12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ляшенко Виктория118

Мастер-класс по литературе

Ляшенко В.В., учитель

русского языка и зарубежной

литературы

Горловской ОШ І-ІІІ ступеней №49

 

Тема: Герменевтический анализ стихотворения С.Есенина « Улеглась моя былая рана»

Цель: познакомить с методикой герменевтического анализа (на примере изучения творчества С. Есенина в 11 классе)

Оборудование:модель алгоритма герменевтического анализа поэтического текста, словари синонимов , листы белой бумаги, карандаши, текст стихотворения для анализа, карточки с КСУ (комуникативно-ситуативными упражнениями).

Ход занятия

Теоретическая часть (комментарий педагога-мастера).

Применение герменевтического анализа как важного механизма образовательного процесса позволяет моделировать не только деятельность отдельного индивида, но и весь учебный процесс в целом. Известно, что сформированность знаний – это лишь малая толика той миссии, которая возложена на учителя. Превратить эти знания в убеждения – задача современной школы. И герменевтика в этом случае становится методо- логической базой, способствующей достижению максимальных результатов в любой образовательной области, а в дисциплинах гуманитарно- эстетического и естественного циклов в первую очередь. Для того чтобы духовный контакт ребенка и культуры состоялся, необходимо постоянно заботиться об обращенности всего материала и форм обучения к субъекту образовательного процесса, знать его потребности и актуальные для него мотивы, учитывать ценностные ориентации нынешнего поколения. В этом случае роль искусства в преобразовании личности все более актуализируется. Оно по своей природе гуманно, поскольку делает чужое родным, воспитывает всемирную отзывчивость и ответственность за все, что происходит в мире. Искусство – действенный способ гармонизации истории и личности.

Любое произведение искусства – это код, шифр, предполагающий через диалог проникновение в замысел творца, «прочтение» закодированного послания.

Принимая текст как своего рода знак – «все элементы текста суть элементы семантические» , возможно «прочитать» его содержание на уровне повторяемых элементов, которые образуют некоторое замкнутое множество и служат передаче информации. Таким образом, один из принципов понимания текста основывается на необходимости понимания целого из от- дельных частей, а для понимания части необходимо предварительное понимание целого, что определяет ступенчатую структуру познания:

необходимость предпонимания;

бесконечность интерпретации;

интенциональность сознания.

2. Практическая часть

Постановка проблемного вопроса.

Персия Есенина - орнамент, в котором раскрывается внутренний мир самого поэта, его поиски смысла жизни

Критик Бельская

*Согласны ли вы с высказыванием Бельской?Дайте аргументированный ответ.

Работа с текстом (выразительное чтение стихотворения)

Улеглась моя былая рана...

Улеглась моя былая рана -
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.

Сам чайханщик с круглыми плечами,
Чтобы славилась пред русским чайхана,
Угощает меня красным чаем
Вместо крепкой водки и вина.

Угощай, хозяин, да не очень.
Много роз цветет в твоем саду.
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.

Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.

Ну, а этой за движенья стана,
Что лицом похожа на зарю,
Подарю я шаль из Хороссана
И ковер ширазский подарю.

Наливай, хозяин, крепче чаю,
Я тебе вовеки не солгу.
За себя я нынче отвечаю,
За тебя ответить не могу.

И на дверь ты взглядывай не очень,
Все равно калитка есть в саду...
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.


 

Ассоциации (заполни таблицу) ответы учеников 11 класса

Картинный план

Партитура чувств

Улеглась моя былая рана -
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.

 

Спокойствие,грусть

Угощай, хозяин, да не очень.

Много роз цветет в твоем саду.

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру.

Загадочность,азарт

Ну, а этой за движенья стана,

Что лицом похожа на зарю,

Подарю я шаль из Хороссана

И ковер ширазский подарю.

Увлеченность, симпатия

И на дверь ты взглядывай не очень,

Все равно калитка есть в саду...

