12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Раимбердиева Гульмира Ергешовна718
Казахстан, Жамбылская область, г Тараз

Город Тараз

Программа развивающего курса

«Логика»

Классы: 4«Г», 4 «Б»

Составители:

Учителя начальных классо: Раимбердиева Г.Е, Садчикова М.А

2016 год

 

 

 

Программа развивающего курса

«Логика»

Классы: 4«Г», 4 «Б»,

Составители:

 

 

Количество часов на год: 34

В неделю: 1 час

Учебно-методический комплекс:

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Пособие для учителя. Москва, Издательство РОСТ, 2012.

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради в 2 –х частях. Москва, Издательство РОСТ, 2012.

Пояснительная записка к программе по логике

Курс «Логики» в 4 классе представлен в виде системы задач и упражнений, позволяющих успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления. Упражнения, выполненные в определённой последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер учащегося, формируют нестандартное мышление.

Занятия по дидактическому пособию отличаются тем, что ученику предлагаются задания нестандартного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. К тому же ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной, благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. А это означает, что возникает интерес к учебе.

Для проведения занятий предлагается учебно-методическое пособие автора Холодовой О.Д. Юным умникам и умницам, задания по развитию творческих способностей, рабочая тетрадь для учащихся 4 класса.

Каждое занятие нацелено на развитие у детей интереса к учёбе, а также на развитие у ребёнка логического мышления, любознательности, наблюдательности. Обучающие упражнения чередуются с занимательными: (лабиринты, кроссворды, весёлые задачи).

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с книгой в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу)

Развивающий аспект

Развитие мышления ребят в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я - концепция»).

Материал каждого занятия рассчитан на 40—45 минут.

 

Составляющие занятия:

Мозговая гимнастика (2 минуты).

Разминка (3-5 минут).

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей – памяти, внимания, воображения, мышления (10 минут).

Отдых (2 минуты)

Логические поисковые задания (10 минут).

Весёлая переменка (3 минуты)

Нестандартные задачи (10-15 минут).

Цель курса:

внедрение и использование в современной системе образования естественных методик игрового обучения, сохраняющих здоровье детей и способствующих развитию интеллектуальных способностей

повышение интереса к учебно-познавательной деятельности с помощью технологии имитационного моделирования, коммуникативных и исследовательских технологий

Задачи курса:

формировать стратегию поиска информации и перевод её на масштабно - пространственный уровень

активизировать творческую деятельность детей с помощью интерактивных методов обучения

содействовать формированию фундаментальных знаний учащихся

способствовать формированию культуры речи учащихся и расширению их кругозора

формировать образное мышление, интеллектуальные способности учащихся

пробудить и сформировать у детей интерес и любовь к математике

Требования к уровню освоения дисциплины

Учащиеся должны знать:

названия величин и единиц их измерения, а также основные соотношения между ними;

компоненты, составляющие задачу, и этапы решения задачи;

приёмы решения уравнений способом, основанном на свойствах верных равенств и взаимообратности арифметических действий;

названия геометрических величин (длина, площадь, объём) и единиц их измерения, основные соотношения между ними.

Учащиеся должны уметь:

анализировать действия;

концентрировать внимание;

решать нетиповые задачи в несколько действий;

логически мыслить и рассуждать.

Учебно-тематический план

Тема урока

Количество часов

В том числе:

Уроки

 

Контрольные и самостоя-

тельные

работы

 

Вводное занятие. Чему учит логика. Учись решать, стараясь рассуждать.

1

1

 

 

Развитие внимания. Зашифрованная мудрость

1

1

 

 

Тренировка внимания.

1

1

 

 

Тренировка слуховой памяти.

1

1

 

 

Тренировка зрительной памяти. Закономерности с числами.

1

1

 

 

Поиск закономерностей. Изографы.

1

1

 

 

Развитие быстроты реакции.

1

1

 

 

Развитие концентрации внимания.

1

1

 

 

Тренировка внимания. Нестандартные задачи

1

1

 

 

Тренировка слуховой памяти. Нестандартные задачи.

1

1

 

 

Тренировка зрительной памяти. Закодированное слово.

1

1

 

 

Поиск закономерностей. Анаграмма.

1

1

 

 

Совершенствование воображения. Задания со спичками

1

1

 

 

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

1

 

 

Развитие внимания. Конкурс эрудитов. Поиграй с друзьями.

1

 

1

 

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

1

1

 

 

Тренировка слуховой памяти.

1

1

 

 

Тренировка зрительной памяти. Матрицы Равенна.

1

1

 

 

Поиск закономерностей. Анаграммы.

1

1

 

 

Совершенствование воображения. Метаграммы.

1

1

 

 

Развитие быстроты реакции, мышления. Фразеологизмы.

1

1

 

 

Тренировка концентрации внимания. внимания.

Логически-поисковые задания.

1

1

 

 

Тренировка внимания. Часы.

1

1

 

 

Тренировка слуховой памяти. Палиндром.

1

1

 

 

Тренировка зрительной памяти. Занимательные квадраты.

1

1

 

 

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

1

1

 

 

Развитие пространственного воображения. Настроение в изображении.

1

1

 

 

Развитие быстроты реакции. Нестандартные задачи.

1

1

 

 

Развитие концентрации внимания. Буриме.

1

1

 

 

Тренировка внимания. Судоку.

1

1

 

 

Развитие слуховой памяти. Буримэ

1

1

 

 

Тренировка зрительной памяти. Ищем отличия.

1

1

 

 

Поиск закономерностей. ТЕСТ.

1

 

1

 

Поиск закономерностей. ТЕСТ.

1

 

1

 

Итого:

34

31

3

Содержание тем учебного курса

Тема

Кол-во часов

Форма урока

Планируе

мые результаты обучения

Межпредметные связи

Список литературы для учителя и учащихся.

 

Вводное занятие. Чему учит логика. Учись решать, стараясь рассуждать.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие мышления

Математика

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Пособие для учителя и учащихся.

 

Развитие внимания. Зашифрованная мудрость

1

Урок- практикум

Развитие наблюдательности, внимания, логического мышления, грамотной речи, интеллекта

Математика,

русский язык,

литература,

познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам.

 

Тренировка внимания.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие умений выделять главное в познавательном объекте

Математика, ИЗО

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам.

 

Тренировка слуховой памяти.

1

Урок- практикум

Развитие умений классифици

ровать познавательные объекты

Математика,

русский язык,

литература

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам.

 

Тренировка зрительной памяти. Закономерности с числами.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие пространст

венного представле

ния

Математика, ИЗО

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Поиск закономерностей. Изографы.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Формирова

ние способности перевода зрительной информации в кинестетическую и

обратно

Математика, ИЗО

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Развитие быстроты реакции.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие логического мышления учащихся и расширение кругозора

Математика,

познание мира,

литература

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Развитие концентрации внимания.

1

Урок- практикум

Развитие наблюдательности, внимания

Математика,

русский язык,

литература

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Пособие для учителя и учащихся.

 

Тренировка внимания. Нестандартные задачи

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие наблюдательности, внимания

Математика, ИЗО

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Тренировка слуховой памяти. Нестандартные задачи.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие пространст

венного представле

ния

Математика,

русский язык,

литература

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Пособие для учителя и учащихся.

 

Тренировка зрительной памяти. Закодированное слово.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Формирова

ние способности перевода зрительной информации в кинестетическую и

обратно

Математика,

русский язык,

литература, история

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Поиск закономерностей Анаграмма.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие логического мышления учащихся и расширение кругозора

Математика,

русский язык,

литература, история

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Совершенствование воображения. Задания со спичками

1

Урок- практикум

Развитие пространст

венного представле

ния

Математика,

ИЗО

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Пособие для учителя и учащихся.

 

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие логического мышления учащихся и расширение кругозора

Математика,

русский язык,

литература

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Развитие внимания. Конкурс эрудитов. Поиграй с друзьями.

1

Урок- практикум

Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно

Математика,

русский язык,

литература

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Тренировка внимания. Логически-поисковые задания.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие наблюдательности, внимания

Математика,

русский язык,

литература, история

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Тренировка слуховой памяти.

1

Урок- практикум

Развитие навыка устного изложения собственных мыслей

Русский язык,

литература, познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Тренировка зрительной памяти. Матрицы Равенна.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие логического мышления учащихся и расширение кругозора

Математика,

познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Пособие для учителя и учащихся.

 

Поиск закономерностей. Анаграммы.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие пространст

венного представле

ния

Математика,

познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Совершенствование воображения. Метаграммы.

1

Урок- практикум

Развитие пространст

венного представле

ния

Математика,

познание мира, русский язык

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Пособие для учителя и учащихся.

 

Развитие быстроты реакции, мышления. Фразеологизмы.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие логического мышления учащихся и расширение кругозора

Математика,

русский язык,

литература, познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Тренировка концентрации внимания.

Логически-поисковые задания.

1

Урок- практикум

Развитие пространст

венного представле

ния

Математика,

познание мира, русский язык

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Пособие для учителя и учащихся.

 

Тренировка внимания. Часы.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие логического мышления учащихся и расширение кругозора

Математика,

познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Тренировка слуховой памяти. Палиндром.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую и обратно

Математика,

русский язык,

литература

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Тренировка зрительной памяти. Занимательные квадраты.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие наблюдательности, внимания

Математика

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Поиск закономерностей. Нестандартные задачи.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие пространст

венного воображения

Математика,

русский язык,

познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей. Пособие для учителя и учащихся.

 

Развитие пространственного воображения. Настроение в изображении.

1

Урок- практикум

Развитие пространст

венного воображения и представле

ния

Математика, ИЗО

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Развитие быстроты реакции. Нестандартные задачи.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие устной речи учащихся и расширение кругозора

Математика,

русский язык,

литература

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Развитие концентрации внимания. Буриме.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие логического мышления учащихся и расширение кругозора

Математика, ИЗО

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Тренировка внимания. Судоку.

1

Урок- практикум

Развитие наблюдательности, внимания, памяти

Математика, ИЗО

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Развитие слуховой памяти. Буримэ

1

Урок- практикум

Развитие логического мышления учащихся и расширение кругозора

Математика,

познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Тренировка зрительной памяти. Ищем отличия.

1

Групповая, индивидуаль-ная, фронтальная работа

Развитие пространст

венного воображения

Математика, ИЗО

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам. Задания по развитию творческих способностей.

 

Поиск закономерностей. ТЕСТ.

1

Урок- практикум

Развитие внимания, памяти

Математика,

познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

 

Поиск закономерностей. ТЕСТ.

1

Урок- практикум

Развитие внимания, памяти

Математика,

познание мира

Холодова О. Д. Юным умникам и умницам

Практические занятия

Структура урока-практикума

Тема: Вводное занятие. Чему учит логика. Учись решать, стараясь рассуждать.

Цели урока:

1. Образовательная: активизировать творческую деятельность детей с помощью интерактивных методов обучения.

2. Развивающая: развивать речь; логическое мышление учащихся; активизировать словарный запас.

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: интегрированный

Вид урока: закрепления и применения знаний

Методы обучения: деятельностный, когнитивный, эмпирический.

Форма обучения: урок-диалог

Технология: Технология деятельностного метода

Средства обучения: дидактический материал по теме, приложение к уроку.

Прогнозируемый результат: умение применять полученные знания теории на практике, расширение словарного запаса и кругозора учащихся, умение рассуждать, строить свою речь.

План урока

Мозговая гимнастика.

Разминка.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.

Отдых.

Логические поисковые задания.

Весёлая переменка.

Нестандартные задачи.

Итог урока.

Домашнее задание.

Содержание урока

«Мозговая гимнастика»

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повыша­ет устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в гори­зонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, яс­ность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Зоркие глазки» (упражнение служит для профилак­тики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» (упражнение служит для профи­лактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

Разминка.

Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (Буква «О».)

Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячет­ся. Что это? (Луна, солнце.)

Что идет, не двигаясь с места? (Время.)

Белый как снег, надутый, как мех. Кто это? (Гусь.)

Она молча учит. Что это? (Книга.)

Как называется жилище Бабы Яги? (Избушка.)

Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Ива­нушка.)

Какую строку не прочтет ни один грамотей? (Крас­ную.)

Через шесть лет Толе будет на полгода меньше, чем Юре. Кто из них старше? (Юра.)

На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей узлы разделили веревку? (На 6.)

Выявление уровня развития познавательных процессов у учащихся в начале учебного года

Задание № 1. Возьмите ручки, откройте рабочие тетра­ди и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. В течение первой минуты вы должны зеленым карандашом вычеркивать каждую пер­вую букву и подчеркивать каждую третью. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!» Как только я скажу: «Стоп. Вторая минута», вы положите зеленый карандаш и возьмете желтый. И в течение второй мину­ты, наоборот, будете подчеркивать каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите желтый карандаш. (Взрослый включает секундомер, дети начинают выпол­нение задания. Через минуту говорит: «Стоп. Вторая минута», еще через минуту: «Стоп. Закончили» - и вы­ключает секундомер.)

Задание № 2. Взрослый показывает карточки из при­ложения № 1. (Предварительно можно вынуть листы из пособия и разрезать каждый лист на отдельные карточ­ки. Для удобства можно наклеить каждую карточку на картон.)

Установка: запомните как можно точнее все, что изоб­ражено. (В течение 30 секунд дети рассматривают все изоб­ражения и затем, после того как карточки перевернули, по памяти зарисовывают их как можно точнее.)

Задание № 3. Взрослый читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке. Слова: ТЕЛО, ПУЛЯ, МАСКА, ПЕСОК, КНИГА, ВЕТКА, БАЛКОН, ЛАМПА, СОБАКА, ЗАГАДКА.

Задание № 4. Посмотри внимательно: на левую табли­цу и впиши в правую таблицу, сколько Раз встречается каждая цифра. (На выполнение задания отводится 4 мину­ты. Цифры отслеживать только глазами.)!) Ответ: 0-11; 1 - 12; 2-7; 3- 10; 4 - 11; 5 - 10; 6 — 14; 7 - 12; 8 -5; 9-7.

Задание № 5. Подумай, какая связь может быть меж­ду словами. Вместо многоточия вставь подходящие по смыслу слова. Ответ: ужин - вечеров, а завтрак -утром; лето - жаркое, а зима – холодная. кофе - корич­невый, а молоко - белое; осень – золотая, а зима - белая; молоко - холодное, а кипяток - горячий; январь (или любой месяц) - длинный, а февраль - короткий; что-либо (уроки, прогулка и так далее) - скучное, а игра -веселое; что-либо (сидеть, курить и так далее) - вред­но, а плавать - полезно.

4. Веселая переменка

А сейчас давайте отдохнем. Отдых у ^ас будет актив­ным и даже полезным. Упражнение расс*читано на коор­динацию движений. Итак, начали: внач^ле левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом пр^вои рукой - до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука - левое ухо, левая рука - #ос (5 Раз).

5. Продолжение работы

Задание № 6. Ответ: № 5. (Животное различаются формой тела, количеством ног и формой стопы.)

Задание № 7. Ответ: Белов - рыжеволосый, Рыжов -черноволосый, Чернов - блондин. (Дети уже решали по­добные комбинаторные задачи во 2 и в 2 классах, запи­сывая данные в таблицу.)

Задание № 8. Ответ: Набираем полный пятилитро­вый кувшин воды, отливаем в трехлитровый. Выливаем из трехлитрового кувшина воду в бочку. Оставшиеся в пятилитровом кувшине 2 л переливаем ё трехлитровый кувшин. Набираем полный пятилитровый кувшин и доливаем один литр из него в трехлитровый. В результа­те в трехлитровом - 3 л, а в пятилитровом — 4 л.

Если останется время, ребята выполняют задания № 9 и № 10.


Задание № 9. Ответ: см. рисунок

Задание № 10. Кроссворд «Герои сказок Пушкина». Ответ: по горизонтали: 1 - Руслан; 2 - старуха; 3 ~ Балда; 4 - петушок; 5 - старик; 6 - Черномор; по вер­тикали: Салтан.

Вспомните названия сказок, где действуют эти герои. Ответ: поэма «Руслан и Людмила»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказ­ка о золотом петушке»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

6.Анализ работы

Результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий 1-8, заносятся в таблицу 1 (см. стр. 123) и сравниваются с результатами, полученными при анало­гичном тестировании в конце 3 класса.

Итог урока. Домашнее задание: Кроссворд.

**************************

Тема: Развиваем внимание. Зашифрованная мудрость.

Цели урока:

1. Образовательная: активизировать творческую деятельность детей с помощью интерактивных методов обучения.

2. Развивающая: развивать воображение, логическое мышление учащихся; активизировать словарный запас.

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: интегрированный

Вид урока: закрепления и применения знаний

Методы обучения: деятельностный, когнитивный, эмпирический.

Форма обучения: урок-диалог

Технология: Технология деятельностного метода

Средства обучения: дидактический материал по теме, приложение к уроку.

Прогнозируемый результат: умение применять полученные знания теории на практике, расширение словарного запаса и кругозора учащихся, умение рассуждать, строить свою речь.

План урока

Мозговая гимнастика.

Разминка.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.

Логические поисковые задания.

Весёлая переменка.

Нестандартные задачи.

Итог урока.

Домашнее задание.

Содержание урока

«Мозговая гимнастика»

«Качания головой»: дышите глубоко, расслабьте пле­чи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыха­ния уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмерки»: нарисуйте в воздухе в горизон­тальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой ру­кой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»: «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте б кругов по часо­вой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

2. Разминка

Его любимая фраза: «Ребята! Давайте жить друж­но!» Кто это? (Леопольд.)

Какими нотами можно измерить пространство? (Ми­ля-ми.)

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. Кто это? (Сова.)

Стоят в поле сестрицы, платьица белены, шапочки зелены. Что это? (Березы.)

У кого есть шапка без головы, нога без сапога?(У гриба.)

- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Ля­гушка.)

Что можно разбить, получив не выговор, а благо­дарность? (Цветник, палатку, яйцо.)

7 карандашей дороже 8 тетрадей. Что дороже -8 карандашей или 9 тетрадей? (8 карандашей.)

На сколько частей разделили отрезок, если на нем поставили 3 точки? (На 4.)

Цапля, стоящая на одной ноге, весит 10 кг. Сколько весит цапля, стоящая на двух ногах? (10 кг.)

Развитие концентрации внимания

Задание № 1. Игра «Внимание». Подобные задания уже встречались.

Можно порекомендовать предварительно изобразить очертания фигуры рукой в воздухе и только потом пере­нести изображение на бумагу.

Сначала в течение 4 секунд (на счет: один, два, три, четыре - про себя) взрослый показывает две карточки из приложения № 2. Установка: запомните как можно точ­нее увиденное и зарисуйте в отведенных для этого рам­ках. Дети «рисуют» фигуры в воздухе, а затем - на бума­ге. Аналогично проводится работа с двумя другими кар­точками. Затем обязательно следует проверка и исправ­ление ошибок, если они допущены.

Задание № 2. Способ шифровки очень прост: из пер­вых букв каждого слова складывается новое слово.

Ответ: «В доме бомба».

Задание № 3. Ответ:

А) - 3 квадрата;

Б) - 17 квадратов (8 - с ребром в 1 ед., 6 - с ребром в 2 ед., 2-е ребром в 3 ед., 1-е ребром в 4 ед.;

В) 20 треугольников (12 со стороной в 1 ед., 6 со стороной 2 ед., 2 со стороной 3 ед.);

Г) 28 треугольников (8 маленьких прямоугольных, 4 больших прямоугольных, 14 маленьких равнобедренных, 2 больших равнобедренных).

Задание № 4. Отвечайте на вопросы и записывайте первые буквы ответов:

к какому склонению относится существительное УМНИЦА? (Первое.)

как называются слова, противоположные по значе­нию? (Антонимы.)

за сколькими зайцами не стоит, судя по поговорке, гнаться? (Двумя.)

с какой буквы начинается корень в слове ПРИ­ЕХАТЬ? (С буквы «е».)

к какому роду относится слово ПЯТКА? (Жен­скому.)

Ответ: получилось слово «падеж». Падеж - это фор­ма изменения именных частей речи.

4. Логически-поисковые задания

Задание № 5. Ответ: первые предложения в каждой паре — это фразеологизмы, то есть устойчивые выраже­ния, переносное значение, а вторые - обычные, прямое значение.

а) Ему медведь на ухо наступил. - Нет музыкального
слуха.

Медведь ему наступил на ухо. - Кто-то лежал и ему медведь наступил на ухо.

б) У него денег куры не клюют. - Много денег.
Куры у него не клюют денег.

в) Не делай из мухи слона. - Не делай из маленького
события большое происшествие.

Не изготавливай из мухи слона.

Задание № 6. Ответ: здесь записано 36 слов. Это слова-омонимы.

СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В русском языке немало слов, которые совершенно различны по значению, но одинаково звучат и пишут­ся. Это слова-омонимы. Омонимы подразделяются на

несколько типов. Лексические омонимы различаются только значением (почитать книгу - почитать родите­лей); омофоны различаются значением и написанием (вкусный лук - цветущий луг); омоформы совпадают в звучании лишь в отдельных формах (лечу самолетом -лечу печень); омографы различаются значением и про­изношением (старинный замок - железный замок).

- На полях выращивают хлопок. Раздался громкий

хлопок.

Мама испекла пироги. Пироги - индийские лодки.

В реке водятся окуни. Руку в воду окуни!

Нельзя есть много соли! Соли огурец!

Заплети пряди волос! Служанка, пряди шерсть!

Срезал цветы для букета. Садовник постоянно

срезал траву.

Я вижу королевский замок. На двери висит замок.

Муки совести. Купи пакет муки!

Суши белье! Суши - японское блюдо.

Много пищи. Пищи громче!

В доме новые полы. Полы пальто запачкали.

Мне дали конфетку. Он ушел в дальние дали.

Я берегу игрушки. Сидит на берегу речки.

Вера пила воду. У Веры есть пила.

- Покрой голову платком. Оригинальный покрой
у этого платья.

Жгут дрова. У Миши толстый жгут.

Ветер стих. Даша написала красивый стих.

Вели принести кофе! Меня вели по дороге.

Задание № 7. Задачи по переливанию жидкостей удоб­нее решать, записывая действия в таблицу. Ответ: см. рисунок. (О ~ значит, пусто.)

5 л

0

0

4

5

9

0

4

0

3

3

5. Веселая переменка

А сейчас отдохнем. Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.

6. Нестандартные задачи

Задание № 8. Ответ: 4 кошки. Задание № 9. Ответ: 11 книг. Решение: 11 : 2 = 5 (ост. 1); 11 : 3 = 3 (ост. 2); 11 : 4 - 2 (ост. 3).

Задание №10. Ответ: 4 раза.

**************************

3. Тренировка зрительной памяти

Задание № 1. Игра «Внимание».

Задание № 2. Посмотрите на слова, записанные на доске, в течение 20 секунд. Затем попытайтесь составить и записать предложения, состоящие из слов первой и второй колонки.

ЛУЧШИЙ ПОДАРОК САМАЯ ЛУЧШАЯ

В ВАЗЕ КАК ТЕБЯ ЗОВУТ

МЫ ЖИВЕМ КНИГА

МОЯ МАМА НЕТ ЦВЕТОВ

Я НЕ ЗНАЮ ДРУЖНО

Например: Лучший подарок - книга. В вазе нет цве­тов. Мы живем дружно. Моя мама самая лучшая. Я не знаю как тебя зовут.

Задание № 3. Ответ: выпала плитка № 10; одина­ковые плитки - № 3 и 9.

Задание № 4. Ответ: «Бобы не грибы, не посеешь – не взойдут».

4. Логически-поисковые задания

Задание № 5. Ответы: кагор, багор; бетон, батон, затон; загон, вагон; загар, нагар; гусар; окунь; радио; успех; оклад; отбор, забор, выбор; закон; бекон; фасон; букет, пакет; отрок; порог; мотор; кабак, табак, ры­бак.

Задание № 6. Ответы: много коров - стадо; много воинов - армия, рать, отряд; много лошадей - табун; много пчел — рой; много волков — стая.



Задание № 7. Ответ: см. таблицу.

5 л

0

0

5

0

2

2

5

0

4

4

5

0

0

7

2

2

0

7_

4

4

0

7

6

6

Решение. После третьего дня пути туристу осталось идти 32 : 2 х 3 = 48 км. После 1 дня ему оставалось идти 48 : 2 х 3 = 72 км. Следовательно, весь путь составляет 72 : 2 х 3 = 108 км.

Задание №10. Ответ: успел.

5. Веселая переменка

Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Прижми­те к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты. Поменяйте руки.

6. Нестандартные задачи

Задание № 8. Ответ: путь от станции «Сухаревс­кая» короче, чем путь от станции «Проспект Мира» до дома.

 

«Пр. М»

Решение. После того как поезд дошел до станции «Су­харевская», расстояние от «Сухаревской» до дома стало в два раза меньше оставшегося расстояния от стан­ции «Проспект Мира».


Задание № 9. Ответ: расстояние от дома до места слёта 108 км.

Решение. Допустим, в книге 120 страниц. В первый день Артур прочитал 120 х 1/2 = 60 стр. Во второй день -60 х 1/3 = 20 стр. На третий день ему оставалось 120 - 60 + 20 = 40 стр.

Решение. После третьего дня пути туристу осталось идти 32 : 2 х 3 = 48 км. После 1 дня ему оставалось идти 48 : 2 х 3 = 72 км. Следовательно, весь путь составляет 72 : 2 х 3 = 108 км.

1д=1/2АД 2д—1/3ВД Шд-|1/3 ОД и ½ АО

Решение. Допустим, в книге 120 страниц. В первый день Артур прочитал 120 х 1/2 = 60 стр. Во второй день -60 х 1/3 = 20 стр. На третий день ему оставалось 120 - 60 + 20 = 40 стр.

Работа с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоми­нает изображение того предмета, о котором идет речь. Догадайтесь, какое слово спряталось на картинке. (Слово «трактор».) Какие еще слова можно составить из букв слова «трактор»? (Кот, ток, тракт, рак, крот, торт, рота, кора, акт, акр, рот, рок и так далее.)

№ 3. Ответ: см. рисунок.

Задание № 4. Ответ: см. рисунок

Задание № 5. Ответ: с трех сторон — 8, с двух сто­рон - 14, с одной стороны - 6, неокрашенных - 1.

Задание № 6. Ответы: зазноба, кудеяр, ахинейщик, отрок, кур, чаровник, толмач.

4.СПРАВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Слова, известные всему народу и употребляемые все­ми, называются общеупотребительными. Слова, изве­стные не всем, говорящим на русском языке, называ­ются необщеупотребительными.

Слова, вышедшие из активного, повседневного упот­ребления, называются устаревшими: городовой, дворец­кий и др.

Чаще всего устаревают слова, если выходят из упот­ребления предметы, называемые этими словами. В ху­дожественных произведениях устаревшие слова исполь­зуются чаще всего для более точного рассказа о жизни I людей в прошлом.

5.Задание № 7. Ребусы. Разгадывать ребусы - занятие увлекательное, но и довольно сложное. Словом «ребус» часто обозначают что-то непонятное, загадочное. Слово это латинское и в точном переводе означает «вещами» («предметами»). Отсюда ясно, что ребусом называют любое слово или фразу (пословицу, загадку, изречение), изображенные с помощью различных рисунков. Чтобы решать и составлять ребусы, надо знать некоторые пра­вила. Они совсем несложные.

6.ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: правила составления ребусов.

1) Очень часто в ребусах встречается запятая. Это знак исключения крайней буквы слова. Если запятая

стоит перед рисунком (слева от него), то исключается первая буква слова, изображаемого этим рисунком. Если же запятая поставлена после рисунка (справа от него), то исключается последняя буква. Если возле рисунка помещены две или три запятые, то нужно исключить соответственно две или три крайние буквы этого слова. (Как правило, хвостик запятой обращен к тому рисунку, к которому она относится. Но это не всегда соблюдается.)

Зачеркнутая буква возле рисунка показывает, что эту букву тоже надо исключить из изображенного сло­ва. Но если с помощью запятой убирают крайние бук­вы, то с помощью зачеркнутой буквы те, которые сто­ят в середине слова. Если рядом с зачеркнутой буквой стоит другая, значит, ее надо поставить вместо зачер­кнутой. То же самое делают, если две буквы соедине­ны знаком равенства.

Если рисунок, входящий в ребус, перевернут вверх ногами, то это значит, что изображенное слово нужно читать наоборот, справа налево.

Если над рисунком стоят цифры, то буквы изоб­раженного слова нужно переставить в указанном по­рядке.

Если в ребусе рисунки (или буквы) помещены один в другом, один за или перед другим, один у другого и так далее, то их нужно читать с прибавлением соответ­ствующего предлога. Помните: предлоги подразумева­ются, а не изображаются. Отсюда несколько правил:

а) если предметы (или буквы) изображены один в другом, то прибавляется предлог «в»;

6) если предметы (или буквы) изображены один за другим, то прибавляются предлоги «за» или «перед»;

в) если одна фигура или буква нарисована под дру­гой, то могут быть прибавлены предлоги «на», «над»,
«под»;

г) если по какой-то букве написана другая, то ис­пользуют предлог «по»;

д) если рисунки «двигаются» друг к другу, или друг от друга, или друг с другом, используют предлог «к».
 

Разминка.

Мир живой природы.

- Как называется трава от 99 болезней. (Зверобой.)

- На следу каких хищных зверей нет ногтей? (Кош­
ки, рыси.)

Кто может пить ногой? (Лягушка.)

Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

- Какие птицы выводят птенцов три раза за лето?
(Воробьи, овсянки.)

Пингвин - птица или нет? (Птица.)

Какое самое сладкое дерево наших лесов? (Липа.)

Как называются разноцветные грибы ? (Сыроежки.)

- Какая ягода бывает черной, красной и белой? (Смо­родина.)

-У кого каждый день растут зубы? (У бобра, у зайца.)

Развитие быстроты реакции, мышления

П

к

Е

а

С

Т

О

о

К

к

 

к

о

к

о

с

е

г

о

3

А

 

о

X

о

т

а

С

о

О

з

В

е

Е

Р

Т о

 

К

с

О

а

М

р

А

а

Р

й

 

 


 

Задание № 4. Ответ: см. рисунок.

Задание М 5. Ответ: В пустой бочке звону больше. Друзья познаются в беде. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. В горне и железо плавится. В доброй беседе всяк ума копит. В зимний холод всякий молод.

Задание № 6. Ответ: три группы (348, 852, 195).

 


Задание № 7. Ответ: см. рисунок.

 

Задание № 1. Прослушай один раз стихотворение, постарайся его запомнить и затем выпиши данные о мас­се животных:

Веселый вес

Был цыпленок весел,

Потому что весил,

Нагулявшись по домам,

Ровно двадцать грамм.

Был козленок весел,

Потому что весил,

Наскакавшись по полям,

Двадцать килограмм.

Был китенок весел,

Потому что весил,

Нанырявшись по морям,

Двести килограмм...

Цыпленок скачет по двору,

Китенок скачет по морю,

Козленок скачет по полю

И радостно лягается,

Потому что весело,

Чрезвычайно весело,

И радостно лягается,

Потому что весело,

Чрезвычайно весело

Весить ровно столько,

Сколько полагается!

Ответ: цыпленок — 20 г, козленок — 20 кг, китенок -200 кг.

Задание № 2. Игра «Поставь точку». Дети должны приготовить цветные карандаши, очень внимательно слу­шать указания взрослого и выполнять их. Переспраши­вать нельзя. Один ученик выполняет задание на доске. После выполнения всех указаний дети сверяют свой ре­зультат с образцом на доске.

Поставьте синим карандашом точку, которая распо­ложена внутри овала, внутри прямоугольника, но вне треугольника.

Поставьте зеленым карандашом точку, которая рас­положена внутри овала, но вне прямоугольника и вне треугольника.

Поставьте желтым карандашом точку, которая рас­положена вне овала, но внутри прямоугольника и внутри треугольника.

Поставьте красным карандашом точку, которая рас­положена вне овала, вне треугольника, но внутри пря­моугольника.

Задание № 3. На доске написали слова цветными мелками: РОМАН, КОМАР И АКВАРЕЛЬ. У серого и зеленого слов одинаковая вторая буква, у зеленого и желтого - пятая. Какого цвета слово «комар»? Ответ: слово «комар» зеленого цвета.

Задание № 4. Ответы: 1) В марте у нас будут каникулы. 2) Это был великан. 3) В дороге Громова застал буран. 4) На Камчатке много гейзеров. 5) Ка­раван двигался по барханам. 6) Вдали появились айс­берги. 7) Однажды мы заблудились в лесу. 8) Мы возоб­новили переписку. 9) Муму очень привязалась к Гера­симу или Муму сильно привязалась к Герасиму. 10) Через месяц геологи уехали или спустя месяц геологи уехали.

Задание № 5. Ответ: см. рисунок.

Б

Б

Б

Г

Г Г

д

3

3

И

И

К

о

О

Е

Л

Р

В

Л Р

р

Е

Л

К

к

Р

г

С

Л

ю

О

А

А Я

о

Л

о

О

о

О

о

О

Ь

д

В

Л

д д

в

ь

Б

н

т

в

н

К

Ё

о

Б

Т

Ь А

А

Е

А

А

А

ь

ь

А

Задание № 6. Ответ: см. рисунок.

       
       
       
       

**************************

Тема: Развитие быстроты реакции, мышления

Цели урока:

1. Образовательная: расширить понятие «воображение» с помощью интерактивных методов обучения.

2. Развивающая: развивать внимание, логическое мышление учащихся; активизировать словарный запас.

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: интегрированный

Вид урока: закрепления и применения знаний

Методы обучения: деятельностный, когнитивный, эмпирический.

Форма обучения: урок-диалог

Технология: Технология деятельностного метода

Средства обучения: дидактический материал по теме, приложение к уроку.

Прогнозируемый результат: умение применять полученные знания теории на практике, расширение словарного запаса и кругозора учащихся, умение рассуждать, строить свою речь.

План урока

Мозговая гимнастика.

Разминка.

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.

Логические поисковые задания.

Весёлая переменка.

Нестандартные задачи.

Итог урока. Домашнее задание.

Содержание урока

«Мозговая гимнастика»

В течение 2-3 минут дети выполняют «качания голо­вой», «ленивые восьмерки», «шапку для размышлений», «зоркие глазки», «стрельбу глазами» (см. занятие 1).

2. Разминка

За чем во рту язык? (За зубами.)

Живет без тела, говорит без языка; никто его не видит, а всякий слышит. Что это? (Эхо.)

Когда мы видим два, а говорим четырнадцать? (В ча­сах.)

Что проливают, когда чистят лук? (Слезы.)

День, который был перед сегодняшним? (Вчера.)

Как называются сухарики для супа? (Гренки.)

Как называется тихий голос для подсказок на уро­ке? (Шепот.)

Горит - тает, жилье освещает. Что это? (Свеча.)

Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.

1. Прочитайте и запомните слова: портрет, тетрадь, бумага, листок, ветка, цветок, девочка, музей, трактор, дорога. (время 0,5 мин)

2. Запишите их по памяти.

3. Игра в ассоциации: магазин -…, машина-…, листок-…, доска-…, мрамор-…, фиалка-…

Логические поисковые задания

Составить рассказ на тему «Картина».(Начать со слов «Я смотрю на картину художника …)

Или «Сегодня утром я выглянул в окно и …)

Весёлая переменка.

Нестандартные задачи.

Федя с одноклассниками и учительницей пошел на экскур­сию в ботанический сад и там присел отдохнуть на кактус. 27 колючек он сумел вытащить из себя сам. 56 колючек достала из него учительница. Каждый из 24 его одноклассников вынул из Феди по 12 колючек. Оставшиеся 187 штук помогли добыть другие посетители ботанического сада. Узнай, сколько колючек торчало из кактуса до того, как Федя присел на него отдохнуть, если во время этого события кактус расстался с третьей частью колючек?

Однажды, летним солнечным днем 40 бабушек собирали в лесу грибы. Потом пришли домой и съели их. Сколько бабушек не попало в больницу, если известно, что среди всех грибов, собранных бабушками, было всего 8 бледных поганок, и еще известно, что попавшие в больницу бабушки съели по 2 поганки каждая?

В люстре горело 6 лампочек. После того, как трехлетняя Маша попала в люстру тремя запасными лампочками, остались гореть 2 лампочки. Сколько лампочек погибло?

Составить аналогичные смешные задачи.

Итог урока.

Контроль уровня обученности

Прогрессивные матрицы Равена

Батарея тестов нанаглядное мышлениепо аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из б или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. П.м.Р. разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом.

П.м.Р широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности. По мнению сторонников концепции независимости мышления от речи, П.м.Р (как и другие невербальные тесты) позволяют изучать интеллект в "чистом виде", исключающая влияние языка и знаний. Однако подобный вывод не подтверждается современными психологическими и электрофизическими исследованиями, свидетельствующими от участии внутренней речи в решении сложных матричных задач.

Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.