12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ашанина Ольга Валерьевна17 |
Инфографика как средство подготовки к ВПР по географии
Ашанина Ольга Валерьевна
учитель географии
МБОУ СОШ № 75/62 г. Пензы
ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ВПР ПО ГЕОГРАФИИ
В переводе с латинского informatio—осведомление, разъяснение, а grafiko—писать. Инфографика используется там, где нужно представить быстро и чётко сложную информацию. Инфографикой можно назвать любое сочетание текста и графики, доносящее до нас определённые факты. Она отличается простотой и наглядностью, красочностью и лёгким восприятием информации.
Инфографика совмещает логику построения, яркость образов, объёмность информации и рассматривается как полезное средство визуализации учебного знания. Практика показала: использование инфографики в учебном процессе, в частности, при преподавании географии, способствует быстрому, более эффективному усвоению учебного материала.
Через зрительное восприятие человек усваивает до 80% информации. Зрительные образы способствуют осознанному сохранению информации. При работе с инфографикой мы развиваем у детей умение сравнивать, классифицировать, выделять главное в познаваемом объекте, развиваем умение групповой работы над темой, формируем информационные компетенции.
Визуально инфографика может быть представлена в разных формах: в качестве карикатуры, диаграммы, иллюстрации, эмблем или простых рисунков. Любой образ подходит, если он эффективно работает для передачи данных, выполняя конкретные цели, поставленные составителем инфографики.
В условиях клипового мышления важно подобрать и кратко представить информацию. Изображения делают информацию более привлекательной и убедительной.
На уроках использование инфографики продуктивно, так как:
Сложная информацию даётся в наглядном виде;
Запоминается и длительное время сохраняется в памяти информация в виде схематичных зрительных образов;
Знания формируются осознанно;
Развиваются умения сравнивать, классифицировать, выделять главное в поз навательном объекте;
Использовать инфографику возможно не только на уроках. Ведь она может помочь в тех случаях, когда нужно запомнить достаточно большое количество информации, особенно, если представлена она не объёмным блоком, а тезисно. Например, в ВПР по географии для 7 класса есть задание, в котором нужно узнать страну по очертаниям, указать географические объекты, имеющие отношение к этому государству: назвать достопримечательности, крупные города, полезные ископаемые, сельскохозяйственные культуры и так далее. Проанализировав все представленные варианты проверочной работы, мы с ребятами выяснили, что стран для характеристики более 20.
Кратко и наглядно скомпоновать большой объём материала – задача как раз для ресурса, созданного с помощью инфографики.
В ходе реализации учебного проекта мы создали обучающий комплект карточек, с помощью которого при подготовке к ВПР запоминание материала переходит в игровую плоскость. Карточки выполнены на глянцевом картоне, размер каждой 9 на 16 см. На одной карточке размещены картинки, передающие информацию о стране, на другой – вопросы по этой стране.
Ребятами была проделана большая техническая работа в интернете по поиску изображений, их редактированию – сохранялись нужные изображения в определённом ракурсе, отделялся фон, подбирались карты, закрашивались контуры страны, объекты размещались на карточке.
Работали с готовым ресурсом мы группами на дополнительных занятиях. Ребятам раздавались карточки с картинками, они рассматривали их, запоминали информацию. Карточки собирались, и раздавались другие – с вопросами, на которые ребята должны были ответить. Затем ребятам предлагались вопросы по анализу материала о странах: к какой сфере занято большинство жителей европейских стран? Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в странах Средиземноморья? Какие страны омывает Тихий океан? Поскольку на ВПР не разрешается пользоваться атласом, такая тренировка образного запоминания оказалась эффективной.
Именно лаконичность информации, её наглядность способствовали лучшему и быстрому запоминанию материала.
Вот так, например, выглядят карточки с информацией о Японии.
К сожалению, в прошлом учебном году нам не пришлось продемонстрировать готовность к ВПР, так как в связи со сложной эпидемической обстановкой проверочные работы перенесены, но ребята получили комплект карточек в цифровом формате, и этот ресурс им как раз поможет в новом учебном году повторить этот материал и показать свои знания на проверочной работе.
Интернет-источники