Незадаром мне мигнули очи,

Приоткинув черную чадру.

Уверенность, интерес

4.Синонимические ряды

К каждому чувству,которое написали,подберите синоним ( словари синонимов).Запишите их в таблице другим цвітом.

Работа со слова рем

Тегеран-столица Ирана

Религия – ислам

Чайхана-чайная

5.Исторический блок . Сравнение культур.

Фронтальный опрос

-К какому циклу относится данное стихотворение?(персидскому)

-Религиозное исповедание Персии? (ислам)

Сравнительный анализ

Россия

Область сравнения

Персия

Православное христианство

Религия

Ислам

Женщина прекрасна во всех своїх проявлениях

Обычаи

Женщина скрывает свое лицо

 Жить по заповедям

Культура

Жить по совести

Березка

С чем ассоциируется

Шафран

Солнце,береза,заря

С чем сравнивается женщина

Луна

Квас,водка

Национальный напиток

Чай

6.Работа над расшифровкой текста (по строфам)

Стихотворение написано в 1924 году,прошло несколько лет после революции в России.Для Есенина Россия –не идеал,он ищет новую страну,новую жизнь.

Начальная строка стихотворения носит ярко выраженный автобиографический характер, задаёт особо доверительную интонацию циклу. После морально тяжелых для поэта поездок с Айседорой Дункан по Европе и Америке, а между ними – беспорядочной столичной жизни, нашедшей художественное выражение в «Москве кабацкой», Сергей Есенин стремится к обновлению.

В третьей строфе С. Есенин использует традиционный образ восточной поэзии – розу – символ красавицы, возлюбленной. Кроме всего персидская лирика Сергея Есенина была его острым протестом против рецидивов старины, против рабского положения женщины Востока.. "Половодье чувств" сопряжено с чувством тревоги за судьбу женщины Востока:

Мы в России девушек весенних

На цепи не держим, как собак,

Поцелуям учимся без денег,

Без кинжальных хитростей и драк.

Своеобразная антитеза России и Востока, наметившаяся в данном стихотворении, пронизывает весь цикл.

В поэтике стихотворения обращает на себя внимание образное сравнение лица женщины с зарёй, не характерное для восточной поэзии.

Ну, а этой за движенье стана,

Что лицом похожа на зарю,

Подарю я шаль из Хороссана

И ковёр ширазский подарю.

Словесная палитра Есенина в "Персидских мотивах" обогатилась яркими красками и образами Востока.Раскрытию внутреннего мира человека, жизни сердца, повидимому, способствовал и загадочный и необычный предметный колорит, цветовой колорит восточных эмалей

-Синие цветы Тегерана

-шаль из Хороссана (шаль с мотивом цветов)

-угощает меня красным чаем (крепкий чай)

-похожа на зарю

-черная чадра

Но главное в стихах Есенина и, прежде всего, в "Персидских мотивах" - лирическая рефлексия героя, встретившегося с иным национальным миром. "Синими цветами Тегерана", "светом вечерним шафранного края" .И как не восторгается автор прелестями природы чужой страны,а все равно сравнивает ее с Родиной.

7. Ответ на поставленный прблемный вопрос

8.Творческая деятельность(КСУ)

Ситуация №1

Представьте себе встречу с С.Есениным.Какие вопросы по тексту данного стихотворения вы бы задали автору?

Ситуация №2

Сергей Есенин никогда не был в Персии, но удивительным образом передал нам колорит этой страны.Подумайте,как бы вы справились с такой задачей?

Ситуация №3

Вам необходимо написать стихотворение о Персии для известного туристического агентства.Нужно подобрать слоган для туров по персидским странам.Ваши предложения?

9.Выполнение заданий и отчет о выполненной работе.

Литература

1.С.Есенин.Собрание сочинений в одной книге.В7 т.-М.:Наука,Голос,1995.-Т.1

3.Википедия.Интернетресурсы

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.