«Фразеологизмы. Их признаки и значение»
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Дневник исследователя
Кого (фамилия, имя) ________________________________________________________________________________________________________________
Фразеология- от греч. phrasis – выражение и logos –учение.
Тема: «Фразеологизмы. Их признаки и значение»
Цель: Познакомиться с особенностями строения и употребления фразеологизмов в речи.
Словарное слово:________________________________________________
Гипотеза №1
Фразеологизмы – это свободные сочетания слов.
или
Фразеологизмы – это несвободные (устойчивые сочетания слов).
Задание.
Составьте фразеологизм, подбирая нужное слово из скобок (нужное обвести)
Раздувать из ...слона (комара, мухи)
Не в своей ...(чашке, тарелке)
(Голуби, петухи, куры) … не клюют
(Пёс, кот, козел) …наплакал
Как за …стеной (деревянной, каменной).
Как … вода (с утки, с гуся)
ВЫВОД: (нужное обвести)
Во фразеологизме состав слов постоянный (непостоянный), в нём нельзя (можно) вместо одного слова подставить другое.
Фразеологизмы – это свободные сочетания слов
или
Фразеологизмы – это несвободные или устойчивые сочетания слов
Гипотеза №2
Фразеологизмы используются в прямом значении.
или
Фразеологизмы используются в переносном значении.
Задание.
Изучите таблицу, сделайте вывод: в каком значении употребляются фразеологизмы в речи.
Прямое значение | | Переносное значение |
Что-то горит в руках. | | У человека работа спорится, всё получается легко и красиво. |
Глаза смотрят в разные стороны. |
| Говорят про человека, который из многого не может выбрать что-то одно. |
Во время бега сломать голову. | | Бежать очень быстро. |
ВЫВОД:
Проанализировав значения в таблицах, мы пришли к выводу, ЧТО…(нужное обвести)
Фразеологизмы используются в прямом значении.
или
Фразеологизмы используются в переносном значении
Гипотеза №3
Фразеологизм является одним членом предложения
или
Фразеологизм не является одним членом предложения
Задание.
Можно ли фразеологизм заменить одним словом?
Выполните в паре интерактивное задание «Найди пару» (ноутбук)
https://wordwall.net/ru/resource/4680221/фразеологизмы
Вывод: (нужное обвести)
Фразеологизм нельзя заменить одним словом, отсюда следует, что он не является одним членом предложения.
или
Фразеологизм часто можно заменить одним словом, отсюда следует, что он является одним членом предложения.
То есть мы будем подчёркивать весь фразеологизм как одно слово.
Гипотеза №4
Фразеологизмы могут иметь разную синтаксическую роль в предложении.
или
Фразеологизмы не могут иметь разную синтаксическую роль в предложении.
Задание.
1. Прочитайте предложения, определите значения фразеологизмов (слова для справок ниже)
2. Поставьте вопрос к фразеологизмам (они выделены жирным шрифтом).
3. Определите, какими членами предложения они являются (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение)
1. По вспыльчивости своей он часто ( _____________________ ?) выходил из себя.
2. Алексей слушал её ( _____________________ ?) краем уха.
3. Злые языки (_____________________?)осуждали ласковость моей матери.
4. Успех сопровождал (_______________?) первые шаги молодого писателя.
Слова для справок: злился, невнимательно, сплетники, начинания
Вывод: (нужное обвести)
Проанализировав, данные предложения, мы можем сказать, ЧТО…
Фразеологизмы могут иметь разную синтаксическую роль в предложении.
или
Фразеологизмы не могут иметь разную синтаксическую роль в предложении.
Гипотеза №5
Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы
или
Фразеологизмы не имеют синонимов и антонимов
Задание.
1. Распределите с соседом по парте фразеологизмы (карточки в конверте) на две группы в зависимости от значения.
2. Чем являются фразеологизмы по отношению друг к другу внутри одной группы?
3. Чем являются группы фразеологизмов по отношению друг к дугу в разных столбцах?
Вывод.
В ходе наблюдения мы заметили, ЧТО…
Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы
или
Фразеологизмы не имеют синонимов и антонимов
Подведём итоги нашего исследования!
_______________________________________________
МОИ УСПЕХИ
(отметь галочкой свои успехи)
Отлично______Хорошо______Было трудно_________
Интересными были задания №___________________
ЗАДАНИЯ С ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
Задание 1. Расставь фразеологизмы в нужные места. Воспроизведи текст. Устно.
Ученик сидел на уроке…, потому что накануне он …. и не подготовил задание. Учитель ему вопрос задаёт, а он … . … досидел ученик до конца урока. От стыда он готов был … .
Справка: пальцем не пошевелил, сквозь землю провалиться, как на иголках, словно воды в рот набрал, с горем пополам.
Задание 2. Что означает фразеологизм? Выбери один из
вариантов.
Бежать высунув язык: а) плестись кое-как; б) бежать из последних сил.
Болтаться без дела: а) общаться с друзьями; б) бездельничать.
Братья наши меньшие: а) младшие по возрасту братья; б) животные.
Быть не в своей тарелке: а) оказаться непонятно где; б) испытывать неловкость.
В печёнках сидеть: а) найти тёплое место; б) очень надоесть.
В поте лица (работать): а) усердно работать; б) работать кое-как.
Задание 3. Соедини линиями фразеологизмы-антонимы

Задание 4. Найдите и подчеркните все фразеологизмы в тексте сказки.
Сказка «Репка» с использованием фразеологизмов.
Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Увидел её дед-чуть кондрашка не хватила. Не откладывая в долгий ящик, пошёл дед репку рвать: Согнулся в три погибели, тянет – потянет, а воз и ныне там.
Позвал дед бабку. В мгновение ока прибежала бабка. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут. С бабкой каши не сваришь!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, не щадя живота своего, а вытянуть не могут.
У деда мозги набекрень. Что делать? Решили позвать Жучку. На безрыбье и рак рыба. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут до седьмого пота, но не тут-то было! Схватился дед за голову. Неужели почём зря старались? Хватит тары бары разводить! Надо кошку звать.
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, все в мыле, на все сто выкладывают, но нюни не распустили. Ведь не хочется у разбитого корыта остаться.
«Будет и на нашей улице праздник!» - подумал дед и как ни в чём не бывало позвал мышку. А она тут как тут - явилась не запылилась. Нашего полку прибыло! Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - потянули и вытянули репку. Дед как в воду глядел! Мал золотник, да дорог. Что и требовалось доказать!
Задание 5. Сделай иллюстрацию к фразеологизму. Узнай историю его происхождения и запиши в таблицу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|



Селиванова Галина Геннадьевна
Елена Александровна Раченкова