Формирование цифровой грамотности на уроках информатики

0
0
Материал опубликован 1 November

Гt1761986171aa.png осударственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области «Колыванский аграрный колледж»









Методическая разработка


«Формирование цифровой грамотности на уроках информатики»















р.п. Колывань

t1761986171ab.gif2025 год

Формирование цифровой грамотности на уроках информатики.


Примерно с 2005 года, с появлением web 2.0, возник новый формат социальных взаимодействий между людьми, ставший по сути новой формой общественного сознания: блоги, вики-проекты, социальные сети и прочие проекты и медиасервисы, которые активно развиваются и совершенствуются самими пользователями.

Количество информации значительно увеличилось, теперь её может видеть и создавать каждый, однако при этом отсутствуют гарантии её достоверности.

По этой причине стал важен вопрос развития умений ориентироваться в цифровых медиа и пользоваться ими эффективно.

Если для повышения языковой грамотности необходима практика общения и чтения книг, то для формирования цифровой грамотности требуется практика культурного использования технических средств (мобильных гаджетов и компьютеров), возможностей и коммуникационных функций цифровой среды.

Цифровая грамотность — это способность применять те возможности, которые предоставляет современное общество вместе со своими технологиями, умение взаимодействовать с людьми в новом социальном формате, а также быть этичными и внимательными друг к другу.

Цифровые технологии стремительно проникают в жизнь каждого человека, становятся доступными, удобными и востребованными инструментами для решения практических задач.

В связи с цифровой трансформацией общества развиваются электронные услуги, онлайн-обучение, телекоммуникационный сектор, мобильная связь и многие другие направления.

Цифровые перемены влияют на поведение, привычки и приоритеты людей.

В повседневной жизни возникают ситуации общения с чат-ботами, интеллектуального анализа интересов пользователя и предоставления востребованной информации.

Онлайн-сервисы способствуют овладению новыми профессиями, расширению кругозора и получению новых знаний.

Технологические инновации активно проникают в образовательную систему, естественным образом внедряясь в методы решения традиционных педагогических задач: обучения, контроля результатов, управления образовательным процессом, прогнозирования путей его совершенствования, коммуникации участников педагогического взаимодействия.

Сегодня в образовательных организациях появляются технологии виртуальной и дополненной реальности, элементы искусственного интеллекта, аддитивные технологии и 3D-печать, робототехника.

Для проектирования индивидуальных и адаптивных образовательных программ анализируются цифровые следы обучающихся и результаты обработки больших данных.

Современные студенты явно являются участниками этих новых реальностей, даже если не всегда осознают сущность заложенных в них цифровых технологий.

При этом цифровые инновации открывают новые возможности для творческой самореализации, устраняют барьеры в коммуникации, ускоряют обработку информации, расширяют информационное пространство личности, создают основу для улучшения качества образования, работы и досуга.

Вместе с тем они несут незнакомые ранее обучающимся риски и опасности.

Признано, что стать полноправным цифровым человеком и частью цифрового общества практически невозможно без внутреннего осознания и принятия особенностей цифровой реальности.

В этом контексте цифровые навыки становятся стратегическим ресурсом для обучающихся.

Качество образовательных результатов современного студента оценивается через призму его функциональной грамотности — это межпредметное, интегрированное образование, формируемое при изучении различных учебных дисциплин с опорой на личностные качества и проявляющееся в разнообразных формах.

Компьютерная функциональная грамотность включает умение находить информацию в интернете, пользоваться электронной почтой, создавать и печатать тексты, работать с электронными таблицами, применять графические редакторы.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью.

Следовательно, для успешного развития функциональной грамотности обучающихся и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать такие условия:

учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности;

применение продуктивных форм групповой работы;

переход от фронтальных форм обучения к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого студента.

Информационно-содержательное обеспечение включает две группы цифровых образовательных ресурсов :

Информационные источники.

На уроках информатики часто применяется такой материал:

а) Тексты из специализированных словарей, энциклопедий, научной литературы.

б) Статистические изображения, динамические изображения, кино- и видеофрагменты.

в) Мультимедийные среды, информационно-справочные источники, практикумы, тренажёры и тестовые системы, программируемые учебные пособия, виртуальные экскурсии и прочее.

2. Информационные ресурсы — средства, обеспечивающие работу с информационными источниками.

В настоящее время широко используются понятия «цифровые образовательные платформы», «цифровые образовательные инструменты», «цифровые образовательные ресурсы», которые созданы для формирования и оценки функциональной грамотности.

Также целесообразно выделить виды цифровых образовательных ресурсов по их образовательным и методическим функциям, применяемые на уроках информатики:

1) Электронные учебники:

аналоги традиционных учебников;

предметные обучающие системы;

предметные обучающие среды.

2) Электронные учебные пособия:

тренажёры;

репетиторы;

игровые пособия;

справочники;

контролирующие материалы.

3) Электронные учебно-методические комплексы:

программно-методические комплексы;

учебно-методические среды;

инновационные учебно-методические комплексы.

4) Электронные издания для контроля:

тесты;

тестовые задания;

методические рекомендации по тестированию;

инструментальные средства.

Актуальность проблемы заключается в том, что быстрый темп современной жизни и постоянные изменения в информационном обществе не всегда позволяют своевременно обновлять и дополнять учебный материал с помощью традиционного бумажного учебника, в то время как электронные средства обучения дают возможность оперативно и без сложностей тиражировать и изменять содержание.

Это утверждение основывается в первую очередь на возможности динамического обновления, дополнения содержания электронных учебных материалов согласно актуальным изменениям в жизни общества, науки, культуры.

Заслуживает внимания и классификация цифровых информационных систем (далее ЦОР) по типу информации:

1) ЦОР с текстовой информацией (учебные пособия, справочники, энциклопедии, нормативные документы, числовые данные).

2) ЦОР с визуальной информацией (иллюстрации, портреты, фотографии, видеофрагменты процессов и явлений, видео экскурсии, демонстрации опытов и моделей, схемы, диаграммы, формулы, карты).

3) ЦОР с комбинированными видами информации.

4) ЦОР с аудио- и видеоматериалами.

5) Интерактивные модели.

6) ЦОР со сложной структурой (учебники, учебные пособия, первоисточники, энциклопедии).

Таким образом, применяемые цифровые образовательные ресурсы ориентированы на формирование и оценку функциональной грамотности на уроках информатики и способствуют развитию интеллектуального потенциала обучающихся не только через овладение содержанием, но и посредством обработки, усвоения и применения информации.

Особо важным является формирование способности самостоятельно находить путь к новым знаниям.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации