультимедийные среды, информационно-справочные источники, практикумы, тренажёры и тестовые системы, программируемые учебные пособия, виртуальные экскурсии и прочее.
2. Информационные ресурсы — средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.
В настоящее время широко используются понятия «цифровые образовательные платформы», «цифровые образовательные инструменты», «цифровые образовательные ресурсы», которые созданы для формирования и оценки функциональной грамотности.
Также целесообразно выделить виды цифровых образовательных ресурсов по их образовательным и методическим функциям, применяемые на уроках информатики:
1) Электронные учебники:
аналоги традиционных учебников;
предметные обучающие системы;
предметные обучающие среды.
2) Электронные учебные пособия:
тренажёры;
репетиторы;
игровые пособия;
справочники;
контролирующие материалы.
3) Электронные учебно-методические комплексы:
программно-методические комплексы;
учебно-методические среды;
инновационные учебно-методические комплексы.
4) Электронные издания для контроля:
тесты;
тестовые задания;
методические рекомендации по тестированию;
инструментальные средства.
Актуальность проблемы заключается в том, что быстрый темп современной жизни и постоянные изменения в информационном обществе не всегда позволяют своевременно обновлять и дополнять учебный материал с помощью традиционного бумажного учебника, в то время как электронные средства обучения дают возможность оперативно и без сложностей тиражировать и изменять содержание.
Это утверждение основывается в первую очередь на возможности динамического обновления, дополнения содержания электронных учебных материалов согласно актуальным изменениям в жизни общества, науки, культуры.
Заслуживает внимания и классификация цифровых информационных систем (далее ЦОР) по типу информации:
1) ЦОР с текстовой информацией (учебные пособия, справочники, энциклопедии, нормативные документы, числовые данные).
2) ЦОР с визуальной информацией (иллюстрации, портреты, фотографии, видеофрагменты процессов и явлений, видео экскурсии, демонстрации опытов и моделей, схемы, диаграммы, формулы, карты).
3) ЦОР с комбинированными видами информации.
4) ЦОР с аудио- и видеоматериалами.
5) Интерактивные модели.
6) ЦОР со сложной структурой (учебники, учебные пособия, первоисточники, энциклопедии).
Таким образом, применяемые цифровые образовательные ресурсы ориентированы на формирование и оценку функциональной грамотности на уроках информатики и способствуют развитию интеллектуального потенциала обучающихся не только через овладение содержанием, но и посредством обработки, усвоения и применения информации.
Особо важным является формирование способности самостоятельно находить путь к новым знаниям.
2025 год