Игровые упражнения для автоматизации звуков «Я говорю правильно»
Я говорю правильно.
Ваш ребёнок научился правильно произносить звуки. Но, к сожалению, не всегда их употребляет в речи. Например, он умеет рычать, но продолжает говорить «Лоза» вместо «Роза». Я предлагаю вашему вниманию игры, при помощи которых вы сможете в интересной игровой форме автоматизировать нарушенные звуки.
«У гномика»
Взрослый называет слово, а ребёнок это слово называет ласково. Например, ложка –ложечка, кошка –кошечка и т. д.
Слова для автоматизации звука «С»: сапоги, санки, сом, сумка, сын, сыр.
Слова для автоматизации звука «Ш»: шапка, шар, шарф, шуба, шутка, мешок.
Слова для автоматизации звука «Л»: лампа, локти, лодка, лошадь, луч, лужа.
Слова для автоматизации звука «Р»: рамка, роза, рога, ручка, рыба.
«Запомни-повтори»
Слова запоминай и за мною повторяй! Взрослый называет 2-3 слова, названия которых включают автоматизируемый звук, а ребёнок их повторяет в той же последовательности. Если ребёнок справляется, количество слов можно увеличить.
Слова для автоматизации звука «С»: сахар, садик, сова, сорока, сода, сокол, сок, соль, сон, сундук, суп, сырник, скакалка, стол.
Слова для автоматизации звука «Ш»: каша, мешок, лошадь, камыши, пышка, пушка, кормушка, каштан, ложка, паштет.
Слова для автоматизации звука «Л»: молоко, полотенце, халат, палатка, малыш, пчела, салат, палка, полка, галка, платье, слова.
Слова для автоматизации звука «Р»: радио, ракушка, радуга, радость, раковина, родник, робот, рукав, рубашка, рукавицы, рыжик, рыбак, рысь.
«Кто больше»
Ребёнок и взрослый по очереди называют слова, начинающиеся на заданный звук. Выигрывает тот, кто назвал слово последним.
«Назови предмет»
Гуляя с ребёнком на улице, возвращаясь домой из магазина или детского сада предложите оглядеться по сторонам и назвать как можно больше предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук. Например, со звуком «Ш»: шапка, шуба, машина, школа, шмель и т.д.
Игра «Найди игрушку».
Наполните небольшой контейнер любой крупой, фасолью, каштанами, желудями и т.д. Спрячьте в крупе мелкие игрушки, названия которых включают автоматизируемый звук и игрушки, в названии которых нет данного звука. Попросите ребенка собрать все игрушки с заданным звуком. Очень хорошо подойдут игрушки из киндер-сюрпризов и другие мелкие предметы.
Игра «Что пропало».
Разложите перед ребёнком 3-5 предметов или картинок, названия которых включают автоматизируемый звук. Попросите назвать их и запомнить. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает одну картинку. Открыв глаза, малыш отгадывает, какая картинка пропала. Постепенно можно увеличивать количество предметов.
Для автоматизации звука «Р» подойдут предметы: ручка, карандаш, коробка, ракушка, открытка, кружка, кружок, пирамидка и т.д.
Для автоматизации звука «Ш» подойдут предметы: ложка, лошадка, карандаш, мышонок, мишка, машинка и т.д.
Надеюсь, эти речевые игры помогут ребёнку быстрее ввести в речь трудные звуки.